Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идентификация (типизация) полоролевая - 5 глава




социокультурной среде; становление, развитие, рост самой лич­ности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его ка­чеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкрет­ный исторический отрезок до определенного уровня (Н.П.Пищу-лин).

Образование глобальное — формирование у учащихся понима­ния мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов. Концепция Г. о. ориентирова­на на выработку у учащихся осознания, что Земля является об­щим домом для всех жителей планеты, все люди — одна семья и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, соли­дарность, сотрудничество являются основными понятиями О. г. Образование дополнительное — образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения об­разовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образова­ния за пределами определяющих их статус основных-образова­тельных программ, в образовательных учреждениях О. д.: учрежде­ния повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школы, школы ис­кусств, дома детского творчества, станции юных техников, стан­ции юных натуралистов и т.п. (Закон РФ «Об образовании»).

Образование классическое — тип общего среднего образова­ния, предусматривающий систематическое изучение древних язы­ков и математики в качестве главных предметов.

Образование непрерывное — целенаправленное получение че­ловеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учеб­ных заведениях и путем организованного самообразования. Цель О. н. — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной под­готовки. Организуется на принципах всеобщности, демократиз­ма, доступности, непрерывности, интегративности, преемствен­ности, принципа самообразования, гибкости и оперативности. Образование политехническое — образование, ориентирован­ное на знакомство учащихся с основными принципами организа­ции современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютер­ной техникой и простейшими современными орудиями механи­зированного и автоматизированного труда.

ОБРАЗОВАННОСТЬ — качество развившейся личности, ус­воившей опыт, с помощью к-рого она становится способной ори­ентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, ох-

ранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посред­ством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявля­ющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанав­ливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логи­ческих рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ - образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, про­ектирование учебных планов и программ, частные цели руко­водства деятельностью обучаемых, модели группирования уче­ников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, к-рые включены в учебный план общеобразовательной школы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА -совокупность разнородных природно-климатических, демогра­фических, экологических, соц.-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ - документы, опреде­ляющие содержание образования определенного уровня и направ­ленности, включающие общеобразовательные (основные и допол­нительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - совокупность учебно-вос­питательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ — определенный уровень обра­зования, достижение к-рого удостоверяется соответствующим до­кументом.

ОБУЧАЕМОСТЬ — индивидуальные показатели скорости и ка­чества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности). Первая является показателем общей, а вторая — специальной одаренности индивида. О. как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному по­знанию и не м. б. полностью оценена одними показателями его развития. Максимальный уровень развития О. определяется возможностями самостоятельного познания. Компоненты поня-

тия О.: потенциальные возможности обучаемого; фонд действен­ных знаний; обобщенность мышления, темпы продвижения в обу­чении, продуктивность учебной деятельности, резервы развития, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

ОБУЧАЕМОСТЬ ПОНИЖЕННАЯ - снижение показателей скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навы­ков в процессе обучения. Выражается в разобщенности и неустой­чивости усваиваемых знаний, в неумении самостоятельно овла­деть рациональными способами познавательных действий и слабой податливости, направленным на их коррекцию усилиям.

ОБУЧЕНИЕ — 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоз­зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно­стей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразо­вания в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

3) целенаправленное влияние на развитие информационно-опе­рационной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуще­ствляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Обучение включенное — специально организуемая и планируе­мая учебная деятельность, направленная на получение практиче­ского результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.

Обучение дистанционное — образовательная технология, при к-рой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или универ­ситета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набо­ром современных информационных технологий: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компью­терным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семи­нары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональ­ным телевизионным и радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторон­няя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. О. д. обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обу­чения, возможность обучаться без отрыва от основной деятель­ности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных рай­онах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, спо­собствует интерактивному взаимодействию обучаемых и препо-

давателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворе­нию самообразовательных потребностей учащихся.

Обучение интегрированное — совместное обучение детей-ин­валидов и детей с незначительными нарушениями и отклонения­ми в развитии вместе со здоровыми детьми, с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. И. о. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-де-фектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спец­группах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для про­ведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдель­ных дел), полным (1—2 ребенка с отклонениями в развитии вли­ваются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

Обучение контекстное — обучение, в к-ром соединяются пред­метное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятель­ности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное противоречие профессио­нального обучения, к-рое заключается в том, что овладение де­ятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и сред­ствами качественно иной — учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О. к. за счет реализации динами­ческой модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, напр.) через квазипро-фессиснальную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается А.А.Вербицким.

