Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация (типизация) полоролевая - 1 глава




приобретение ребенком психол, черт и особенностей поведения человека того же или др. пола.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концеп­циям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

ИДЕЯ — мысль, получившая концептуальное оформление.

ИДИОТИЯ — см. Олигофрения.

ИЗОЛЯЦИЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ - см. Защита психологическая.

ИМАГОТЕРАПИЯ - см. Психотерапия.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - см. Олигофрения.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image — образ) — эмоциональ­но окрашенный стереотип восприятия образа учителя в созна­нии воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом созна­нии. При формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.

ИМПЕРАТИВНЫЙ (от лат. imperativus — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стерео­типы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опы­те, но не имеющие теоретического оформления.

ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - совокуп­ность представлений о том, каким должен быть каждый предста­витель данного этноса. Понятие разрабатывается И.Коном.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - нахождение учи­телем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап— пед. озаре­ние. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реп­лику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учи­тель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап— мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап— публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Ч е т в е р т ы и этап— осмысление, т. е. мгновенный ана­лиз процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении

И.П. или переходе к запланированным ранее действиям. И.п. по­зволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на воз­никающие задачи.

ИНВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — пед. истины, не под­лежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С.Френе, к-рый разработал 30 инвариантных принципов на осно­ве гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол, склада и состояния здоровья; никто — ни ребенок, ни взрослый — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стре­мится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛА­НА — часть базисного учебного плана, не подлежащая изменени­ям на местах. И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеа­лами и культурными традициями, создает единство образователь­ного пространства на территории страны.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшение результатов деятельности, если че­ловек начинает ее осуществлять в присутствии посторонных лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители нахо­дятся в это время в непосредственной близости.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка со значением от­рицания, determine — определяю) — философская теория, от­вергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних фак­торов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли».

ИНДИВИД — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью — понятием, указывающим на отличие чело­века как личности и как И.); 2) отдельный представитель челове­ческой общности.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; по­зволяет создать оптимальные условия для реализации потенци­альных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в ус­ловиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

ИНДИВИДУАЛИЗМ — черта личности, одновременно тип ми­ровоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интере­сов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам

общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуализм нравственный — внутренняя духовная сосредото­ченность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллекту­ально-нравственной свободы; на творческом самовыражении, раз­витии способностей и дарований.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное, неповторимое свое­образие личности, совокупность только ей присущих индивиду­ально-психических особенностей. И. проявляется в специфике тем­перамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. слу­жат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕ­НИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и спо­собов деятельности, то он может меняться.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifTerens — безразлич­ный) — нейтральность, равнодушие, безучастность.

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initio — начинать, посвящать в таин­ство; initiatio — совершение таинств). Комплекс действий (в ос­новном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса человека (напр.. конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, ко­ронация). Инициируемый, став членом к.-л. замкнутого объеди­нения, приобретает новые особые знания, а также функции или полномочия. В узком значении И. — посвящение подростков, ха­рактерное главным образом для первобытной культуры, во взрос­лые полноправные члены социума, важнейший этап социализа­ции личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) це­ленаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной систе­мы в целом. И. п. классифицируются по видам деятель­ности — педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управ­ленческие'. по характеру вносимых изменений— радикальные (основанные на принципиально новых идеях и под­ходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существу­ющие образцы и формы); по масштабу вносимых и з-

менений — локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязан­ные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная ре­конструкция системы как целого); по масштабу исполь­зования — единичные и диффузные, по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, ме­тода, методики, технологии, программы и т. п.); 3) поиск иде­альных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационный прогностический характер управления обра­зовательным учреждением — введение в управленческий цикл таких изменений, к-рые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление:

диагностика состояния проблемы и выявление проблемных по­лей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция мо­дели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования — управляе­мые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и приме­нения пед^ новшеств.

ИНСАЙТ (от лат. insight — постижение, озарение) — внезап­ное, логически невыводимое понимание сущности явления, си­туации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer — целый) - про­цесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отноше­ний единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — разумение, понимание, по­стижение) — умственные способности человека; ум.

