Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

во-первых, единая процедура государственной регистрации независимо от объекта регистрации и от региона; 3 страница




--------------------------------

< 1> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

< 2> Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

 

Согласно названным актам нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, официальной публикации в " Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и размещению на официальном интернет-портале правовой информации (www. pravo. gov. ru), которые должны осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Вместе с тем из общего правила есть одно исключение: акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) подлежат государственной регистрации только в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы или обязанности граждан (ст. 6 Федерального закона " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции Федерального закона, принятого в 1995 г., N 65-ФЗ < 1> ). Как правило, акты Банка России не затрагивают жилищные отношения, однако опосредованно могут на них влиять (например, на кредитование жилищного строительства).

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1593.

 

Из ведомственных нормативных актов, посвященных отношениям, связанным с жилыми помещениями, следует выделить Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2013 г. N 765 " Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме" < 1>.

--------------------------------

< 1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 46.

 

Как уже указывалось, жилищные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации (республик в составе Федерации, краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, автономной области, а также автономных округов). В свою очередь, акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать жилищные отношения.

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Жилищного кодекса и других актов жилищного законодательства.

Одним из важнейших документов в сфере жилищного права следует признать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 " О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" < 1> (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14). Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе и актов жилищного законодательства.

--------------------------------

< 1> Российская газета. 08. 07. 2009.

 

Следует отметить, что разъяснения Верховного Суда СССР, затем РСФСР и Российской Федерации, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г. ) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, данные до его объединения с Верховным Судом РФ, применяются в части, не противоречащей законодательству, принятому позже, и в случаях отсутствия разъяснений на соответствующие темы объединенного Верховного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (ч. ч. 4 - 6 ст. 125 Конституции РФ) < 1>.

--------------------------------

< 1> По мнению Ю. К. Толстого, признание тех или иных норм не соответствующими Конституции РФ означает их отмену, что позволяет относить постановления Конституционного Суда РФ к источникам жилищного законодательства, имеющим правопогашающее действие. См.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: ТК Велби; Проспект, 2004. С. 254.

 

§ 5. Соотношение предметов ведения федерального и

регионального жилищного законодательства, а также

нормативных актов муниципальных образований, регулирующих

жилищные отношения

 

Как было указано раньше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. " к" ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм - к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.

С практической точки зрения делать правильные шаги по такому " разнокалиберному" правовому полю затруднительно еще и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права.

Внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Федерации, с другой стороны, и актами органов местного самоуправления - с третьей. При этом представляется, что большая и наиболее важная часть норм жилищного законодательства должна относиться к федеральному законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов. Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др. ), должна в силу ст. 71 Конституции РФ регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся согласно Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных отношений.

Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы российского законодательства, нет сомнений в том, что развитие правового регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом по пути кодификации.

Принятие в 2004 г. Жилищного кодекса РФ:

во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов;

во-вторых, снижает возможность регулирования жилищных отношений на федеральном уровне иными нормативными правовыми актами, главным образом ведомственными;

в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.

Следует подчеркнуть, что в ЖК РФ впервые содержатся четкие нормы, определяющие границы ведения субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.

В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Так, ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации вопросы, связанные с жилищным фондом конкретного субъекта Федерации: от предоставления жилого помещения до его учета и контроля за эксплуатацией и сохранностью.

Важно отметить, что к региональной компетенции отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт и определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного регулирования согласно ст. 14 ЖК РФ. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, связанные с муниципальным жилищным фондом, в том числе с признанием граждан малоимущими, ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядком предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда специализированного использования, предоставлением в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и еще, кроме того, вопросы, связанные с принятием в установленном порядке решений о переводе помещений в жилые или нежилые помещения, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, признанием жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Безусловно, определение системы жилищного законодательства, в том числе в субъектах Федерации, является задачей федерального законодательства. При этом субъект Федерации и орган местного самоуправления не вправе самостоятельно определять понятия тех или иных правовых конструкций в области жилищного права, если в федеральном законодательстве уже имеются соответствующие понятия, в противном случае неизбежна не только путаница, но и нарушение прав участников жилищных отношений.

 

§ 6. Литература по жилищному праву

 

Литература по жилищному праву достаточно многообразна, хотя справедливости ради следует отметить, что возраст такого вида литературы по сравнению с гражданским или даже семейным правом достаточно молодой. Первые работы по жилищному праву стали появляться в 20-х гг. прошлого столетия. В основной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, они представляют собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные пособия, учебники, еще реже - монографические исследования теоретических проблем жилищного права.

