во-первых, единая процедура государственной регистрации независимо от объекта регистрации и от региона; 2 страница
В рамках нэпа Постановлением НКВД от 8 августа 1921 г. была объявлена и новая жилищная политика, которая " требует... предоставления коллективам жильцов, арендаторам и домовладельцам определенной самостоятельности в эксплуатации помещений... освобождения населения от излишних стеснений и регламентаций в занятии жилищ" < 1>. -------------------------------- < 1> О порядке отвода и сдачи жилых помещений см.: Инструкция НКВД от 14 ноября 1921 г. N 478 // Жилищное законодательство. Вып. 3. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1927. С. 3.
Главный признак новой жилищной политики заключался в том, что в жилищное хозяйство возвращались частная инициатива, личные денежные средства и частная собственность. Был дан старт процессу возвращения отобранного частного жилища его бывшим владельцам (а также проживающим в домовладениях коллективам жильцов) - демуниципализации < 1>. -------------------------------- < 1> Меерович М. Г. Квадратные метры, определяющие сознание. Государственная жилищная политика в СССР. 1921 - 1941. Stuttgart, 2005. С. 20.
В конце 1921 г. был издан Декрет о демуниципализации небольших жилых зданий < 1>. Декрет предписывал следующее: " Обязать коммунальные отделы в двухмесячный срок пересмотреть списки муниципализированных домов и представить в Народный комиссариат внутренних дел утвержденные списки тех домов, которые... могут быть переданы коллективам и отдельным лицам... " < 2>. Коммунальным отделам НКВД было дано поручение выделить категорию ненужных местным исполкомам строений и передать их обратно владельцам или коллективам жильцов: " Дома могут быть возвращены бывшим владельцам лишь при условии производства в годичный срок полного ремонта дома" < 3>.
-------------------------------- < 1> СУ РСФСР. 1921. N 60. Ст. 409. < 2> Там же. Ст. 516. < 3> Систематическое собрание законов РСФСР, действующих на 1 января 1928 г.: В 3 т. Т. 2. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1929. С. 862 (об условиях демуниципализации домов см.: Декрет СНК от 28 декабря 1921 г. ).
Демуниципализации подлежали строения, не занятые государственными и коммунальными учреждениями, общежитиями рабочих или коллективами жильцов, небольшие - размером в одну-две квартиры с общей площадью до 25 кв. саженей (113, 75 кв. м) в провинции и чуть больше - до пяти квартир - в Москве и Ленинграде < 1> (за исключением барских особняков) < 2>. Часть жилья была возвращена прежним либо передана новым владельцам. -------------------------------- < 1> Систематическое собрание законов РСФСР, действующих на 1 января 1928 г.: В 3 т. Т. 2. С. 861. < 2> Меерович М. Г. Указ. соч. С. 26.
14 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК " О праве застройки", в котором устанавливалась возможность заключения договоров о предоставлении городских участков под застройку, в том числе жилищную. Впоследствии текст этого Декрета практически целиком, лишь с некоторыми изменениями, был включен в раздел " Вещное право" Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (ст. ст. 71 - 84). В 1924 г. 72% вновь построенного жилья было возведено частным путем < 1>. -------------------------------- < 1> Большая советская энциклопедия. Т. 25. М., 1932. С. 449.
Другим аспектом жилищных отношений, которые также регулировал Гражданский кодекс РСФСР, был договор найма жилого помещения, регламентация которого была расположена в главе " Имущественный наем" < 1>. -------------------------------- < 1> См.: § 1 гл. 5 настоящей работы.
Государство подробно регламентировало выселение граждан из занимаемых ими помещений. В Инструкции, утвержденной 9 января 1924 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее - ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (далее - СНК) < 1>, устанавливалось, что дела о выселении граждан рассматриваются в суде по предъявлении соответствующего иска. Наряду с общими основаниями, предусмотренными для расторжения договора имущественного найма, а также для договора найма жилого помещения, Инструкция указывала на такое основание, как " хищническое отношение к жилищу". При этом таковым признавались действия, влекущие за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб и т. п. ). В некоторых случаях предусматривалось внесудебное - административное - выселение. Через полгода, 14 июня 1926 г., ВЦИК и СНК РСФСР было принято Постановление, название которого говорит о сути данного документа: " Об условиях и порядке административного выселения граждан из занимаемых ими помещений" < 2>.
-------------------------------- < 1> Собрание узаконений РСФСР. 1924. N 8. Ст. 45. < 2> Собрание узаконений РСФСР. 1926. N 35. Ст. 282.
