Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над научными статьями




Клиницист должен рассматривать публикацию на­дежных результатов как честь для себя и стараться быть достойным подобной чести. У него такие же обязанно­сти, как и у любого другого автора. Во-первых, чест­ность, научная или художественная, и во-вторых, мас­терство. В, данном случае мастерство почти синонимич­но грамотности. Если учителя выпустили его полуграмот­ным, он должен настойчиво изучать грамматику, синтак­сис, риторику и стилистику — либо самостоятельно, либо в вечерней школе. Даже при наличии всех этих элемен­тов очень трудно овладеть композицией, и терапевт не должен считать несправедливостью, если учитель, руко­водитель или его собственные стандарты требуют, чтобы он шесть или семь раз переписал статью, прежде чем до­стигнет удовлетворительного результата.

Овладение мастерством письма должно быть частью подготовки любого молодого ученого-клинициста. Руко­водитель окажет студентам большую услугу, если будет строго придерживаться самых высоких стандартов, так, чтобы они были вынуждены выражать свои мысли наи­более выразительно. Он может делать это, оставляя при­дирчивые замечания на полях набросков научных статей, которые представляют ему студенты. Он не должен за­бывать, что один из лучших знатоков английского языка Джозеф Конрад[18] был также капитаном дальнего плавания, а это не менее трудная и ответственная профессия, чем профессия группового терапевта; но он нашел время для развития своих способностей, хотя английский начал учить уже будучи взрослым и зная несколько других язы­ков. Если в штате больницы нет человека, который был бы способен выполнять работу редактора, такого клини­циста нужно найти где-нибудь в другом месте и пригласить присоединиться к работе. В некоторый случаях, вопреки самым настойчивым усилиям, трудности кажутся нераз­решимыми. Люди, которые не способны писать, должны рассчитывать на помощь со стороны, которую вероятнее всего удастся найти в системе обучения английскому язы­ку взрослых.

Полезно регулярно читать статьи в журнале «Сайенс» и изредка сравнивать их со статьями в психоаналитичес­ких журналах. Разница отчетливо показана Федерном в его статье «Невротический стиль». Автор статьи убере­жет себя от многих неприятностей и беспокойств, убрав навязчивых паразитов, которыми заражены многие пуб­ликации в области психотерапии, а именно вступление и заключение. Из вступления необходимо убирать такие слова, как «важный», «сложность» и «переплетающий­ся», а из заключения — «перспективный», «углубить» и «расширить». Федерн ясно пишет, что «важные услож­нения переплетаются» именно тогда, когда автор изви­няется за то, что не смог расширить и углубить свои перспективы.

РАБОТА НАД КНИГОЙ

Еще более, чем безграмотная статья, угнетает безгра­мотная книга. В каждом городе и поселке Америки есть молодые честолюбивые авторы, которые сочтут за честь принять участие в написании книги. В каждой средней школе и в каждом колледже есть ученик или студент с выдающими способностями в области грамматики и сти­ля, который будет польщен, если его талант будет ис­пользован для такого важного дела. Некоторые из этих молодых людей превосходно владеют стилем и могут любую рукопись сделать в этом отношении безупречной. Больше того, реакция умного студента, изучающего ан­глийский язык, может быть более ценной, чем отзыв подготовленного критика, прочитавшего рукопись до публикации. Таким образом, любой клиницист, не уме­ющий хорошо писать, может сравнительно недорого по­лучить квалифицированную помощь. Однако автор книги должен помнить, что определенный процент американ­ских преподавателей и студентов — это малограмотные люди, и обязательно убедиться, что нанял хорошего по­мощника.

Книга всегда полезнее, когда она снабжена хорошим указателем. В клиническом исследовании, например, хо­рошо иметь не только указатель тем, но также указатель историй болезни или пациентов и, конечно, указатель авторов; или, по крайней мере, комбинацию всех этих трех индексов. Покупатели-профессионалы часто имен­но по указателю авторов определяют ценность новой книги. Психотерапевты, например, охотнее купят кни­гу из раздела «Психоаналитическая литература», если в ней содержится много ссылок на Фрейда. Некоторые предпочитают книги, ориентирующиеся на Юнга. Одни избегают покупать книги, индекс которых указывает только на дальнейшее исследование канонических идей некоторых общепризнанных авторитетов, другие только такие книги и покупают. Поэтому включение указателя авторов — проявление вежливости по отношению к воз­можному покупателю или читателю в библиотеке. На­чинающему читателю очень полезен словарь терминов; он же помогает более подготовленному читателю сори­ентироваться в специфике взглядов автора. Семантичес­кое примечание, в котором разъясняется, что автор имеет в виду под такими связками, как «есть», «означает» и «представляет», может прояснить отношения автора и ученого читателя.

