Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Jack Washington, Оператор сверлильного станка (in Experiment 2) 11 глава




Если мы ко всем этим безобразиям прибавим еще нескончаемые жертвоприношения, самоистязания голодом и жаждой для умилостивления всесильных сил, растраты сил на бредовые магические ритуалы в виде недельных плясок в шкурах животных, отказ усовершенствовать технику из страха навлечь гнев всемогущих сил, ритуал "потлача", который означал прямое уничтожение возможно большего количества благ для обретения престижа и многое другое, - то ни у кого не возникнет сомнений в том, что аборигены были заняты чем угодно, только не самосохранением. Как мы видим уже первые люди были бесконечно далеки от животных – и причина тому другой вид энергии. Поведением людей управляет прежде всего психическая энергия, а поведением животных – биологическая, вот почему усилия эволюционных психологов экстраполировать животный мир на человеческий не дают никаких результатов.

Как вы вероятно уже догадались, за поведение обратное поведению самосохранения ответственен неживой психический ток – ДТПЭ. Люди, чья психика не зомбирована ДТПЭ вели бы себя подобно Робинзону Крузо в таких условиях, экономно тратя силы и стараясь усовершенствовать свой маленький мирок. Но Детерминированный психический ток блокирует способность людей к мышлению и воле, и через страх и отражение мира в кривом зеркале несбыточных иллюзий вынуждает человека действовать против своих собственных потребностей. Так что тщетно психологи старались найти скрытый смысл в поведении первобытных людей, смысл, который объяснил бы с рациональной точки зрения их деятельность. Такого смысла нет и быть не может, ибо поведение первобытных людей по большей части (в связи с еще очень слабым мышлением) есть результат зомбирования истинного Я чужим и неживым током. Так что в действительности бредовое с точки зрения человеческих нужд и ценностей поведение абориген есть нормальное течение детерминированного тока природы, столь же обычное как и течение любого другого неживого тока, как например лучей света или езды машины. Другими словами, если мы перестанем искать смысл поведения противного самосохранению в человеческой природе, и обратимся к закономерностям неживых энергий, то мы тотчас же увидим смысл в течении рядового детерминированного тока природы. Если бы этот ток тек не через нашу с вами жизнь, если бы на свои механизмы он не расходовал ткань живого и умного Контрольного Тока, являющегося нашим Я, то мы должны были бы воспринимать его так же нейтрально как все прочие детерминированные энергии природы, как электрический ток например. Но он течет через наши жизненные ресурсы, уничтожая нас и превращая нашу жизнь в ад, раскалывая здоровых людей на хаос психоза и превращая нашу общую энергию любви и сотрудничества в агонию взаимного уничтожения.

Разумеется, с тех пор, как мы бегали вокруг костров, наша психика претерпела значительные изменения. Хотя люди обычно замечают только силу, которую наука дала им над природой, на самом деле наука им дала гораздо больше – она дала людям силу их собственной энергии, многократно увеличив возможности Контрольного Тока, то есть нашего Я. Наша способность постигать объективные законы природы, наша способность к контролю энергий природы – все это неизмеримо развило силу нашего Я, силу любви к миру, силу интереса и радости жизни. Да, несомненно современный человек значительно отличается от первобытных людей и отличие это прежде всего в том, что наша живая психика, наше истинное Я стало намного сильнее, а значит способно лучше сопротивляться неживой психической силе, разрушающей ее. Все это так.

Тем не менее, ДТПЭ все так же активен, и люди по прежнему под его влиянием превращаются в зомби, вредящих собственному выживанию и самосохранению, иначе бы Эйнштейн не воскликнул после начала первой мировой войны, что его коллеги ученые повели себя так "словно им ампутировали мозги". Действительно резкий переход от поведения истинного Я контрольного тока к поведению через ДТПЭ ощущается именно таким образом. Макс Лауэ, большой друг Эйнштейна, писал в своих дневниках уже во времена второй мировой войны, что просыпаясь не может поверить в реальность происходящего, и ему часто кажется что эти марширующие эшелоны гитлеровской армии ему просто приснились.

