Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация (типизация) полоролевая - 4 глава




Методы контроля и самоконтроля — пути получения информа­ции об эффективности воспитательных воздействий. К ним отно-

сятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ ре­зультатов деятельности воспитанников, создание контрольных си­туаций, психодиагностика, тренинги.

Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положи­тельных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания вос­питывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело).

Методы самовоспитания — методы, направленные на сознатель­ное изменение человеком своей личности в соответствии с требо­ваниями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, са­моотчет, самоодобрение {поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осоз­нания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и да­лее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершен­ствованию.

Методы стимулирования деятельности и поведения — пути по­буждения воспитанников к улучшению своего поведения, разви­тия у них положительной мотивации поведения.

«Взрыв» метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего пре­дела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию яв­ляется к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», пре­одолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А.С.Макаренко, возможно при безоговороч­ной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и край­ней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.

Метод естественных последствий метод воспитания, заклю­чающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (на­сорил — убери, сломал — почини и т. п.).

Наказание торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чув­ства вины и раскаяния.

Поощрение стимулирование положительных проявлений лич­ности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чув­ства удовольствия и радости от сознания признания усилий и ста­раний личности.

Принуждение пед. воздействие, основанное на активном про­явлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обла­дающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы

общественного поведения. К видам П. относятся: составление ха­рактеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на же­лательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.

Требование пед. воздействие на сознание воспитанника с це­лью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, ука­зание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опо­средованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

Методы формирования сознания — методы воспитания, направ­ленные на формирование правильных понятий, оценок, сужде­ний, мировоззрения.

Анализ воспитывающих ситуаций способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуа­ции, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реаль­но сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Беседа вопросно-ответный способ привлечения воспитан­ников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравствен­ных оценок.

Дискуссия коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявля­ется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литера­туру, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.

Диспут спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обуче­ния борьбе против ошибочных представлений и понятий, уме­нию вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.

Конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спек­таклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декла­рированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.

Лекция последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.

Пример метод формирования сознания человека, заключаю­щийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах про-

иллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.

Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или ана­лиз тех или иных нравственных понятий и оценок.

МЕТОДЫ КОММУНИКАЦИИ НЕНАПРАВЛЕННЫЕ - ме­тоды соц. педагогики, применяемые в работе с дезадаптирован-ными, пед. запущенными детьми и подростками, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, посло­виц, поговорок, анекдотов и т. п. с целью уточнения смысла про­блем ребенка и путей их решения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — система последовательных, взаимо­связанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвое­ние содержания образования, развитие умственных сил и способ­ностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении — методы полу­чения информации учителем и обучающимися о результативно­сти процесса обучения. Позволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению новых знаний, выявить при­чины их затруднений и ошибок, определить эффективность орга­низации, методов и средств обучения и т. д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы);

письменные (письменные работы, диктанты, изложения, сочине­ния, рефераты и т. п.); практические (практические работы, опы­ты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение, самоконтроль.

Методы организации и осуществления учебно-познгзвоте.тзь- ной деятельности — группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащих­ся, выделенная Ю.К.Бабанским и включающая в себя все суще­ствующие по др. классификациям методы обучения в зиде под­групп. 1) Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод ил­люстрации, метод демонстрации); практические методы (упраж-нения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2) Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частно­го к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3) Подгруп-

па по степени самостоятельности и актив­ности познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запо­минание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учеб­ной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (ус­воение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятель­ности обучаемых. Реализуется через словесные, наглядные и прак­тические методы обучения, интерпретированные в ключе поста­новки и разрешения проблемной ситуации).

Методы самостоятельной работы — самостоятельная работа, вы­полняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе про­дленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятель­ная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (выход на уровень самообразования).

Методы стимулирования и мотивации учения — группа мето­дов, направленная на формирование и закрепление положитель­ного отношения к учению и стимулирование активной познава­тельной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю.К.Бабанским, и включаю­щая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных пере­живаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; по­знавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении);

методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение лич­ностной и общественной значимости учения; требования, поощ­рения и наказания).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - сово­купность способов и приемов познания объективных закономер­ностей обучения, воспитания и развития. Метод анализа документов — исследование результатов деятель­ности в сфере образования, проводимое на основе анализа пла­нов различного характера и назначения, программ, учебно-мето­дических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п.