Обучение политехническое — обучение, ориентированное на ус­воение учащимися общенаучных принципов современного произ­водства, овладение практическими приемами и навыками обраще­ния с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной тех­нике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими. В настоящее время О. п. осуществляется в специальных учебных за­ведениях, готовящих специалистов технических профессий.

Обучение проблемное — активное развивающее обучение, ос­нованное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О. п. является выдвижение и обосно-

вание проблемы (сложной познавательной задачи, представляю­щей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: про­блемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уров­ни. О. п. разработано С.Л.Рубинштейном, Н.А.Менчинской, А-И.Матюшкиным, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым, И.ЯЛер-нером и др.

Обучение программированное — один из видов обучения, осу­ществляемый по заранее составленной обучающей программе, к-рая реализуется обычно с помощью программированных учеб­ников и обучающих машин. При О. п. материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обу­чения); выполнение каждого шага контролируется, переход к ус­воению последующей порции материала зависит от качества ус­воения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О. п. раз­работано Б.Ф.Скиннером, Н.Краудером (США), отечественными психологами и педагогами — А.И.Бергом, В.П.Беспалько, А.Н.Ле-онтьевым, П.Я.Гальпериным, Ю.А.Самариным, T-А.Ильиной и др. Обучение развивающее — ориентация учебного процесса на по­тенциальные возможности человека и на их реализацию. В кон­цепции О. р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

ОБУЧЕННОСТЬ — результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегод­няшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и при­емы их приобретения (умение учиться).

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие двух или более людей, состоя­щее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. О. явля­ется необходимым условием развития и формирования личностей и групп.

Общение педагогическое — профессиональное общение препо­давателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе. О. п. входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, активную, аффективную и соц. перцептив­ную функции.

Общение перцептивное — адекватное восприятие человека, уме­ние проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психи­ческое состояние в каждый отдельный момент, умение понять

мотивы его поведения. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к О. п.

Общение фатическое (от лат. fatuus — глупый) — бессодержа­тельное общение ради самого процесса общения. Общения ведущий тип — тип общения, преобладающий в тот или иной возрастной период, благодаря к-рому у человека фор­мируются основные личностные качества, соответствующие дан­ной ступени развития личности.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — совокупное оценочное суж­дение, выражающее отношение коллектива, соц. общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окру­жающей действительности, затрагивающим общие интересы. В про­цессе воспитания выступает как вид опосредованного требования и критерий сформированности детского коллектива.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ (МОЛОДЕЖНЫЕ) ОБЪЕДИ­НЕНИЯ — общественные формирования, в к-рых самостоятель­но или совместно со взрослыми добровольно объединяются несо­вершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их соц. потребности. Такими объединениями при­знаются детские, подростковые и юношеские группы, команды, клубы, союзы, общества, иные сообщества юных граждан, а так­же ассоциации этих объединений.

ОБЩЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ - общество, характери­зующееся высоким уровнем производства и потребления инфор­мации и информационных услуг. Компьютерная революция, про­изошедшая в ряде цивилизованных стран мира, приводит к изменению духовного мира человека, идеологии общества, под­ходов к определению содержания образования и разработке но­вых информационных образовательных технологий.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ — черта характера, выражающая потреб­ность и способность личности к общению с др. людьми, установ­лению с ними взаимопонимания. Для общительного человека ха­рактерны легкость контактов, умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, лидерству в группе.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ (в пед.) — пед. пространство, об­ласть, в рамках к-рой находится (содержится) то, что будет изу­чаться. О. и. пед. науки является сфера обучения и воспитания лю­дей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. В рамках О. и. можно говорить о различных предметах исследования.

ОБЪЯСНЕНИЕ — 1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих установить достоверность суждения относительно неясного, не-

раскрытого явления или имеющих целью дать более ясное пред­ставление о том или ином известном явлении.

ОДАРЕННОСТЬ — 1) качественно своеобразное сочетание спо­собностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности;

2) общие способности или общие моменты способностей, обус­ловливающие широту возможностей человека, уровень и своеоб­разие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интел­лект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задат­ков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талант­ливость; наличие внутренних условий для выдающихся достиже­ний в деятельности. Многозначность термина О. указывает на мно-гоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. О. как наиболее общая характеристика сферы способно­стей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и соц.-психол.-пед.