Вместе с тем через два месяца политика опять изменилась и был принят документ, значительно сужающий пределы вмешательства государства в жилищные права граждан. Принятием 16 августа 1926 г. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР " Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах" < 1>, по существу, был закончен период " великого передела" (перераспределения) жилищного фонда. -------------------------------- < 1> Собрание узаконений РСФСР. 1926. N 53. Ст. 419.
Интересно, что еще в 1923 - 1930 гг. предпринимались попытки подготовки Жилищного кодекса, однако они закончились неудачей < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Иоффе О. С. Из истории цивилистической мысли // Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2000. С. 420; Красавчиков О. А. Предисловие к Межвузовскому сборнику научных трудов " Основы советского жилищного законодательства" / Отв. ред. О. А. Красавчиков. Свердловск: УрГУ, 1981. С. 7.
Было подготовлено два проекта Жилищного кодекса РСФСР. Первый был разработан в Главном управлении коммунального хозяйства НКВД РСФСР под руководством Д. И. Шейниса и опубликован в 1926 г. < 1>. Данный проект стал жертвой очередной административной реформы, поскольку лишился главного " двигателя" - НКВД РСФСР: 15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК приняли Постановление " О ликвидации наркоматов внутренних союзных и автономных республик" < 2>.
-------------------------------- < 1> Жилищный кодекс. М.: Издательство НКВД, 1926. < 2> Жилищный кодекс. Проект Центрожилсоюза. М.: Изд-во Центрожилсоюза, 1930.
Второй, проект Центрожилсоюза (объединения жилищных кооперативов) был создан в 1930 г. с учетом проекта НКВД, но поскольку большим административным ресурсом не обладал, шансов практически не имел. Оба проекта без властной поддержки и при наличии серьезных юридико-технических изъянов были подвергнуты резкой критике как с правовой, так и с идеологической стороны. Так, профессор права С. И. Раевич подготовил две разгромные статьи: одну в правовой журнал < 1>, другую в отраслевой < 2>, в которых указывал: " Выработанный комиссией СНК проект, как и проект Центрожилсоюза (последний, впрочем, в несколько меньшей мере), представляет довольно типичный пример творчества хотя бы и одушевленных лучшими намерениями буржуазных идеологов-юристов. Несмотря на то, что для выработки проекта авторы его имели более чем достаточно времени, он вышел не удовлетворяющим тем требованиям, какие мы должны к нему предъявить. Он не способен служить орудием пропаганды советской жилищной политики, не отражает перспектив социалистического строительства, дает случайное, на-глазок, без сколько-нибудь твердого обоснования, разрешение ряда важнейших вопросов, сохраняет в действующем законодательстве немало таких наследий буржуазного права, которые не имеют в нынешних условиях разумного оправдания, делает ряд важнейших политических ошибок правоуклонистского и отчасти " левацкого" типа, оставляет недоделанной даже задачу внешнего объединения всех важнейших норм в области жилищного права и злоупотребляет никому не нужной фразой" < 3>. Дальше - больше: "... равным образом, неверие в перспективы социалистического строительства сквозит у авторов проекта также и в полном игнорировании перспектив расширения ресурсов жилплощади. На неопределенное количество лет вперед проектом фиксируются нормы в 6 и 8 кв. метров, наличие которых не только идет вразрез с указанными выше задачами пропаганды наших достижений и перспектив среди рабочего класса других стран, но и не отражает даже тех возможностей, которые намечены нынешней пятилеткой" < 4>.
-------------------------------- < 1> Советское государство и революция права // Журнал Ин-та советского строительства и права. 1931. N 5 - 6. < 2> Жилищная кооперация. 1931. N 7 - 8. < 3> Раевич С. Оппортунизм и бесперспективность в проекте Жилищного кодекса РСФСР // Советское государство и революция права (Журнал Института советского строительства и права). 1931. N 5 - 6. С. 151. < 4> Раевич С. Проект, отставший от жизни // Жилищная кооперация. 1931. N 7 - 8. С. 58.
В Украинской ССР уже действовал жилищный закон, который состоял из трех разделов, включающих 37 статей < 1>, однако в середине 1920-х гг. в УССР также стал готовиться проект ЖК. Особенностями этого проекта являлось то, что он, кроме прочего, предусматривал главу, посвященную уплотнению помещений; главу, регулирующую пользование мебелью, а также главу, регламентирующую создание и деятельность жилищных конфликтных комиссий < 2>. Этот проект был раскритикован. -------------------------------- < 1> См.: Кобленц И. Жилищный кодекс РСФСР // Советское право. 1924. N 1. С. 77. < 2> СУ УССР. 1921. N 22. Ст. 641.