Легко убедиться в справедливости этих слов. Если бы мы обладали только Контрольным током, наша жизнь протекала бы по совершенно другому сценарию. Наше истинное Я – это объективное мышление, радость жизни и творчества, способность к постижению законов природы и доступ к энергии всего космоса через контроль закономерностей энергий. Сила нашего интеллекта превращает нас в богачей, в космических мультимиллиардеров, которым никогда не потратить всех сокровищ вселенной как бы они не старались. И клад этих богатств зарыт под самым нашим носом – в сотрудничестве, в разделении труда и в построении единого научного контроля у всего человечества. Все элементарно просто! Сотрудничество и все будут бесконечно счастливы и бесконечно богаты!

Что же мы имеем вместо этой простой как белый свет истины? Вместо построения единого контроля люди заняты охраной коммерческих тайн всех родов и масштабов, они стремятся дезинформировать друг друга и помешать научным успехам друг друга. Они намеренно вводят в заблуждение подрастающие поколения о ценностях жизни через пропагандистское образование, чтобы обеспечить себе доминирующее положение и превосходство над другими. Таким образом, они разрушают научный контроль, тот золотой ключ к космическим богатствам, которым Господь Бог наделил только их, рассчитывая, что они сумеют им воспользоваться. Вместо сотрудничества они объявляют друг другу войну за место сильнейшего и называют эту глупость борьбой за "власть", хотя спросите их и они не смогут вам сказать что это такое. Если Власть – это поиск силы, то сила человечества в доступе к энергиям космоса, а их можно получить только через сотрудничество, но никак не через войну за место сильнейшего. Если Власть – это поиск контроля над людьми, то взаимное соперничество уничтожает этот контроль на корню, превращая социальную жизнь в хаос войны, так что никто не знает чего можно ждать от завтрашнего дня. Если война ведется за богатства – то опять таки, война сама по себе уже отрицает всякое богатство, ибо богатство есть всегда результат мирного сотрудничества, накопления знаний и благ во времени и в пространстве. Получается та же картина, что и в обществе аборигенов: люди делают прямо противоположные вещи своему счастью, силе, здоровью и процветанию. Взаимным соперничеством, состязанием и войной они уничтожают все предпосылки человеческой силы и контроля, уничтожают друг друга не только психически, но и физически. И этому поведению равно как и поведению аборигенов нет ни единого рационального объяснения, то есть такого объяснения которое бы оправдывало войну с позиций человеческих потребностей. Подобно тому, как аборигены убивали друг друга из страха нелепого колдовства и ради иллюзии всемогущества, уничтожая тем самым реальную жизнь, так и современные люди уничтожают друг друга из страха нелепого позора оказаться слабее других и ради иллюзии всемогущества победителя, так как в любой человеческой войне проигравшими оказываются все. Наша сила в сотрудничестве и эта сила громадна как весь космос, ибо это сила контроля энергии вселенной.

Растраты живой ткани разумного Я человечества на циклы гомеостазов детерминированного тока – какая невиданная халатность космических масштабов!

 

"Спиноза сформулировал проблему социально смоделированного дефекта очень четко. Он говорит: «В самом деле, мы видим, что иногда какой-либо один объект действует на людей таким образом, что хотя он и не существует в наличности, однако они бывают уверены, что имеют его перед собой, и когда это случается с человеком бодрствующим, то мы говорим, что он сумасшествует или безумствует. Не менее безумными считаются и те, которые пылают любовью и дни и ночи мечтают только о своей любовнице или наложнице, так как они обыкновенно возбуждают смех. Но когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, честолюбец -- ни о чем, кроме славы и т. д., то мы не признаем их безумными, так как они обыкновенно тягостны для нас и считаются достойными ненависти. На самом же деле скупость, честолюбие, разврат и т. д. составляют виды сумасшествий, хотя и не причисляются к болезням». Эти слова были написаны несколько столетий назад; они все еще верны, хотя этот смоделированный культурой дефект достиг такого распространения в наше время, что его уже не принято более считать ни чем-то достойным ненависти, ни даже тягостным" Человек для себя Фромм

