Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 9 глава
Болезненность Притяжений ДТПЭ, их патологичный характер искажающий свободный поток эмоций КТ не являются единственными отличиями эмоциональных систем этих двух различных психических токов. К основным отличиям можно отнести Открытость Любви КТ к слиянию с другими энергиями природы и Закрытость (аутизм) контакта с внешним миром у Притяжений ДТПЭ, который использует внешние энергии только для зарядки своего силового поля (то есть мистификации видения мира у людей в фигурах сверхъестественных сил Эго и Супер-Эго). Люди с активным ДТПЭ не чувствуют ничего кроме трех его Притяжений Влюбленности, Самолюбия и Самовлюбленности, видя мир через кривое зеркало Эгосистемы, а люди со здоровым КТ ощущает все разнообразие бесчисленных энергий космоса, получая к ним доступ через интеллект и ощущая их чувственно (сливаясь энергетически). Важнейшим отличием эмоциональных систем КТ и ДТПЭ является равновесность первой и неравновесность второй. Полюса Активного и Пассивного Интеллекта, образуя поток энергии КТ, как жажду знаний, любви к миру и радости жизни – порождают энергию равновесия, ибо жажда знания и тяга к силе других природных энергий можно быть удовлетворена в открытие законов природы и построении интеллектуального пространства КТ. Это пространство, выстланное знаниями о законах природы, своей стабильность и прочностью истины раз и навсегда уравновешивает зрелый КТ с развитой уже системой теоретических и опытных знаний, позволяя ему удовлетворять все свои насущные потребности в контроле и в доступе к другим природным энергиям. Иначе обстоит дело с потребностями Эгозащиты ДТПЭ. Болезненность динамики противостояния фигур Эгосистемы снять, оставаясь на ДТПЭ, невозможно, так как это основа силового поля ДТПЭ. Его существо как раз и состоит в том, чтобы ставить неразрешимую задачу, которая гарантирует ненасыщаемую активность людей. "Удовлетворить" Эго, защитив его от его заклятого врага Супер-Эго, невозможно, не только потому что оно не живое, а прежде всего потому что оно вообще не существует вне динамики борьбы с Супер-Эго, образуя с ним силовое поле неживого тока. Так что как мы можем видеть задача выполнена на все сто процентов: Эгозащита ненасыщаема, и чем болезненнее она становится в результате коротких балансовых циклов, тем более стимулируется, образуя заколдованный круг.
Иссушая свой источник в виде потока эмоций любви КТ, Притяжения ДТПЭ в конечном итоге окончательно лишают психику всякой жизненности, ибо конвульсии Эгозащиты в целях снять болезненность натяжений Эгосистемы не могут служить источником жизненных чувств, а напротив представляют собой их патологию и разложение. Наконец, эмоциональные системы КТ и ДТПЭ строго различаются по своему отношению к сознанию и воле. Ясно, что первые являются проводниками сознания и воли, тогда как вторые напротив разрушают сознательную и волевую активность. Поведение, мотивированное Притяжениями ДТПЭ – это автоматическое и компульсивное поведение, спровоцированное не сознанием и волевым решением, а резкой и непереносимой болью динамики Эгосистемы с целью снижения этой боли. "У них настоятельная потребность грабить, иначе придется терпеть невыносимые муки и страдания. Когда его тиранит Эрот, человек навсегда становится таким, каким изредка бывал во сне, ему не удержаться не от убийства, ни от обжорства, ни от проступка, как бы ужасно все это не было: посреди всяческого безначалия и беззакония в нем тиранически живет Эрот. Как единоличный властитель, он доведет объятого им человека, словно подвластное ему государство, до всевозможной дерзости, чтобы любой ценой удовлетворить себя, и сопровождающую его буйную ватагу, составившуюся из всех тех вожделений, что нахлынули на человека отчасти извне, из его дурного окружения, отчасти же изнутри, от бывших в нем самом такого же рода вожделений, которые он теперь распустил, дав им волю" Платон Государство
Ниже мы систематизировали основным различия эмоциональных систем КТ и ДТПЭ в таблице.
В заключение хотелось бы отметить некоторые моменты из современной теории эмоций, которые перекликаются с отражением систем эмоций в теории ПЭ. Хотя реального разделения эмоциональных систем в современной психологии не существует, тем не менее, есть попытки отделить чувства, как сознательные, волевые и устойчивые эмоции от аффектов, как срабатывающих автоматически, без участия воли и сознания стрессовых и скоротечных эмоциях. Ясно, что это несомненно есть попытка разделения Потока эмоций КТ и Притяжений ДТПЭ. Есть также указания на отделения Настроения от чувств и эмоций, как некоторого диффузного, общего состояния, не связанного с конкретными объектами и событиями. Так что "даже когда все идет хорошо" хорошего настроения может не быть. Как представляется, Настроение отражает уровень здоровья КТ или же уровень его поражения ДТПЭ, что действительно не будет связанно с конкретными событиями и объектами контакта и восприятия. При активном ДТПЭ настроения действительно не будет "даже когда все идет хорошо". И наоборот, здоровый КТ снабдит энергией и бодрым духом почти в любой ситуации.