После таких негативных примеров дискуссии о Жилищном кодексе на некоторое время прекратились. К необходимости кодификации жилищного законодательства вернулись только в начале 1980-х гг. Окончательное закрепление главенства административных начал в жилищном праве произошло в 1925 г. Декретом СНК РСФСР от 28 апреля 1925 г. " О прописке граждан в городских поселениях" < 1>. Этот институт разрешительной регистрации граждан по месту жительства пережил СССР и был отменен только в 1993 г. Многие наши современники, даже не жившие в Советском Союзе, до сих пор регистрацию называют пропиской. -------------------------------- < 1> http: //www. ussrdoc. com/ussrdoc_communizm/ussr_2437. htm
Справедливости ради необходимо отметить, что работа над проектом Жилищного кодекса не пропала даром и была использована при подготовке к принятию Постановления ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. " О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах" < 1>, где были подробно урегулированы вопросы применения договора найма жилого помещения. Постановление не действовало в сельской местности, что было подтверждено Верховным Судом СССР: "... жилищные отношения между колхозом и съемщиками, проживающими в домах колхоза, расположенных в сельских местностях, должны определяться соглашением сторон, а не правилами Постановления от 17 октября 1937 г. " < 2>.
-------------------------------- < 1> Собрание законодательства СССР. 1937. N 69. Ст. 314. < 2> См.: Судебная практика Верховного Суда СССР. 1944. Вып. IV (X). С. 21.
Что касается жилищной кооперации, то первый нормативный акт Советского Союза, посвященный жилищной кооперации, был утвержден Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 августа 1924 г. " О жилищной кооперации" < 1>, где предусматривалось несколько видов жилищных кооперативов (жилищно-кооперативных товариществ). -------------------------------- < 1> См.: Раевич С. И. Жилищная кооперация // Советское хозяйственное право. М.: Госиздат, 1926. С. 60.
В 1937 г. значительная часть кооперативного жилья была передана в государственный жилищный фонд, а оставшаяся реорганизована в жилищно-строительные кооперативы < 1>. -------------------------------- < 1> Подробнее см.: § 1 гл. 8.
В военный период жилищное строительство по понятным причинам почти было прервано. Сразу после окончания Великой Отечественной войны восстановление разрушенного жилищного фонда и строительство нового жилья производились государством. Индивидуальное жилищное строительство осуществлялось преимущественно в сельской местности, жилищная кооперация не развивалась. Важное значение для развития индивидуального жилищного строительства имел Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. " О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов". Этот Указ предоставил гражданам право купить или построить для себя на праве личной собственности дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно как в городе, так и вне города. Отвод участков для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование. Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 1 февраля 1949 г. признал утратившими силу статьи Гражданского кодекса РСФСР, регулировавшие право застройки. После издания этих Указов жилые строения, ранее возведенные гражданами на праве застройки, считаются принадлежащими им на праве личной собственности < 1>. -------------------------------- < 1> Аскназий С. И., Брауде И. Л., Пергамент А. И. Жилищное право. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1956. С. 34.
Послевоенная социалистическая жилищная кооперация получила широкое развитие после XX съезда КПСС. Совет Министров СССР 20 марта 1958 г. принял Постановление N 320 " О жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" < 1>. Предприятия и учреждения получили возможность создавать кооперативы для своих работников, также обеспечивалось финансирование и порядок осуществления взносов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1962 г. " Об индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве" < 2> предусматривалось включение в государственные плановые задания индивидуального и кооперативного строительства. -------------------------------- < 1> СП Совета Министров (Правительства) СССР. 1958. N 5. Ст. 47. < 2> СП Совета Министров (Правительства) СССР. 1962. N 12. Ст. 93.