И последнее замечание о библиографии и стиле. Библиография в алфавитном порядке престижна, но часто почти бесполезна. Если работы пронумерованы, в тексте удобнее отыскать вклад каждого автора. А что касается стиля, то он должен быть единым на протя­жении всей работы. Придерживаясь этих советов, ав­тор создаст у читателя впечатление тщательности и об­думанности.

ЛИТЕРАТУРА О ГРУППОВОМ ЛЕЧЕНИИ

Если студент хочет считать себя грамотным в избран­ной сфере, он должен иметь общее знакомство с литера­турой по групповому лечению и групповой динамике, а литературу по некоторым темам должен прочесть полно­стью. Он должен помнить, что современные работы не всегда лучше старых, которые часто бывают более сти­мулирующими и информативными и написаны лучше, чем большинство новых. Приводимый ниже обзор даст достаточное основание для разумного обдумывания и об­суждения.

ГРУППОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Сжатое изложение ранней литературы содержится в сборнике под редакцией Дж. Л. Морено. Студент должен просмотреть эту книгу и прочесть статьи, которые явно представляют не только специальный интерес, а образу­ют подлинное основание темы. Нужно также прочесть две статьи, относящиеся к этой эпохе. Первая — «Основы группового анализа», написанная Тригантом Барроу, — может считаться зародышем, из которого развилось все груп­повое лечение, каким мы знаем его сегодня. Вторая — ста­тья, написанная Джайлсом Томасом, в которой рассмат­риваются и классифицируются методы групповой тера­пии, распространенные в то время.

Важный библиографический период начинается в 1951 году, когда начал выходить «Международный журнал груп­повой психотерапии». Познакомиться с этой литературой лучше всего, пролистав «Международный журнал» с пер­вого тома и выбирая те работы, которые стимулируют на­учный интерес студента. Поскольку эта литература почти исключительно эмпирическая, нет объективных критери­ев, которые позволяют предпочесть одну статью другой. Очень много статей по групповой терапии рассеяно по другим периодическим изданиям, есть также несколько книг, которые можно отыскать в библиографии статей из «Международного журнала». Другой журнал, преимуще­ственно посвященный этой области, выходит под простым названием «Групповая психотерапия». Однако эти два журнала мало пересекаются друг с другом, и ссылки в од­ном на другой заметно редки. Поэтому добросовестный студент должен просмотреть подшивки обоих журналов.

Особо следует упомянуть то, что можно было бы на­звать «английской школой». Студенту рекомендуется про­честь легко доступные труды Биона, Эзриеля, Фолкса и их коллег. Сюда же можно включить работы Максвелла Джонса о терапевтическом сообществе.

Последнее время можно отметить три заметных на­правления. Первое — это усиление интереса к семейной терапии. Некоторые выдающиеся авторы в этой области — это Акерман, Белл, Гротьян и Сатир. Вдобавок существует новый журнал «Семейный процесс», который будет дер­жать вас в курсе этой стремительно расширяющейся сфе­ры. Второе заметное направление — развитие трансакционного анализа. Две основные работы по этому подходу принадлежат автору данной книги: «Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии» и «Игры, в ко­торые играют люди». Феномен последних лет — появле­ние «новой генерации» психоаналитических групповых терапевтов, и для знакомства с достижениями в этой спе­циальной области можно прочесть три книги: сборник Розенбаума и Бергера, текст Муллана и Розенбаума и мо­нографию «Психоанализ в группах» Вулфа и Шварца.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Многие философы-классики уделяли большое внима­ние проблемам групповой динамики, хотя и не под та­ким названием. Интеллектуальный вклад трех столетий — с 1500 до 1800 года — наиболее полно и авторитетно по­чти сто лет назад рассмотрел Отто Гирке, и наиболее важ­ные места из его работы в легко усваиваемом виде по­дытожены Эрнестом Баркером из Кембриджа под назва­нием «Природный закон и теория общества». Внешне это юридический трактат, но на самом деле это, вероятно, лучшая из всех существующих работа в широкой сфере групповой динамики. Поистине само название побужда­ет мысль: то, что мы называем «групповой динамикой», многие выдающиеся мыслители в области социальной фи­лософии называли «природным законом». Студент дол­жен прочесть, изучить и обдумать по крайней мере пре­дисловие переводчика, а также столько из текстов, сколь­ко сумеет.