Метод беседы — получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.

Метод близнецов — сравнительное изучение психол, особенно­стей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы) и

различной (гетерозиготные) наследственностью. Используется для научного решения вопроса о степени влияния генов или среды на формирование психол, свойств и особенностей поведения че­ловека.

Метод изучения продуктов творчества — диагностика психи­ческих особенностей человека путем включения в стандартизиро­ванную творческую деятельность. Примеры М. и. п. т.: тест рисова­ния фигуры человека (вариант Гуденау и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетическо­го животного и т.д. Метод психол., но очень широко используется в пед. исследованиях и в процессе изучения личности учащихся учителем или воспитателем.

Метод наблюдения — целенаправленная, систематическая фик­сация специфики протекания тех или иных пед. явлений, про­явлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б.: сплошными и выборочными', включен­ными и простыми', неконтролируемыми и контролируемыми (при ре­гистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной про­цедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д.

Метод обобщения независимых характеристик — исследова­ния, построенные на обобщении возможно большего числа све­дений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно боль­шего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга. Метод социометрический — исследование структуры, характе­ра отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение происходит по определенному социомет-рическому критерию, а его результаты принимают вид социо-метрической матрицы, или социограммы. Использование этого метода учителем в процессе формирования детского коллектива позволяет ему находить более продуктивные способы воздействия как на весь коллектив или малые группы, так и на отдельных его

членов.

Метод терминологический — оперирование базовыми и пери­ферийными понятиями проблемы, анализ пед. явлений через ана­лиз закрепленных в языке теории педагогики понятий. Метод тестирования — исследование личности путем диагности­ки (психопрогностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стандартизованного задания. Моделирование (в пед.) — построение копий, моделей пед. мате­риалов, явлений и процессов. Используется для схематического изоб­ражения исследуемых пед. систем. Под «моделью» при этом пони-

мается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

МИМИКА (от греч. mimikos — подражательный) — вырази­тельное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. Нередко М. учителя действует на учащихся гораздо силь­нее, чем слова. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его настро­ение, отношение, поэтому педагог должен уметь показывать только то, что относится к делу.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ - нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорко­вых структур головного мозга. Возникает главным образом в ре­зультате кислородного голодания плода во внутриутробном пери­оде и в процессе родов. Наиболее частое М. м. д. проявляется гипердинамическим синдромом (синдромом двигательной растормо-женности), выражающимся в чрезмерной активности, суетливо­сти, раздражительности, неспособности к целенаправленному и организованному поведению. Симптомы М. м. д. обычно проходят к 11—12 годам, но в подростковом возрасте возможны обостре­ния. Дети с такими нарушениями требуют дозированных нагру­зок, смены видов деятельности.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система обобщенных взглядов на объек­тивный мир и место человека в нем, на отношение людей к окру­жающей их действительности и самим себе, а также обусловлен­ные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. В основе М. лежит миропонимание, т. е. совокуп­ность определенных знаний о мире.

МНЕМОНИКА (от греч. mnemonika — искусство запомина­ния) — совокупность приемов, обеспечивающих запоминание при помощи создания искусственных ассоциаций.

МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАНИИ - постоянное наблюде­ние за к.-л. процессом в образовании с целью выявления его соот­ветствия желаемому результату или первоначальным предполо­жениям.

МОНТЕНЬ Мишель (1533—1592) — фр. философ-гуманист эпо­хи Возрождения. Основные труды: «Опыты», «Дневник путеше­ствий». Резко критиковал схоластическую систему обучения. Счи­тал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и крити­ческому отношению к любым взглядам и авторитетам, потреб­ность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной сис­теме М. значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелатель­ного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо

важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Высту­пал против образования женщин.

МОНТЕССОРИ Мария (1870-1952) — итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребенка», «Метод научной педагогики». М. исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к са­мостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспита­теля заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», к-рая ему необходима для саморазвития. Основа обучения до­школьника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное вос­питание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично исполь­зовала игру в процессе обучения. Разработала интересный дидакти­ческий материал для занятий детей. Умственное воспитание фак­тически сводила к развитию органов чувств.