Очевидна была и необходимость регулирования отношений по жилищному найму. До кодификации жилищного права было еще далеко. При этом активно готовились проект Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы гражданского законодательства) и гражданские кодексы союзных республик. Было решено подготовить для Основ специальную главу, посвященную найму жилья. Вопрос состоял лишь в том, самостоятелен ли институт жилищного найма или речь идет о разновидности договора имущественного найма. Эта дискуссия не имела принципиального значения с точки зрения перспектив развития законодательства. Практика применения гражданских кодексов убедительно продемонстрировала невозможность регулирования жилищных отношений нормами, относящимися к имущественному найму. Поэтому вряд ли могла родиться мысль об отказе от установления в Основах гражданского законодательства 1961 г. обособленного комплекса жилищно-правовых норм: Основы посвятили жилищному найму отдельную главу. Упоминание в ст. 50 Основ гражданского законодательства 1961 г. тех органов, по решению которых предоставляются жилые помещения, конечно, не могло заменить регулирования отношений по учету граждан, нуждающихся в жилье, а также по предоставлению жилых помещений. Регулированию жилищных отношений в Основах было отведено восемь статей (ст. ст. 56 - 63). На основании данных норм в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. содержалась специальная глава (гл. 28) " Договор найма жилого помещения", в которой регулировались отношения, связанные с договором найма жилого помещения < 1>. Данная глава действовала до принятия Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 24 июня 1981 г. --------------------------------
< 1> См.: Гонгало Б. М., Крашенинников П. В. Развитие кодификации жилищного права // Кодификация российского частного права 2017 / Под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2017. С. 291 - 292.
Решение о необходимости кодификации жилищного законодательства было принято после вступления в силу Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., где появилось право на жилище (соответственно ст. ст. 44 и 58). Как всегда, точно и популярно объяснил необходимость такой кодификации В. Ф. Яковлев: " Причины разработки Основ жилищного законодательства и жилищных кодексов очевидны. Это, во-первых, большое экономическое и социально-политическое значение отношений по распределению и использованию жилья, поскольку в рамках анализируемых отношений происходит удовлетворение одной из основных потребностей граждан. Во-вторых, это закрепление в Конституции СССР одного из величайших завоеваний развитого социализма - права граждан на жилище - и необходимость создания надежных правовых гарантий, обеспечивающих его реализацию. Отмеченное требует не просто более развернутого правового регулирования жилищных отношений, но замену подзаконных актов законами, закрепления основных положений жилищных отношений в основах законодательства и кодексах. В-третьих, это необходимость законодательного закрепления правил управления и эксплуатации всенародного достояния - жилищного фонда - в целях его наиболее эффективного использования и сохранения" < 1>. -------------------------------- < 1> Яковлев В. Ф. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и режим правового регулирования жилищных отношений // Основы советского жилищного законодательства: Межвузовский сборник научных трудов; под ред. О. А. Красавчикова. Свердловск, 1981. С. 36.
В Верховном Совете СССР совместно с Министерством юстиции СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства была создана рабочая группа по подготовке Основ жилищного законодательства Союза ССР, куда входили такие известные специалисты по гражданскому и жилищному праву, как В. А. Дозорцев, В. Н. Литовкин и П. И. Седугин. Основы и " базовый" вариант кодекса для республик готовились одновременно. После принятия Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, по словам П. И. Седугина, было принято решение первый Жилищный кодекс принимать в Азербайджанской ССР. Текст был доработан с коллегами из Баку и после обсуждений и консультаций этот Кодекс был принят. " Так что первый ЖК на территории СССР был принят в Азербайджане", - констатировал П. И. Седугин. С учетом обсуждений, прошедших в Верховном Совете Азербайджанской ССР, были доработаны тексты проектов ЖК других республик, и кодексы были приняты в 1983 г., в том числе в РСФСР. В ЖК РСФСР наряду с общими положениями содержалось более 70 статей (из 158), непосредственно посвященных договору найма жилого помещения. Постепенное выделение правовых норм из договора имущественного найма, где объектом выступает жилье, не только оформляется в виде отдельного специального закона: происходит кодификация норм, прежде содержавшихся в ГК РСФСР и подзаконных актах, например в Постановлении Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. " Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье" < 1>. В ЖК РСФСР также были кодифицированы положения, посвященные управлению жилищным фондом, организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, и ряд других. Этот Жилищный кодекс действовал чуть больше 20 лет, однако конечно же не решил жилищную проблему. Очевидно, что закон может быть инструментом решения той или иной проблемы, но будет он эффективным или нет - это уже другой вопрос. -------------------------------- < 1> СП Совета Министров (Правительства) СССР. 1963. N 10. Ст. 64.
