Миф первый. Миф второй
Миф первый «СССР передал США свою национальную экономическую зону, в результате чего ее ширина у США увеличилась до 250 миль». Юридический институт исключительной экономической зоны (далее – ИЭЗ) – относительно «молодой» институт международного права. Следует особо подчеркнуть, что ИЭЗ по национальному признаку примыкает к территории конкретного государства и ее предел не может быть далее 200 миль от побережья именно данного государства. На морской пояс между 12 и 200 морскими милями от побережья, где располагается ИЭЗ, не распространяется суверенитет прибрежного государства. Соответственно, государство не может такую зону или ее часть передать другому государству; прикупить у другого государства, как это делали США при формировании своей территории; аннексировать в результате военных действий и т. д. В своей ИЭЗ прибрежное государство обладает суверенными правами только на отдельные виды деятельности, например рыболовство, морские исследования, разработка и добыча полезных ископаемых и т. п. По двусторонней договоренности, с очевидным ущербом для своих национальных интересов, включая вопросы суверенности, прибрежное государство может передать другому государству только права на эти отдельные виды деятельности, но не саму ИЭЗ. Причем в соответствии с международным правом эти права государством-«приобретателем» могут применяться относительно только того государства, которое ему эти права передало. Пункт 3 статьи 311 Конвенции ООН 1982 г. гласит: «Два и более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей Конвенции и распространяющиеся только на отношения между ними, при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели настоящей Конвенции, и при условии также, что такие соглашения не затрагивают применения основных принципов, закрепленных в ней, и что положения таких соглашений не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по настоящей Конвенции».
Из этой юридической нормы следует, что права и юрисдикция США в отношении отдельных видов деятельности (в частности, на рыболовство и морские исследования в водной толще) в любом «Специальном районе» к востоку от линии Соглашения 1990 г., т. е. за пределами 200 миль от побережья США, но в пределах 200 миль от побережья России, могут распространяться только на суда под российским флагом. Все остальные государства – участники Конвенции ООН 1982 г. в восточных «Специальных районах» имеют все права, предоставленные им этой конвенцией за пределами 200 морских миль от побережья США. Поэтому канадские, японские, южнокорейские, тайваньские и другие иностранные рыбаки ведут промысел рыбы в «Специальном районе» не только потому, что у них есть некие «квоты вылова рыбы», якобы предоставленные США, а потому, что для них этот район – «Открытое море»25, и они свободно занимаются рыболовством в соответствии с правом, предоставляемым им Конвенцией ООН 1982 г. 26. И положения договоренности Шеварднадзе – Бейкер (Соглашения 1990 г. ) на них не распространяются. Только российские рыбаки не имеют права ловить там рыбу без разрешения США, которое те и не собираются им давать. А ИЭЗ США так и осталась в пределах 200 миль от побережья США в соответствии с императивной нормой, прописанной в Конвенции ООН 1982 года27. Более того, в Соглашении 1990 г. (п. 3 ст. 3) прямо сказано о том, что акватория «Специальных районов», прилегающих к ИЭЗ одного государства и находящаяся далее 200 миль от его побережья, но в пределах 200 миль от побережья другого государства, не является исключительной экономической зоной.
Миф второй «Шеварднадзе передал американцам огромную площадь экономической зоны «бесплатно». Видимо, речь идет о северном, называемом в Соглашении 1990 г. «Специальном районе» к востоку от линии разграничения площадью 23 700 кв. км, который находится в пределах 200 миль от побережья России, но за пределами 200 миль от побережья США (рис. 1). Да, Шеварднадзе его «передал», но не «бесплатно». Эта площадь была американцами «компенсирована», однако довольно оригинально. Рис. 1. Одним из технических аспектов, фигурирующих на переговорах, был характер линий, описанных в Конвенции 1867 г. СССР принимал их за локсодромии, а США утверждали, что эти линии – ортодромии, дуги большого круга. В конце концов, был достигнут «компромисс», который ряд исследователей ситуации с Соглашением 1990 г. и автор считают очередной «уступкой» СССР. Компромисс заключался в том, чтобы определить линию разграничения Соглашения 1990 г. по так названной «прагматической» линии, проходящей посередине между локсодромией и ортодромией и делящей две большие «спорные» площади пополам. Вот американцы и предложили «компенсировать» площадь упомянутого восточного «Специального района» путем сдвига на такую же площадь всей «прагматической» линии к востоку (в сторону США). Что и было сделано. Однако справедливость компенсации состоит в соблюдении не только количественных параметров, но и адекватности качественных параметров. США получили компактный, обширный площадной район, богатый биологическими ресурсами в так называемом Наваринском бассейне. А у СССР взамен оказалась длинная, растянутая на тысячи километров узкая полоска, по большей части проходящая в местах, где «рыбы нет». К тому же эта «компенсация» практически сразу же была «съедена» так называемой «буферной зоной», введенной приказом Госкомрыболовства СССР. Образно говоря, США получили шоколадные конфеты, а СССР «компенсировали» фантиками от этих конфет, притом что количество «штук» и там и там одинаково. Такая вот «справедливость» по-американски Бейкера – Шеварднадзе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|