Глава 2. Методы и приемы работы со словарями на занятиях английского языка
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2. 1 Цели и задачи использования словарей на уроках английского языка Среди наиболее важных факторов, обеспечивающих и определяющих эффективность обучения иностранному языку, учебные пособия занимают одно из первых мест. Количество и характер учебных пособий, используемых в практике преподавания английского языка, свидетельствуют об их разнообразии и даже богатстве. Такие пособия призваны помочь обучающимся воспринимать и запоминать новый материал в процессе обучения. Самонаправленное обучение предлагает выбор не только того, как учиться, но и того, что и когда изучать, чтобы достичь поставленных перед собой целей. Словарный запас играет важную роль в освоении иностранного языка. Лексика является основным компонентом коммуникации и появляется в речи во взаимодействии с грамматикой и фонологией. С её помощью можно передать все богатство своих мыслей и чувств. Словарный запас должен быть усвоен в системе, которая связана со свойствами человеческого мозга для запоминания логически организованного материала, анализа, синтеза и обобщения [2, c. 326-328]. Из всего вышесказанного ясно, что требуется прочное усвоение лексики, что предполагает выполнение словарной работы. Использование учебных словарей в учебной программе по английскому языку направлено на обогащение словарного запаса обучающихся. Оно обеспечивает богатый глоссарий английских слов как показатель их общего развития. Поэтому важно научить школьников пользоваться словарями для изучения английского языка. Его использование воспитывает у обучающихся потребность в самостоятельном и творческом поиске слов, необходимых им для речевой деятельности, и значительно расширяет информацию о богатстве словарного состава изучаемого (английского) языка. Это также наиболее индивидуализированный и самостоятельный вид учебной деятельности, и цель этой работы - систематическое пополнение словарного запаса [15, с. 88].
Большинство изучающих иностранные языки не рассматривают словари, даже двуязычные, как эффективный инструмент обучения, а лишь как хранилища значений отдельных слов, а не как средство улучшения языковых навыков. В то же время, очевидно, что без развитых умений использования словарей невозможно развить необходимый уровень образовательной автономии. Искусство использования различных типов словарей полезно не только в процессе овладения иностранным языком, но и при решении разнообразных сложных коммуникативных, академических или профессиональных задач на любом языке, включая родной. На этапе развития лексики применяются многочисленные жанры словаря, усиливается их образовательная направленность. Поэтому учебные словари могут использоваться не только как справочные материалы, но и как самостоятельные учебные пособия для развития различных видов языковой деятельности и формирования коммуникативной компетенции. Истинная автономия может быть достигнута только после того, как школьники будут должным образом подготовлены, т. е. необходимо научить их пользоваться словарем и понимать его структуру и типы. Словари являются богатым источником информации для изучающих иностранные языки. Они способствуют лучшему пониманию значения, грамматических особенностей и применения новых слов, а также расширяют словарный запас обучающихся и делают их более лингвистически грамотными. Умение пользоваться словарем – эффективное дополнение для развития навыков чтения и письма.
Последние разработки в области методики преподавания языка подчеркивают необходимость вооружить обучающихся стратегиями, необходимыми для выполнения заданий с целью развития различных языковых навыков [16]. Они часто включают объяснение значения слов учителем или другими учениками, угадывание значения новых слов в тексте и, наконец, использование словаря. Способность угадывать значение незнакомых элементов на основе контекста, несомненно, является важной стратегией несмотря на то, что незнакомые слова - в виде повторяющихся или вторичных терминов - часто вообще не выводятся из контекстуальных подсказок. Кроме того, ученики не всегда могут обратиться за помощью к учителю или другим ученикам. Поэтому умение использовать словарный запас играет важную роль в развитии обучающихся как независимых, самостоятельных учеников, которые полагаются на свои собственные решения, усилия и стили обучения. Обучающиеся должны знать, как и какую лексику использовать в классе и за его пределами. Существует 3 основных типа словарей, которые могут использовать школьники: ‒ Стандартные одноязычные словари. Они предназначены для людей, для которых изучаемый язык является родным. ‒ Учебные одноязычные словари. Они выдаются всем изучающим иностранный язык. ‒ Двуязычные словари. Содержат слова на иностранном языке и переводят их на родной язык обучающегося и наоборот. Кроме того, в задаче овладения иностранным языком можно и нужно использовать различные типы словарей: словари сложных словоупотреблений, словари синонимов, фразеологизмов, персоналий, культурной терминологии, словари языков и культур и т. д. Естественно, начинать следует с двуязычного словаря, поскольку он призван стать лишь ключом к пониманию. По мере того, как школьник становится более компетентным в изучаемом языке, он должен перейти от двуязычного словаря к образовательному монолингвальному словарю. Авторы, занимающиеся вопросами использования словарей на уроках иностранного языка, различают этапы этого развития [17]: 1) Двуязычный словарь 2) Билингвальный + образовательный монолингвальный 3) Образовательный монолингвальный + монолингвальный
4) Образовательный монолингвальный. Преподаватели, которые учат подростков работать с эффективным словарным запасом, что само по себе является стратегией обучения, должны стремиться к достижению двух целей: - не запугивать обучающихся огромным объемом информации, содержащейся в словарях, а ознакомить их с необходимыми принципами структуры пособий; - сделать словарную работу неотъемлемой частью классной и домашней практики. Новички могут устать от поиска нужных страниц, словарных статей, слов и фраз, разбросанных по всему словарю. После того, как школьники познакомились с принципами работы словарей, им нужно показать, когда и как правильно их использовать. В противном случае некоторые школьники будут искать каждое незнакомое слово в словаре, другие - узнавать только его основное значение и так далее. Поэтому важно обсудить с классом, необходимо ли то или иное незнакомое слово для общего понимания предложения или абзаца во время чтения. Существует определенный алгоритм работы с незнакомыми словами в текстах для чтения (Приложение). Семантика указывает на относительную важность незнакомых слов. Существительные и глаголы часто имеют основное значение; прилагательные и наречия могут указывать на изменения в тоне или точке зрения; служебные слова могут объяснять основные отношения в тексте. Таким образом, когда обучающийся начинает полностью обдумывать предложение, в котором он встречает незнакомое слово, прежде чем искать его в словаре, он, как правило, считает излишним пользоваться пособием. Если обучающийся решит обратиться к словарю, он должен знать, как быстро найти наиболее подходящее определение или перевод. Для этого учитель и ученик должны вместе поработать над контекстом, рассмотреть возможные определения и обсудить, как их можно применить к предложению или абзацу, содержащему незнакомые слова. Если это задание занимает слишком много времени, его можно поручить нескольким ученикам, т. е. использовать групповую работу. Итак, поскольку словарь является важнейшим инструментом для изучения иностранного языка, особенно важно научить обучающихся средней школы пользоваться им наиболее подходящим образом. Важно показать обучающимся, что они могут использовать различные типы словарей на разных этапах обучения. Работа над лексикой может быть включена во многие виды работы в классе, например, пересмотр или расширение словарного запаса, письменные задания или работа с текстом. Поскольку многие школы и классы сейчас оснащены лингафонными кабинетами или персональными компьютерами, удобно иметь эти словари в электронном виде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|