 

 

"Наш мир – сумасшедший мир. С 1914 он перестал быть конструктивным, потому что люди отказались слушать свой разум в создании международного сотрудничества, но настаивают на разделении человеческого рода на враждебные группы. Коллективной неудачей воспользоваться человеческим разумом для самосохранения мы обязаны в основном нездоровым и разрушительным импульсам, которые скрываются в бессознательном тех, чьим воспитанием злоупотребили в ранние годы и в отрочестве. Несмотря на продолжающийся рот технического оснащения производства мы все становимся беднее. Несмотря на то, что мы все хорошо знакомы с ужасами войны, мы продолжаем воспитывать в детях сантименты, которые сделают войну неизбежной. Несмотря на развитие наук, мы отказываемся от рационального мировоззрения в пользу предрассудков. Несмотря на все возрастающую власть человека над природой, большинство людей находят себя в более безнадежном положении и чувствуют себя слабее, чем люди чувствовали себя в средние века. Причина всего этого находится не во внешнем мире, и не в нашем сознание, так как мы заем больше, чем людям когда-либо доводилось знать. Она находится в наших страстях; она находится в наших эмоциональных привычках; она находится в сантиментах, внушенных нам в детстве, и в фобиях, возникших в детстве. Избавится от наших проблем мы можем только излечив людей от помешательства, и чтобы люди научились здраво мыслить, они должны быть здраво образованны. На сегодняшний день все факторы которые мы рассмотрели все ведут к социальной катастрофе. Религия воспитывает в людях тупость и недостаточное чувство реальности; сексуальное воспитание часто продуцирует нервные расстройства, и если не в сознание, то сеет их ростки в подсознании, что делает счастье во взрослой жизни невозможной; уроки школьного национализма учат детей тому, что самый важный долг молодых мужчин убивать людей; классовые сантименты способствуют молчаливому признанию экономической несправедливости; а конкуренция способствует ожесточению в социальной борьбе. Можно ли удивляться, что мир, в котором все силы государства брошены на то, чтобы воспитывать в детях безумие, тупость, готовность к убийству, экономическую несправедливость и жестокость – можно ли удивляться, я спрашиваю, что этот мир не есть счастливый мир? Можно ли считать человека аморальным и опасным только потому, что он желает поставить на место всего этого безобразия в образовании интеллигентность, психическое здоровье, доброту и чувство справедливости? Мир стал настолько невыносимо напряжен, настолько переполнен ненавистью, настолько полон несчастья и боли, что люди потеряли способность уравновешенно рассуждать, необходимую для высвобождения из трясины в которой барахтается человечество" Образование и общественный порядок Рассел

"Трудно поверить, что не предпринимается никаких серьезных усилий, чтобы избежать того, что так похоже на окончательный приговор судьбы. В то время как в личной жизни только сумасшедший может оставаться пассивным перед лицом опасности, угрожающей всему его существованию, те, кто облечен государственной властью, не предпринимают практически ничего, чтобы предотвратить эту опасность, а те, кто вверил им свою судьбу, позволяют им пребывать в бездействии. Каким образом стало возможным, что самый сильный из всех инстинктов -- инстинкт самосохранения, -- казалось бы, перестал побуждать нас к действию? Одним из наиболее тривиальных объяснений является то, что наши лидеры предпринимают многочисленные действия, дающие им возможность делать вид, что они принимают эффективные меры для предотвращения катастрофы: бесконечные конференции, резолюции, переговоры о разоружении создают впечатление, будто они понимают стоящие перед человечеством проблемы и стараются как-то их разрешить. В действительности же никаких серьезных изменений не происходит; но и руководители и руководимые усыпляют свое сознание и свое желание выжить, создавая видимость того, что путь к спасению им известен и что они находятся на правильном пути. Другим объяснением может быть то, что эгоизм, порождаемый системой, заставляет ее лидеров ставить личный успех выше общественного долга. Никого больше не шокирует то, что ведущие политические деятели и представители деловых кругов принимают решения, которые служат их личной выгоде, но вредны и опасны для общества. В самом деле, если эгоизм -- одна из основ бытующей в современном обществе морали, то почему они должны вести себя иначе? Они как будто бы не знают, что алчность (как и подчинение) делает людей глупыми, даже когда они в личной жизни преследуют свои собственные интересы, заботясь о себе и своих близких (см. Ж. Пиаже "Моральные суждения ребенка"). В то же время рядовые члены общества тоже столь эгоистично поглощены своими личными делами, что едва ли обращают внимание на все, что выходит за пределы их собственного узкого мирка" Иметь или быть Эрих Фромм

