Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Се­ми­нар 5. 20 ию­ня 1995 г. Bторник. 16.00.. Проф. В.А.Ко­нев




Се­ми­нар 5

20 ию­ня 1995 г. Bторник. 16. 00.

Проф. В. А. Ко­нев

 

Кол­ле­ги!

Раз­мыш­ле­ния с Пятого по Седьмое, о ко­то­рых се­го­дня у нас идет речь, ме­ня­ют пред­мет рас­су­ж­де­ний и с но­вой сто­ро­ны на­чи­на­ют смот­реть на ана­ли­ти­че­ский ап­па­рат ко­ги­то, ко­то­рый стро­ил­ся Де­кар­том (с. 102). Про­ис­хо­дит, как мне пред­став­ля­ет­ся, по­во­рот в ана­ли­зе от Я ин­ди­ви­ду­аль­но­го к Я транс­цен­ден­таль­но­му, ко­то­рое и ста­но­вит­ся пред­ме­том рас­смот­ре­ния.

Рас­смат­ри­вая в пер­вых че­ты­рех Раз­мыш­ле­ниях, как мысль ста­но­вит­ся и жи­вет, М. К. смот­рел на фи­ло­со­фию Де­кар­та как на вы­ра­же­ние его жиз­нен­ной по­зи­ции и пре­вра­ща­л ее в тип эк­зи­стен­ци­аль­ной фи­ло­со­фии. М. К. во­об­ще счи­та­ет, что " эк­зи­стен­ци­аль­ной яв­ля­ет­ся вся­кая ис­ход­ная си­туа­ция в фи­ло­со­фии". И " в этом смыс­ле, во­пре­ки сло­жив­ше­му­ся не­до­ра­зу­ме­нию, не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­кой осо­бой эк­зи­стен­ци­аль­ной фи­ло­со­фии, поя­вив­шей­ся яко­бы в ХХ ве­ке" (с. 111). С чем вряд ли мож­но со­гла­сить­ся, так как эк­зи­стен­ци­аль­ная фи­ло­со­фия ХХ ве­ка не про­сто вы­рас­та­ет, как и вся­кая фи­ло­со­фия, из оп­ре­де­лен­ной эк­зи­стен­ци­аль­ной си­туа­ции (в этом М. К. прав), она са­му эту эк­зи­стен­ци­аль­ную си­туа­цию сво­бо­ды де­ла­ет объ­ек­том ос­мыс­ле­ния и раз­ра­ба­ты­ва­ет сред­ст­ва ее вы­де­ле­ния и реф­лексии.

Рас­су­ж­де­ния М. К. в Пя­том вы­сту­п­ле­нии, где со­вер­ша­ет­ся по­во­рот от рас­смот­ре­ния ра­бо­ты " жи­во­го соз­на­ния", ко­то­рое ут­вер­жда­ет­ся лич­ным уси­ли­ем мыс­ля­ще­го, к " транс­цен­ден­таль­но­му соз­на­нию", ко­то­рое не зна­ет кон­крет­но­го но­си­те­ля, со­про­во­ж­да­ют­ся фи­ло­со­фом об­су­ж­де­ни­ем важ­ных ме­то­до­ло­ги­че­ских прин­ци­пов изу­че­ния соз­на­ния. М. К. го­во­рит здесь о прин­ци­пах пе­ре­хо­да от реф­лек­сив­но­го зна­ния соз­на­ния се­бя как его свой­ст­ва к тео­рии соз­на­ния, и та­ким об­ра­зом, Пя­тое раз­мыш­ле­ние как бы са­мим сво­им со­дер­жа­ни­ем вы­ра­жа­ет то ком­по­зи­ци­он­ное ме­сто, ко­то­рое оно за­ни­ма­ет сре­ди Раз­мыш­ле­ний фи­ло­со­фа - пе­ре­вес­ти мысль с од­но­го уров­ня рас­смот­ре­ния соз­на­ния на дру­гой. Соз­на­ние - осо­бая ре­аль­ность. Оно не толь­ко зна­ет се­бя в ак­тах реф­лек­сии, но оно же, в кон­це кон­цов, и стро­ит тео­рии о се­бе, ко­гда " ока­зы­ва­ет­ся" в го­ло­ве фи­ло­со­фа. Вся­кая тео­рия, как из­вест­но, ну­ж­да­ет­ся: а) в по­ни­ма­нии, в про­ник­но­ве­нии в свой объ­ект, б) в тер­ми­нах, ко­то­рые это по­ни­ма­ние за­кре­пят. И М. К. здесь про­во­дит ме­то­до­ло­ги­че­скую ре­ви­зию как сво­ей мыс­ли­тель­ной ра­бо­ты по по­во­ду соз­на­ния, так и ра­бо­ты Де­кар­та, в хо­де ко­то­рой воз­ни­ка­ют тер­ми­ны тео­рии соз­на­ния.