Глава 8. Зомбирование психики нечеловеческим психическим током.
Пожалуй, основную энергетическую схему личности наилучшим образом отразили в своих трудах Спиноза и поздняя Карен Хорни.
"центральный внутренний конфликт – это конфликт между здоровыми и невротическими, конструктивными и деструктивными силами. это конфликт между гордыней и подлинным собой. ….Подлинное я, хотя и оттесненное на задний план, подавленное гордыней при восхождении к власти, все еще потенциально могущественно и может при благоприятных обстоятельствах вновь войти в полную силу. … Начинается открытый бой гордыни с подлинным я. Ненависть к себе направляется …на вышедшие из подполья конструктивные силы подлинного я. Это конфликт большего масштаба, чем любой другой невротический конфликт, о котором говорилось до сих пор. Я предлагаю называть его центральным внутренними конфликтом. …за свою жизнь борется самая сердцевина нашего существа, наше подлинное я со своей способностью к росту". Невроз и личностный рост Карен Хорни "Одна из главных характеристик невроза, как мы утверждали вообще и освещали в подробностях, это смещение приложения сил: от развития заложенного потенциала подлинного я на развитие фиктивного потенциала идеального я. Чем полнее мы понимаем значение этого процесса, тем меньше нас затрудняют несоответствия во внешнем выходе сил. Чем больше сил отбирает на службу себе гордыня, тем меньше остается для конструктивного влечения к самоосуществлению. Проиллюстрируем это обычным примером: снедаемый честолюбием человек может проявить удивительную энергию, чтобы достичь высокого положения, власти и славы, а с другой стороны, у него не находится времени, интереса и сил на личную жизнь и свое духовное развитие. На самом деле вопрос не в том, что у него "не остается сил" на личную жизнь и развитие. Даже если бы у него оставались силы, он бессознательно отказывался бы использовать их ради своего подлинного я. Это пошло бы вразрез с намерением его ненависти к себе, которое состоит в том, чтобы давить подлинного себя". Невроз и личностный рост Карен Хорни Из этого определения энергетической схемы психики Хорни ясно просматривается конфликтный характер ее устройства, противоборство между двумя основными силами психики – конструктивной, своей и здоровой и деструктивной, чужой и ведущей к болезни. Таким же образом и Спиноза ставит в центр своего понимания психических процессов противоборство между конструктивными силами психики, которые он всецело связывает с объективным мышлением и деструктивными силами психики, "аффектами и страстями" основанными на ложных "мнениях" и вводящими человека в заблуждение. "мы видим и находим, что все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви. Но дело обстоит совершенно иначе с теми, которые дурны и должны избегаться нами, так как мы без них не только можем существовать, но именно тогда только, когда освободились от них, становимся такими, какими должны быть. Также и любовь, может происходить из верных понятий или из ложных, и первая ведет к наивысшему благу, а вторая к нашей гибели…познание избавляет нас от печали, отчаяния, зависти, страха и прочих дурных страстей, которые, как мы покажем далее, представляют собой настоящий ад" Спиноза ЭтикаЭволюционные психологи стараются во всех механизмах человеческого поведения увидеть биологический смысл выживания – но тут их ждет большое разочарование. Человек, прежде всего психическая энергия и только потом биологическая, поэтому человеческим поведением управляют законы психической энергии, а не инстинкты подобно животному поведению. Инстинкты действительно большей частью управляются законами выживания, но вовсе не так обстоит дело с психическими токами. Только конструктивный ток, только наше подлинное Я, основанное на объективном мышлении способствует (и несоизмеримо эффективнее нежели у животных) нашему сохранению и совершенствованию, но деструктивная сила нашей психики напротив исключительна разрушительна и вредна. Глубокий кризис в котором находится современная психология имеет своей основой прежде всего непонимание этого фундаментальной особенности психики человека – ее устройства как борьбы двух антагонистичных сил, где только одна конструктивна, полезна и необходима, а вторая должна быть взята под контроль и остановлена. "Центральный внутренний конфликт" личности – вот истина, которую большинство психологов сегодня обходят стороной, предпочитая ей дарвинистские и психоаналитические теории социальных конфликтов. И конфликт этот не носит диалектического характера, как привыкли видеть все социальные проблемы марксисты – ничего хорошего из этой внутренней борьбы между человеческой и нечеловеческой силой родиться не может, кроме психоза или в