1.1. Понятие и сущность системы образования
Образование, согласно словаря Ушакова, – это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение [37, с. 52]. Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования. Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия. Начать следует с того, что в педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В. В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое – в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе [33, с. 16]. Существуют различные трактовки понятия содержания образования. Так, Ю. К. Бабанский определяет его следующим образом: «Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду». Здесь в содержание образования включаются все элементы социального опыта, накопленного человечеством. На основе анализа социального опыта И. Я. Лернер выделяет 4 типа элементов содержания образования: 1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности. Это основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности; теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о связях между законами и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в данном обществе. 2. Система умений и навыков, т. е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета, общих для всех, формирующихся на базе полученных знаний и помогающих человеку сохранять и воспроизводить добытое человечеством.
3. Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. 4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности. Наряду с принципами отбора содержания образования Ю. К. Бабанский разработал систему критериев, необходимых для осуществления данных процедур отбора [3]. 1. Целостное отражение в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности. 2. Высокая научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук. 3. Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста. 4. Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета. 5. Учет международного опыта построения содержания среднего образования. Отечественный дидакт В. С. Леднев считает, что глобальной целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Он выделяет следующие функции общего среднего образования: массовость охвата молодежи; передача общей культуры последующим поколениям; всестороннее гармоническое развитие личности. В соответствии с этими функциями могут быть сформулированы и цели общего среднего образования [18, с. 171]. Образование является единым целенаправленным процессом обучения и воспитания, которое выступает в качестве общественно значимого блага и реализуемый в интересах семьи, общества, человека, государства, совокупности всех приобретаемых умений, навыков, знаний, ценностных установок, а также опыта деятельности, компетенции некоторых размером и сложности для духовно-нравственного, интеллектуального, физического, творческого и/или профессионального развития каждого человека, удовлетворения всех его образовательных интересов и потребностей [2]. Такое понятие сформулировано в новом Федеральном Законе об образовании 273-ФЗ, который действует с 1 сентября 2013 года [3].
Данный законодательный акт регулирует отношения в сфере образования, закрепляет все основы осуществления правового регулирования всей российской системы образования, опираясь на приоритеты свобод и прав человека, обеспечения гарантий государства прав гражданина в области образования. Для современных условий развития государства и общества необходимо, чтобы каждый новый закон решал проблемы образования в качестве отрасли экономики, а также являлся центром развития всего человеческого потенциала в РФ. Эксперты международного уровня отмечают идеальную гармонизацию нового закона об образовании с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества. Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы [3]. Рисунок 1. 1 Объекты системы образования РФ
Система образования России представлена общим, профессиональным, дополнительным и профессиональным образованием, которое обеспечивает возможность реализации права человека на получения им образования в течение всей своей жизни, то есть на непрерывное образование. Более подробная информация о видах и уровнях образования в России представлена в таблице 1. 1.
Таблица 1. 1 – Уровни и виды образования в России
Реализация общего и профессионального образования происходит по этапам. Этапы общего образования: дошкольное; начальное; основное; среднее. Этапы получения профессионального образования: среднее профессиональное; высшее – бакалавриат; высшее – специалитет, магистратура; высшее – подготовка кадров с высшей квалификацией. В состав дополнительного образования входят: дополнительное образование взрослых и детей; дополнительное профессиональное образование. В РФ образование можно получить: в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность; за пределами организаций, которые осуществляют образовательную деятельность (в форме самообразования и семейного образования). Обучение в различных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, учитывая возможности, потребности человека, а также в зависимости от количества обязательных занятий у педагогического работника происходит в трех формах: очная, заочная, очно-заочная. Сетевое обучение является новой формой образования, которая появилась в новом законе об образовании. Сетевой формой реализации различных образовательных программ называется реализация образовательной программы, где используются ресурсы нескольких организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, и, при наличии необходимости в этом, при помощи ресурсов других организаций. Помимо сетевого обучения были разработаны следующие виды получения образования: дистанционное и электронное обучение; самостоятельное и семейное образование. Осуществляется при наличии возможности осуществления дальнейшего перехода на основании ч. 3 ст. 34 действующего ФЗ государственной и промежуточной итоговой аттестации в тех организациях, которые осуществляют различного рода образовательную деятельность [3]. По закону каждый гражданин может одновременно обучаться по разным формам. Образовательную деятельность ведут образовательные организации и некоторые иные ИП и организации. Виды образовательных организаций на основании реализуемых образовательных программ:
дошкольные образовательные организации (ясли, детский сад); общеобразовательные организации (начальная школа – детский сад, прогимназия, гимназия, школа, национальная гимназия, учебно-воспитательный комплекс, лицей, школа с углубленным изучением различных предметов, кадетский корпус, кадетская школа, профильная школа, школа-интернат); профессиональные образовательные организации (профессиональный лицей, училище, техникум, колледж); образовательные организации по высшему образованию (институт, академия, университет); организации дополнительного образования (дворцы юношеского (детского) творчества, станции юного туриста, учреждения дополнительного образования взрослых, детская школа искусств); организации дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации). Виды образовательных организаций: государственные (созданные субъектами федерации и РФ): казенные; бюджетные; автономные муниципальные; частные. Присваиваемые категории организациям, где можно получить высшее образование: 1. «федеральный университет», 2. «национальный исследовательский университет». Существующие ограничения на формирование образовательных организаций: образовательные организации, которые осуществляют реализацию образовательных программ по высшему образованию в сфере безопасности и обороны государства, обеспечения правопорядка и законности – создаются РФ; образовательные организации, созданные для обучающихся, поведение которых является общественно опасным (девиантным), для которых требуются особые условия обучения, воспитания, требующие специального подхода в обучении (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого и открытого типа) – создаются РФ или же ее субъектом. Организациями, для которых было доступно осуществление дополнительной образовательной деятельности являлись: 1. научные организации, 2. организации для детей, которые остались без попечения родителей и для детей-сирот, 3. организации, которые осуществляли оздоровление, лечение, и/или отдых, 4. организации, которые осуществляли социальное обслуживание, а также другие юридические лица. Для того, чтобы организация, осуществляющая обучение могла вести образовательную деятельность необходимо создать в ее структуре специализированное образовательное подразделение, деятельность которого регулировалась положением, утверждаемым и разрабатываемым организацией, которая осуществляла обучение. Индивидуальный предприниматель мог осуществлять образовательную деятельность самостоятельно или же при помощи педагогических работников по дополнительным и основным общеобразовательным программам, программам по профессиональному обучению. На сегодняшний день ситуация очень часто складывается так, что работодатель не доволен уровнем образования выпускников и пытается решать проблему, вкладывая в обучение персонала значительные ресурсы, поэтому в России при некоторых крупных компаниях (как частных, так и государственных) существуют корпоративные образовательные подразделения. Их называют «корпоративными университетами», но фактически они являются курсами повышения квалификации [28]. Одним из таких примеров является Корпоративный университет «Норильский никель», созданный в 2006 году и осуществляющий повышение квалификации по рабочим профессиям [33]. В «корпоративных университетах» обучается большое количество лиц, причем как сотрудников компании-владельца «корпоративного университета», так и работников других организаций. Полных данных об этих «корпоративных университетах» нет, так как многие компании просто не раскрывают о них информацию [32]. Однако среди них есть очень крупные структуры. Например, на строительство Корпоративного университета Сбербанка было потрачено более 10 млрд. рублей [47]. Это подразделение имеет кампус со спортзалом, бассейном и даже вертолетной площадкой и только за 1 квартал 2018 года в нем прошли обучение около 4 тыс. человек. Официально превратить «корпоративный университет» в полноценное высшее учебное заведение до 1 сентября 2013 года в России было невозможно юридически, так как законодательство об образовании разрешало вузам создавать кафедры только в научных учреждениях, но не на промышленных предприятиях. Закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1. 09. 2013 г. [3] разрешал образовательным организациям открывать свои кафедры на базе промышленных компаний. Но в 2013-2016 гг. в РФ всего 1 «корпоративный университет» использовал данное право и начал осуществлять высшее образование. В Верхней Пышме, расположенном в Свердловской области был открыт в 2013 г. Технический университет УГМК. Таким образом руководство УГМК постаралось соединить профессиональное образование и производство, которые сегодня зачастую идут параллельно, не пересекаясь друг с другом. Регулярно получая «сырых» работников, они тратили на их подготовку до трех лет и до 200 тысяч рублей на каждого. Сейчас на их предприятиях будут работать люди, обладающие всеми необходимыми для успешного труда знаниями и навыками. Это приведет к безаварийной работе оборудования, снижению процента брака, сокращению времени простоя, т. е. к повышению эффективности производства [31]. На сегодняшний день данный ВУЗ является единственным частным ВУЗом РФ, где можно получить высшее техническое образование. Научно-исследовательский центр при университете был открыт в 2014 г., а спустя 2 года данный университет получил государственную аккредитацию по 8 программам специалитета, магистратуры и бакалавриата, благодаря чему смог набрать выпускников средних школ на 1-ый курс [34]. Таким образом, принятие базового нормативного документа в сфере образования в новой редакции является поворотным моментом в реформе системы отечественного образования для всех участников образовательного процесса. Система образования получила реальные механизмы обеспечения государственной гарантии бесплатного и качественного образования для всех граждан России независимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья и прочих условий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|