Доц. С.И.Голенков
Хотел бы несколько подробнее остановиться на понятии " врожденных идей". Это понятие появляется у Декарта в Третьем размышлении его " Метафизических размышлений", где, рассуждая о происхождении идей, он пишет, что " из этих идей одни кажутся мне врожденными, другие - благоприобретенными, третьи - образованными мною самим: ведь мое понимание того, что есть вещь, что - истина, а что - мнения, исходит, по-видимому, исключительно от самой моей природы... " (Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 31). По его мнению, врожденные идеи вложены в человека Богом при его создании (см.: Указ соч. С. 42-43). Трактовка Декартом природы " врожденных идей" сразу вызывает в памяти платоновское понимание природы человеческого мышления, которое Платон исследует, например, в диалоге " Менон". Что же такое декартовские " врожденные идеи"? В пятом метафизическом размышлении он говорит о врожденной идее как об образе истинной и неизменной природы (см.: Указ соч. С. 54-55). В ответе Гоббсу (Указ соч. С. 148) он представляет идею в виде формы какого-то познания. А в " Замечаниях на некую программу" он их определяет как " идеи или понятия кои есть формы мысли" (Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 472). Итак, " врожденные идеи", по Декарту, вложены в нас Богом, являются образами истинной и неизменной природы, формами познания, формами мысли. Вопрос, является ли идея врожденной, благоприобретенной или образованной мною, решается развитым самосознанием при помощи рефлексии, когда ум направлен на саму мысль, на ее форму. Если же развитое самосознание отсутствует, например, у ребенка, то этот вопрос о природе идей решить нельзя (см. ответ Бурману. Указ соч. Т. 2. С. 451).
Однако в чем собственно состоит проблема " врожденных идей"? Мы говорим: " это - прямая линия", " это - добро". Но откуда у нас идеи " прямой" и " добра"? Ведь в реальном мире, говорит М. К., и с ним невозможно спорить по этому поводу, нет как таковых ни прямых линий, ни добра. Можно возразить, что если их и нет в реальном мире, то они все-таки детерминированы внешним миром и являются абстракциями, отвлечениями от реальных линий, оценок реальных поступков. Но это возражение лишь затемняет суть дела. Ведь неясен сам механизм абстракции, отвлечения. Как реальная линия порождает идею " прямой линии"? И говоря, что это происходит в результате абстрагирования, словечком " абстрагирование" мы не отвечаем на вопрос, а просто снимаем, обходим его. Это во-первых. Во-вторых, абстракция, отвлечение - это механизм мышления. Значит, идеи " прямой" и " добра" есть продукты мышления. Однако, чтобы механизм мышления что-то продуцировал, нужен " материал". Здесь возможны два варианта. Первый - " материал" поступает из внешнего мира. Но тогда сам механизм что-то в этот " материал" привносит, добавляет, то есть идеальность " прямой" черпается из самого механизма мышления. Второй - " материал" разуму трансцендентен, то есть задается Богом, Абсолютным разумом и пр. И в том и в другом случае идеи, полученные таким путем, будут " врожденными". Я не могу принять второй вариант образования " врожденных идей", поскольку он означает отказ от познания, ибо трансцендентностью устанавливается познанию абсолютная граница. Тогда остается первый вариант - продуцирование " врожденных идей" является особенностью механизма мышления, познания, разума, и не может быть инспирировано внешним миром. Но это свойство не индивидуального разума. Ведь если признать, что " врожденные идеи" принадлежат индивидуальному разуму, то тогда мы должны признать и то, что есть какие-то генетические механизмы " врождения" идей в индивидуальное мышление. Но это уже не философия.
Как пытается решить проблему " врожденных идей" М. К.? В своей работе " Классический и неклассический идеалы рациональности" он, как мне кажется, дает определенное решение этой проблеме. Воспроизведу некоторые принципиальные положения его решения проблемы " врожденных идей" в этой работе. Декартовская теория " врожденных идей" вытекает из допущения непрерывности сознательного наблюдения, то есть существования сверхэмпирического сознания, которое противоречит очевидности бытия реального сознания как сознания дискретного, ведь " никто не мыслит непрерывно и никто не сознает непрерывно". Но, говорит М. К., принцип " врожденности" имеет в виду другое - " наличие структурных и нелокализованных элементов сознания", которые не сводимы к конечному времени и конечному пространству " завершаемого опыта (в этом смысле - внеэмпирических) и обеспечивающих непрерывность " одного сознания". (Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. С. 10). Эти структуры и элементы сознания создают собственное пространство и время, ускользающие от нашего наблюдения, которое определяется классическими правилами и фиксируется языком классических терминов (см. Там же. С. 11) Мамардашвили пытается выявить это пространство и время, в котором существуют явления сознания, называя последние феноменами и отличая их от явлений материального мира. Он говорит о том, что нам является и нами воспринимается только то из внешнего мира, " для чего есть модели, что смоделировано" уже сознанием. Другими словами, нам является только то, что может нами быть осознано. Наше сознание конструктивно, и явление материального мира сознанию происходит в виде моделей в логическом пространстве. Эти модели сознания и есть " врожденные идеи". Откуда они берутся?
