Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация (типизация) полоролевая - 3 глава




Культура массовая — культура, доступная и понятная всем сло­ям населения и обладающая меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Поэтому быстро теряет ак­туальность и выходит из моды, но пользуется большой популяр­ностью у молодежи, нередко затрудняя процесс овладения ею подлинным искусством. Поп-культура — сленговое название М. к., китч — ее разновидность.

Культура мышления — степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи (проблемы), выбирать оп­тимальные методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике. Повышает целенаправленность, организованность, эффективность любого вида деятельности.

Культура народная (синоним — фольклор) — культура, созда­ваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Включает в себя мифы, легенды, эпос, сказания, пес­ни, танцы, сказки и т. п. К. н. связана с традициями данной мест­ности и демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие. Ее особенности, тенденции необходимо учитывать при отборе содержания образования.

Культура общения — система знаний, умений и навыков адек­ватного поведения в различных ситуациях общения. Культура поведения — соблюдение основных требований и пра­вил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Культура речи — степень совершенства устной и письменной речи, характеризующаяся соблюдением ее нормативности, выра­зительности, лексическим богатством, манерой вежливого обра­щения к собеседникам и умением уважительно отвечать им. Культура самообразования (самообразовательная культура) — высокий уровень развития и совершенства всех компонентов са­мообразования. Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом

ее духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенство­вание.

Культура физическая — уровень сформированности правиль­ного отношения человека к своему здоровью и физическому со­стоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физиче­ских сил.

Культура чтения — комплекс навыков в работе с книгой, вклю­чающий осознанный выбор тематики, систематичность и после­довательность чтения, а также умение находить нужную литерату­ру с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональ­ные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать про­читанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, ре­цензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.

Культура школы — система отношений, используемая для регу­лирования поведения пед. коллектива и отдельных его членов в разных условиях и обстоятельствах; коллективное умонастроение, ментальность, общие для пед. коллектива данной школы. К. ш. оп­ределяет стандартные пути решения проблем, способствует сни­жению количества трудностей в новых ситуациях, м.б. ориентиро­вана на роли, задачи, на человека, на власть (силу).

КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА РЕБЕНКА - среда обучения и жизне­деятельности ребенка, формируемая культурными компонентами содержания всех учебных курсов предметов; культурой собствен­ной активной учебной и самообразовательной деятельности; муль-тикультурным пространством учебного заведения; культурой об­щения детей и взрослых, детско-подростковых объединений, культурой среды дополнительного образования.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛО­ВЕКА — концепция психического развития человека, разрабо­танная в 20—30-е годы Л.С.Выготским при участии его учеников А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурии. Эта теория утверждает примат в пси-. хическом развитии человека соц. начала над началом натурально-биологическим. По Выготскому, детерминация онтогенетического развития человека имеет следующие этапы: коллективная деятель­ность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — пси-

хическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержани­ем, придающим историческое своеобразие развитию психики ин­дивида.

Л

ЛЕВОРУКОСТЬ (левшество) — функциональное преоблада­ние левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. Кроме явной Л., встречается скрытая Л., когда человек, с детства приученный пользоваться правой рукой, в непривыч­ных условиях или в состоянии аффекта пользуется левой (амби-декстрия). Л. часто воспринимается как отклонение от нормы, тре­бующее обязательного исправления. Однако леворукие (левши) в полной мере владеют даже тонкой моторикой (письмо, рисова­ние), нормально проходят все стадии физического и психическо­го развития и являются абсолютно полноценными личностями. Пе­реучивание левшей нецелесообразно и вредно, это приводит к психическим травмам и неврозам, а также нарушениям речи, в

частности заиканию.

ЛЕКЦИЯ — метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.

ЛЕКЦИЯ ШКОЛЬНАЯ — продолжительное устное изложение (45—50 мин) учебного материала в сочетании с приемами акти­визации познавательной деятельности учащихся (запись основ­ной мысли, конспектирование, составление схематической мо­дели излагаемого материала и др.).

ЛЕСГАФТ Петр Францевич (1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семей­ное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию фи­зического воспитания, принципом к-рой является единство фи­зического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического.воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подго­товки кадров по физическому образованию. Внес вклад в разви­тие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типоло­гию детей.

ЛЖИВОСТЬ — сознательное искажение действительности ради достижения желаемой цели, самоутверждения в глазах окружаю-

щих или стремления избежать нежелательных последствий. Став привычной формой поведения, Л. закрепляется и превращается в качество личности. Дифференциация детской Л. и оценка ее конк­ретных проявлений возможны при условии правильного понима­ния мотивов и причин этого явления.

