Идентификация (типизация) полоролевая - 8 глава
Моритатерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Может использоваться как метод воспитания. Психодрама (социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве актеров и зрителей, пациенты моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими. Понятие и процедура П. предложены Д.Морено (США). Танцевальная психотерапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность. р РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т. д.
Развитие профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии. Развитие умственное — сложная динамическая система количественных и качественных изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в результате овладения им опытом, соответствующим общественно-историческим условиям, в к-рых он живет, возрастным и индивидуальным особенностям его психики. Уровень Р. у. — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений. Информация об уровне Р. у. м.б. получена либо путем длительных психол.-пед. наблюдений, либо путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. РАНЖИРОВАНИЕ — расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) показателей, зафиксированных в ходе пед. исследования; определение места (рейтинга) в этом ряду изучаемых объектов. РАСПИСАНИЕ УРОКОВ — план школьных занятий учащихся в течение недели. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — см. Защита психологическая. РЕГРЕССИЯ — см. Защита психологическая. РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - изменения в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориента-, циях, физическом состоянии учащихся и воспитанников. Р. о. п. в учреждении, получившем государственную аккредитацию, должны соответствовать государственным стандартам.
РЕЛАКСАЦИЯ (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Релаксация м. б. непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, наступающей в результате специальных усилий, напр. аутогенной терапии. Учителю необходимо владеть приемами Р. как средством для снятия физического и умственного утомления, а также предупреждения агрессивности и неадекватного поведения в пед. взаимодействии. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (соц.) — необходимая повторная социализация личности в новых изменившихся соц. условиях и обстоятельствах. РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent — отвечающий)— участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др. РЕТРОСПЕКЦИЯ (от лат. retro — назад, specio — смотрю) — обращение к прошлому, обзор прошедших событий. РЕФЕРАТ — (от лат. referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния к.-л. проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. Обучать учащихся реферированию необходимо уже в средних классах школы. РЕФЕРЕНТНАЯ (ЭТАЛОННАЯ) ГРУППА (от лат. referenc — сообщающий) — микрогруппа, реальная или условная, цели деятельности, ценностные ориентации, законы и нормы поведения к-рой воспринимаются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно добиваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с положительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способность противостоять им. РЕФЕРЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ — человек, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Р. л. выступает как источ- ник основных ценностей, норм и правил поведения, суждений и поступков для др. человека. Желательно, чтобы учителя выступали для своих воспитанников в роли таких Р. л.
РЕФЛЕКСИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя. РЕЦЕНЗИЯ (от лат. recensio — оценка) — аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость. РИСКОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - новое направление в педагогике, изучающее поведенческий аспект профессионального труда педагога, сущность пед. риска как соц.-экономического и психол, явления, а также общие закономерности и специфику пед. деятельности в ситуации неизбежного выбора. РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-19)9) — философ, писатель, педагог, литературный критик. Философско-пед. работы: «Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Воспитание и образование для Р. были слитны и неразделимы. Р. как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин понимание.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (от фр. — role) — соц. функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. РОЛЬ ПОЛОВАЯ — система предписаний, модель мужского или женского поведения, к-рую личность должна усвоить и к-рой должна соответствовать. Формируется в процессе воспитания и социализации. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ -деятельность по координации усилий пед. коллектива, направленных на совместное достижение поставленных целей; деятельность по оперативному оцениванию психол, состояния пед. коллектива, налаживание взаимодействия членов коллектива, стимулирование положительных отношений, рабочего настроения; воздействие на процессы коллективного мышления и формирования мнений, целей, намерений и мотивов, контроль за ходом учебной деятельности и оказание помощи, оценка достигнутых результатов и приложенных усилий. РУССО Жан-Жак (1712-1778) - фр. философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосооб-разное, воспитание, т. е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда — взгляды Р. на дисциплину как на необходимость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб). Своеобразна предложенная Р. возрастная периодизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Р., должна воспитываться дома. С САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А.Маслоу, С. — это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исторических условий и соответствующего воспитания.