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quo­tient — IQ) — количественный показатель уровня интеллектуаль­ного развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Форму­ла И. к. имеет следующий вид:

И. к.

Умственный возраст х 100 Хронологический возраст

Для умственной отсталости характерен низкий IQ: 50—75% — для дебилов. 25—50% — для имбецилов, ниже 25% — для идиотов.

,49

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ — сниженный уро­вень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания. И. п. проявляется в недостаточной сфор­мированности интеллектуальных умений, негативном отношении к умственному напряжению, использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, знающий) — совокупность личностных качеств чело­века, свидетельствующих о высоком уровне развития его интел­лекта, образованности и поведения. Интеллигентный человек на­строен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах деятель­ности общества, на реализацию высших идеалов в своей деятель­ности. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости, способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - выработка тактики и стра­тегии взаимодействия. Организация совместной деятельности лю­дей. Основные виды И. о. — кооперация и конкуренция.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИАЛОГ - активный обмен сообщения­ми между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Постепенно включается в оборот пед. взаимо­действия. Особенно актуален для дистанционного обучения.

ИНТЕРВЬЮ (от лат. interview — беседа, встреча) — способ получения соц.-психол, информации с помощью устного опроса. Различают два вида И.: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизованные (по форме близкие к ан­кете с заранее данными вопросами). Границы между этими вида­ми И. подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников И. определяется нали­чием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной ат­мосферой; уровень получаемой информации — богатством и слож­ностью ответов.

ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, озна­комлению с новыми фактами, более полному и глубокому ото­бражению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его уга­санию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствован­ный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Ус­тойчивость И. выражается в длительности его сохранения и ин­тенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе

его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Про­буждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.

ИНТЕРИОРИОЗАЦИЯ (от лат. interioris — внутренний) — переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. со­циологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализа­цией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исто­рической теории отечественного психолога Л.С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначаль­но складывается как внешняя, соц. форма общения между людь­ми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в резуль­тате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П.Пиаже, Ж.Пиаже.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — истолкование, разъяснение смысла, зна­чения чего-либо.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter — между, ferens (feretis) — несущий) — снижение усвоения и запоминания отдельных час­тей получаемой информации в зависимости от последовательнос­ти их изложения. Это явление необходимо учитывать учителю в процессе отбора и подачи учебного материала, особенно при обу­чении блоками.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono — громко произношу) — сово­купность акустических элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически орга­низующих речь и являющихся средством выражения различных, в том числе синтаксических, значений экспрессивной, эмоциональ­ной окраски. По данным психол, исследований, И. речи содержит в себе информацию не меньшего объема, чем ее смысловое со­держание. Является важнейшим элементом коммуникативной куль­туры учителя.

ИНТРОВЕРСИЯ (от лат. intro — движение внутрь и verto — обращать, поворачивать) — свойство человека, характеризующееся доминирующей ориентацией на собственный внутренний мир. Автор этого понятия К. Юнг, к-рый по критериям И. и противо­положной ей экстраверсии (т.е. преобладающей ориентации на вне­шний мир) выделял соответственно типы личности — интравер­тов и экстравертов. Согласно З.Фрейду, И. является постоянным и необходимым условием заболевания психоневрозом.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — самонаблюдение человека за своей собственной психической ак­тивностью (чувствами, переживаниями, мыслями).

ИНТУИЦИЯ (от позднелат. intuitio — пристально смотреть) — способность постижения истины путем непосредственного ее ус-

мотрения минуя рефлексию. Близка таким состояниям, как вдох­новение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бес­сознательном слое психики человека.

Интуиция педагогическая — быстрое, одномоментное принятие учителем пед. решения, основанное не на развернутом осознан­ном анализе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации. Совершенствуется на основе необходимых знаний и опыта. Нали­чие И. п. обусловливает способности учителя к пед. импровизации.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis — младенческий, детский) — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, при­сущих детскому возрасту. Человек, к-рому свойствен психический И. (инфантил), при нормальном или даже ускоренном физиче­ском и умственном развитии отличается незрелостью эмоциональ­но-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности реше­ний и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательно­сти к заботе др. о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) Выделяют три вида И.: физический (отставание в физиче­ском развитии, причинами к-рого, как правило, являются ин­фекционные заболевания, интоксикации, неполноценное пита­ние и т. п.), психический (отставание в эмоционально-волевом развитии, преимущественно обусловленное недостатками воспи­тания) и психофизический.