лучшем случае бесцельной растраты собственной жизни. Это пагубный конфликт, ведущий к деградации и взаимному уничтожению всего человечества, ибо он разрушает не только личность, но и общество, превращая личность в агрессора, не способного к любви и сотрудничеству. Если мы научимся постоянно удерживать в фокусе внимания представление о психике как о борьбе живой и неживой силы, как о противостоянии нашего Я нечеловеческой природной силе, превращающей энергию нашей жизни в течение собственного тупого и бесчувственного тока, - мы тем самым откроем свое сознание для понимания всех прочих закономерностей, поясняющих механизмы этого конфликта и научимся останавливать чужой ток. Итак, на теле нашего Я паразитирует природная энергия, которая абсолютно чужда нашему Я. Мы не можем проводить аналогии с биологией, потому что биологические паразиты – живые существа, а этот ток неживой, он не имеет формы самосохранения подобно всему живому. Тем не менее, это тоже психический ток, так как его ткань составляют наши эмоции, которые мы в полной мере ощущаем и переживаем. Это подводит нас к теме об эмоциях, которым так и не нашлось до сих пор сколько-нибудь обобщенного определения в психологии. Мнения авторов о природе и функциях эмоций настолько противоречивы, что почти не накладываются одно на другое. Теория Психической Энергии позволяет объяснить различные эмоциональные феномены и примирить мнения различных авторов на их счет. Эмоции – это не больше и не меньше, как Ткань Психической Энергии. Это значит, что эмоции возникают в психике не спорадически для решения каких-то задач, как утверждают многие авторы, а являются первоосновой психики, задающей всю прочую структуру психических процессов, и делают возможными все человеческое поведение. Связь эмоций и интеллекта давно подмечена многими великими психологами. Интеллект принимает непосредственное участие не только в формирование эмоций, но и в их продуцировании. Поэтому между интеллектом и эмоциями существует прямо пропорциональная зависимость, чем выше интеллект, тем большим запасом эмоций обладает человек, тем интенсивней, глубже и сильнее переживаемые им эмоции. Так, мы нащупали структуру здоровой силы психики – силы нашего подлинного Я. Объективный интеллект и продуцируемые им эмоции интереса и радости жизни, любознательности и радости творчества, любви ко всему миру и к отдельным его частям. Деструктивная сила психики, будучи паразитом, устраивается поверх этой нашей любви к миру и к его познанию и превращает эти эмоции в течение своего собственного тока. Мы ощущаем течение чужеродной силы через наше Я прежде всего как автоматизмы, как неконтролируемые аффекты и страсти, получившие в теории Психической энергии название притяжения Самолюбия, Влюбленности и Самовлюбленности. Эти три притяжения нечеловеческого тока психики ни в коем случае не следует путать с человеческой Любовью, несмотря на однокоренные названия. Общего между ними только то – что и те и другие переживаются нами как эмоции, но в то время как Любовь сохраняет и развивает нас, сплачивает и укрепляет союзы людей, притяжения чужого тока напротив разрушают нас, отображают ложные, не достижимые цели, которые никогда не удается достичь. Эти эмоции являются исключительно болезненными, сея вражду между людьми. Поэтому важно помнить, что между эмоциями существует резкая системная черта, разделяющая человеческие и нечеловеческие эмоции. Наши эмоции не принадлежат к единой системе, напротив они представлены двумя абсолютно различными системами с прямо противоположными характеристиками. В психологии предприняли разграничение эмоций на чувства и эмоции с одной стороны и страсти и аффекты с другой стороны, но при этом молчаливо допускают отношение всех этих явлений к единой системе, что является грубой ошибкой с энергетической точки зрения. Это совершенно различные системы. Так, система чувств и эмоций Контрольного тока резко отличается по своим характеристикам от системы аффектов и страстей Детерминированного тока психики. Первая знакома нам как "возвышенные чувства" – справедливость, сочувствие, доброта, искренность, совесть, доверие, а вторая как "низменные эмоции" – зависть, ревность, самолюбие, страх, ненависть, интриги и тп. Первая – это подконтрольность, сознательность, открытость другим энергиям к слиянию, устойчивость, равновесие, стабильность, рост, чистота, равномерное распределение, удовлетворение и удовольствие в качестве основного эмоционального фона, а Вторая – это автоматизмы, неподконтрольность воле, зависимость, страх, смешанные, нечистые эмоции, болезненность, сужение восприятия мира через один сверхважный объект, закрытость к слиянию с другими энергиями, ощущение неравновесия, цикличность, неудовлетворенность