М. К. го­во­рит: " Все эти тер­ми­ны, ко­то­ры­ми я поль­зо­вал­ся, как бы про­жи­вая опыт соз­на­ния [то есть тер­ми­ны по­яв­ля­лись для ре­ги­ст­ра­ции для се­бя и для дру­гих пе­ре­жи­вае­мо­го опы­та соз­на­ния - В. К. ], бу­дут по­яв­лять­ся у нас и да­лее, но уже как спе­ци­аль­ные тер­ми­ны опи­са­ния, вво­ди­мые мной или Де­кар­том" (с. 107. Кур­сив мой - В. К. ). И даль­ше очень ин­те­рес­но: " Сна­ча­ла Де­карт и я поль­зо­ва­лись ими как тер­ми­на­ми на­ив­но­го или дог­ма­ти­че­ско­го язы­ка [то есть опи­сы­ва­лось с по­мо­щью этих тер­ми­нов не­кое со­стоя­ние соз­на­ния как объ­ект­ное со­стоя­ние, за тер­ми­на­ми бы­ла оп­ре­де­лен­ная ре­аль­ность, и язык это со­дер­жа­ние нес в се­бе, а но­си­тель язы­ка ве­рил в не­го - В. К. ], а по­том они по­яв­ля­ют­ся как за­но­во (и спе­ци­аль­но) вво­ди­мые и от­кры­вае­мые [кур­сив мой - В. К. ]. Я об­ра­щаю на это вни­ма­ние, - го­во­рит М. К., - по­то­му что тут скры­ва­ет­ся су­ще­ст­вен­ная осо­бен­ность [кур­сив мой - В. К. ], с од­ной сто­ро­ны, за­ко­нов, по ко­то­рым про­те­ка­ет соз­на­тель­ная жизнь и осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, вме­сте с язы­ком, наш опыт соз­на­ния [то есть опыт соз­на­ния все­гда на­хо­дит вы­ра­же­ние в язы­ке, ко­то­рый по­ня­тен го­во­ря­ще­му и имею­ще­му опыт соз­на­ния - В. К. ], и, с дру­гой сто­ро­ны, осо­бен­ность то­го, как мы мо­жем о ней (жиз­ни) рас­су­ж­дать и ее ос­мыс­ли­вать [то есть знать ее в тер­ми­нах нау­ки - В. К. ]" (Там же). Тер­ми­ны тео­рии соз­на­ния " эмерд­жи­ру­ют", го­во­рит М. К., из струк­тур соз­на­ния " на по­верх­ность на­ше­го по­ни­ма­ния и про­бле­ма­ти­ки" (с. 110). По­это­му важ­но за тер­ми­на­ми " жи­во­го соз­на­ния", ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в тео­рии, ви­деть не зна­че­ние этих слов, ко­то­рые при­да­ют­ся им " жи­вым соз­на­ни­ем", а тот смысл, ко­то­рый име­ет их по­яв­ле­ние в соз­на­нии. Это " двое­ние тер­ми­нов" М. К. ил­лю­ст­ри­ру­ет упот­реб­ле­ни­ем Де­кар­том слов " Бог", " ве­ра".

Ме­то­до­ло­ги­че­скую си­туа­цию " двое­ния тер­ми­нов" край­не важ­но учи­ты­вать в тео­рии куль­ту­ры, где мы по­сто­ян­но встре­ча­ем­ся с тем, что пред­став­ле­ния куль­ту­ры ста­но­вят­ся и ее тео­ре­ти­че­ским опи­са­ни­ем, на­при­мер, лю­бые по­ня­тия цен­но­сти - доб­ро, кра­со­та и т. д., да и са­мо по­ня­тие " цен­ность" и мас­са дру­гих. Раз­ре­ше­ние си­туа­ции " двое­ния тер­ми­нов" тре­бу­ет, как по­ка­зы­ва­ет М. К., кри­ти­че­ско­го вы­яс­не­ния струк­тур соз­на­ния (или струк­тур куль­тур­но­го бы­тия), в жиз­ни ко­то­рых с не­об­хо­ди­мо­стью по­яв­ля­ют­ся дан­ные смыс­лы, пред­став­ле­ния, что­бы за­тем поль­зо­вать­ся эти­ми смыс­ла­ми соз­на­тель­но, но без " на­гляд­но­го пред­став­ле­ния" их, то есть без их бу­к­валь­но­го смыс­ла.

Си­туа­ция " двое­ния тер­ми­нов" по­ка­зы­ва­ет, что фи­ло­со­фия соз­на­ния (или фи­ло­со­фия куль­ту­ры), строя тео­рию соз­на­ния (куль­ту­ры), име­ет де­ло с оп­ре­де­лен­ной он­то­ло­ги­ей соз­на­тель­ной жиз­ни и ее " тек­ста­ми" (с. 113). " Тек­ста­ми соз­на­ния" М. К. на­зы­ва­ет " эпи­фа­нии" ис­ти­ны, то есть яв­лен­ность ис­ти­ны или ре­аль­но­сти " в про­зрач­ном чув­ст­вен­ном те­ле, не­по­сред­ст­вен­но яв­ляю­щем­ся и по­ни­ма­ни­ем" (Там же). Он­то­ло­гия соз­на­тель­ной жиз­ни и ее тек­сты су­ще­ст­ву­ют не­за­ви­си­мо от нас и со­дер­жат в се­бе ка­кие-то от­но­ше­ния со­вер­шен­ст­ва, ко­то­рые тре­бу­ют, за­ме­ча­ет М. К., ме­ди­та­ции, что­бы дать про­явить­ся свой­ст­вам объ­ек­тов соз­на­тель­ной жиз­ни (Там же). Так М. К. вво­дит в струк­ту­ру фи­ло­соф­ской ра­бо­ты ме­ди­та­цию, о ко­то­рой он упо­ми­нал уже не­сколь­ко раз в пред­ше­ст­вую­щих Рас­су­ж­де­ниях и о ко­то­рой на­стой­чи­во го­во­рит в Пя­том. М. К. не об­су­ж­да­ет, что та­кое ме­ди­та­ция и как она стро­ит­ся, упот­реб­ляя этот тер­мин в ус­то­яв­шем­ся в ли­те­ра­ту­ре и куль­ту­ре смыс­ле. Но об осо­бом на­зна­че­нии ме­ди­та­ции в фи­ло­со­фии соз­на­ния го­во­рит. Ее на­зна­че­ние - дать он­то­ло­гии соз­на­ния про­явить­ся в на­шем эм­пи­ри­че­с­ком соз­на­нии и мыш­ле­нии (Там же). Мож­но бы­ло бы ска­зать так - в свое вре­мя Диль­тей по­ка­зал, что по­ни­ма­ние яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том гу­ма­ни­тар­но­го по­зна­ния, и гер­ме­нев­ти­ка ста­но­вит­ся ме­то­до­ло­ги­че­ской ба­зой гу­ма­ни­сти­ки, отк­ры­вая пу­ти мыш­ле­нию к смыс­лам язы­ка (язы­ков), Гус­серль вво­дит про­це­ду­ры эпо­хе и эй­де­ти­че­ской ре­дук­ции, и воз­ни­ка­ет ме­то­до­ло­гия фе­но­ме­но­ло­ги­че­ско­го кон­сти­туи­ро­ва­ния смы­слов соз­на­ния. Ме­ди­та­ция, о ко­то­рой го­во­рит М. К., ве­дет к " по­ни­ма­нию", к " ос­мыс­ле­нию" са­мих струк­тур соз­на­ния, ко­то­рые ра­бо­та­ют в соз­на­нии, да­вая ему воз­мож­ность иметь са­мо по­ни­ма­ние, и ко­то­рые на­хо­дят­ся за " спи­ной" смы­слов соз­на­ния. Их мож­но " вы­та­щить" на свет соз­на­ния, толь­ко дав им про­явить­ся в про­цес­се ме­ди­та­ции. Ду­маю, что вве­де­ние в оби­ход язы­ка ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии по­ня­тия ме­ди­та­ция как не­об­хо­ди­мой про­це­ду­ры фи­ло­соф­ской ра­бо­ты, в ча­ст­но­сти, при тео­ре­ти­че­ском ос­мыс­ле­нии соз­на­ния или куль­ту­ры, очень важ­ный шаг, сде­лан­ный М. К. Ко­неч­но, ме­ди­та­ция толь­ко от­кры­ва­ет путь для соб­ст­вен­но фи­ло­соф­ской ра­бо­ты в по­ня­ти­ях, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся по­сле то­го, как в соз­на­нии " ска­за­лась" его струк­ту­ра, на­вя­зы­вая нам те или иные тер­ми­ны, но важ­но от­реф­лек­ти­ро­вать ее зна­че­ние.