ЛИБИДО (от лат. libido — влечение, желание, страсть, стремле­ние) — одно из основных концептуальных понятий психоанализа, означающее половое влечение или — в более общем плане — вле­чение к жизни, к ее проявлениям, близкое к платоновскому Эросу. К.Юнг расширил это представление, понимая под Л. психическую энергию, волевой порыв для преодоления препятствий и трудно­стей в жизни человека.

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий) — член группы с наивыс­шим статусом, за к-рым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Л. бывает формальным (официально назначенным, узаконенным юридически) и неформальным (ре­ально признаваемым коллективом). В процессе формирования дет­ского коллектива чрезвычайно важно добиваться такого положе­ния, чтобы реальный Л. принял систему ценностей, предлагаемую воспитателем.

ЛИДЕРСТВО — система соц.-психол, явлений, связанных с выходом^человека в лидеры и его отношением с членами группы.

ЛИЦЕЙ — тип учебного заведения, получивший название от древнегреческой философской школы близ Афин, основанной Аристотелем (ликей). В настоящее время — вид государственного среднего общеобразовательного учебного учреждения, обеспечи­вающего непрерывность среднего и высшего образования. Имея более узкую дифференциацию по сравнению с гимназией (техни­ческий, биолого-химический и т. п.), дает повышенную подго­товку по отдельным предметам различных циклов, осуществляет раннюю профилизацию, обеспечивает максимально благоприят­ные условия для развития творческого потенциала.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕ­НИЯ — процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению ли­цензии на осуществление образовательной деятельности в соот­ветствии с поданным заявлением. Проводится государственными органами управления образованием или органами местного само­управления с целью проведения государственной политики в об­ласти образования и регулирования условий осуществления обра­зовательного процесса, а также защиты прав граждан на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функ­ционирования и развития образовательных учреждений различ­ных организационно-правовых форм.

72 -

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.) — индивидуальный под­ход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осо­знании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулиру­ющих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

ЛИЧНОСТЬ — человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формиру­ется во взаимодействии с окружающим миром, системой обществен­ных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие Л. — одно из центральных в отечественной психологии, а в связи с гума­низацией учебно-воспитательного процесса становится активно ис­пользуемой категорией и в педагогике. Существуют различные клас­сификации личности, знание к-рых поможет учителю легче ориентироваться в особенностях своих воспитанников. Мыслительный и чувствующий типы — типы личности, отлича­ющиеся доминированием мыслительного, рационального нача­ла или эмоционального, чувствительного. Люди, относящиеся к М. т. л., больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о спра­ведливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют само­обладание. Представители Ч. т. л. отличаются повышенной чув­ствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место др., с удоволь­ствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близ­ко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности. Садо-мазохистский тип — тип личности, склонный устранять при­чины своих жизненных неудач через агрессивные действия. Мазохис­ты стараются взять вину на себя и при этом упиваются самокрити­кой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Садисты ставят окружающих в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждение. Экстраверт — интраверт — типы личности, противоположные друг другу. Экстраверт не склонен анализировать свой внутрений мир, он общителен, легко вступает в контакт с большим кругом разнообразных и малознакомых людей, инициативен. Интраверт обычно замкнут, необщителен, склонен к самоанализу, с трудом адаптируется к новым условиям.

Экстернальность — интернальность (от лат. extemus — внешний, interims — внутренний) — см. Локус контроля. Эктоморфный — эндоморфный типы — морфологические типы людей, особенности к-рых определяются телосложением челове­ка (по классификации В.Шелдона). Эктоморфный тип свойствен

худым людям с неразвитой мускулатурой, сильной нервной сис­темой. Люди такого типа проявляют сдержанность манер и движе­ний, их отличает скованность осанки, склонность к камерному общению, повышенная скорость реакций, скрытность чувств, повышенный уровень внимания, тревожности, затрудненность в установлении соц. контактов, неумение предвидеть отношение к себе др. людей, безмерная чувствительность к боли, хроническая усталость и др. Эндоморфный тип свойствен полным людям, к-рые отличаются общительностью, стремлением к комфорту и чувствен­ным удовольствиям.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ - личность, для к-рой характерно непрерывное стремление к возможно более пол­ному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей. Такие личности способны к творчеству, полноценному общению и активному самоутверждению. Л. с. формируется в системе личност-но-ориентированной, гуманистической системе воспитания.