ИНФОРМАТИКА— научное направление, занимающееся изу­чением законов, методов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и др. технических средств; группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: прикладная математика, программное обес­печение, искусственный интеллект и др.

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — разъяснение, изложе­ние) — совокупность знаний о фактических данных и зависимос­тях между ними. Является одним из ресурсов, используемых чело­веком в трудовой деятельности и в быту. И. как продукт производства обладает следующими особенностями: не уменьшается при по­треблении, легко и быстро транспортируется на значительные расстояния, одновременно ее могут использовать многие потре­бители, может производиться в неограниченных масштабах, так как потребность в И. не имеет пределов.

Информационные технологии — методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования инфор­мации.

Информационный барьер — совокупность всех различных пре­пятствий (языкового барьера, трудности в получении необходи-

мых документов и т.п.), к-рые стоят на пути распространения информации.

Информационный взрыв — резкое увеличение объема инфор­мации, к-рую должен воспринять, хранить и использовать чело­век в процессе своей трудовой деятельности; является следстви­ем НТР.

Информационный менеджмент — организационное управление работой учебно-воспитательного учреждения, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, име­ющихся как в самом учреждении, так и за его пределами. Информационный процесс — процесс восприятия, накопления, обработки и передачи информации. Обеспечивается информаци­онными системами и средствами передачи данных. Информация в управлении — совокупность сведений, отражаю­щих состояние системы управления в целом и отдельных ее ком­понентов. И. в у. должна быть объективной, своевременной, раз­носторонней.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — процесс повышения значимости ин­формации и знаний, широкое распространение информацион­ных методов во всех сферах жизни общества.

Информатизация образования — массовое внедрение в пед. прак­тику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств пере­дачи информации, а также пед. технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познава­тельной деятельности и усиления интеллектуальных возможнос­тей обучаемых.

Информатизация (компьютеризация) обучения — использова­ние вычислительной техники и связанных с ней информацион­ных технологий в процессе обучения как средств управления по­знавательной деятельностью школьников и предоставления учителю и учащемуся необходимой текстовой и наглядной ин­формации, дополняющей содержание образования.

ИНФОСФЕРА — глобальная инфраструктура электронных средств хранения, обработки и передачи информации вместе с программным обеспечением организациями и персоналом, обес­печивающими их разработки и эксплуатацию. Термин ввел А.П.Ершов.

ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННАЯ - совокупность отраслей хозяйства, организационно не входящих в информаци­онную индустрию, но обеспечивающих ее эффективное функци­онирование: библиотечное дело, издательское дело и полиграфи­ческая промышленность, книжная торговля, почтовая и телефонно-телеграфная и электронная связь, телевидение и т. д.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ — отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики, воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человече-кого общества.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - процесс формирования новых пед. знаний, вид познавательной деятельно­сти, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня пед. ис­следований: эмпирический — устанавливаются новые факты в пед. науке; теоретический — выдвигаются и формулируются основ­ные, общие пед. закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; методологи­ческий — на базе эмпирических и теоретических исследований фор­мулируются общие принципы и методы исследования пед. явле­ний, построения теории.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЕ (от лат. pro - впе­ред, longys — долгий, дальний)— исследование, предполагаю­щее длительное и систематическое изучение данного объекта, личности, пед. явления и на основе этого прогнозирование даль­нейшего развития изучаемого предмета.

К

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН - план, к-рый со ставляется по одной из учебных дисциплин (учебному предмету) и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Работа по календарному плану гаранти­рует выполнение программ, предохраняет учащихся от перегрузок.

