Нормативно-методическая база делопроизводства.
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Учебное пособие
Тамбов 2007 Рекомендовано к публикации Научно-методическим Светом ГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа Автор-составитель: Абрамова В.Н. Рецензент: Шуняева В.А. Кандидат юридических наук, Преподаватель Тамбовского Бизнес-колледжа Учебное пособие «Документационное обеспечение управления» предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов Тамбовского бизнес-колледжа по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение», «Менеджмент», «Экспертиза качества потребительских товаров», «Правоведение» и др.
Пояснительная записка В современном динамичном мире каждая организация, предприятие, фирма нуждается в эффективном управлении. Оперативность и четкость управления, культура труда персонала и, в целом, результативность деятельности организации, предприятия, фирмы прямо связаны с документной информацией. Документная информация, документ - это исходный момент и результат работы служащих аппарата управления. Он является основанием, для принятия управленческих решений и фиксирует их. Документ служит доказательством, свидетельствует об исполнении, обеспечивает закрепление информации для передачи ее во времени и в пространстве, служит источником для обобщений, материалом для справочной работы; свидетельством исторического прошлого. Термин "Документационное обеспечение управления" характеризует совокупность работ по документированию управленческой деятельности и организации работы с документами с момента их создания до сдачи в архив.
Основное внимание в учебном пособии уделяется подготовке и оформлению организационно-распорядительных документов как базовому процессу в реализации всех управленческих функций. Освоение унифицированных приемов и методов написания распорядительных документов, деловых писем в сочетании с другими навыками документирования и документационного обеспечения управления окажет прямую помощь бухгалтерам, менеджерам, специалистам экономического профиля, правоведам в этом трудоемком деле. В конце каждой темы для закрепления изучаемого теоретического материала предлагаются вопросы для самоконтроля. Целью изучения учебной дисциплины "Документационное обеспечение управления" является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области документоведения и использование их в дальнейшей трудовой деятельности. В результате изучения курса студенты должны Знать: Ø законодательно-нормативное регулирование делопроизводства; Ø основные требования к оформлению управленческих документов; Ø состав, порядок расположения и правила оформления основных реквизитов документов; Ø системы документации, отражающие определенные направления деятельности; Ø виды документов, порядок их оформления; Ø организацию служб делопроизводства и работу с документами; Ø организацию документационного обеспечения управления; Ø организацию и формы контроля за исполнением документа; Ø порядок формирования и хранения документов. Уметь: Ø составлять и оформлять документы на бумажном носителе; Ø работать с готовыми документами, созданными на данном предприятии, либо поступившими извне; Данное учебное пособие представляет собой полный курс лекций по темам, в соответствии с утверждёнными программами по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» и предназначено для теоретического освоения соответствующих тем и получения практических навыков студентами Тамбовского бизнес – колледжа по специальностям: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»; 080107 «Налоги и налогообложение»; 080501 «Менеджмент»; 080108 «Банковское дело»; 261301 «Экспертиза качества потребительских товаров»; 030503 «Правоведение».
Учебное пособие может быть использовано для организации как аудиторных занятий, так и самостоятельного изучения материала студентами дневного и заочного отделения. Содержание Содержание. 4 Раздел №1.Нормативно-методическая база, регламентирующая работу с документами в современных условиях. 5 Тема 1.1. Нормативно-методическая база, регламентирующая работу с документами в современных условиях. 5 Тема 1.2. Правила составления и оформления документов. 8 Раздел 2 Государственные унифицированные системы документации. 18 Тема 2.1 Система организационно-правовой документации. 18 Тема 2.2. Система распорядительной документации. 23 Тема 2.3 Система справочно-информационной и справочно-аналитической документации. 27 Иностранные языковые формулы, используемые в деловой переписке. 40 Тема 2.4 Документирование трудовых правоотношений. 42 Тема 2.5 Документация по денежным и финансово-расчетным операциям. 48 Тема 2.6. Система документации по коммерческой деятельности предприятия и товароведению.. 52 Раздел 3 Технология работы с документами на предприятии. 62 (в фирме). 62 Тема 3.1 Организация делопроизводства и работы с документами. 62 Тема 3.2 Организация рационального движения документов внутри предприятия. Номенклатура дел. 67 Используемая литература. 72
Тема 1.1. Нормативно-методическая база, регламентирующая работу с документами в современных условиях. План темы: 1. Нормативно-методическая база делопроизводства. 2. Использование различных носителей информации в документировании.
Нормативно-методическая база делопроизводства. Технический прогресс обуславливает новые требования к составлению и оформлению официальной документации.