То, что порождает эти модели (как структуры или элементы сознания), М. К. называет по-разному: " феномены", " третьи вещи" (в отличие от реальных вещей и содержательных мыслей), " конструктивные машины" и т. д. Эти модели сознания не идеальные, рассудочные сущности, законы, и не физические тела, а что-то третье. Они не вытекают из законов физического мира. Эти модели являются конструктивными по отношению к нашим возможностям чувствовать, мыслить, понимать. Они суть органы структурирования. Без них мир воспринимался бы нами как хаос. Одновременно, отмечает М. К., они являются и нашим культурным горизонтом (см.: Указ. соч. С. 66). (Определение моделей сознания как культурных горизонтов очень для нас важно, поскольку позволяет вскрыть весьма важную особенность " врожденных идей", о которой я скажу ниже). Эти модели сознания существуют не во внутреннем идеальном плане отражения и не в измерении предметов мысли, то есть не в предметном содержании мыслей, а в феноменологическом сдвиге. Феноменологический сдвиг, определяет М. К., - это область существования определенных мыслительных содержаний, модус существования этих мыслительных содержаний. Если в этом модусе сдвинуться с содержания мысли на ее существование, то и обнаружатся эти специфические " третьи вещи".
Очень похоже на структуры сознания Гуссерля. И эта аналогия усиливается, когда М. К. говорит о том, что добраться до этих " вещей" можно, лишь совершив процедуру феноменологической редукции, в которой мы расщепляем сращенность мыслительного содержания с его спонтанным и неконтролируемым понимательным существованием. Подведем итог понимания М. К. " врожденных идей". Для него феноменами сознания, организующими процесс содержательного мышления, выступают модели сознания (" третьи вещи" ), к которым можно подобраться, лишь расчленяя феноменологический сдвиг сознания. Эти модели как раз и " отвечают" за структурированность нашего восприятия и осознания предметного мира. Эти структуры действуют спонтанно и не поддаются контролю со стороны содержательного мышления. Именно они и обеспечивают собственную жизнь сознания. И еще важно отметить, что это структуры событий, то есть они определяются нашим бытием в мире. Они " случаются", когда мы актуально мыслим. Меня интересует в связи с этой проблемой вопрос, чем определяется появление именно тех, а не иных содержаний мышления. Или другими словами, чем определяется сама предметность мышления, то есть почему возникает мысль в виде именно этого смысла, а не иного? Ведь ясно, что этот процесс определяется каким-то механизмом мышления. М. К. пишет: " Раз мы имеем дело с живым познанием, то ясно, что в любой произвольно взятый момент в знании что-то происходит, то есть указанные конфигурации [мысли - С. Г. ] являются событиями. Эти события " мысли", " формул", " законоподобных высказываний" содержат в себе утверждения об упорядоченности некоего обстояния дел в мире. Только в этом смысле и для этого они и приходят, являясь сами, в свою очередь, строем мысли, возникшей по этому случаю упорядоченной конфигурацией. И далее - суть этого порядка знания состоит... в его способности порождать... или же потенциально содержать в себе новые (подобные себе) упорядоченности, но понятным образом представляющие ход дела в мире и именно потому являющиеся знаниями... " (Мамардашвили М. К. К пространственно-временной феноменологии событий знания// Вопросы философии. 1991. N1. С. 79. Курсив автора - С. Г. ).
О чем идет здесь речь? Назовем эти упорядоченные конфигурации мысли " смыслом" (строй мысли как упорядоченная конфигурация). Сбывание смысла (его становление) есть событие, в котором содержится утверждение об упорядоченности некоего обстояния дел в мире. Но это не говорит, что смысл становится случайным образом. Другими словами, в каждом сбывании смысла, он сбывается таким образом, что в себе содержит новые упорядоченности, то есть в каждый данный момент существуют как бы " разрешенные" и " неразрешенные" конфигурации сбывания мысли, по аналогии с энергетическими уровнями в атомах. Но тогда чем определяется сама эта " разрешенность" (или " неразрешенность" )? Здесь нам надо вспомнить о том, что М. К. говорил о моделях сознания как о культурных горизонтах нашего мышления. То есть структурность нашего актуального мышления задана культурой. Культура задает существование, а тем самым и содержание тех или иных " понимательных структур" (моделей) сознания. Точнее, сама организованность, структурированность культуры, то есть бытие культурных форм, организующих системную целостность культуры, определяет те разрешенные или запрещенные конфигурации мысли (смыслы), которые регулируют сбывание смысла в актуальном мышлении. В мышлении именно культурные формы и предстают как " врожденные идеи", организующие само мышление. Содержательная попытка выявить культурную детерминацию мышления представлена в работах Г. Гачева. (см., напр.: Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988). Спасибо!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|