Общий обзор девятнадцатого и начала двадцатого века обычно можно найти в любом хорошем учебнике по со­циологии, таком, например, как книга Хинкла и Хинк­ла. Именно этим периодом датируется психоаналитичес­кий подход к групповой динамике, впервые его можно встретить в монографии Фрейда «Психология группы и анализ Эго». Взгляды Фрейда критически проанализированы и развиты в позднейших версиях книги Шайделин-гера «Психоанализ и групповое поведение» с подзаголов­ком «Изучение фрейдистской групповой психологии»; с этой работой захотел бы познакомиться любой клиницист. Однако студент не должен игнорировать и то новое, что написано после того, как Фрейд опубликовал свою кни­гу. К сожалению, он обнаружит, что многие более сла­бые коллеги унесены Сциллой социальной психологии, а других утопила Харибда «ортодоксии».

Групповая динамика как экспериментальная дисцип­лина получила максимальное развитие после второй ми­ровой войны. Существуют два сборника, которые дадут студенту полное представление об этом подходе: один — Картрайта и Зандера, второй — Нара, Богратта и Бейлса. Не все статьи из этих сборников будут полезны для кли­нического работника и произведут на него впечатление, но некоторые он, несомненно, найдет любопытными и поучительными. Самый недавний подход к групповой ди­намике — трансакционный (его следует отличать от «ин-теракционного» подхода). Он непосредственно исходит не из лаборатории, а из лечебного кабинета и потому наи­более подходит для группового терапевта. Этот подход в приложении к терапевтическим группам уже рассматри­вался в 6 главе, а более подробно с ним можно познако­миться в книге автора «Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Ниже следуют некоторые указания для тех, кто, по­мимо описанных выше основ, интересуется специальны­ми вопросами.

Психодрама

Доктор Морено (в частном разговоре) как самое под­ходящее вступление в эту тему порекомендовал свою ста­тью в «Американском руководстве по психиатрии». К ста­тье приложена авторитетная библиография.

Гештальт-терапия

Этот интересный подход, который все еще находится на экспериментальной стадии, очерчен Перлсом и его сто­ронниками. Однако испытывать этот подход следует толь­ко под руководством опытного старшего психиатра.

Экзистенциальная терапия

В высшей степени индивидуализированный подход. Хорошее вступление в тему можно найти в небольшом учебнике Ролло Мея.

Социальная психология

Общий очерк подхода социальной психологии к груп­повой динамике можно найти в книгах Креча и Кратч-фидда или Дж. Ф. Брауна.

 


[1] Резидентами называют начинающих врачей, которые в течение трех-пяти лет проходят последипломную клиническую практику и, как правило, живут в самой больнице. — Прим. перев.

[2] В философии Аристотеля — некое активное начало, превращаю­щее возможность в действительность. — Прим. перев.

[3] Совершенно необходимое, непременное условие; буквально — «без Чего нет», латин. — Прим. Перев.

[4] Возникновение у двух тесно связанных людей одинаковых иллю­зий или заблуждений; буквально «двойное безумие». — Прим. перев.

[5] Чуть больше 50 сантиметров. — Прим. Перев.

[6] Чистая доска, латин.: в частности так говорится о сознании чело­века. — Прим. перев.

[7] Прежде всего — не навреди (больному), латин. — Прим. перев.

[8] Целительная сила природы, латин. — Прим. перев.

[9] Лечу их я, но излечивает Бог, франц. — Прим. перев.

[10] Имеется в виду начало XX века, время правления английского ко­роля Эдуарда VII. — Прим. перев.

[11] Заболевания, встречающиеся в тропиках и вызванные укусами на­секомых или расстройством пищеварения. — Прим. перев.

[12] Английские слова treatment «лечение» и threatening «угрожающий» фонетически очень похожи. — Прим. перев.

[13] Адольф Мейер, американский психиатр. — Прим. перев.

[14] Пещеры во Франции и в Испании, в которых обнаружены рисун­ки первобытных людей. — Прим. перев.

[15] Христианская наука — протестантская секта, основанная на вере в то, что Слово Христово способно излечить от всех физических и ду­ховных недугов. — Прим. перев.

[16] Холизм — философская система, в которой целое трактуется как высшее философское понятие, синтезирующее в себе субъективное и объективное и являющееся «последней реальностью универсума». — Прим. перев.

[17] В полном объеме, латин. — Прим. перев.

[18] Джозеф Конрад, 1857—1924, знаменитый английский писатель, ав­тор многочисленных романов о мореплавателях; родился в Польше. — Прим. перев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...