"Мы должны стряхнуть с себя сон. Мы, живущие в самой могущественной в истории человечества стране, должны перестать волноваться о том, чем же кончится очередная мыльная опера, о футболе, о квартальных балансовых отчетах, о сегодняшнем индексе Доу Джонса; вместо этого нам следует подумать: кто мы такие и чего хотим для наших детей. Не задавать себе эти вопросы слишком опасно….Настоящая правда современной империи — это правда о корпоратократии, которая эксплуатирует отчаявшихся людей и производит самый жестокий, эгоистичный и в конечном итоге саморазрушительный захват земель, — не имеет отношения к тому, что появилось в тот день в газетах, но зато напрямую касается нас. И это, конечно, объясняет, почему нам так трудно выслушать эту историю. Мы скорее предпочитаем верить мифу о том, что тысячелетняя социальная эволюция наконец создала идеальную экономическую систему, чем признать, что мы поверили ложной концепции и воспринимаем ее как Евангелие. Мы убедили себя, что экономический рост приносит пользу человечеству и что чем больше этот рост, тем лучше для человечества. И наконец, мы убедили друг друга, что последствия этой концепции морально справедливы: те, кто высекают благословенную искру экономического роста, должны быть возвышены и вознаграждены; стоящие же в стороне подлежат эксплуатации….Истина состоит в том, что мы живем ложью. Подобно моему резюме в МЕЙН, мы создали внешний слой, который прикрывает смертоносную раковую опухоль. Эта опухоль обнаруживается только с помощью рентгеновских лучей все той же статистики, которая раскрывает ужасающий факт. Наиболее могущественная и богатая империя в истории имеет страшно высокие показатели случаев самоубийств, наркомании, разводов, растления малолетних, актов насилия, убийств. Как злокачественная опухоль, эти несчастья ежегодно проникают своими щупальцами все дальше. Каждый из нас в душе чувствует боль. Мы кричим, желая перемен. Но мы затыкаем себе рот кулаками, заглушая эти крики, — и нас никто не слышит….Однако эта книга — не предписание; это исповедь, простая и от чистого сердца. Это исповедь человека, который позволил себе стать пешкой, экономическим убийцей; человека, который продался порочной системе, потому что она предлагала многие блага и потому что этот поступок было легко оправдать; человека, который все понимал, но который всегда находил оправдание для своей жадности, для эксплуатации отчаявшихся людей и ограбления планеты; человека, который сполна воспользовался всеми преимуществами быть рожденным в самой богатой стране за всю историю человечества и который тем не менее чувствовал жалость к себе, потому что его родители не стояли на вершине пирамиды; человека, который слушал своих учителей, читал учебники по экономическому развитию, а затем следовал примеру тех, кто готов оправдать любое действие, направленное на продвижение глобальной империи, даже если такое действие влечет за собой убийства, геноцид и уничтожение окружающей среды; человека, который учит других идти по его стопам. Это моя исповедь…. Поверьте, написание этой книги стало для меня глубоко эмоциональным, зачастую болезненным и унизительным делом. Оно было пугающим, как ничто из того, с чем я сталкивался раньше. Но я испытал чувство облегчения, которого не испытывал до этого, — чувство, которое я могу назвать экстатическим" Исповедь экономического убийцы Джон Перкинс

