Учебно-методическое пособие. по дисциплине Статистика. Самара, 2013. Пояснительная записка. Теоретические основы и методические рекомендации
Стр 1 из 20Следующая ⇒ ГБОУ СПО Самарский торгово-экономический колледж
Учебно-методическое пособие по дисциплине Статистика для студентов очной формы обучения обучающихся по специальностям 100701. 51 Коммерция ( по отраслям) 100801. 51 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Самара, 2013
Пояснительная записка
Методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальностям 100701 Коммерция (по отраслям), 100801. 51 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Учебно-методическое пособие направлено на оказание методической помощи студентам при самостоятельном изучении дисциплины Статистика и подготовке к прохождению итоговой аттестации. В пособии содержатся дидактические единицы, соответствующие темам и разделам учебной дисциплины. Дисциплина Статистика является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. Дисциплина Статистика направлена на теоретическое изучение методологии статистики и расчет системы статистических показателей. Студенты должны освоить методы сбора, обработки и анализа статистической информации, выработать прочные навыки использования статистических показателей для экономического анализа и прогнозирования коммерческой деятельности. Будущим товароведам необходимо четкое и глубокое понимание современных тенденций развития отрасли, а обществу необходима своевременная и достоверная информация о развитии финансово-хозяйственной деятельности в предприятиях с различными формами собственности.
В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: n об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений, n о системе статистических показателей, знать: n экономико-статистические методы сбора, обработки и анализа учетно- экономической информации, уметь: n использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач, n рассчитывать статистические показатели (абсолютные, относительные, средние величины, показатели вариации, динамики, тесноты связи, индексы), n оформлять результаты статистических исследований в виде статистических таблиц, n делать выводы и давать краткий анализ исчисляемых показателей. Изучение дисциплины способствует развитию у будущих специалистов профессионального мышления, умения сравнивать, обобщать, анализировать финансово-хозяйственные ситуации, прогнозировать хозяйственную деятельность. В соответствии с рабочим учебным планом, по дисциплине Статистика предусмотрено 40 часов аудиторных занятий, 18 часов – практические работы. Форма итоговой аттестации студентов зачет. Теоретические основы и методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины
Тема 1 Предмет, метод и задачи статистики При изучении данной темы студенты должны обратить внимание на методологию дисциплины. Изучая массовые социально-экономические явления и процессы с количественной стороны в непосредственной связи с качественным содержанием, статистика использует свой специфический метод. Его особенностью является то, что каждый метод соответствует определенной стадии экономико-статистического исследования. Процесс статистического исследования можно разделить на 3 этапа: · Сбор первичной статистической информации осуществляется методом массового наблюдения, · Статистическая сводка и обработка первичной информации с использованием метода статистических группировок,
· Анализ статистической информации проводится путем расчета обобщающих статистических показателей. К основным категориям статистики относятся: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, статистический показатель, статистический признак, статистическая закономерность. Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой в соответствии с задачей исследования, но различающихся по ряду признаков. Например, при определении розничного товарооборота совокупностью являются организации торговли, осуществляющие продажу товаров населению, вне зависимости от организационно- правовой формы, формы собственности, места нахождения и т. п. Единица статистической совокупности – это отдельный элемент статистической совокупности, несущий информацию о тех признаках, которые изучаются в ходе исследования. Например, при изучении малого бизнеса единицей совокупности являются малые предприятия. Статистический показатель – это количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от цели исследования различают два основных вида показателей:
Система статистических показателей- совокупность статистических показателей, взаимосвязанных единой целью статистического исследования Статистический признак-это характерное свойство изучаемого явления, отличающее его от других. Признаки бывают: · количественные, выраженные числовыми значениями, например, объем товарооборота, прибыль, рентабельность, численность работников и др. · атрибутивные, выраженные смысловыми понятиями, например, специализация, форма собственности организаций торговли, пол и образование работников, др.
· интервальные (заданные интервалом) или дискретные (заданные отдельными числовыми значениями), · варьирующие (принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления) или альтернативные (принимающие одно из двух противоположных значений признака), · основные (существенные) или второстепенные Статистическая закономерность-это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности.
При изучении данной темы студенты должны обратить внимание на задачи, стоящие перед органами государственной статистики на современном этапе. Основными задачами государственной статистики являются:
Государственная статистика представляет собой двухуровневую систему. Во главе ее находится Федеральная служба государственной статистики Росстат (образован с марта 2004 года, до этого Госкомстат России). Второй уровень организаций представлен органами государственной статистики субъектов РФ и статистическими структурами муниципального звена. Кроме государственной статистики в стране существует ведомственная статистика, в задачи которой входит сбор и анализ информации для осуществления оперативного руководства предприятиями и ведомствами, планирования их деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|