ЛОГОПЕДИЯ — отрасль психологии и педагогики, изучаю­щая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

ЛОГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

ЛОККДжон (1632—1704) — англ. философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Счи­тал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Л., является форми­рование добропорядочного делового человека — «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место Л. отво­дил нравственному воспитанию, главной задачей к-рого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физиче­ских наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ре­бенка проявить послушание. Программу образования Л. строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: род­ной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, исто­рия и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Л. включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Л. разрабатывал и методи­ческие вопросы, призывал не превращать учение в скучную обя­занность, писал о поощрении детской любознательности и раз­витии логического мышления. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII—XIX вв.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ — склонность человека приписывать от­ветственность за результаты своей деятельности внешним силам, обстоятельствам (экстернальный Л. к.) либо собственным способ­ностям и усилиям (интернальный Л. к.). Л. к. (понятие предложено амер. психологом Д. Роттером) является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для оп­ределения Л. к. создан вопросник, разработан также комплекс ме­тодик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и др. личностными характеристиками. Показано, что люди, обладаю­щие внутренним Л. к., уверены в себе, настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, об­щительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внеш­нему Л. к., напротив, сопутствует таким чертам, как неуверен­ность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Для пед. деятельности наиболее ценен внутренний Л. к. Воспита­тель, склонный верить в могущество своих усилий, более ориен­тирован на совместное творчество с учащимися, чем его не уве­ренный в своих способностях коллега.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—1765) — великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руковод­ство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя россий­ская история», «О сохранении и размножении российского наро­да», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу вос-питтания видел в науке, к-рая совершенствует человека в ум­ственном и нравственном отношениях. Был инициатором разно­образных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский уни­верситет в Москве. Впервые в России разработал пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сто­ронником бессословной системы образования вплоть до универ­ситета. Отстаивал идею светскости образования и получения мо­лодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естествен­нонаучного и реального образования. В его методах обучения вы­деляются элементы политехнического образования. Являлся сто­ронником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, по­становке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность,

доступность, развитие активности и самостоятельности учени­ка. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебни­ков — первую грамматику на русском языке, руководство к рито­рике, первые основания горной науки и др.

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - дол­гота) — длительное и систематическое наблюдение в ходе учеб­но-воспитательного процесса одних и тех же пед. явлений, позво­ляющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

ЛЮБОВЬ — напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включаю­щее в себя два аспекта: психологический и физический {сексуаль­ный}. Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темперамен­том, самосознанием личности, играет большую роль в ее фор­мировании, становлении. Обнаружено, что Л. между людьми по­ложительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в Л. приводят к ухуд­шению соматического и психического состояний. Воспитание спо­собности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.

Любовь к детям — 1) положительное эмоциональное отношение к ним; специфическая деятельность по усилению личностного на­чала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопреде­лению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений; 2) одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего пед. деятельность.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — склонность к приобретению новых знаний, пытливость.

ЛЮБОПЫТСТВО — ситуативный интерес к чему-либо.

М

МАГИСТР (от лат. magister — начальник, учитель) — акаде­мическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях. В средние века в Западной Европе магистрами были преподавате­ли «семи свободных искусств», а впоследствии — выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в

настоящее время присуждается степень М. после окончания уни­верситета, дополнительного курса обучения и защиты диссерта­ции. В отечественной системе образования подобная степень по­явилась в 90-х годах XX столетия. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бака-лавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образования.

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939) - советский пе­дагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на баш­нях», «Книга для родителей», «Методика организации воспита­тельного процесса» и др. Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался прин­ципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспи­тание детей и подростков с производительным свободным твор­ческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного вос­питания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства дол­га, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспита­ния гражданина.

МАЛАЯ ГРУППА — немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), к-рые объединены общей деятельностью, нормами поведения, находятся в непосредственном эмоциональном об­щении. Организация коллективно-групповой работы в рамках классно-урочной системы как раз и ориентирована на работу в М. г.

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА - система диффе­ренцированного обучения, возникшая в начале XX в. в народных школах Германии. Предусматривала 4 вида классов: для детей со средними способностями; для малоспособных (классы развития);

для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В насто­ящее время активно возрождается методика дифференциации обу­чения по классам.