и несчастность как основной эмоциональный фон несмотря на наличие коротких переживаний экстаза. Так, по этим системным характеристикам вы легко почувствуете у себя и у других уровень зомбированности психики детерминированным током. Понимание психической энергии как борьбы двух психических токов дает также ответы на вопросы дифференциальной психологии. Мы с уверенностью можем утверждать, что типы личностей и их характеры напрямую зависят от взаимодействия двух основных психических токов и их разновидностей. Так, здоровье личности определяется конечно же отсутствием деструктивной силы и соответственно отсутствием "центрального внутреннего конфликта" и таким образом характеризуется, как правильно замечал Рассел гармонией как с самим собой, так и с обществом. В этом случае формулу личности можно записать, как Здоровое Я = КТ (контрольный ток психической энергии). Люди с психическими расстройствами – это противоположный полюс, который мы имеем в случае, когда здоровье психики было разрушено неживым током. И поскольку детерминированный ток паразитирует за счет энергии контрольного тока, то разрушая его, он разрушается и сам. В этом случае мы имеем только остатки обоих токов, которые и проявляются как хаотичное смешение кусочков эмоций, бреда, галлюцинаций и в конечном случае заканчиваются пустотой, отупением и смертью. Тогда формула личности с тяжелым психозом можно записать как Разрушенное Я = хаос взорванных остатков КТ и ДТПЭ Наконец, промежуточный между этими двумя полюсами здоровья и психической смерти является случай активного ДТПЭ на еще живом, хоть и ослабленном болезнью КТ. К сожалению, на сегодня именно этот случай наиболее распространен и именно людей страдающих активным ДТПЭ считают сегодня средними нормальными людьми, как правильно замечает Фромм, а вовсе не людей со здоровым КТ. Фромм писал о том, что массовость невроза сделала нормой его проявления и скрыла от людей болезнь, которую они в противном случае постарались бы лечить. В этом случае формулу личности мы можем записать как сумму обоих токов: Больное Я = КТ + ДТПЭ Эти три формулы задают границы психического здоровья, смерти и болезни, для того же чтобы понять происхождение различных характеров нам предстоит познакомиться с различными видами ДТПЭ.
Глава 9. Радость жизни против скуки и подавленности
Наверное вам легко представить состояния глубокой скуки, сопровождающиеся как правило ощущением полного потеря смысла жизни. Даже тем, кто никогда не приходит к таким состояниям в результате упорных размышлений о жизни, знакомы эти ощущения монотонности и депрессии, накатывающие словно волны в штормовом море безо всякого предупреждения. Как правило скука и депрессия появляются в результате снижения эмоционального запаса человека и свидетельствуют о дефиците интенсивных чувств радости и интереса жизни. "Хроническая скука — в компенсированной или некомпенсированной форме — представляет собой одну из основных психопатологий современного технотронного общества (хотя лишь совсем недавно этот феномен хоть как-то привлёк к себе внимание. …Можно сказать, что сегодня одна из главных целей человека состоит в том, чтобы "убежать от собственной скуки". Только тот, кто правильно оценивает интенсивность реакции на ничем не компенсированную скуку, может представить себе силу импульсов, которые способна вызывать скука". Анатомия деструктивности Фромм "Указав на благотворное действие ориентации на смысл, я обращаюсь к вредному влиянию того чувства, на которое нынче жалуются так много пациентов, а именно чувства всеобщей и окончательной бессмысленности их жизни. У них нет осознания смысла, ради которого стоит жить. Их преследует ощущение внутренней пустоты, вакуума; они попали с ситуацию, которую я назвал "экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум проявляет себя главным образом в состоянии скуки.Сейчас мы можем понять Шопенгауэра, когда он сказал, что человечество очевидно обречено вечно шататься между двумя крайностями - бедствиями и скукой. Фактически скука в наше время вызывает больше проблем и доставляет психиатрам больше хлопот, чем бедствия. И эти проблемы становятся все более острыми, потому что прогресс автоматизации обещает нам все большее количество свободного времени, доступного среднему работнику. Как обидно, что многие из них не будут знать, что с ним делать. Рассмотрим, например, "воскресный невроз", вид депрессии, беспокоящий людей, которые осознают бессодержательность своей жизни в те дни, когда суета рабочей недели кончилась, и заявляет о себе внутренняя пустота. Причину немалой доли самоубийств можно проследить до такого экзистенциального вакуума. Нельзя понять такие широко распространенные явления, как