МОР Томас (1478—1535) — англ. мыслитель, гуманист, родо­начальник утопического социализма. В своей основной работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» нарисовал картину идеального общественного строя. Государство заботится о воспитании детей, к-рое является всеобщим и равным для маль­чиков и девочек. Преподавание ведется на родном языке. Поми­мо преподавания основных школьных предметов учащимся Уто­пии даются знания в области музыки, диалектики, астрономии. Большое значение М. придавал воспитанию подрастающего по­коления в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию путем занятий гимнастикой и воен­ными упражнениями и подготовкой к трудовой деятельности. Земледелие изучается теоретически в школе и практически на полях. Физический труд обязателен для всех. Умственными за­нятиями занимается небольшая часть населения — ученые, ос­вобожденные от физического труда, но до тех пор, пока оправ­дывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. Все взрослое население Утопии в часы досуга в библиотеках и музеях занимается само­образованием.

МОРАЛЬ — нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древ­нейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполня­ющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, спра­ведливости и т. д. В отличие от права исполнения требований М.

санкционируется лишь формами духовного воздействия (обще­ственные опенки, одобрения или осуждения). М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ - термин, к-рым в 10-20-е годы XX в. в зарубежной и отечественной психол.-пед. науке обо­значались практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от имеющих трудный характер до агрессивных детей (пед. запущенных, беспризорных и т. п.). В.Н.Сорока-Росинский (Викниксор в «Республиике Шкид» Л.Пантелеева и Г.Белых) был директором школы для таких морально-дефективных детей. В се­редине 20-х годов использование данного термина было признано нецелесообразным.

МОРИТЕРАПИЯ - см. Психотерапия.

МОТИВ (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, не­посредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве М. могут вы­ступать инстинкты, влечения. Основная часть М. формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспита­ния.

Мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситу­ации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются др. людьми. Такая установка противо­положна мотивации достижения. Для личности с преобладанием М. и. н. главное — не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой значительного изменения первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения. Этот мотив во многом определяет и объясняет поведение слабоуспевающих детей, к-рые находят многочисленные причины, объясняя, почему не выпол­нено или плохо выполнено задание.

Мотивационная среда — совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых для достижения целей деятельности. В зависимости от характера М. с. у участников вырабатываются так называемые инициативная, исполнительская, потребительская, отсутствующая линии поведения. Это явление учителю необходимо учитывать при организации любой деятель­ности детей.

Мотивация — вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведения.

Мотивация достижения — разновидность мотивации, связан­ная с потребностью личности всеми доступными средствами до­стичь желаемого результата. Основные типы М. д. складываются

от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особен­но матери, и др. окружающих ребенка людей. М. д. часто опреде­ляет поведение хорошо успевающих школьников, особенно при возникающих затруднениях.

МОТИВИРОВКА — сознательное объяснение человеком при­чин своих действий. М. может не совпадать с истинным мотивом, особенно тогда, когда, совершив неблаговидный поступок, чело­век не хочет потерять уважение окружающих.

МУЛЬТКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - идея, процесс и ин­новационное движение в образовании. М. о. стремится дать рав­ные возможности получения образования для всех, включая уча­щихся разных расовых, этнических и соц. групп, путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе и в национальной структуре учебного класса.

МУТИЗМ (от лат. mutus — немой) — отказ от речевого обще­ния при отсутствии органических повреждений речевого аппа­рата. Может возникнуть в результате испуга, обиды, конфликта, непосильного требования, чаще всего у застенчивых, робких, физически ослабленных людей. Нередко причиной М. является неправильное взаимодействие с ребенком, игнорирование его личностной самобытности, индивидуальности. М., если не свя­зан с психическими заболеваниями, устраняется психотерапев­тическими способами. Длительный М. может привести к ЗПР (за­держка психического развития).

МЫШЛЕНИЕ — познавательная деятельность личности, ха­рактеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление педагогическое — определенное видение и понима­ние учителем ученика, самого себя, окружающего мира, высту­пающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаи­модействии.

Мышление практическое — вид мышления, связанный с поста­новкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в услови­ях дефицита времени.