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная. САМОВНУШЕНИЕ (АУТОСУГГЕСТИЯ) - процесс внушения, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и соматическими реакциями. С. может применяться в качестве метода самоуправления в психотерапии, спорте, педагогике. САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самоосознания, четко осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием. САМООБРАЗОВАНИЕ — специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. Самообразование учителя профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. С. способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению пед. опыта и собственной самостоятельной. деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Виды С. у. п.: фоновое общеобразовательное, фоновое пед., перспективное и актуальное.. Разрабатывается Г.М.Код-жаспировой. САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди). САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. САМОРЕГУЛЯЦИЯ (в психол.) (от naT.requlare — приводить в порядок, налаживать) — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др. САМОСОЗНАНИЕ — одна из сторон сознания человека, осознание им себя как личности, своих чувств, желаний, потребностей, идеалов, достоинств и недостатков. Самосознание половое — осознание человеком принадлежности к тому или иному полу, способность регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками к полам. Самосознание учителя профессиональное — комплекс представлений учителя о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны др. людей — учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны др.; самооценку учителем своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции учитель оценивает все происходящее в школе в отношении самого себя. При этом различают оценку учителем своих сегодняшних возможностей {актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная), оценку, сопряженную с мнением окружающих {рефлексивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уве- ренность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом. Учитель с низкой профессиональной самооценкой испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов и тревог, обращается к авторитарному стилю как к средству психол, самозащиты. Особенно важно то, что положительная Я-концепция учителя способствует и развитию положительной -^-концепции учеников. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - такой вид учебной деятельности, при к-ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. — средство формирования познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерывное самообразование. САМОСТЬ — взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожидания будущего; выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя; в аналитической психологии К.Юнга — архетип. САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ - управление субъектами школы (школьными работниками, учащимися, их родителями), жизнедеятельностью своего школьного коллектива. Ученики участвуют в управлении школой через общее собрание учащихся школы, школьную ученическую конференцию, совет учащихся, ученический комитет, его комиссии, штабы и др. структурные образования, классные собрания и классные советы учащихся и т. п.; педагоги — через педсовет, методсовет, методобъединения и комиссии учителей-предметников, классных руководители, воспитателей, аттестационные, правовые и др. комиссии; родители — через родительские комитеты разных уровней, комиссии. Совместные органы С. решают вопросы, к-рые касаются интересов всех субъектов школы. Школьные советы — новый орган в структуре школьного самоуправления, имеющий, в отличие от др. органов самоуправления, эксклюзивное право осуществлять законотворческую деятельность (разработка, утверждение и реализация устава, организационно-правовых параметров школьного процесса — режим работы, порядок приема учеников, меры поощрения, наказания, форма одежды, порядок дополнительной оплаты труда и т. п.); координирующую деятельность через взаимодействие совета, его комиссий и др. подразделений; согласительную деятельность по снятию противоречий и предупреждению конфликтов; организацию соуправ-ленческой деятельности со стороны школьных работников, уча- щихся и их родителей; разработку мер стимулирования различных видов учебной деятельности учащихся, представление интересов школы, защиту членов школьного коллектива от неблагоприятных воздействий окружающей среды (рассмотрение жалоб, заявлений и т. п.). САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — достижение субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации. САНГВИНИК — см. Темперамент. СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ — способность к автономному, нонконформистскому существованию; способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биологическую и соц. заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный (особый) выбор. Введено в оборот О.Гозманом. СЕМИНАР — форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения. СЕМЬЯ — малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д. СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально, быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности (обучение речи, иностранному языку и т. д.). Сензитивность к потребностям ребенка — открытость и восприимчивость к потребностям ребенка. Сензитивные периоды развития — периоды повышенной восприимчивости ребенка к определенного рода влияниям внешней среды. СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — устойчивое положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или соц. явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание и т. д. СИНЕРГЕТИКА — наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при к-рых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Как самостоятельная наука возникла в середине 70-х годов XX в. Для педагогики начинает выступать как один из методологических принципов, т. к. в рамках целенаправленного взаимодействия в пед. процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые С. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами. СКЛОННОСТЬ — устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Раннее выявление склонностей у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения. СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский философ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) — идеология, не принимавшая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ставившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая индивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности. СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое — в пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника и сопереживать ему, т.е. находиться в том же эмоциональном состоянии, к-рое испытывает воспитанник (родитель, коллега и т.д.). СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ — действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. С. л. осознается как «значение — для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. СОБОРНОСТЬ — качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А.С.Хомяковым). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, развитием русских школ в современной образовательной системе и острым интересом к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX в., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения. СОВЕСТЬ — категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все многообразие культуры. СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной ^-концепции, Д-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и ^-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности). СОКРАТ (ок. 470—399 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания к-рых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентаций: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход. СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ - совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями. СОФИСТЫ — платные преподаватели философии, математики, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентиро- ванного на достижение личного успеха. В процессе обучения красноречию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности. СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья. Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. Агенты первичной социализации: семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации: администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|