В связи с недостаточной проработкой в федеральном и региональном законодательстве на практике много вопросов возникает в отношении уплаты взносов в фонд капитального ремонта.
Одним из проблемных моментов, мешающих реализации программ капитального ремонта, является уклонение публичных образований от уплаты взносов на капитальный ремонт. По данным Минстроя России и Фонда ЖКХ, в 2015 г. собираемость взносов по помещениям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, составила менее 1% от общей суммы уплаченных взносов < 1>. Эта практика может привести к тому, что ремонт не будет проведен не по вине частных собственников - дом просто не включат в краткосрочный план из-за большой задолженности публичного образования. -------------------------------- < 1> Об этом см.: Отчет по итогам экспертно-аналитического мероприятия " Анализ использования бюджетных средств региональными операторами при реализации установленных функций (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" (на примере отдельных субъектов Российской Федерации), подготовленный Счетной палатой РФ по состоянию на март 2016 г.
В силу ст. 169 ЖК РФ минимальный размер взноса может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен жилой дом, с учетом его типа и этажности. Как правило, субъекты Российской Федерации не дифференцируют размер взносов. Так, в Москве с 1 июля 2015 г. минимальный взнос на капитальный ремонт составляет 15 рублей на 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц < 1>. В Свердловской области размер минимального взноса на 2016 г. составляет 8 рублей 52 коп. < 2>. Обратим внимание на то, что в Санкт-Петербурге дифференцировали взнос в зависимости от восьми типов домов < 3>, при этом размер взноса установлен рекордно низким: от 2 до 3, 50 рублей. В Отчете Счетной палаты РФ отмечено, что при такой сумме взноса невозможно выполнение всех запланированных в 2015 г. работ. Стопроцентная собираемость взноса обеспечила бы только 7% общей стоимости запланированных работ на 2015 г. < 4>.
-------------------------------- < 1> Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП " Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы". < 2> Постановление Правительства Свердловской области от 1 октября 2014 г. N 833-ПП " Об установлении на территории Свердловской области минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2015 - 2017 годы". < 3> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2015 г. N 1081 " О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2016 году". < 4> См.: Отчет по итогам экспертно-аналитического мероприятия " Анализ использования бюджетных средств региональными операторами при реализации установленных функций (совместно с Контрольно-счетной палатой Московской области)" (на примере отдельных субъектов Российской Федерации), подготовленный Счетной палатой РФ по состоянию на март 2016 г.
Федеральное законодательство не устанавливает верхний и нижний пределы минимального взноса на капитальный ремонт. Правило о дифференциации взносов не является обязательным. При этом на уровне федерального закона отсутствуют обязательные критерии расчета взносов (в зависимости от технических характеристик дома, степени его износа). Все это приводит к недостаточно обоснованному расчету взносов на капитальный ремонт, не говоря уже об отсутствии понимания у собственников помещений механизма расчета взносов. Правовую неопределенность вызывают установленные ЖК РФ сроки совершения собственниками действий, необходимых для реализации выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта. Предоставленные регионам полномочия в этой сфере зачастую влекут установление чрезмерно сокращенных сроков, которые не обеспечивают надлежащим образом права собственников помещений многоквартирного дома и приводят к принятию соответствующих решений органами местного самоуправления или региональным оператором. Это касается, в частности, сроков наступления обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, сроков выбора способа формирования фонда капитального ремонта. Так, Чукотский автономный округ вообще установил один месяц для наступления обязанности уплачивать взносы с даты утверждения региональной программы (при максимальном сроке восемь месяцев) и два месяца для выбора способа формирования фонда капитального ремонта (при максимальном сроке шесть месяцев) < 1>.
-------------------------------- < 1> См.: ст. 1 Закона Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 г. N 108-ОЗ " Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чукотского автономного округа".
С июня 2015 г. обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в новостройках, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения дома в региональную программу. При этом в неравной ситуации оказались новостройки, не успевшие попасть под действие этой нормы (которые были введены в эксплуатацию, допустим, за полгода до утверждения региональной программы). Однако многие субъекты существенно уменьшают и эту отсрочку. Например, в Москве обязанность по уплате взносов для собственников помещений в новостройках наступает уже через восемь месяцев < 1>. Часть субъектов Российской Федерации (Хабаровский край, Свердловская область) устанавливают эту обязанность по истечении трех лет после включения дома в региональную программу < 2>. Представляется более правильным установить возможность для регионов определения этого срока в пределах от трех до пяти лет.
-------------------------------- < 1> Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП " Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы". < 2> Закон Хабаровского края от 24 июля 2013 г. N 296 " О регулировании отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Хабаровского края"; Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ " Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Проблема оптимального определения сроков касается и решения об изменении способа формирования фонда. На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома может быть принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома (если отсутствует задолженность по уплате взносов). Однако соответствующее решение о переводе накоплений от регионального оператора на специальный счет вступает в силу только через два года, если субъектом Российской Федерации не установлен меньший срок. Решение же об изменении способа перевода накоплений со специального счета на регионального оператора вступает в силу через месяц. Полагаем, что два года - это довольно длительный срок, не всегда отвечающий интересам собственников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|