Одаренность умственная — общая способность человека созна­тельно направить свое мышление на новые требования, приспо­собить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает О. у. от памяти', признак при­способления — от гениальности (сущность к-рой состоит в само­произвольном творчестве); признак всеобщности отличает О. у. от таланта (к-рый у человека проявляется, как правило, в к.-л. оп­ределенном виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного раз­вития — степени опережения ребенком при прочих равных усло­виях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной ода­ренности и коэффициент интеллектуальности IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку перво­степенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше дру­гих можно обнаружить художественную одаренность детей (в об­ласти музыки, затем — в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Детей с необычай­но ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрез­вычайными достижениями в к.-л. деятельности называют вундер­киндами.

ОДИНОЧЕСТВО — один из психогенных факторов, влияю­щих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от др. людей или оказавшегося в непривычной, изме­ненной обстановке. В условиях О. может возникнуть психол, шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением ве-

гетативных реакций, актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности чело­век персонифицирует предметы (куклы и др.), различных живот­ных (от пауков до лошадей), создает силой воображения партне­ров, с к-рыми начинает разговаривать вслух. Затянувшееся пребываниие в жестких условиях О. вызывает глубокие психиче­ские изменения, появляются сверхценные идеи, галлюцинации, наблюдается раздвоение личности. У детей даже ограничение пол­ноценного общения может вызвать состояние госпитализации, нередко приводящее к ЗПР.

ОЗАРЕНИЕ - см. Инсайт.

ОЛИГОФРЕНИЯ — врожденное или рано приобретенное недоразвитие психической деятельности, к-рое по степени вы­раженности дефекта делится на дебилъность, имбецилъность и иди­отию.

Дебильность — наиболее легкая (по сравнению с идиотией и им-бецильностью) степень умственной отсталости. Усвоение учебно­го материала по любому предмету школьной программы для де­билов чрезвычайно трудно. Нуждаются в специальном обучении. Выделяются: легкая, средняя и выраженная Д.

Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У де­тей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недо­ступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориен­тировка в пространстве, формирование элементарных навыков са­мообслуживания и гигиены.

Имбецильность (от лат. imbecillus — слабый, немощный) — вы­раженное отставание в психическом развитии, средняя степень олигофрении. Дети-имбецилы обладают определенными возмож­ностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных тру­довых навыков, но из-за грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоци­онально-волевой сферы они практически необучаемы даже во вспо­могательных школах.

ОПЕРАЦИЯ (от лат. operatic — действие) — в психологии:

единица деятельности, способ выполнения действия в конкрет­ной, реальной или условной ситуации. Понятие введено А.НЛе-онтьевым.

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ — средство наглядности (схема, рису­нок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для дол­говременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания).

ОПРОС — сбор первичной информации путем постановки

стандартизированной системы вопросов (применяется в соц., пси-

^

хол., пед. и др. исследованиях). Методики О. подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование.

ОПТИМАЛЬНОСТЬ — достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. Проблемы О. учебно-воспитательного процесса (наря­ду с его эффективностью — достижение запланированных поло­жительных результатов) постоянно находятся в центре внимания отечественной дидактики.

ОПТИМИЗМ — представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро.

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — 1) творческое, активное ос­воение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. О. п. подразделяется на исторический (результаты пед. теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты пед. теории и практики, к-рые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учи­тель получает лучшие результаты за счет усовершенствования име­ющихся средств, оптимальной организации пед. процесса), нова­торский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства); 2) дидактические системы, разработанные на основе теорий, высокая эффективность к-рых была доказала в процессе пед. практики (теория общего развития (Л.В.Занков), теория по­этапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, З.Ф.Талызина), теория содержательных обобщений (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, И.Я. Лернер), теория пед. сотрудничества (гума­нистической педагогики) (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, Н.П.Гузик и др.), теория реше­ния изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер).