Рас­су­ж­де­ние о ме­ди­та­ции и ее ро­ли в по­строе­нии фи­ло­со­фии соз­на­ния и ока­зы­ва­ет­ся в струк­ту­ре дви­же­ния мыс­ли М. К. той ком­по­зи­ци­он­ной точ­кой, ко­то­рая по­зво­ля­ет пе­ре­клю­чить вни­ма­ние с об­су­ж­де­ния про­блем соз­на­ния как эк­зи­стен­ци­аль­но­го фак­та на об­су­ж­де­ние про­блем транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния. М. К. счи­та­ет, что Де­карт при­хо­дит к сво­ему по­ни­ма­нию соз­на­ния имен­но бла­го­да­ря ме­ди­та­ции. " Для ме­ня не­со­мнен­но, - го­во­рит М. К., - что этот ход [ход мыс­ли, при­вед­ший Де­кар­та к идее суб­стан­ци­аль­но­сти соз­на­ния - В. К. ] - про­дукт очень глу­бо­кой ме­ди­та­ции в на­стоя­щем пси­хо­тех­ни­че­ском смыс­ле это­го сло­ва" (с. 115). Сре­ди та­ких свойств соз­на­ния, как не­об­хо­ди­мость со­сре­до­то­че­ния, что­бы со­сто­ял­ся акт мыс­ли, не­об­хо­ди­мость пом­нить и " дер­жать" мысль, что­бы она бы­ла со­бы­ти­ем бы­тия, " есть од­но фун­да­мен­таль­ное, - для Де­кар­та, как счи­та­ет М. К., - а имен­но,... что соз­на­тель­ная жизнь без­ос­нов­на, т. е. не име­ет ос­но­ва­ний в при­род­ных ме­ха­низ­мах" (с. 108. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). С вы­де­ле­ния, осоз­на­ния и за­кре­п­ле­ния это­го фак­та на­чи­на­ет­ся, спра­вед­ли­во ут­вер­жда­ет М. К., и фи­ло­со­фия Но­во­го вре­ме­ни (фи­ло­со­фия па­ра­диг­мы cogito), и со­вре­мен­ная нау­ка. Де­карт, за­ме­ча­ет М. К., хо­ро­шо по­ни­мал зна­че­ние это­го фак­та.

Де­карт " ана­ли­зи­ру­ет соз­на­ние в аб­со­лют­ной уве­рен­но­сти, что у не­го нет ни­ка­ко­го фи­зи­че­ско­го но­си­те­ля или ме­ха­низ­ма" (с. 116), он " сво­им ша­гом ко­ги­то сни­ма­ет вся­кую слу­чай­ность имен­но че­ло­ве­че­ской ог­ра­ни­чен­но­сти и ее влия­ния на соз­на­ние,... по­то­му что лю­бое пси­хи­че­ское уст­рой­ст­во слу­чай­но и спе­ци­фич­но" (с. 117. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ), а " мы долж­ны стре­мить­ся к об­ре­те­нию та­кой поч­вы в фи­зи­ке и в на­шем мыш­ле­нии о ми­ре во­об­ще, ко­то­рая не за­ви­се­ла бы от пред­по­ло­же­ния от­но­си­тель­но со­стоя­ний на­ше­го пси­хи­че­ско­го уст­рой­ст­ва и их при­вле­че­ния в фор­му­ли­ров­ку фи­зи­че­ских за­ко­нов" (Там же). " Ду­ша мыс­лит без те­ла", - ут­вер­жда­ет Де­карт. И это ут­вер­жде­ние ста­но­вит­ся вы­ра­же­ни­ем транс­цен­ден­таль­но­го по­ни­ма­ния соз­на­ния. Хре­сто­ма­тий­но из­вест­но­му пред­став­ле­нию о том, что Де­карт вво­дит в он­то­ло­гию дуа­лизм двух суб­стан­ций, М. К. про­ти­во­пос­тав­ля­ет свою ин­тер­пре­та­цию кар­те­зи­ан­ско­му раз­де­ле­нию мыс­ли и те­ла, ко­то­рая по­ка­зы­ва­ет, что это раз­де­ле­ние име­ет ме­то­до­ло­ги­че­ский ха­рак­тер, оп­ре­де­ля­ет ме­тод мыс­ли Де­кар­та, а не его уче­ние о бытии. Изящ­ность, с ка­кой вы­страи­ва­ет Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич свою ин­тер­пре­та­цию, бле­стя­ще ил­лю­ст­ри­ру­ет его те­зис - чте­ние фи­ло­соф­ских тек­стов долж­но быть та­ким, что­бы по­ло­же­ния этих тек­стов мог­ли быть при­ня­ты и вос­про­из­ве­де­ны как на­ши соб­ст­вен­ные мыс­ли.