В который раз мы можем со всей очевидностью наблюдать, что психоз, невменяемость, безумие, сумасшествие не являются нам нежданно негаданно из неведомого мира, но каждый день находятся вместе с нами, трутся о нас бок о бок, неотступно сопровождают нас во всех наших делах. Только мы наотрез отказываемся замечать их присутствие пока не станет уже слишком поздно, пока неживая сила не разрушит до основания наше живое Я, так что восстановление станет почти безнадежным делом. И только тогда мы увидим сумасшествие, только тогда назовем человека дураком, когда уже от него не останется ничего кроме хаоса взорванной структуры прежнего человека. Одной из целей данной работы было научить людей видеть симптомы психического нездоровья у пока еще цельных людей, на стадии когда от этих симптомов еще сравнительно легко можно избавиться и исповедь о которой пишут Толстой и Перкинс один из возможных шагов на пути к излечению, хотя не в каждом случае с нее можно начинать.

 

 

Часть Четвертая Закон Сохранения Силы Психической Энергии

 

 

Глава 12. ЗСС ПЭ в истории психологии

 

Нашей психикой управляют вовсе не сексуальные инстинкты и не потребности экономического развития и не агрессивные инстинкты в борьбе за выживание – вовсе нет. Нашей психикой управляет Закон Сохранения Силы и именно этому закону мы обязаны наличию двух психических токов – живого и неживого.

Дело в том, что закон этот имеет две системы контроля – Интеллектуальный контроль, который всем нам знаком как здравый смысл и научное мышление и Физический контроль – который мы тоже все очень хорошо знаем как чувственную ориентацию, как мистическое сознание, эгоизм и связанные с ним зависть и противостояние с другими людьми.

Каждый из этих контролей представляет силовые поля ПЭ, которые и определяют течение двух психических токов и их характеристики. Интеллектуальный контроль есть по сути силовое поле Контрольного тока, то есть нашего истинного Я, а Физический контроль есть силовое поле Детерминированного поля психики.

Если бы нам повезло родиться здоровыми, то мы обладали бы только Контрольным током. Тогда разница между нами и первобытными обществами была бы только количественная. Они были бы также полны здравого смысла как и мы и отличались бы от нас только степенью знаний о законах природы. Тогда не существовало бы психических расстройств потому что они следствие разрушительного влияния детерминированного тока психики на наше истинное Я. И тогда наконец не было бы ни войн, ни эксплуатации, ни классов – а только спокойное и сосредоточенное сотрудничество разумных людей, берегущих любовь и доверие, как базис и фундамент своего существования. Примерно такую жизнь обнаружили исследователи в индейском племени Зуни (см. Фромм Антология деструктивности), в связи с очень низкой активностью ДТПЭ, как можно судить по характеристикам, данным исследователями этим людям.

Но природа распорядилась иначе. Большинство людей похожи не на племя Зуни, а на племя Добу, в котором коварное убийство считалось похвальным делом, да и Зуни обладали мистическим сознанием, несмотря на наличие здравого смысла и доброты.

Гениальные люди отличаются от обычных людей примерно также как средний культурный человек отличается от аборигена – это разница не количественная, а качественная. Дело не только в отличие в уровне интеллекта и знаний, а в том, что эти отличия могут привести к остановке ДТПЭ, что и имело место и почти у всех гениев, внесших существенный вклад в развитие научных знаний. И эти гении передавая нам знания по химии, математике, биологии, физике и тп помогали нам не только справиться с окружающей средой, они также помогали нам развить и усилить наше истинное Я, помочь ему противостоять деструктивному току, паразитирующему на нем. А в этом деле могут помочь только знания – чем больше мы знаем, тем сильнее наш Контрольный ток, тем легче нам обнаружить в себе и в других механизмы детерминированного тока и остановить его.

Если вы поближе познакомитесь с жизнями и мыслями таких людей как Бертран Рассел, Бенедикт Спиноза, Альберт Эйнштейн, Макс Лауэ, Генрих Герц, физик Максвелл, Рентген, супруги Кюри, Лев Ландау, Лев Толстой, Эрих Фромм, Виктор Франкл, Карл Роджерс, Карен Хорни, Альберт Швейцер, Абрахам Маслоу и многие другие, вы непременно увидите то, что открыл в своих исследования Маслоу – это люди исключительного душевного здоровья, которые очень существенно качественно отличаются от среднестатистического человека.

