Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое пособие.  по дисциплине Статистика. Самара, 2013. Пояснительная записка. Теоретические основы и методические рекомендации




ГБОУ СПО Самарский торгово-экономический колледж

 

Учебно-методическое пособие

 по дисциплине Статистика

для студентов очной формы обучения

обучающихся по специальностям 100701. 51 Коммерция ( по отраслям)

100801. 51 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

Самара, 2013

 

Пояснительная записка

 

Методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальностям 100701 Коммерция  (по отраслям), 100801. 51 Товароведение  и экспертиза качества потребительских товаров.

Учебно-методическое пособие направлено на оказание методической помощи студентам при самостоятельном изучении дисциплины Статистика и подготовке к прохождению итоговой аттестации. В пособии содержатся дидактические единицы, соответствующие темам и разделам учебной дисциплины.

Дисциплина Статистика является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Дисциплина Статистика направлена на теоретическое изучение методологии статистики и расчет системы статистических показателей. Студенты должны освоить методы сбора, обработки и анализа статистической информации, выработать прочные навыки использования статистических показателей для экономического анализа и прогнозирования коммерческой деятельности. Будущим товароведам необходимо четкое и глубокое понимание современных тенденций развития отрасли, а обществу необходима своевременная и достоверная информация о развитии финансово-хозяйственной деятельности в предприятиях с различными формами собственности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

 иметь представление:

n об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений,

n о системе статистических показателей,

знать:

n экономико-статистические методы сбора, обработки и анализа учетно- экономической информации,

уметь:

n использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач,

n рассчитывать статистические показатели (абсолютные, относительные, средние величины, показатели вариации, динамики, тесноты связи, индексы),

n оформлять результаты статистических исследований в виде статистических таблиц,

n делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей.

Изучение дисциплины способствует развитию у будущих специалистов профессионального мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать финансово-хозяйственные ситуации, прогнозировать хозяйственную деятельность.

В соответствии с рабочим учебным планом, по дисциплине Статистика предусмотрено  40 часов аудиторных занятий, 18 часов – практические работы.

Форма итоговой аттестации студентов зачет.


Теоретические основы и методические рекомендации

по самостоятельному изучению дисциплины

 

Тема 1 Предмет, метод и задачи статистики

При изучении данной темы студенты должны обратить внимание на методологию дисциплины.        Изучая массовые социально-экономические явления и процессы с количественной стороны в непосредственной связи с качественным содержанием, статистика использует свой специфический метод. Его особенностью является то, что каждый метод соответствует определенной стадии экономико-статистического исследования.

Процесс статистического исследования можно разделить на 3 этапа:

· Сбор первичной статистической информации осуществляется методом массового наблюдения,

· Статистическая сводка и обработка первичной информации с использованием метода статистических группировок,

· Анализ статистической информации проводится путем расчета обобщающих статистических показателей.   

К основным категориям статистики относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, статистический показатель, статистический признак, статистическая закономерность.

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой в соответствии с задачей исследования, но различающихся по ряду признаков. Например, при определении розничного товарооборота совокупностью являются организации торговли, осуществляющие продажу товаров населению, вне зависимости от организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и т. п.

Единица статистической совокупности – это отдельный элемент статистической совокупности, несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей совокупности являются малые предприятия.

Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления.

В зависимости от цели исследования различают два основных вида показателей:

  • учетно-оценочные показатели – статистическая характеристика размера качественно-определенных социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
  • аналитические – характеризуют особенности развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т. п.

 Система статистических показателей- совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования

Статистический признак-это характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других.

Признаки бывают:

· количественные, выраженные числовыми значениями, например, объем товарооборота, прибыль, рентабельность, численность работников и др.

· атрибутивные, выраженные смысловыми понятиями, например, специализация, форма собственности организаций торговли, пол  и образование работников, др.

· интервальные (заданные интервалом) или дискретные (заданные отдельными числовыми значениями),  

· варьирующие (принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления) или альтернативные (принимающие одно из двух противоположных значений признака),

· основные (существенные) или второстепенные

Статистическая закономерность-это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности.


 

 При изучении данной темы студенты должны обратить внимание на задачи, стоящие перед органами государственной статистики на современном этапе.

Основными задачами государственной статистики являются:

  • всестороннее освещение и своевременное предоставление информации о социально- экономическом положении в РФ органам управления, предприятиям (организациям), общественности,
  • реформирование общеметодологических и организационных основ статистики,
  • создание постоянно действующих мониторингов,
  • компьютеризация статистики.

Государственная статистика представляет собой двухуровневую систему. Во главе ее находится Федеральная служба государственной статистики Росстат (образован с марта 2004 года, до этого Госкомстат России). Второй уровень организаций представлен органами государственной статистики субъектов РФ и статистическими структурами муниципального звена.

Кроме государственной статистики в стране существует ведомственная статистика, в задачи которой входит сбор и анализ информации для осуществления оперативного руководства предприятиями и ведомствами, планирования их деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...