 

По­ня­тие “транс­цен­ден­таль­ное” ста­но­вит­ся цен­траль­ным по­ня­ти­ем но­вой фи­ло­со­фии, осо­бен­но со вре­ме­ни Кан­та. Оно ха­рак­те­ри­зу­ет осо­бен­ность но­вой фи­ло­со­фии, ко­то­рая на­чи­на­ется с Де­кар­та. По­это­му, ес­те­ст­вен­но, что М. К. уде­ля­ет ха­рак­те­ри­сти­ке это­го по­ня­тия та­кое боль­шое вни­ма­ние в Шес­том и Седь­мом раз­мыш­ле­ни­ях, хо­тя сам Де­карт этим тер­ми­ном поч­ти не поль­зу­ет­ся.

Итак, что же та­кое транс­цен­ден­таль­ное, как его на­чи­на­ет трак­то­вать Де­карт.

Во-пер­вых, транс­цен­ден­таль­ное - “это иде­аль­но пер­вич­ный ис­точ­ник или на­ча­ло по от­но­ше­нию и к ми­ру, и к че­ло­ве­ку (субъ­ек­ту)” (с. 122). В этом по­ни­ма­нии транс­цен­ден­таль­но­го мы ви­дим, с одной стороны, про­дол­же­ние тра­ди­ции сред­не­ве­ко­вой схо­ла­сти­ки в по­ни­ма­нии транс­цен­ден­таль­но­го, ко­то­рую Де­карт, ко­неч­но же, хо­ро­шо знал, и уже от­ход от этой тра­ди­ции, с другой. Транс­цен­ден­таль­ны­ми в схо­ла­сти­ке на­зы­ва­ли наи­бо­лее об­щие по­ня­тия, та­кие, как бы­тие, един­ст­во, доб­ро, ис­ти­на, кра­со­та и т. п. Это бы­ли по­ня­тия, обо­зна­чаю­щие ме­та­фи­зи­че­ские на­ча­ла и ми­ра, и че­ло­ве­ка. Здесь транс­цен­ден­таль­ное то­ж­де­ст­вен­но транс­цен­дент­но­му, ибо эти об­щие по­ня­тия вы­ра­жа­ли са­ми ха­рак­те­ри­сти­ки бы­тия как бы­тия, ко­то­рые транс­цен­дент­ны, за­пре­дель­ны по от­но­ше­нию к ка­ж­до­му кон­крет­но­му бы­тию. Толь­ко по­сле, у Кан­та, транс­цен­дент­ное и транс­цен­ден­таль­ное бу­дут пол­но­стью про­ти­во­пос­тав­ле­ны, хо­тя и у не­го это про­ти­во­пос­тав­ле­ние не все­гда про­во­дит­ся по­сле­до­ва­тель­но, и, как за­ме­ча­ет Вин­дель­банд, “он, по ста­рой при­выч­ке, упот­реб­ля­ет “транс­цен­ден­таль­ный” там, где он ра­зу­ме­ет “транс­цен­дент­ный” (см.: Вин­дель­банд В. Ис­то­рия фи­ло­со­фии но­во­го вре­ме­ни в ее свя­зи с об­щей куль­ту­рой и от­дель­ны­ми нау­ка­ми. СПб., 1905. С. 41). Но это раз­де­ле­ние на­чи­на­ет­ся уже у Де­кар­та, ко­то­рый с транс­цен­ден­таль­ным, со­глас­но Ма­мар­да­шви­ли, на­чи­на­ет свя­зы­вать “фе­но­мен осоз­на­ва­ния”, “ко­то­рое эм­пи­ри­че­ски [об­ра­тим вни­ма­ние - эм­пи­ри­че­ски, в то вре­мя как транс­цен­ден­таль­ное схо­ла­сти­ки не име­ло ни­че­го об­ще­го с эп­ми­ри­че­ским - В. К. ] слу­чив­шись в ми­ре, яв­ля­ет­ся не­со­мнен­но дос­то­вер­ным и ко­неч­ным фак­том, не тре­бую­щим даль­ней­ше­го ана­ли­за” (с. 122. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). Этот фе­но­мен осоз­на­ва­ния (“Я мыс-­лю, что я ви­жу”, на­при­мер) ста­но­вит­ся у Де­кар­та ис­ход­ным пунк­том фи­ло­соф­ско­го ана­ли­за. По­ня­тие транс­цен­ден­таль­но­го кон­сти­туи­ру­ет­ся в фи­ло­со­фии Де­кар­та в ре­зуль­та­те свое­об­раз­но­го скач­ка, пе­ре­но­са транс­цен­дент­но­го (то­го, без че­го, как счи­та­ла сред­не­ве­ко­вая фи­ло­со­фия, не­воз­мож­но ни­ка­кое по­ни­ма­ние ми­ра) в ко­неч­ный мир, мир на­ше­го осоз­на­ва­ния. Транс­цен­ден­таль­ное как осо­бое со­стоя­ние соз­на­ния ста­но­вит­ся у Де­кар­та тем, без че­го не­воз­мож­но ни­ка­кое по­зна­ние ми­ра.

Во-вто­рых, транс­цен­ден­таль­ное у Де­кар­та - ego cogito - ста­но­вит­ся не­об­хо­ди­мой фор­мой вся­кой ак­ту­аль­но­сти (с. 128), не дей­ст­ви­тель­но­сти, не ми­ра, как это бы­ло у схо­ла­сти­ки, а имен­но ак­ту­аль­но­сти ми­ра, т. е. то­го, как он дан в cogito и для cogito. Транс­цен­ден­таль­ное в этом слу­чае вы­сту­па­ет как воз­мож­ность струк­ту­ры осоз­на­ва­ния.

С чем свя­за­но ро­ж­де­ние в фи­ло­со­фии та­ко­го по­ни­ма­ния транс­цен­ден­таль­но­го? М. К. вы­де­ля­ет два мо­мен­та.