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКАЯ (МОЛОДЕЖНАЯ) - особый вид общественного объединения, обладающий следующими призна­ками: наличие ценностной идеи (цели), на осуществление к-рой направлена совместная деятельность детей и взрослых; доброволь­ное вступление в организацию и свободный выход из нее; фикси­рованное членство; организационная самостоятельность, самоуп­равление, совместное соц. творчество; четко выраженная структура, определяющая положение каждого члена организации; установ­ленные для всех нормы, правила, а также гарантированные права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов осуществления деятельности); преобладание в ее составе несовер­шеннолетних граждан; наличие устава, программы, положения.

ОРГАНИЗАЦИЯ (ГРУППА) НЕФОРМАЛЬНАЯ - система нормативно не предусмотренных и не регулируемых в админист-

ративном или правовом порядке личностных и межгрупповых отношений, к-рые складываются на основе психол, факторов, от­личаются определенной направленностью интересов, общения, сотрудничества, атрибутами, символикой. Неформальные органи­зации могут иметь как позитивные пед. и общественные результа­ты, так и негативные. Условно подразделяются на просоциальные (приносящие обществу определенную пользу), социально-нейтраль­ные (индифферентные в соц. отношении, занятые в основном удов­летворением собственных интересов и демонстративно ставящие себя вне общества), антисоциальные (откровенно антиобществен­ные объединения, прежде всего нацистские и национал-патрио­тические, сектантско-религиозные объединения).

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ (ООД) - сис­тема представлений человека о цели, плане и средствах осуществ­ления предстоящего или выполняемого действия; первый этап обучения в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (термин введен П.Я.Гальпериным). На этом этапе происходит предварительное ознакомление с действиями, овладение ООД, то есть системой внутренних указаний о том, как выполнять то или иной действие.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе соц., нравственными и правовыми нормами и прави­лами, чувством долга. Воспитание О. у растущего человека — акту­альная задача современной школы. Не менее важна О. и самого учи­теля. Безответственный учитель — недопустимое явление в образовательной сфере.

ОТНОШЕНИЯ — целостная система индивидуальных, избира­тельных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. О. характеризует тот конкретный смысл, к-рый имеют для человека отдельные объекты, явления, люди. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений человека влияет на формирование его личностного отношения к самому себе. А.С.Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений. Отношение ученика к учению — установившаяся позиция уча­щегося, к-рая определяет направленность, и интенсивность его восприятия, мышления и действий в сфере обучения.

Отношения межличностные — субъективно переживаемые взаи­мосвязи между людьми; проявляются в характере и способах вза­имных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

ОТРАЖЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ (в др. терминологии - пер­цептивно-рефлексивная сторона общения) — восприятие, позна- г)

ние, понимание воспитателем воспитанника и себя как участни­ков взаимодействия. О. в в. — механизм обратной информации, обратной связи, показывающий последствия воспитательных дей­ствий, условие эффективного воздействия на школьника.

ОУЭН Роберт (1771—1858) — англ. социалист-утопист. Основ­ные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качествен­но новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — мо­жет быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать из­менению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соедине­ния обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэ-нарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в к-рый входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5—10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрос­лых устраивались лекции, культурные развлечения и консуль­тации. Принципу всестороннего развития и соединения обуче­ния с производительным трудом О. следовал, создавая опыт­ные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — использование учителем средств пед. деятельности или общения, приводящих к наруше­нию профессиональных норм, правил, эталонов (напр., униже­ние ученика, снижение отметки по предмету в ответ на дисцип­линарное нарушение школьника, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). О. п. возникают как вслед­ствие объективных причин (следование профессионала-педагога соц. предписаниям, противоречащим парадигмам образователь­ного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпе­тентность, личностная профнепригодность).

ОШИБКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ - резуль­тат неправильного воспитательного взаимодействия, обусловлен­ный уровнем сформированности пед. сознания учителя. Проявля­ются в выставлении завышенных оценок (О. «великодушия»), стремлении избегать крайних оценок (О. «центральной тенденции»);

переносе личностного отношения на оценивание (О. «ореола»);

оценивании знаний, качеств личности и поведения обучающего-

ся в зависимости от выраженности тех же характеристик у препо­давателя (О. «контраста»), неумении преподавателя после высо­кой отметки сразу ставить низкую и наоборот (О. «близости»);

вынесении сходных оценок разным проявлениям, к-рые кажутся логически связанными (логические О.).

п

ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma - при­мер, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каж­дом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в ка­честве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем;

определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «пара­дигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различ­ные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...