Если брать самый трудный и тяжелый жанр как для написания, так и для прочтения - монографический, т. е. теоретические произведения, посвященные жилищному праву, то хотелось бы первоначально выделить попытки комплексного подхода к рассмотрению жилищно-правовых вопросов - работы И. Г. Кобленца " Жилищное право" (1924), С. И. Раевича " Жилищная кооперация" (в кн.: Советское хозяйственное право" (1926)), С. И. Аскназия " Советское жилищное право" (1940); С. М. Гинзбурга " Основные вопросы жилищного права" (1940); Г. Н. Амфитеатрова " Права на жилые строения и пользование жилыми помещениями" (1948); С. И. Аскназия, И. Л. Брауде и А. И. Пергамент " Жилищное право" (1956); М. А. Нечецкого " Очерки советского жилищного права" (1958); Ю. Г. Басина " Вопросы советского жилищного права" (1963); Ю. К. Толстого " Советское жилищное право" (1967); В. Ф. Чигира " Советское жилищное право" (1968); Г. П. Петрищевой " Правовое регулирование жилищных отношений" (1977); коллективную монографию О. А. Красавчикова, Г. А. Свердлыка, В. Ф. Яковлева, Ю. Г. Басина, М. И. Бару, А. А. Пушкина, М. Н. Сибилева, Т. В. Касаткиной, А. Г. Потюкова, В. Т. Смирнова, В. А. Ойгензихта, Г. П. Петрищевой, М. Я. Кирилловой, В. В. Чубарова, Н. П. Ворониной, И. С. Вишневской, Т. Н. Молчановой, В. Ф. Яковлевой, В. Ф. Чигира и Т. И. Илларионовой " Основы советского жилищного законодательства" (1981); труды В. П. Грибанова " Основы советского жилищного законодательства" (1983), П. С. Никитюка " Жилищное право" (1985); статьи Б. М. Гонгало " Структура жилищного обязательства" (в кн.: Проблемы обязательственного права (1989)), С. М. Корнеева " Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики" (в книге, посвященной памяти В. П. Грибанова), " Гражданское право при переходе к рынку" (1995).

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского " Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

Из современных теоретических трудов следует отметить главу " Договоры найма жилых помещений" М. И. Брагинского в книге М. И. Брагинского и В. В. Витрянского " Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества" (2000); коллективную монографию Е. С. Гетман, Б. М. Гонгало, Л. О. Красавчиковой, П. В. Крашенинникова, И. Е. Манылова, С. В. Пчелинцева, Л. М. Пчелинцевой, В. Н. Симонова, Е. А. Солоповой и Г. Ф. Шешко " Актуальные проблемы жилищного права". Сборник памяти П. И. Седугина (2003); статью Б. М. Гонгало " Исходные положения о правовом регулировании жилищных отношений" (в кн.: Проблемы теории гражданского права. Вып. 2 (2006)); монографию В. Н. Литовкина " Жилищное законодательство: смена вех (конституционные основы жилищного законодательства)" (2008); статью Б. М. Гонгало и П. В. Крашенинникова " Развитие кодификации жилищного права" (в кн.: " Кодификация российского частного права" под редакцией Д. А. Медведева (2019)).

Из комментариев необходимо обратить внимание на " Советские жилищные законы в кратком изложении" И. Н. Ананова (1926); " Устав жилищных товариществ. Практический комментарий к Нормальному уставу жилищных товариществ" Н. И. Бронштейна (1923); " Комментарий к Жилищному кодексу Казахской ССР" под редакцией Ю. Г. Басина (1990); " Жилищный кодекс Украинской ССР: Научно-практический комментарий" под редакцией В. И. Зайчук (1990); " Жилищное законодательство: Комментарий" под редакцией В. Ф. Яковлева и П. И. Седугина (1991); " Жилищные права и льготы граждан в России" Л. М. Пчелинцевой и С. В. Пчелинцева (2001); " Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР" под редакцией Б. М. Гонгало (2004); " Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации" под редакцией П. В. Крашенинникова (2012).

Разумеется, говоря об учебной и научно-практической литературе, следует обратить внимание на то, что нельзя абстрагироваться от монографической и комментаторской литературы. Более того, без произведений названного вида почти невозможно по-настоящему изучить жилищное право.

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник Ю. К. Толстого " Жилищное право" включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (2-е издание, переработанное и дополненное).

