Классификация документов по финансово-расчетным операциям
Документирование хозяйственных операций осуществляется на основе действующего законодательства. Согласно Федеральному закону РФ о «Бухгалтерском учете» все хозяйственные операции должны отражаться в учете на основании оправдательных документов. Документы по финансово-расчетным операциям составляют в основном работники финансового отдела и бухгалтерии. Документы по финансово-расчетным операциям являются письменным доказательством действительного осуществления финансово-расчетной операции или права на её совершение. Документы по финансово-расчетным операциям служат также для предварительного и последующего контроля за сохранностью собственности, за соблюдением действующего законодательства и целесообразностью производимых операций. Посредством документов проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности. Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Составление их должно осуществляться на основании специальных правил. Допущенные по различным причинам ошибки в документах исправляются в установленном порядке. В кассовых и банковских документах исправление записей не допускается. Специальный порядок составления документов по финансово-расчетным операциям и контроль за их составлением предполагает не допустить совершения неправильных и незаконных операций. К учету принимаются только те документы, которые составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь обязательные реквизиты, перечень которых определяется содержанием той или иной операции. В первичных документах должны быть отражены все необходимые сведения, позволяющие точно установить содержание и условия совершения операций, т.е. возникает необходимость заполнения всех реквизитов, предусмотренных формой документов.
Все документы, применяемые в настоящее время в хозяйственной деятельности, можно классифицировать по следующим основным признакам: По назначению: -распорядительные – документы, содержащие разрешение на совершение определённой хозяйственной операции (распоряжение руководителя о выдаче денежных средств под отчет); -оправдательные – документы, содержащие информацию об исполнении распоряжения (авансовый отчет); -бухгалтерского оформления – документы, которые служат для оформления бухгалтерских записей с целью дальнейшего использования в учётном процессе (расчет начислений с оплат труда); -комбинированные – документы, сочетающие в себе признаки распорядительных, исполнительных и документов бухгалтерского оформления (расчетно-платёжная ведомость на оплату труда). По содержанию хозяйственных операций: -материальные – документы, служащие для оформления операций по движению товаро - материальных ценностей (приходный ордер); -денежные – документы, предназначенные для оформления операций с наличными и безналичными денежными средствами предприятия (платёжное поручение); -расчётные – используемые для оформления расчетных взаимоотношений предприятия со своими контрагентами по возникшим обязательствам (счёт-фактура). По объёму отражаемых операций: -первичные – документы, содержащие информацию об одной хозяйственной операции (приходные и расходные кассовые ордера); -сводные – документы, предназначенные для обобщения информации обо всей совокупности однотипных хозяйственных операций за определённый промежуток времени (отчет кассира). По способу использования:
-разовые – документы, используемые для оформления однократной хозяйственной операции (накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов; -накопительные – используются для многократного совершения одноразовых хозяйственных операций (лимитно - заборная карта). По числу учитываемых позиций: -однострочные – документы, содержащие одну учётную позицию; -многострочные – документы, содержащие две и более учётные позиции (расчетно-платёжная ведомость). По месту составления: -внутренние; -внешние. По способу заполнения: -заполняемые вручную; -заполняемые при помощи средств вычислительной техники. Основные виды документов по финансово-расчетным операциям Денежный чек – распоряжение предприятия банку о выдаче с его расчетного счета суммы наличных денежных средств, указанных в чеке. Расчетный чек – распоряжение плательщика о перечислении с его расчетного счёта определённой суммы на счет получателя. Расчетные чеки используются только для безналичных платежей, являются всегда именными т.е. применяются для перечисления денег тем предприятиям, которые указаны в чеке. Чеки выписываются на специальных бланках, сброшюрованных в чековые книжки. Они выдаются учреждениями банка предприятиям на основании заявлений. Хранятся чеки как документы строгой формы отчетности. Счет-фактура – товарно-расчетный документ, который выписывает поставщик при отпуске товара покупателю. Счета-фактуры используются для контроля за выполнением договорных обязательств и являются основанием для выписки платёжных поручений, расчетных чеков, при акцептной форме расчетов, для выписки платёжных требований. Обязательство кассира. Порядок ведения кассовых операций, правила приема, выдачи и хранения денег предусмотрены в соответствующих нормативных документах. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан ознакомить кассира с должностной инструкцией, руководящими и нормативными документами. Кассир выдает администрации предприятия обязательство о материальной ответственности по соответствующей форме – обязательство кассира. Это обязательство хранится в личном деле кассира. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причинённый предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком по согласованию с руководителем предприятия лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение пяти рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий и т.д. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя организации и главного бухгалтера. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера. Руководитель организации обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денежных средств и ценностей в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Положение о ведении кассовых операций предусматривает проведение внезапных ревизий кассы с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Для проведения ревизии кассы приказом директора назначается комиссия из числа работников предприятия с обязательным участием бухгалтера и кассира. Результаты ревизии оформляются актом. В акте ревизии фактические остатки кассовой наличности сопоставляются с учетными данными, после чего определяется недостача или излишек денежных средств. Акт должен быть оформлен в день ревизии кассы и подписан членами комиссии. Кассир обязан ознакомиться с содержанием документа и поставить подпись под актом. Документ необходимо составлять не менее чем в двух экземплярах, причем один экземпляр следует отдать материально-ответственному лицу – кассиру. Акт представляется на утверждение руководителю предприятия. Результаты ревизии находят свое дальнейшее отражение в счетах бухгалтерского учета: излишки приходуются, а недостача удерживается с материально-ответственного лица. В случае недостачи или излишек денежных средств в кассе кассир обязан написать объяснительную записку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|