Сфера деятельности человека, связанная с разработкой и оформлением документов, организацией их движения, учета и хранения называется делопроизводством. Равнозначен ему термин «документационное обеспечение управления» (ДОУ). Система документационного обеспечения управления включает три взаимосвязанных составных части: подготовка управленческих документов, технология работы с документами, систематизация документов в течение календарного года и организация их архивного хранения. При решении каждой из названных проблем специалисты-практики должны руководствоваться действующими нормативно-методическими документами в области делопроизводства, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и Федеральной архивной службой России. Нормативно-методическая база делопроизводства – это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации, учреждения, предприятия, фирмы, а также регламентирующие работу службы делопроизводства – её структуру, штаты, функции, техническое обеспечение и другие аспекты. Нормативно-методическая база делопроизводства включает в себя: · законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации; · указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне; · правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.) как общеотраслевого, так и ведомственного характера; · правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы делопроизводства; · правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству учреждений, организаций и предприятий;
· государственные стандарты на документацию; · унифицированные системы документации; · общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; · Государственную систему документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ); · нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда; · нормативные документы по организации архивного хранения документов. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления изложены в Основных положениях Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), которая, по сути, является общегосударственной инструкцией по делопроизводству, служит нормативно-методической базой для совершенствования на единой основе ДОУ и повышения его эффективности путём унификации состава и форм документов, повышения качества работы службы ДОУ на базе научной организации труда и внедрения новейших технических средств. Составную часть ГСДОУ представляет собой альбом образцов форм и примеров организационно-распорядительных документов. Альбом схем-плакатов предназначен для работников аппарата управления, специалистов служб документации министерств (ведомств), предприятий, основанных на различных формах собственности. Вопросы организации работы с документами, т.е. рациональная система их регистрации, поиска, контроля за исполнением и др. описаны в Основных положениях ГСДОУ, а также технологические решения по основным задачам делопроизводства с использованием традиционных (ручных) и автоматизированных (с использованием ПЭВМ) систем обработки информации. Все аспекты организационной и управленческой деятельности на предприятиях, в учреждениях находят своё отражение в документоведении. Производственные ситуации, с одной стороны, разнообразны, с другой стороны – повторяются и требуют конкретных решений, оформленных документально. Огромное количество документов вызывает необходимость их стандартизации и унификации. Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил. Стандартизация – это возведение в норму, обязательную к применению, прогрессивных правил, требований, выработанных в результате унификации документов для всеобщего и многократного их применения. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории нашей страны, относятся: · межгосударственные (региональные) стандарты (ГОСТ), применяемые в установленном порядке;
· государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); · стандарты отраслей (ОСТ); · стандарты предприятий (СТП); · правила, нормы и рекомендации по стандартизации; · общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации Все государственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены в Государственную систему стандартизации. На государственном уровне проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД). Унификация – это сокращение неоправданного многообразия разновидностей документов, приведение их к единообразию форм, структуры, языковых конструкций, операций по их составлению, обработке, учету, хранению. Унификация – это установление максимально единообразного набора реквизитов, формата бумаги и фиксация реквизитов на бумаге. Унифицированная система документации (УСД) – это совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определённых видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению. В настоящее время действуют следующие унифицированные системы управленческой документации: · Унифицированная система организационно-распорядительной документации; · Унифицированная система банковской документации; · Унифицированная система финансовой учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций; · Унифицированная система отчетно-статистической документации; · Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий; · Унифицированная система документации по труду; · Унифицированная система документации пенсионного фонда Российской Федерации; · Унифицированная система внешнеторговой документации. При создании документов необходимо следовать принципам стандартизации и унификации. Целью стандартизации и унификации документов является рационализация процессов подготовки, исполнения, поиска документов, сокращение документопотоков и создание оптимальных условий для машинной обработки информации, повышение уровня управления предприятием. Организацией. Стандартизация и унификация управленческих документов позволяют добиться единообразия в структуре и обработке информации. Стандартизация и унификация способствуют также выработке прогрессивных методов работы с документами. Наряду со стандартизацией и унификацией документов (при их создании) широко используется и принцип трафаретизации, позволяющий как ускорить создание однотипных документов, так и избежать излишних ошибок. Трафаретизация – это способ унификации текстов документов, который состоит в том, что вся информация для документов, условно подразделяется на трафаретную, или постоянную, и индивидуальную, или переменную. Особенно актуальна трафаретизация в работе с деловой корреспонденцией. Трафаретизация позволяет повысить производительность труда исполнителей, способствует повышению культуры делопроизводства. Основные требования к оформлению организационно-распорядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30–2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации.» Требования к оформлению документов. Стандарт разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, принят и введён в действие с 01.07.2003. Постановлением Госстандарта России № 65-ст от 3 марта 2003 года. Стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе ОРД (УСОРД) – постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включённые в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД). Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, требования к изготовлению, учёту, хранению и использованию бланков с воспроизведением на них Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|