Из учебной литературы следует выделить книгу " Советское жилищное право" П. И. Седугина (1986); работы В. А. Золотаря и П. Н. Дятлова " Советское жилищное право" (1986); И. И. Андрианова " Жилищное законодательство. Практические вопросы" (1988); И. Б. Мартковича " Жилищное право: закон и практика" (1990); Е. С. Гетман " О жилищных правах и обязанностях" (1992); два произведения Ю. К. Толстого и П. И. Седугина с аналогичным названием " Жилищное право" (соответственно 1996, 1997), учебник Ю. К. Толстого " Жилищное право" (2007), учебник " Жилищное право" под редакцией Е. Е. Богдановой и К. Р. Файзрахманова (2018).

 

КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Гражданское право: В 2 т. " (том 2) (под ред. Б. М. Гонгало) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2018 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Рассматривая учебную литературу, нельзя обойти вниманием учебники по гражданскому праву, содержащие специальные главы, посвященные жилищным правоотношениям, в том числе: " Гражданское право" (т. 2) под редакцией Е. А. Суханова (2010) (авторы главы " Жилищное право" - С. М. Корнеев и Е. А. Суханов); " Гражданское право" (т. 2) под редакцией Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева (2004) (автор главы " Жилищное право" - Ю. К. Толстой); " Гражданское право" (т. 2) под редакцией Б. М. Гонгало (2017) (автор главы " Договор найма жилого помещения" - П. В. Крашенинников).

Представленная литература не является исчерпывающим библиографическим списком по жилищному праву. Такой задачи автор не ставил. Мне показалось необходимым указать работы по системе и отдельным институтам жилищного права, не утратившие (а порой укрепившие) свою актуальность, а также современные работы по жилищному праву и законодательству.

 

Глава 2. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

 

§ 1. Жилые помещения

 

В соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством жилые помещения как объекты жилищных и гражданских правоотношений бывают различных видов: квартиры, жилые дома, изолированные комнаты в квартирах или жилых домах. При этом жилым признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, отвечает установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям и предназначено для проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

На основании ч. 5 ст. 15 Кодекса общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Жилое помещение, являющееся объектом договора социального найма, как правило, должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в котором находится.

На основании ч. 3 ст. 15 ЖК РФ Правительство РФ Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым, жилое помещение пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции < 1>. Названное Положение распространяется на все жилые помещения, находящиеся на территории России. В Положении устанавливаются требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, формулируются требования к несущим и ограждающим конструкциям жилого помещения, обустройству и оборудованию жилого помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (прежде всего затем, чтобы предупредить риск получения травм, обеспечить удобство и безопасность передвижения и размещения), инженерным системам и т. д. Положением предусматривается, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем; доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта, размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается, размещение над комнатами уборной, ванной (душевой) и кухни не допускается (оборудование уборной, ванной (душевой) в верхнем уровне над кухней возможно в квартирах, расположенных в двух уровнях) и т. д.

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 702 (с последующими изм. и доп. ).

 

По своей сути жилые помещения относятся к сложным объектам, т. е. они образуются из вещей, которые составлены искусственно из нескольких соединенных между собой частей < 1>. В состав таких объектов всегда в качестве главной вещи входит само помещение, непосредственно предназначенное для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Наряду с помещением в состав объекта входят другие вещи либо имущественные права. При этом их состав зависит от вида жилого помещения.

--------------------------------

< 1> См.: Хвостов В. М. Система римского права: Учебник (по изд. 1908 г. ). М.: СПАРК, 1996. С. 126.

 

Гражданский и Жилищный кодексы РФ предусматривают специальную регламентацию некоторых отношений, складывающихся при пользовании жилыми помещениями, находящимися в многоквартирных домах. При этом ГК РФ устанавливает, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве общей собственности на общее имущество дома, включая земельный участок < 1>.

--------------------------------

< 1> О праве собственников жилых помещений на общее имущество многоквартирного дома см.: гл. 11 настоящей работы.

 

В отличие от квартир право собственности на жилые дома (изолированные части жилых домов) допускалось при любой социально-экономической ситуации, ограничения были только по количеству и размеру. Вместе с тем на практике возникает вопрос о праве собственников жилых домов на земельные участки, надворные постройки и другое имущество, расположенное вне строения. Как справедливо отмечается в юридической литературе, только в единстве всех своих частей, связанных общим хозяйственным назначением, располагаясь на земельном участке, жилой дом и является объектом права собственности < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Кузьмин В. Н. Право личной собственности на жилой дом в СССР (основные проблемы): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1975. С. 15.