МАРГИНАЛЫ (от лат. marginalis — находящийся на краю) — личности, занимающие промежуточное положение между разны­ми соц. институтами, группами, слоями, потерявшие признаки принадлежности к конкретному из них. Понятие введено Р. Пар-77

ком.Человек выпадает из своей соц. группы по разным причинам:

сознательный отказ от ценностей своей группы и отход от нее, несостоявшаяся карьера и т. д.

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (англ. marketing, от market — рынок, сбыт) — процесс определения ценообразова­ния, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и анализ рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечивать им кон­курентоспособность.

МАСКУЛИНИЗАЦИЯ — ослабление типичных женских и уси­ление типичных мужских черт личности. Происходит под влия­нием соц. факторов и соответствующего целенаправленного воз­действия.

МАССОВИДНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ - психические явления, характерные для групп людей: общественное мнение, меж­личностные отношения, традиции, настроение, соревнование, пси­хологический климат, слухи, подражание, мода, паника, массо­вые психические реакции, установки, стереотипы и т. д. Часть из них — общественное мнение, соревнование, традиции — исполь­зуются в педагогике как методы, др. надо учитывать в процессе пед. взаимодействия.

МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - высокий уровень ов­ладения пед. деятельностью; комплекс специальных знаний, уме­ний и навыков, профессионально важных качеств личности, по­зволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное пед. воздействие и взаимодействие.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО­ГО УЧРЕЖДЕНИЯ — совокупность зданий, сооружений, осна­щения и оборудования, имущества потребительского, соц., куль­турного и иного назначения, закрепленных за образовательным учреждением или принадлежащих ему по праву собственности.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - кон­цепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и ши­рокое распространение получили в XIX в. Сторонники материаль­ного образования считали, что значительный объем передаваемых школьникам знаний должен иметь не только теоретическое, но и практическое, прикладное значение. По концепции сторонников формального образования, главное внимание должно быть направ­лено на развитие способностей учащихся, их мышления, вообра­жения, памяти, воли. Противостояние этих концепций выразилось в борьбе сторонников классического и реального образования.

МЕЛАНХОЛИК - см. Темперамент.

МЕНЕДЖМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - комплекс принци­пов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на по­вышение его эффективности.

МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) — устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в соц. и исторические общности; совокупность установок и предрасположенностей лю­дей к определенному типу мышления и действия. М., с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с др. — сама является глубинным источником развития культуры. Разру­шение М. может привести к психол, кризисам, отклонениям в по­ведении.

МЕТАКОНЦЕПТЫ — общие понятия, применимые практи­чески к любой учебной дисциплине и внутренне присущие само­му процессу познания (напр., взаимозависимость, алгоритм, сим­метрия и др.). Выявление единой системы М. — задача педагогики, психологии, философии образования.

МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ — общеучебные, меж­дисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним отно­сят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествую-шей работой; планирование; выбор тактики, разделение задачи или проблемы на компоненты, определение необходимых физи­ческих или умственных действий; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ ее с точки зрения правильности;

коррекция, возможное перепланирование и включение пересмот­ренных целей; самопроверка результатов собственных действий. По мере приобретения М. н. обучаемые с большей степенью от­ветственности берут под контроль свое когнитивное и соц. разви­тие, и оно приобретает характер саморегулируемого процесса. В настоящее время формирование М. н. становится центральной задачей любого обучения.

МЕТОД (от греч. methodos — путь исследования или позна­ния) — совокупность относительно однородных приемов, опера­ций практического или теоретического освоения действительно­сти, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их клас­сификации выступает как одна из основных.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к-ром умения и навыки приобретаются в результате многократ­ного повторения связанных с ними движений и устранения до­пускаемых ошибок.

МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, в к-рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и вы­полнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20-х годах получил распространение в советской школе.

МЕТОД РЕЙТИНГА — определение оценки деятельности к.-л. личности или события. В последние годы начинает исполь­зоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.

МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ — совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.

МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ — описание конкретных при­емов, способов, техник пед. деятельности в отдельных образова­тельных процессах.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА -совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательно­го процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечиваю­щих решение поставленных задач.

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - со­вокупность приемов, способов организации и регуляции пед. ис­следования, порядок их применения и интерпретации получен­ных результатов при достижении определенной научной цели.

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного разви­тия система знаний об отправных положениях пед. теории, о прин­ципах подхода к рассмотрению пед. явлений и методах их исследо­вания, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные спо­собы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятель­ности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их ре­шения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей вос­питанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведе­ния; условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...