депрессия, агрессия и наркомания всех видов, если не признать их подоплекой экзистенциальный вакуум. То же самое - и в случае кризиса пенсионеров и стариков.". ФранклУ большинства людей психические заболевания ассоциируются с глупостью, с бредом и с сильными отрицательными эмоциями ненависти или гнева. Но это только поверхностные и временные симптомы. Главное, что отличает психически больных людей от людей здоровых – это разрушенная эмоциональность и потеря воли. Да, в начале их захлестывают негативные эмоции – но это только остатки роскоши от когда-то здоровой психики, ибо чтобы иметь негативные эмоции нужно иметь и хорошие. У людей лишившихся рассудка нет никаких эмоций – ни плохих, ни тем более хороших. Они теряют способность чувствовать, теряют способность радоваться или грустить, даже ненависть и гнев становятся им недоступны. Интерес к жизни – как основа всего эмоционального запаса человека, оказывается полностью подорван. “И сами больные, впрочем, часто жалуются, что главное их переживание - это чувство пустоты, что у них что то внутри выгорело. Наилучшим образом это выражается введенным Дж. Мазуркевичем понятием шизофренической абиотрофии, то есть угасания жизненной энергии.” Кемпинский “Больные жалуются на то, что “в них что то умерло”, что они “не чувствуют в себе жизни”, а лишь “пустоту в себе и вокруг себя”, “все им стало безразлично”, “не могут ни любить, ни ненавидеть”; они стали апатичными, безынициативными, не способными принимать решения (абулия)”. Кемпинский “Описывались раннее появление дефекта чувств в отношении высших интересов, притупление социальных эмоций, оскудение эмоциональных качеств, исчезновение привязанности к близким, “обезжизнение”, постепенное омертвление личности, эмоциональная холодность, недостаточность, жестокость и бесчувственность, отмирание чувства симпатии и резонанса (Э.Блейлер, Курт Шнайдер и др.).” Гурьева Гиндикин Раннее распознавании шизофрении “Даже когда на первый план выступает чувственное отупение - безразличие, ощущение бессмысленности всего сущего и апатия, это серость колорита оказывается столь интенсивной, что значительно выходит за рамки серости обычной жизни и нередко приводит больного к суициду.” Кемпинский “И к сожалению, больные хронической шизофренией еще при жизни напоминают умерших. Их окружает пустота, прах и пепелища; внутренне они так же чувствуют себя выгоревшими. Тематика смерти часто преобладает в шизофреническом мире. Скелеты, кладбища, трупы, смертельная агония и т.п. нередко представляют предмет их размышлений и сновидений. Мир утрачивает свой жизненный колорит, становится серым, печальным, чем то напоминающим кладбищенскую таинственность и раздумье.” Кемпинский “Эмоциональная недостаточность, проявляющаяся на клиническом уровне как отсутствие эмоционального резонанса, эмоциональная “нивелировка”, эмоциональная опустошенность также являются следствием нарушения потребнстно - мотивационных компонентов психической деятельности…” Критская Мелешко Патология психики при шизофрении Разумеется, не только больные шизофренией в современном мире способны ощущать потерю интереса к жизни. Большинству людей хороши знакомы состояния депрессии, упадка сил, разочарования и скуки. Серость и монотонность ничем не заполненных тупых и скучных дней – вот когда любое страдание кажется более заманчивым, чем эта невыносимая серость, чем смолкнувшие человеческие чувства, чем ощущение себя заживо похороненным.
"Сознательная установка человека по отношению к своим нарушениям бывает различной. Он может вообще не относиться к своей эмоциональной ущербности как к расстройству, а напротив, будет ею гордиться. Он может быть серьезно озабочен ростом своего эмоционального омертвения. Например, он может понимать, что его чувства все больше носят характер реакций. Не занятые ответами на дружелюбие или враждебность, его чувства бездеятельны, они молчат. Его сердце не устремляется само к красоте дерева или картины, и они остаются для него ничего не значащими. Он может ответить другу, жалующемуся на беду, но не может сам активно представить жизненную ситуацию другого. Или он может с испугом осознать, что даже такие реактивные чувства у него ослабели. "Если бы он был способен открыть в себе хоть пустяковое чувство, которое было бы настоящим, пусть скромным, но живым...", – пишет Жан-Поль Сартр об одном из персонажей в "Возрасте рассудка". И наконец, он может не сознавать никаких ухудшений. Только в своих сновидениях он предстает при этом в виде куклы, мраморной статуи, двухмерного мультипликационного персонажа или трупа, чьи губы он растягивает, чтобы получилась улыбка" Невроз и личностный рост Карен Хорни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|