Мышление практическое педагогическое — анализ конкретных пед. ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития пед, взаимодействия и принятие на основе этого реаль­ного пед. решения, к-рое воплощается. Мышление синкретическое (от греч. synkretismos — соедине­ние) — детское и примитивное мышление, в к-ром недиффе­ренцированно связываются самые разные представления. До

7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка, что создает невероятные гипотезы о причинах событий и т. д. Напр., представления о том, что солнце не падает и что оно согревает, так тесно слиты в мышлении 6-летнего ребенка, что он вполне закономерно может заключить: «Солнце не падает, потому что оно горячее». Со становлением способности к груп­пировке умственных операций происходит овладение этими свя­зями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суж­дений ребенка о внешнем мире.

Мышление учителя диагностическое — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования раз­вития личности.

н

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — способность человека концентри­ровать внимание на том или ином объекте, замечать и восприни­мать существенные, характерные, а также малозаметные свойства явлений и предметов.

НАВЫК — действие, доведенное до автоматизма; формирует­ся путем многократного повторения. В процессе обучения необхо­димо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредмет­ного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.п.

НАДЕЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА - устойчивость результа­тов эксперимента при его многократном проведении.

НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ — не поддающийся сознательно-воле­вому контролю и формально-логическому осмыслению уровень пси­хической активности личности при решении творческих задач, про­блем, ситуаций. К.С.Станиславский подобную психическую активность называл сверхсознанием, подразумевая высший этап твор­ческого процесса, свободного как от сознательного, так и от бес­сознательного. В дальнейшем П.В.Симонов интерпретировал сверх­сознание как механизм творческой интуиции. Таким образом, понятие о Н. позволяет разграничить две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное — неосознавание того, что уже отражено в психике, подсознательное — не поддающийся осознанию творческий, неалгоритмизируемый процесс создания нового знания.

НАМЕРЕНИЕ — стойкая мысль о возможности-или неообхо-димости выполнять определенное действие или деятельность. При подкреплении волей становится стремлением.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчи­вых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориенти­рующих поведение и деятельность личности. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, з к-рых выражается мировоззрение человека. Формируется путем воспи­тания. Обычно выделяют мировоззренческую (общественно-полити­ческую), профессиональную, бытовую направленность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - стремление лич­ности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодо­левать препятствия и трудности в своей работе. Н. п. проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности учителя и в отдель­ных пед. ситуациях, определяет его восприятие и логику поведе­ния, весь облик человека.

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - психическое состоя­ние, вызванное экстремальными для данной личности фактора­ми и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика порождает как раз такую атмосферу, в к-рой напряженность испытывают все уча­стники пед.^процесса.

НАСТОЙЧИВОСТЬ — волевое качество личности, направлен­ное на то, чтобы неуклонно, решительно, вопреки трудностям и препятствиям, добиваться осуществления цели. Нецелесообразная, бессмысленная Н. превращается в упрямство.

НАСТРОЕНИЕ — устойчивое, относительно длительное эмо­циональное состояние человека, влияющее на его психические процессы, на всю деятельность, в частности усвоение учебного материала. Умение контролировать свое Н. является профессио­нально значимой способностью учителя и выступает в качестве одной из задач воспитания и самовоспитания.

НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретения индизиду-ального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихоло­гии в работах амер. психолога Э.Л.Торндайка и др. Иногда Н. пони­мается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познаватель­ными мотивами, тем, что путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его за­крепление протекает неосознанно.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действи­ях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям ок­ружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с осо­бенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.

» 91

Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. И. может выступать непосред­ственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружа­ющими.

НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ — та способность, к-рая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности.

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА - особая форма нормативно-оценочного отражения нравственных отношений пе­дагога с окружающими людьми в ходе его профессиональной деятельности.

НРАВСТВЕННОСТЬ — 1) особая форма общественного со­знания и вид общественных отношений, один из основных спо­собов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. 8 отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, спра­ведливости и т. д.; 2) система внутренних прав человека, основан­ная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, по-рядочности, сочуствия, готовности прийти на помощь.

О

ОБРАЗОВАНИЕ — 1) процесс и результат усвоения опреде­ленной системы знаний в интересах человека, общества и госу­дарства, сопровождающиеся констатацией достижения граждани­ном (обучающимся) установленных государством образователь­ных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. триобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образова­тельных, методических и научных органов и учреждений, необ­ходимых для развития человека; 3) процесс изменения, разви­тия, совершенствования сложившейся системы знаний и отно­шений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навы­ками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределе­ние, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...