Это люди стальной воли, высокой самодисциплины, ненасытного интеллекта, громадной любознательности и исключительной доброты. Люди свободные от эгоизма, но не свободные от любви к себе, что как выяснилось не только не одно и тоже, но прямо противоположные явления. Люди высокой автономии и столь же высокой способности к искренней любви и сотрудничеству. Как все это непохоже на привычные в среде обычных людей склоки, мелкие пакости, погони за престижем, интриги в борьбе за амбиции, отношения насилия или зависимости. Ничего подобного. Эти люди умеют предаваться любимой работе с большим энтузиазмом, умеют любить столь же добросовестных тружеников какими являются сами и создавать с ними крепкие любовные и деловые союзы.

Если мы зададимся вопросом о причинах такого качественного отличия гениев ответ будет мало утешителен: мы отличаемся от гениев не только количеством интеллекта, но и состоянием психической энергии. У них остался только живой и разумный ток, окрепший в силу отсутствия паразита и развитый до совершенства самодисциплиной и любовью к работе. А у нас пока еще наличествуют оба тока ПЭ: и живой и неживой паразит, не только высасывающий наши силы, но и блокирующий наши способности к развитию.

Энергетическая схема психики людей с активным ДТПЭ представляет собой весьма унылое зрелище. Течение заурядного детерминированного тока природы, каких у нее еще неисчислимое множество через голубую кровь королевского тока вселенной – тока неисчерпаемой мощи, равновесия и счастья за счет доступа к мышлению! Наша живая ткань, одаренная умом и космической силой, одаренная возможностью счастья отдает свои силы на функционирование убогого, тупого, скудного и неживого тока! Можно ли представить себе более душераздирающую картину чем эта! И тем не менее все именно так и обстоит.

Да, к нашему счастью КТ не до конца парализован под активным ДТПЭ, хотя и сильно ослаблен и заторможен. Но тем не менее, очень медленно, превозмогая войны и резни устраиваемее ДТПЭ, с перерывами на тысячелетия темного средневековья, КТ развивался через труды отдельных гениев и передаваемых ими знаний следующим поколениям. И каждый раз когда усилия КТ делали человека богаче, активность ДТПЭ превращала все в прах очередной войной или очередными бессмысленными расходами на поддержание престижа, на мистику и колдовство, на содержание силовых ведомств и бесконечные перепроверки честности граждан.

Так функционируют два совершенно различных поля одного и того же закона – Закона Сохранения Силы Психической Энергии (ЗСС ПЭ). Первое силовое поле мы ощущаем как страсть к контролю Интеллекта, а второе силовое поле мы ощущаем как страсть к власти в ее физических формах насилия и подчинения.

Три имени в истории философии – Спиноза, Кьеркегор и Рассел – положили начало детальной разработке теоретической системе Психической Энергии. Мы могли бы сказать, что изучение Психической Энергии берет начало в трудах Декарта, но несмотря на всю точность указания источника ПЭ в его знаменитой формуле "Мыслю, следовательно существую", ничего кроме этого источника о теории ПЭ в его философии не сказано. Совсем другое дело научные труды этих трех великих ученых, которые отразили глубокое проникновение в систему законов ПЭ.

Несомненно, что если когда-нибудь встанет вопрос о первооткрывателе Психической Энергии, то следует безоговорочно признать эту честь за великим Спинозой. Его "Этика" – это ничто иное, как система законов ПЭ, начиная от Закона Сохранения Силы, как основы мотивации и заканчивая динамикой взаимодействия истинного Я (КТ) и чужеродного паразита ДТПЭ.

"Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему" Этика Спиноза

Если постараться предельно коротко определить основные постулаты философии Спинозы, то аналогия с излагаемой в данной работе теорией ПЭ предстанет перед нами во всей очевидности.