Во-первых, Де­карт, как из­вест­но, ищет аб­со­лют­ное ос­но­ва­ние зна­ния, и та­ким ос­но­ва­ни­ем для не­го мо­жет быть толь­ко то, что не вы­хо­дит за пре­де­лы са­мо­го зна­ния, за пре­де­лы осоз­на­ва­ния то­го, что это и есть ос­но­ва­ние зна­ния. Де­карт на­хо­дит та­кое ос­но­ва­ние в са­мой струк­ту­ре соз­на­ния, ко­то­рая так ор­га­ни­зо­ва­на, что обес­пе­чи­ва­ет “по­яв­ле­ние со­бы­тия в ми­ре од­но­вре­мен­но... с ак­том осоз­на­ва­ния и ис­чер­пы­ва­ет­ся этим ак­том” (с. 122). У Де­кар­та это реа­ли­зу­ет­ся бла­го­да­ря вро­ж­ден­ным иде­ям и со­гла­со­ва­нию про­тя­жен­ной и мыс­ля­щей суб­стан­ции, а у Кан­та - бла­го­да­ря транс­цен­ден­таль­но­му син­те­зу.

Во-вторых, не­об­хо­ди­мо не толь­ко обос­но­вать зна­ние, но и обос­но­вать воз­мож­ность осоз­на­ва­ния зна­ния как ис­тин­но­го знания не толь­ко здесь и сей­час, но од­но­вре­мен­но и в лю­бой дру­гой точ­ке, ку­да бы я от этой точ­ки ни при­шел. Долж­на быть дос­то­вер­ность соз­на­ния и зна­ния не толь­ко для ме­ня, но и для вся­ко­го дру­го­го, по­это­му cogito долж­но оз­на­чать не­кое Я-уни­вер­саль­ное, а не мое Я. Этим Я и ста­но­вит­ся Я-транс­цен­ден­таль­ное, хо­тя сам Де­карт еще и не упот­реб­ля­ет это­т тер­ми­н.

Ка­кие ха­рак­те­ри­сти­ки мож­но вы­де­лить у транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния как но­си­те­ля все­об­ще­го и дос­то­вер­но­го зна­ния?

Пер­вая и ос­нов­ная ха­рак­те­ри­сти­ка - бес­субъ­ект­ность транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния. Транс­цен­ден­таль­ное - это “пол­ное аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние от че­ло­ве­ка как не­кое­го осо­бо­го, ча­ст­но­го и слу­чай­но­го в этом смыс­ле” (с. 123. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). И это аб­ст­ра­ги­ро­ва­ние про­ис­хо­дит по­то­му, что “ана­лиз фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния по­ка­зы­ва­ет, что те ак­ты мыс­ли или осоз­на­ва­ния, ко­то­рые внут­ри фе­но­ме­на осоз­на­ва­ния осу­ще­ст­в­ля­ют­ся, не тре­бу­ют для сво­его слу­ча­ния и по­ни­ма­ния ни­ка­ких до­пу­ще­ний от­но­си­тель­но ор­га­нов чувств че­ло­ве­ка. Не тре­бу­ют ни­ка­ких до­пу­ще­ний о ка­ких-ли­бо спе­ци­аль­ных ка­че­ст­вах и спо­соб­но­стях ка­ко­го-ли­бо мыс­ля­ще­го и на­блю­даю­ще­го су­ще­ст­ва. Это не­ве­ро­ят­ная аб­ст­рак­ция, но она реа­ли­зу­ет­ся”, - за­ме­ча­ет М. К. (Там же. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ).

Об­ра­тим вни­ма­ние, что по­доб­ная аб­ст­рак­ция от субъ­ек­та час­то ста­но­ви­лась в ис­то­рии мыс­ли ос­но­ва­ни­ем на­уч­но­сти зна­ния о фе­но­ме­нах че­ло­ве­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти - так воз­ник­ли со­цио­ло­гия Кон­та, ис­то­ри­че­ский ма­те­риа­лизм Мар­кса, та­ко­ва бы­ла по­пыт­ка по­ст­рое­ния ак­сио­ло­гии у нео­кан­ти­ан­цев, Г. П. Щед­ро­виц­кий стре­мил­ся по­стро­ить бес­субъ­ект­ную тео­рию дея­тель­но­сти, на­вер­ное, да­же пси­хо­ана­лиз Фрей­да, а по­том его мо­ди­фи­ка­ции у Юн­га и Фром­ма, по­па­дают под этот ме­то­до­ло­ги­че­ский ход.

На­ря­ду с этой глав­ной чер­той транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния - бес­субъ­ект­ностью его, мож­но вы­де­лить ряд дру­гих черт, ко­то­рые, по су­ти, про­из­вод­ны от пер­вой.

Транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние вне­вре­мен­но, ахро­но­ло­гич­но. “Транс­цен­ден­таль­ное есть вер­ти­каль по от­но­ше­нию к при­чин­ной ли­нии по­сле­до­ва­тель­но­сти и сме­ны, и мы, - го­во­рит М. К., - “вы­ско­чи­ли” ту­да, в ди­на­ми­че­ски рас­тя­ну­тую об­ласть ка­ко­го-то ви­да “од­но­вре­мен­но­сти”” (с. 131). Транс­цен­ден­таль­ное вы­сту­па­ет, я бы ска­зал, ос­но­ва­ни­ем дей­ст­вия на­шей пси­хи­ки a recentiori. В си­лу фе­но­ме­но­род­но­сти транс­цен­ден­таль­но­го мы мо­жем пред­ста­вить его толь­ко в об­ра­зе на­ше­го “Я” пси­хо­ло­ги­че­ско­го (Там же). На­ше пси­хо­ло­ги­че­ское “Я” вре­мен­но, бо­лее то­го, оно есть са­ма дли­тель­ность, ес­ли сле­до­вать Берг­со­ну. Но что­бы оно мог­ло мыс­лить, не­об­хо­ди­мо “со­прячь” ра­бо­ту пси­хи­ки с жиз­нью соз­на­ния. Это “со­пря­же­ние” свя­за­но с “ос­та­нов­кой” ра­бо­ты пси­хи­ки, с дер­жа­ни­ем ее в по­сто­ян­ном вни­ма­нии в на­стоя­щем, по­это­му мыш­ле­ние все­гда яв­ля­ет­ся мыш­ле­ни­ем из на­стоя­ще­го - a recentiori.

Транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние или фе­но­мен осоз­на­ва­ния соз­на­ния все­гда да­но са­мо­му се­бе, транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние прин­ци­пи­аль­но реф­лек­сив­но. В транс­цен­ден­таль­ном соз­на­нии сов­па­да­ет со­бы­тие и факт ко­нцеп­ту­аль­но­го осоз­на­ния это­го со­бы­тия, по­это­му оно да­но са­мо­му се­бе. Это зна­чит, что у транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния нет объ­ек­та, нет ре­фе­рен­та в ми­ре. И это де­ла­ет его той ко­неч­ной ре­аль­но­стью, ко­то­рую все­гда ис­ка­ла фи­ло­со­фия (см. C. 135-136).

Транс­цен­ден­таль­ная ре­дук­ция от­кры­ва­ет воз­мож­ность двух он­то­ло­гий - он­то­ло­гии соз­на­ния и он­то­ло­гии ми­ра.

Он­то­ло­гия соз­на­ния по­яв­ля­ет­ся как жизнь соз­на­ния или “жизнь пред­ме­тов осо­бо­го ро­да - тех, в ко­то­рых фе­но­мен мыш­ле­ния все вре­мя мыс­лит (в от­ли­чие от нас, ко­то­рые не все­гда мыс­лят), в ко­то­рых все­гда вы­дер­жи­ва­ет­ся вни­ма­ние и т. д. ” (с. 131. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). Жизнь соз­на­ния как по­сто­ян­но­го мыш­ле­ния, или по­сто­ян­ная спо­соб­ность мыш­ле­ния про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся в транс­цен­ден­таль­ной фи­ло­со­фии пси­хи­ке че­ло­ве­ка, ко­то­рая не об­ла­да­ет эти­ми свой­ст­ва­ми - не все­гда мыс­лит, мо­жет быть во­об­ще ли­ше­на этой спо­соб­но­сти, в ней про­ис­хо­дят веч­ные из­ме­не­ния, нет по­сто­ян­ст­ва. По­это­му она не мо­жет быть бы­ти­ем мыс­ли, ибо бы­тие, как это из­вест­но с древ­но­сти, не мо­жет быть унич­то­же­но. И Де­карт, а по­том и вся транс­цен­ден­таль­ная фи­ло­со­фия в от­но­ше­нии к соз­на­нию про­де­лы­ва­ет ту же про­це­ду­ру, ка­кую ан­тич­ная мысль про­де­ла­ла по от­но­ше­нии к фю­зис - раз­де­ли­ла мир из­мен­чи­вых со­стоя­ний и мир под­лин­но­го бы­тия, в дан­ном слу­чае - мир из­мен­чи­вой пси­хи­ки и мир под­ли­нно­го, транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния. Соз­на­ние, мысль, ко­ги­то для Де­кар­та, по­ка­зы­ва­ет М. К., не яв­ля­ет­ся аб­ст­рак­ци­ей от кон­крет­ных мыс­лей или соз­на­ний, оно вы­сту­па­ет как " не­ко­то­рое пар­ти­ку­ляр­ное или еди­нич­ное ес­те­ст­во (une nature particuliеre), при­ни­маю­щее их в се­бя, т. е. в се­бе со­дер­жа­щее сво­им рас­по­ло­же­ни­ем" (Де­карт) (с. 137. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). Я-мыс­ля­щее - это не обоб­ще­ние мыс­лей или раз­ных Я, оно при­сут­ст­ву­ет вез­де как “про­стое и кон­ти­ну­аль­ное” ес­те­ст­во. Кант по­том бу­дет го­во­рить в этом слу­чае о транс­цен­ден­таль­ном един­ст­ве ап­пер­цеп­ции. И в этом сво­ем су­ще­ст­во­ва­нии оно по­доб­но Бо­гу, вы­сту­па­ет ис­ход­ным пунк­том фи­ло­соф­ско­го ана­ли­за. А кон­крет­ное пси­хи­че­ское Я в этом смыс­ле бу­дет толь­ко мо­де­лью или на­гляд­ной обо­лоч­кой ви­ди­мо­го на­ми транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния (с. 134).

Бла­го­да­ря ста­нов­ле­нию в фи­ло­со­фии имен­но та­кой кон­цеп­ции соз­на­ния воз­ник­ла воз­мож­ность знать фи­зи­че­скую ре­аль­ность в ее объ­ек­тив­но­сти. По­яв­ля­ет­ся он­то­ло­гия как та­кое пред­став­ле­ние о ми­ре, ко­то­рое не вклю­ча­ет че­ло­ве­ка и ни­ка­кие цен­но­ст­ные свой­ст­ва в ха­рак­те­ри­сти­ки ми­ра. “Транс­цен­ден­таль­ный ап­па­рат, по­зво­ляю­щий нам го­во­рить о ми­ре, объ­ек­ти­ви­ро­вать в нем со­дер­жа­ние на­ших вы­ска­зы­ва­ний, пред­по­ла­га­ет “ни­что”-че­ло­ве­ка, т. е. фак­ти­че­ски пус­то­ту в бу­к­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва”, - го­во­рит М. К. (с. 143). Че­ло­век оп­ре­де­ля­ет бы­тие, но оп­ре­де­ля­ет его так, что его, оп­ре­де­ляю­ще­го, нет в этом оп­ре­де­ле­нии - так ра­бо­та­ет транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние. Без транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния, по­ка­зы­ва­ет Ма­мар­да­шви­ли, не мо­жет быть фи­зи­че­ско­го опи­са­ния ми­ра и не мог­ло бы быть со­вре­мен­ной нау­ки. По­ня­тие “транс­цен­ден­таль­ное”  это по­ня­тие не фи­зи­че­ско­го ми­ра, не ка­ко­го-ни­будь фи­зи­че­ско­го яв­ле­ния, а по­ня­тие соз­на­ния, “и в то же вре­мя оно сто­ит... в ря­ду не­за­ви­си­мых и пер­вич­ных по­ня­тий при опи­са­нии фи­зи­че­ских яв­ле­ний. Не вве­дя его, мы во­об­ще не мог­ли бы иметь ни­ка­ких объ­ек­тив­ных су­ж­де­ний о ми­ре, не го­во­ря уже о соз­на­нии” (с. 145). По­ня­тие объ­ек­тив­но­сти не мо­жет быть вве­де­но че­рез фик­са­цию от­но­ше­ния на­ше­го зна­ния к “объ­ек­тив­но­му” пред­ме­ту вне нас, ибо то­гда по­на­до­бил­ся бы “тре­тий глаз”, ко­то­рый мо­жет срав­нить на­ши пред­став­ле­ния и пред­мет вне нас. Но без объ­ек­тив­но­сти нет нау­ки. И объ­ек­тив­ность по­яв­ля­ет­ся че­рез по­ня­тие транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния, че­рез пред­по­ло­же­ние, ко­то­рое де­ла­ет Де­карт, что струк­ту­ра по­ля на­блю­де­ния та­ко­ва, “что на­блю­де­ние пред­ме­та в од­ной точ­ке рав­но­силь­но, по со­дер­жа­нию, на­блю­де­нию в дру­гой точ­ке, и по­это­му воз­мож­но со­об­ще­ние зна­ния” (с. 145). Бо­лее под­роб­но об ос­но­ва­ни­ях на­уч­ной он­то­ло­гии мы по­го­во­рим в свя­зи с Вось­мым раз­мыш­ле­ни­ем, где М. К. к это­му спе­ци­аль­но воз­вра­ща­ет­ся сно­ва.