 

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 27 августа 1980 г., не утратившем своего значения, указывается на то, что принадлежностью признается вещь, назначенная служить главной вещи и связанная с ней общим хозяйственным назначением. Если законом или договором не установлено иное, принадлежность следует судьбе главной вещи. В числе построек, именуемых жилым домом, главной вещью признается строение, предназначенное для проживания. Остальные постройки служат для удовлетворения хозяйственных надобностей и не могут быть самостоятельным объектом права собственности на отведенном для постройки дома земельном участке. Рассматривая конкретное дело, Пленум обратил внимание на то, что в договоре, заключенном сторонами, сказано о продаже дома и не оговорено, что подсобные строения не проданы. Из этого, учитывая вышеизложенное, суду надлежало сделать вывод, что договор заключен о продаже как дома, так и подсобных строений. В противном случае на одном земельном участке оказалось бы два собственника: один - жилого дома, а другой - подсобных строений, что недопустимо < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Судебная практика по жилищным спорам: Сборник постановлений, решений и определений федеральных судов. М.: Норма - Инфра-М, 1999. С. 206 - 207.

 

Анализ норм, изложенных в гл. 17 " Право собственности и другие вещные права на землю" < 1> и в других главах ГК РФ, позволяет говорить о том, что наряду с правом собственности на жилой дом собственник всегда обладает определенными правами на земельный участок и другое имущество, обслуживающее жилой дом.

--------------------------------

< 1> Глава 17 ГК РФ введена в действие 28 апреля 2001 г. (Собрание законодательства РФ. 2001. N 17. Ст. 1644; см. также: Крашенинников П. В. Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Статут, 2001).

 

С учетом действия " дачной амнистии", точнее, Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ " О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", который был подписан Президентом РФ 30 июня 2006 г., и новой статьи ГК РФ (ст. 133. 1 " Единый недвижимый комплекс" введена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ " О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" < 1> ) жилой дом и земельный участок составляют единый объект недвижимого имущества, в подавляющем большинстве случаев с одинаковым правом < 2>.

--------------------------------

< 1> Собрание законодательства РФ. 2013. N 27. Ст. 3434.

< 2> Различные кадастровые номера земельного участка и жилого дома не влияют на их правовое положение.

 

От жилого дома как объекта жилищных прав надо отличать дачи, садовые домики и иные строения, возводимые гражданами на садовых и дачных земельных участках, без учета требований, предъявляемых к жилым помещениям.

Надо отметить, что советское, да и современное российское законодательство до недавнего времени признавало существование таких объектов, как " дача" и " садовый домик", которые изначально не предназначались для постоянного проживания граждан и в силу этого не считались жилыми домами, к ним не предъявлялись в обязательном порядке соответствующие требования.

Дачами считались предназначенные для организации отдыха граждан строения, построенные на дачных участках. Данные о дачных строениях не включались в отчеты о жилищном фонде. Однако если дача была приспособлена для круглогодичного проживания, то она могла учитываться в составе жилищного фонда < 1>.

--------------------------------

< 1> Письмо Минжилкомхоза РСФСР от 22 июля 1985 г. N 01-15-379 " О классификации помещений дач".

 

Целью предоставления садовых участков являлось преимущественно разведение сельскохозяйственных культур. На садовых земельных участках исходя из их целевого назначения могли возводиться только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых жестко регламентировались Типовым уставом садоводческого товарищества - до 50 кв. метров без учета площади террасы (веранды) и мансарды < 1>.

--------------------------------

< 1> Типовые уставы были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 ноября 1985 г. N 517, а затем Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 марта 1988 г. N 112 (утратили силу в связи с принятием Постановления Совмина РСФСР от 19 апреля 1989 г. N 126 // СП РСФСР. 1989. N 13. Ст. 73).

 

Закон РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 " Об основах федеральной жилищной политики" предоставил гражданам, имеющим в собственности строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности (ч. 3 ст. 9). Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, допускавшая правовую трансформацию режима расположенных на дачных, садовых участках строений в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства, но при условии соответствия этих строений необходимым требованиям.

В то же время вступивший в силу с 23 апреля 1998 г. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", определивший перечень строений, возводимых на садовых и дачных земельных участках, прямо допустил возведение жилых домов только на дачных участках.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...