Прежде всего, Спиноза делит мир на Активный и Пассивный полюса Интеллекта, называя первый Разумом, а второй Необходимостью (закономерность природы). Познание он определяет, как единственную достойную активность души, развивающую ее силу, мощь и счастье. Определив таким образом КТ, он добавляет, что истинная природа человека в способности его разума и в любви, и только эта способность Активна и Свободна, в отличие от всего прочего мира. Понимая Свободу, как осознанную необходимость, он конечно же говорит об Контрольных функциях интеллекта, наделяющих его относительной свободой воли. Напротив компульсию, то есть автоматизмы ДТПЭ, он определяет как "рабство пассивных аффектов", из чего можно видеть, что его делении энергии на активную и пассивную соответствует нашему делению мира на Контрольную энергию мышления человека и все прочие Детерминированные энергии космоса. Не обошел он вниманием и эмоциональную ткань КТ и ДТПЭ, строго разграничив любовь к познанию и к людям с одной стороны, как чувства, выражающие нашу природу и дурные, пассивные аффекты с другой стороны, как чувства разрушающие нашу природу, волю и сознание. При этом истинные чувства он связывает с интеллектом и познанием истины, а дурные аффекты с "мнениями" и "неадекватными идеями", которые есть ложные представления о жизни. Подчеркивая рабский статус людей, находящихся под воздействием пассивных аффектов и противопоставляя их свободе сознательных людей, он тем самым указывает на пропасть разделяющую Контрольный Ток ПЭ и Детерминированный Ток психики. Разум и активность (Интеллектуальный контроль) – есть проявления здоровой, сильной, волевой и счастливой человеческой природы, сохраняющей природу, данную ему Богом (закономерности ПЭ). Глупость и пассивность (Физический контроль)– есть проявления внешней по отношению к человеку силы, заточающей его истинную природу в рабство болезненных аффектов, которые есть "настоящий ад", и превращающих его в слабое, несчастное и больное существо.

"человек, твердый духом, прежде всего помнит, что все вытекает из необходимости Божественной природы, и потому все, что он считает за тягостное и дурное, далее все, что ему кажется нечестивым, ужасным, несправедливым и постыдным, - все это возникает вследствие того, что он представляет вещи смутно, искаженно и спутанно; по этой причине он прежде всего стремится к тому, чтобы представлять вещи так, как они суть в себе, и удалить истинные препятствия для знания, каковы ненависть, гнев, зависть, осмеяние, самомнение и прочее в этом роде" Этике Спиноза

Для того, чтобы избавится от власти дурных аффектов, человек должен осознать их закономерности (составить идею о них), то есть на языке теории ПЭ это означало бы, что Физический Контроль возможно дезактивировать под воздействием Интеллектуального контроля. "Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает. быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его… познание избавляет нас от печали, отчаяния, зависти, страха и прочих дурных страстей, которые, как мы покажем далее, представляют собой настоящий ад" Спиноза

 

Таково в кратком изложение существо философии Спинозы, которое как вы видите в мельчайших подробностях совпадает с теорией ПЭ.

Спиноза пошел так далеко, что даже указал, что в основе человеческой психики лежит Закон Сохранения Силы в одной из своих знаменитых фраз "под добродетелью и силой я понимаю одно и тоже". Он впервые определяет Счастье, Силу и Разум как эквивалентные понятия, заключающиеся в истинной природе человека, а Несчастье, Глупость и Слабость как потерю своей природы в подвластности внешним, чужеродным силам.

"Поэтому под добром я буду разуметь в последующем то, что составляет для нас, как мы наверное знаем, средство к тому, чтобы все более и более приближаться к предначертанному нами образцу человеческой природы; под злом же то, что, как мы наверное знаем, препятствует нам достигать такого образца. Далее, мы будем называть людей более или менее совершенными, смотря по тому более или менее приближаются они к этому образцу" Спиноза Этика

Мы начали с изложения философии Спинозы тему о Законе Сохранения Силы, чтобы на примере его работ показать значимость этого Закона для нашей психики, и его механизмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...