Та­ким об­ра­зом, вве­де­ние транс­цен­ден­таль­но­го Я и свя­зан­ное с этим раз­ли­че­ние ве­щи мыс­ля­щей и ве­щи про­тя­жен­ной для Де­кар­та, как по­ка­зы­ва­ет М. К., важ­но не как оп­ре­де­лен­ное он­то­ло­ги­че­ское раз­ли­че­ние, а не­об­хо­ди­мо как вве­де­ние оп­ре­де­лен­но­го ме­то­да мыш­ле­ния - мыш­ле­ния на­уч­но­го, объ­ек­тив­но­го, ос­тав­ляю­ще­го опи­сы­вае­мый фи­зи­че­ский мир, мир про­тя­жен­ный, аб­со­лют­но не­за­ви­си­мый от соз­на­ния, от че­ло­ве­ка, ме­то­да, пре­вра­щаю­ще­го че­ло­ве­ка в “ни­что” в этом фи­зи­че­ском опи­са­нии. М. К. да­же го­во­рит, что фи­зи­че­ский мир, поя­вив­ший­ся в нау­ке по­сле Де­кар­та  это мир кол­лап­си­ро­вав­ше­го че­ло­ве­ка - нет че­ло­ве­ка в этом ми­ре. По­это­му та­кой тип нау­ки и при­вел, в кон­це кон­цов, к воз­ник­но­ве­нию ци­ви­ли­за­ции, вы­зы­ваю­щей кол­лап­си­ро­ва­ние че­ло­ве­ка - унич­то­же­ние его в атом­ных взры­вах, в га­зо­вых ка­ме­рах, в хо­ло­де тун­д­ры лагерей Гулага, в от­хо­дах про­мыш­лен­но­сти и т. п. Не слу­чай­но Гус­серль, один из са­мых по­сле­до­ва­тель­ных про­дол­жа­те­лей кар­те­зи­ан­ской ли­нии в фи­ло­со­фии, пи­сал в кон­це сво­ей жиз­ни, что нау­ка, по­ня­тая лишь как эм­пи­ри­че­ская нау­ка, ко­то­рая фор­ми­ру­ет су­гу­бо эм­пи­ри­че­ски-ори­ен­ти­ро­ван­ных лю­дей, все боль­ше вы­зы­ва­ет на­ре­ка­ния, осо­бен­но по­сле окон­ча­ния ми­ро­вой (пер­вой! ) вой­ны. Ибо нау­ка “ни­че­го не мо­жет ска­зать нам о на­ших жиз­нен­ных ну­ж­дах. Она в прин­ци­пе ис­клю­ча­ет во­про­сы, наи­бо­лее жи­во­тре­пе­щу­щие для че­ло­ве­ка, бро­шен­но­го на про­из­вол судь­бы в на­ше зло­сча­ст­ное вре­мя судь­бо­нос­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, а имен­но во­про­сы о смыс­ле или бес­смыс­лен­но­сти все­го че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния” (Гус­серль Э. Кри­зис ев­ро­пей­ских на­ук и транс­цен­ден­таль­ная фе­но­ме­но­ло­гия // Во­про­сы фи­ло­со­фии. 1992. N 7. С. 138. Пе­ре­вод А. П. Огур­цо­ва).

Сам Де­карт, оче­вид­но, по­ни­мал воз­мож­ные по­след­ст­вия вво­ди­мо­го им прин­ци­па мыш­ле­ния, по­это­му рас­кры­вая суть сво­его уче­ния о мыш­ле­нии в пись­мах к прин­цес­се Эли­завете (1643-1645 гг. ), он пре­ду­пре­ж­да­ет прин­цес­су, “что раз­мыш­ле­ния­ми, ко­то­рые тре­бу­ют чис­то­го ума, т. е. ко­гда на­ми дви­жет чис­тое ра­зу­ме­ние, а не чув­ст­ва или во­об­ра­же­ние, мож­но за­ни­мать­ся толь­ко из­ред­ка” (с. 121). Что это зна­чит? По-мо­ему, это оз­на­ча­ет, что аб­ст­ракт­ное мыш­ле­ние, т. е. мыш­ле­ние аб­ст­ра­ги­рую­щее­ся от че­ло­ве­ка и от кон­крет­но­сти ве­щи, не мо­жет быть ос­но­ва­ни­ем жиз­ни. А по­сле Про­све­ще­ния оно ста­но­вит­ся та­ким все­об­щим ос­но­ва­ни­ем. Нау­ка при­ме­ня­ет­ся вез­де и все­гда. Чем боль­ше ма­те­ма­ти­ки, тем боль­ше нау­ки, чем боль­ше нау­ки, тем боль­ше по­ряд­ка, благ и проч. А это-то и при­во­дит к то­му, что воз­ни­ка­ет аб­ст­ракт­ная жизнь, без­лич­ная жизнь, жизнь в Man, по вы­ра­же­нию Хай­дег­гера, жизнь от­чу­ж­ден­ная, за­быв­шая чув­ст­ва и во­об­ра­же­ние.