Последний Верховный Совет РСФСР был избран в 1990 г. Хотя РСФСР еще входила в состав Союза ССР, но необходимость перемен уже была очевидна. В этих условиях началась война законов СССР и РСФСР и одновременно шла подготовка новой Конституции новой России. Всегда актуальный жилищный вопрос приобрел мощный политический импульс. В Верховном Совете РСФСР была создана рабочая группа по подготовке нового кодифицированного акта, которую возглавлял председатель Комитета по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Е. В. Басин, однако после принятия Закона РСФСР " О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в 1991 г. было решено подготовить Закон о жилищной политике, который в итоге был принят Верховным Советом РФ 24 декабря 1992 г. под названием " Об основах федеральной жилищной политики". Названный Закон содержал в основном нормы переходного характера, посвященные праву собственности, договору найма жилого помещения, управлению жилищным фондом и ряд других. Несмотря на очевидную переходность положений названного акта, этот Закон и анализ практики его применения во многом стали источниками для подготовки соответствующих положений современного Жилищного кодекса РФ и отдельных норм Гражданского кодекса РФ. Данный законодательный акт применялся наряду с другими актами жилищного законодательства, но имел приоритет перед предыдущими актами (в основном советского периода) и сразу заявлялся как акт переходного периода до принятия соответствующего кодекса. Это был акт, в развитие которого готовились Основы жилищного законодательства. Дело в том, что до принятия Конституции 1993 г. шла подготовка кодифицированного акта под названием " Основы жилищного законодательства Российской Федерации", что соответствовало действовавшему тогда Федеративному договору. После расстрела Белого дома в октябре 1993 г. архив в виде стенограмм заседаний рабочей группы, заключений и предложений сгорел, однако многие участники подготовки проекта Основ впоследствии участвовали в работе над проектом ЖК РФ первоначально (в 1993 г. ) в Госстрое России, а затем (в 1993 - 1996 гг. ) в Минюсте России < 1>. Впоследствии, уже в начале XXI в. (в 2000 - 2004 гг. ), работа над Кодексом велась в Государственной Думе, которая в результате привела к принятию ЖК РФ в декабре 2004 г., а с марта 2005 г. - к его вступлению в силу. -------------------------------- < 1> Состав рабочей группы, готовившей проект в Минюсте, представлен в " Российской газете" (от 8 октября 1994 г. N 193 - 194). Значительная часть этой рабочей группы участвовала в подготовке проекта Основ, ее участники сохранили в личных архивах и в памяти концепцию, структуру, отдельные главы и статьи предыдущего проекта, им было от чего отталкиваться, и работа продолжилась.
§ 4. Современные источники жилищного права
Главным источником любой отрасли российского права < 1>, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в предыдущих параграфах, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. -------------------------------- < 1> О том, что жилищное право - комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства, см. § 2 гл. 1 настоящего издания.
Несмотря на принятие и введение в действие 1 марта 2015 г. Жилищного кодекса РФ на федеральном уровне, жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права - законов и других нормативных актов, принятых в разное время (от законов до инструкций) < 1>. -------------------------------- < 1> В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему Федеральному закону. Изданные до введения в действие ЖК РФ нормативные правовые акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ, Правительства РФ, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные правовые акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные правовые акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ЖК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является Жилищный кодекс РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан на жилище, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере. Гражданский кодекс РФ обоснованно называют экономической конституцией, но также его можно назвать основным законом частного права. Это все в полной мере относится и к Жилищному кодексу, регулирующему отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений. В части первой ГК РФ (гл. 18) регулируются право собственности на жилые помещения и иные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома, организации и деятельности товариществ собственников жилья. Часть вторая ГК РФ содержит главу (гл. 35), посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений. Часть третья ГК РФ в разд. V " Наследственное право" содержит кроме прочего нормы, устанавливающие особенности наследования жилых помещений. Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" < 1> (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) (с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья. -------------------------------- < 1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.
Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) хотя и не содержит прямых норм жилищно-правового характера, но, безусловно, является источником жилищного права, поскольку на базе семейных отношений строятся отношения по предоставлению жилых помещений, регулированию правового положения членов семьи нанимателя, собственника, участие органов опеки и попечительства в жилищных отношениях. Жилищные споры рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Анализ норм жилищного права, содержащихся в других законодательных актах, дается в различных главах настоящей работы. На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 432 " О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" < 1> ), и Постановлениями Правительства РФ (например, Постановления от 20 февраля 1995 г. N 161 " Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации" < 2>, от 21 мая 2005 г. N 315 " Об утверждении типового договора социального найма жилых помещений" < 3> и от 5 декабря 2014 г. N 1318 " О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования" < 4> ). -------------------------------- < 1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 14. Ст. 1432. < 2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 757. < 3> Собрание законодательства РФ. 2005. N 22. Ст. 2126. < 4> Собрание законодательства РФ. 2014. N 50. Ст. 7104.
Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 " О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" < 1>, а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 < 2>.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|