Семинар 7. 24 октября 1995 г. Вторник. 16.00.. Доц. С.И.Голенков
Семинар 7 24 октября 1995 г. Вторник. 16. 00. Доц. С. И. Голенков
Коллеги! Девятое размышление начинается с очень трудного места, поскольку в нем - и это характерно, как мы уже имели возможность убедиться, для лекций М. К. Мамардашвили - в определенном срезе представлены результаты предыдущих размышлений. Но здесь завязка всего сюжета Девятой лекции, а потому надо сказать несколько слов о том, что представлено в этом абзаце. Из того, что бытие не является предикатом (мысль, как известно Кантовская), что оно не выводится ни из чего мыслью, поэтому возможно достоверно познающее существо. Бытие есть, и все. А раз есть, то это есть открыто. А раз открыто, то должно быть существо, которое открывает его. Если акт думания действительно выполнен, обрел бытие, стал действительностью, то он открывает возможность самого мира. Он (акт думания) есть в таком случае событие, то есть бытие сбывающееся, не покоящееся, а беспокойное, поскольку " я мыслю" (c. 188). Отсюда можно понять и все остальное. Бытие есть, если есть мысль, или мысль есть, если есть бытие (продуктивная тавтология). Бытие есть то, что высказывает себя в мысли, то есть не я, индивид, высказываю, а бытие через меня высказывает себя в мысли. Это высказывание бытия и есть невербальное состояние акта деятельности, не мыслимое логически. Когда бытие высказалось, для нас возник феномен мысли. Сюжет Размышления построен вокруг понимания мысли как события и разворачивается как бы в трех планах.
Первый план рассматривает мысль как живое состояние, событие. " Мысль есть акт, а не (психологический или идеальный) факт" (c. 189). Поэтому мысль и бытие тождественны - мысли свойственно бытие, а бытие открывает себя впервые в состоянии, акте мысли. Это живое состояние " упирается в волю". Причем воля понимается также не в психологическом смысле. Мысль опирается на волю, на живое " могу", " хочу", " держу", как на некое усилие. Воля как стремящееся усилие. Вот это усилие (у Декарта - сомнение, но не как чисто интеллектуальный акт, а одновременно и как акт волевой) и открывает для меня зазор, в котором Я находит свое независимое существование, находит себя в мысли. Тогда понятным становится и утверждение М. К. о том, что " я существую в мысли, а не она во мне" (c. 189). Я здесь лишь участник метафизического апостериори, актуальный участник. Жизнь мысли в качестве живого организма задается формой самой мысли, которая является дополнительным актом, не представленным в предметном содержании самой мысли. Но этот акт как раз и определяет саму возможность думания. " В момент, когда мы думаем, - говорит М. К., - то есть сопряжены с формой этого думания как такового, существует то-то и то-то, неизбежно и неминуемо" (c. 190). Именно форма и задает мысли бытие. А потому понятна и неопределимость мысли обычным способом. Мы понимаем, что такое мысль, только находясь в состоянии мысли, и другими средствами, по мнению М. К., ее действительную жизнь не ухватить. Мысль есть живое, невербальное, внутри и в момент акта существования совершающееся событие. Акт выполнен, отложился в состояние, и мысль исчезла, умерла. А потому-то очень трудно ее фиксировать как обычный объект познания. Этот момент М. К. обсуждал в статье " Сознание как философская проблема" (Вопросы философии. 1990. N 10). Все эти рассуждения позволяют М. К. сделать вывод о том, что мысль это бытийствующее сознание, живая точка соприкосновения бытия и сознания, являющая онтологическую укорененность последнего в первом (cм. С. 191).
Из этого положения вытекает важный гносеологический постулат, сформулированный Декартом, о различии между перцепцией и суждением: если воспринято, то воспринято все - и сущность и явление сразу. Вывод, к которому в XX веке пришел Гуссерль. Отсюда становится понятным и то положение картезианской метафизики, которое говорит о существовании двух субстанций - мыслящей и протяженной, являющимися лишь различными измерениями, модусами, планами одного и того же (см. С. 194). Нет двух разных миров - материального и идеального, - есть лишь две разные позиции во взгляде на один мир. Мысль как раз и является тем нечто, которое содержит в себе извлечение себя. " Действенная мысль - это бесконечно себя моделирующая действительность", - говорит М. К. (с. 196). Потому действительной проблемой философии выступает проблема личности, " проблема лика, проблема бытия, которое - само", так как " понятие мысли содержит в себе понятие личности как онтологическое представление" (Там же). Проблема, над которой в XX веке размышлял А. Ф. Лосев (см., напр., его " Самое-само" // Лосев А. Ф. Миф - Число - Сущность. М., 1994). Второй план задается размышлением о том, кто такой тот Я, который в мысли и через которого мысль обретает бытие. Размышление над " собранным субъектом" как принципом достоверности мысли. Момент собранности, стояния, о-существления переводит субъекта из области побуждений, возможности в область существования. Что есть Я как " собранный субъект"? " Собранный субъект - это субъект, собранный вокруг когитального принципа: я принимаю лишь то, что извлеку из себя" (с. 197). Сознание в этом случае выступает, по Мамардашвили, как страсть, собирающая и преобразующая субъекта, что превращает Я в самобытие и определяет ему его место - " мое место". А мое место это как раз место мысли, то есть место, где нечто извлекает себя и где соединены оба модуса бытия, это место неустойчивого состояния между двумя пропастями (пропастью мысли и пропастью вещей). В этом месте я как собранный субъект нахожусь " всегда, когда мыслю". И в этом месте: 1) я соприкасаюсь с вечностью, так как мыслью извлекается нечто вечное, и 2) мною в этом месте вечное нечто пребывает, держится в мире. Этим ощущением вечности как некой длительности М. К. выделяет онтологическое измерение " сознания как страсти" (см. С. 202).
Третий план открывается вопросом: почему есть нечто, а не ничто? В этом плане точка " живой мысли", или точка " собранного субъекта" является как точка " врожденных идей" или " понимательных структур". М. К. снова возвращается к обсуждению врожденных идей, чтобы показать смысл и роль этого понятия в философии Декарта. Врожденные идеи, показывает М. К., это не прирожденные мне идеи, а со-рожденные с моим рождением, но не как биологического организма. Это идеи, которые рождаются вместе со мною, когда я становлюсь мыслящим, культурным существом. Они - эти врожденные идеи - составляют поле моего сознания, которое структурировано врожденными идеями как структурами понимания. А потому движение мысли в этом поле совершается не по произвольным, а только по вполне определенным направлениям. Структура понятности обеспечивает в этом поле определенность движения мысли. Эта структура и является знанием до знания, является тем дополнительным актом, срабатывание которого обеспечивает возможность события знания.
Подводя итог, можно сказать, что в Девятом размышлении Мамардашвили вычленил те условия рождения мысли как события, которые объясняют ее бытие, а именно: 1) мысль - с-бывание мысли, форма существования мысли, жизнь мысли; 2) наличие собранного субъекта, через который с-бывается мысль; 3) наличие врожденных идей (структур понятности), обеспечивающих саму возможность события мысли как этой мысли. Все эти условия рождения мысли для М. Мамардашвили и выступают той ноогенной машиной, производящей мысль, речь о которой пойдет в следующем размышлении. Спасибо!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|