КАМПАНЕЛЛА Томаззо (1568—1639) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, по своим взглядам — социалист-утопист. В своем сочинении «Город Солнца» изобразил идеальное государ­ство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют полную возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место уделил описанию воспитания детей. Оно но­сит полностью общественный характер (семья уступает свои вос­питательные функции) и одинаково для всех граждан государства. Обучение начинается с двухлетнего возраста и является полнос­тью наглядным. Стены «города Солнца» расписаны картинами, представляющими различные отрасли знаний и все ремесла. Де­вочки и мальчики, гуляя со своими наставниками вдоль стен, сначала усваивают алфавит и учатся говорить, затем «как бы иг-

раючи» овладевают предметами начального обучения, гимнасти­кой, бегом, метанием диска. На восьмом году дети приступают к активному и сознательному усвоению знаний. Мысли о демокра­тическом и всестороннем воспитании и образовании в условиях справедливого общественного строя, большое внимание умствен­ному развитию, к-рое должно сочетаться с физическим и нрав­ственно-эстетическим воспитанием, ряд соображений о нагляд­ном обучении — таков вклад, внесенный К. в педагогику.

КАНТ Иммануил (1724— 1804) — родоначальник немецкой клас­сической философии. Пед. взгляды К. сложились под влиянием Ж.-Ж.Руссо и нем. педагога И.Б.Базедова. Основные произведения, в к-рых отражены пед. воззрения К.: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие «1765—66», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматиче­ской точки зрения». К. считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, к-рое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов:

физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинирова-ние; культивирование, или развитие умственных способностей;

цивилизирование. или приспособление к условиям жизни в обще­стве; морализирование, или выработка твердого характера (послед­нее является самым важным). Главной задачек воспитания К', счи­тал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его пони­мание школы как «принудительной культуры», где ребенок при­учается выполнять определенные обязанности. Допускал примене­ние физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т. к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Счи­тал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-граж­данский образ мыслей».

КАПТЕРЕВ Петр Федорович (1849—1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагоги­ки», «Этоды по психологии народов» и др. Много внимания уде­лял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за рас­пространение детских садов, правильно оценив их пед. и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную си­стему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие ти­пов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал разви­тие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «пед. процесса» как целостного явления, в к-ром биоло-

гическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащие­ся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение мате­риального и правового положения учителя привлечет к этой про­фессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее суще­ствования. Соединяя историю педагогики с общей историей, по­нимая педагогику как область знания, тесно связанную с обще­ственными интересами.

КАТАРСИС — см. Психотерапия.

КАФЕДРА (от греч. kathedra — сидение, стул) — объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дис­циплин, занимающееся научно-исследовательской и пед. деятель­ностью. В вузе — учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, методическую, воспитательную и научно-исследователь­скую работу по своему профилю.

Кафедра школьная — новообразование в структуре школы, осу­ществляющее руководство научно-исследовательской, творчес­кой работой учителя, анализ и корректирование новых учебных программ и курсов, их экспертную оценку и рецензирование, связи с вузами, НИИ, культурными центрами и т. п. На заведо­вание кафедрами приглашаются научные работники и препода­ватели вузов с научными степенями. Под руководством кафедр учителя осваивают новые формы планирования, включающие элементы научного исследования, формы апробации новых идей и технологий.

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — совокупность всех социально и био­логически обусловленных компонентов личности, предопределя­ющих ее устойчивое поведение в соц. и природной среде.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — характеристика положения человека в различных соц. системах, выражающая степень его соц. свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личност­ного развития, содержания культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, к-рого достигают обучаемые на определенном этапе в соответ­ствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожида­ний различных участников процесса образования от предоставля­емых образовательным учреждением образовательных услуг. К. о.

прежде всего измеряется его соответствием образовательному стан­дарту. К. о. зависит от уровня престижности образования в обще­ственном сознании и системе государственных приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности об­разовательных учреждений, современной технологии управления ими.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870—1943) — дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогически-ми средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными соц. условиями или (и) акцентуациями харак­тера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и вос­питательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ РАБОТНИКОВ ОБ­РАЗОВАНИЯ — соответствующий нормативным критериям уро­вень квалификации, профессионализма и продуктивности пед. и (или) управленческого труда, обеспечивающий работнику воз­можность решать профессиональные задачи.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - ступени про­фессиональной подготовленности работника, позволяющие ему вы­полнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квали­фикационные категории, к-рые присваиваются работнику в соот­ветствии с нормативными характеристиками данной профессии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...