1.2. Структура и ступени системы образования
1. 2. Структура и ступени системы образования
Российское образование включает общее и профессиональное образование, каждое из них имеет несколько уровней. Общее образование делится на: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее. Профессиональное делится на: среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи, где освоить специальность можно за 2-3 года); высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка). Система образования в РФ включает также дополнительное профессиональное образование, куда относятся короткие курсы повышения квалификации и более продолжительные программы, направленные на углубление знаний в выбранной области. Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает бакалавриат (4 года обучения), магистратуру (2 года). Затем следует послевузовский уровень или так называемая подготовка кадров высшей квалификации. Также во многих вузах сохранился специалитет, где обучение длится не менее 5 лет. Больше информации об уровнях высшего образования в России вы найдете здесь. Российские вузы предлагают несколько форм обучения: очную, вечернюю, заочную и дистанционную. У каждой из них есть свои преимущества. Подробнее о формах обучения читайте здесь. Граждане иностранных государств могут подавать документы в российский вуз, существуют разные способы поступления. Подробную инструкцию можно посмотреть в разделе «5 шагов для поступления в российский вуз»; список вузов есть в разделе «Высшие учебные заведения». Российские вузы предлагают множество образовательных программ по самым разным направлениям обучения. Иностранные студенты могут выбрать любую из них. Популярны медицинские и инженерные специальности, IT и другие. Многие программы есть не только на русском, но и на английском языке. Кроме того, для абитуриентов, которые не владеют русским, работают подготовительные отделения, где можно освоить язык и профильные дисциплины.
1. 3. Государственная и муниципальная политика в сфере образования Система органов управления образованием регламентирована ФЗ «Об образовании» [3] включает в себя: 1. Федеральный уровень, где происходит создание с последующей реализацией федеральных органов государства, управляющих образованием, федеральных ведомственных органов, управляющих образованием; 2. Региональный уровень, где происходит разработка с последующим функционированием органов государства, осуществляющие управление образованием различных субъектов РФ; 3. муниципальный уровень – происходит создание с последующей реализацией муниципальных органов, управляющих образовательным процессом.
Рисунок 1. 2 Структура органов управления образования РФ
Формирование федеральной составляющей занимается Президент РФ, назначающий гражданина на должность министра, а также Правительство РФ. Федеральными органами исполнительной власти являются Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки РФ), Федеральная служба по надзору в области образования и науки (Рособрнадзор), федеральные ведомственные органы по управлению образованием. В состав федеральных ведомственных органов входят федеральные органы исполнительной власти, обладающие управленческими полномочиями в области образования. В состав ФЗ «Об образовании в РФ» [3] входит гл. 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности», которая при сравнении с Законом РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. № 3266-1 обладает новым наполнением. Законодатель в соответствии с законом № 273–ФЗ использует совершенно другой подход по регулированию вопросов управления системой образования, т. е.:
закрепляет на законодательном уровне принципы управления системой образования: принцип автономии, законности образовательных организаций, демократии, информационной открытости системы образования, учитывает мнение населения; отображены правовые отношения, находящиеся в составе понятия «управление системой образования»; определены субъекты, управляющие образованием: федеральные органы власти государства, органы власти государства у субъектов РФ на основе их полномочий, а в муниципальных районах, городских округах – органы местного самоуправления [4]. Полномочия Минобрнауки РФ в области образования являются очень обширными. Основной – это осуществление нормативно-правового регулирования. В ходе выполнения данной функции Министерство обладает правом: разрабатывать и изменять Правительство РФ проекты различных федеральных законов и нормативных правовых актов от Правительства и Президента России, а также прочие документы, для которых необходимыми являются различные решения, принятые Правительством РФ и затрагивающие вопросы, относящиеся к установленной сфере ведения Министерства; самостоятельно принятие подзаконных нормативных актов по вопросам установленной сферы деятельности у федеральной службы, которая находится в подчинении у Министерства, а также самому Министерства, которые отвечают за функционирование всей системы образования России. Минобрнауки РФ создает федеральные университеты; открывает в установленном порядке докторантур и аспирантур, выдает дипломы о присуждении аттестатов и ученых степеней, которые предусмотрены государственной системой аттестации, присваиваются ученые звания, признания и установление эквивалентности документов у иностранных государств об ученых званиях и степенях в пределах РФ, выдает свидетельства об установлении и признании эквивалентности отображенных документов. Полномочия Министерства образования и науки РФ:
создание нанотехнологической национальной сети; координация разработок и исследований в области нанотехнологий; мониторинг производственного и научно-технического потенциала в области нанотехнологий; разработка технологической, информационной и приборно-инструментальной базы в развитии наноиндустрии; организует создание прогнозов в развитии научно-технической, научной, инновационной сферы, рынков у наукоемкой продукции, услуг и т. п. Также на Минобрнауки России заключает договора на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полномочия собственника подведомственных учреждений и т. д., получает средства федерального бюджета. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является исполнительным и надзорным органом. Положение о Рособрнадзоре было утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 года № 300, в соответствии с которым Рособрнадзор выполняет свои полномочия [11]. Основными тремя генеральными направлениями деятельности Рособрнадзора при осуществлении контроля и надзора в области образования и науки является: государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования всеми образовательными учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, а также принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования; оценка и контроль качества в образовательной сфере; реализация лицензирования образования, в т. ч. контролирование соблюдения лицензиатом всех лицензионных требований, условий во время реализации образовательной деятельности, проведение аккредитации государством образовательных учреждений по высшему профессиональному образованию, список которых утверждает Правительство РФ, отечественных образовательных учреждений, которые находятся за пределами РФ.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма разнообразны, они могут существенно различаться по своему статусу и организационным формам управления. Так, органами управления образованием в субъектах Российской Федерации могут быть Министерства образования республик или областей, Департаменты образования, главные управления образованием, управления образованием администраций областей и т. д. Министр (руководитель, начальник управления образованием, департаментом) назначается и освобождается от должности главой субъекта Российской Федерации. Статус этих органов определяется, как правило, в законах об образовании субъектов Российской Федерации [4]. Правовой основой деятельности органов местного самоуправления является не только Закон № 273–ФЗ, но и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как закрепление полномочий исполнительных органов местного самоуправления в сфере образования исходит из наличия собственных полномочий, осуществляемых по вопросам ведения муниципальных образований, и отдельных передаваемых полномочий, осуществляемых по вопросам ведения государственных органов исполнительной власти [11]. Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Так, в структуре местной администрации могут создаваться органы управления образованием (управления, департаменты или отделы образования). Такие органы осуществляют управление муниципальными образовательными учреждениями, формируют различные экспертные и аттестационные комиссии, организуют предоставление дополнительного образования детям и т. д. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования отнесены вопросы преимущественно организационного характера, не затрагивающие содержательную сторону. Основными полномочиями муниципальных органов управления образованием, определенными федеральным законодательством, являются: 1) предоставление бесплатного образования в соответствии с образовательными стандартами в РФ;
2) осуществление дополнительного образования за счет средств федерального бюджета; 3) обеспечение содержания и ухода за детьми в образовательных учреждениях; 4) контроль за созданием и ликвидацией учреждений в сфере образования; 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; 6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; 7) осуществление иных установленных федеральным законодательством полномочий в сфере образования. Основной целью управления образованием является проведение на территории муниципального образования образовательной политики, направленной на обеспечение прав граждан на получение общедоступного и качественного образования и обеспечение эффективного функционирования и развития муниципальной системы образования. Рассматривая систему органов управления образованием в РФ, нельзя не сказать о государственно-общественном управлении образованием на всех уровнях (далее – ГОУО) – особом типе взаимодействия государства и общества, предполагающем постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся. Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся. В действующем Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации «Об образовании» принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов организации управления системой образования в целом и во всех ее структурных элементах[3]. Рассмотрев систему органов управления образованием, можно сказать, что на сегодняшний день сделаны важнейшие шаги на пути демократизации системы образования, а также сделать вывод о том, что она является децентрализованной и подразумевает распределение функций управления по всей цепочке: центр – регионы – муниципалитеты – образовательные учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|