Итак, по­ня­тие транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния стро­ит­ся у Де­кар­та при от­вле­че­нии от че­ло­ве­ка, что ста­ло воз­мож­ным, по­то­му что фе­но­мен осоз­на­ва­ния и те ак­ты мыс­ли или соз­на­ния, ко­то­рые внут­ри не­го со­вер­ша­ют­ся, не тре­бу­ют для сво­его слу­ча­ния ни­ка­ких до­пу­ще­ний наличия ор­га­нов чувств и т. п. Осоз­на­ва­ние ис­тин­ной мыс­ли про­ис­хо­дит без от­сыл­ки к кон­крет­но­сти че­ло­ве­ка. А есть ли что-ни­будь в фе­но­ме­не осоз­на­ва­ния, ана­лиз че­го не по­зво­лил бы аб­ст­ра­ги­ро­вать­ся от че­ло­ве­ка? Есть ли что-ли­бо в фе­но­ме­не соз­на­ния, что не мо­жет вме­стить­ся в по­ня­тие транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния?

Ду­маю, что есть. Это та­кие фак­ты осоз­на­ва­ния, как ут­вер­жде­ние-от­ри­ца­ние, со­гла­сие-не­со­гла­сие. Ут­вер­жде­ние (со­гла­сие) все­гда пред­по­ла­га­ет, что это де­лаю Я не как Я-все­об­щее, а как Я-кон­крет­ное, ибо Я мо­гу вы­дви­нуть свои (а не толь­ко все­об­щие) ар­гу­мен­ты, в кон­це кон­цов, мо­гу зая­вить, что на том стою и не мо­гу ина­че, и ни­ка­кие ар­гу­мен­ты от Я-все­об­ще­го ме­ня не со­бьют. Нау­ка (транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние) не от­ве­ча­ет за ис­ти­ны, так как они объ­ек­тив­ны. По­это­му Га­ли­лей мог от­ка­зать­ся от сво­его ут­вер­жде­ния, за­ме­чая в сто­ро­ну, что все рав­но ведь она вер­тит­ся, бу­ду я это ут­вер­ждать или нет. А Джор­да­но Бру­но не мог от­ка­зать­ся от сво­его ут­вер­жде­ния, по­то­му что он не зна­ет транс­цен­ден­таль­но­го соз­на­ния, а ут­вер­жда­ет транс­цен­дент­ное, ко­то­рое тре­бу­ет сви­де­тель­ст­ва (см. об этом, на­при­мер, у Яс­пер­са в " Фи­ло­соф­ской ве­ре" // Яс­перс К. Смысл и на­зна­че­ние ис­то­рии. М., 1991. С. 421-422).

Об­ра­ще­ние к ос­но­ва­ни­ям “ут­вер­жде­ния-от­ри­ца­ния” есть об­ра­ще­ние к ос­но­ва­ниям Я-ин­ди­ви­ду­аль­но­го, а не Я-транс­цен­ден­таль­но­го. Глав­ное от­ли­чие, на мой взгляд, ме­ж­ду ни­ми со­сто­ит в том, что Я-транс­цен­ден­таль­ное стро­ит­ся на то­ж­де­ст­ве всех Я-кон­крет­ных в Я-транс­цен­ден­таль­ном и всех пред­ме­тов в ак­те осоз­на­ва­ния, а Я-ин­ди­ви­ду­аль­ное стро­ит­ся на раз­ли­чии всех Я и всех пред­ме­тов в ак­те их осоз­на­ва­ния: пред­мет ка­ж­дый раз дру­гой, и эта дру­гость важ­на для Я-ин­ди­ви­ду­аль­но­го. По­это­му осоз­на­ва­ние, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся Я-ин­ди­ви­ду­аль­ным, тре­бу­ет раз­ра­бот­ки ап­па­ра­та раз­ли­чия. Я ду­маю, что та ме­то­до­ло­гия атранс­цен­ден­таль­ной фе­но­ме­но­ло­гии, фе­но­ме­но­ло­гии Я-ин­ди­ви­ду­аль­но­го, ко­то­рую раз­ра­ба­ты­ва­ет Ма­мар­да­шви­ли, на­прав­ле­на имен­но на это. Транс­цен­ден­таль­ное пра­ви­ло да­ет " воз­мож­ность пе­ре­но­са зна­ния из од­ной точ­ки про­стран­ст­ва на­блю­де­ния в дру­гую" (с. 123), дру­гой на­блю­да­тель бу­дет мыс­лить так же, как я. Ко­гда же речь идет о Я-ин­ди­ви­ду­аль­ном и о ро­ж­де­нии этим Я мыс­ли, то си­туа­ция дру­гая: ка­ж­дое Я-ин­ди­ви­ду­аль­ное ро­ж­да­ет мысль, по­па­дая в точ­ку ин­тен­сив­но­сти, но, хо­тя на­бор этих то­чек в куль­ту­ре, как счи­та­ет М. К., и ог­ра­ни­чен, для ка­ж­до­го Я-ин­ди­ви­ду­аль­но­го она бу­дет своя. Я мыс­лю, ко­гда ока­зы­ва­юсь " пе­ред Бо­гом", а дру­гой в этой же си­туа­ции не обя­за­тель­но при­хо­дит в " со­стоя­ние мыс­ли", для его мыс­ли зна­чи­ма мо­жет быть дру­гая точ­ка. Ин­ди­ви­ду­аль­ность не пе­ре­хо­дит от од­но­го Я к дру­го­му. Но Я-ин­ди­ви­ду­аль­ное, как и Я-транс­цен­ден­таль­ное, не сов­па­да­ет с Я-пси­хи­че­ским, оно столь же фе­но­ме­наль­но и сим­во­лич­но, как Я-транс­цен­ден­таль­ное. По­лем его бы­тия бу­дет не транс­цен­ден­таль­ное соз­на­ние, а соз­на­ние куль­тур­ное, или цен­но­ст­ное соз­на­ние, ко­то­рое име­ет свои соб­ст­вен­ные " тек­сты" и, ду­маю, свой соб­ст­вен­ный ап­па­рат ра­цио­наль­но­сти.

 

Об­су­ж­де­ние про­бле­мы транс­цен­ден­таль­но­го при­во­дит М. К. к про­бле­ме ра­цио­наль­но­го, ко­то­рую он рас­смат­ри­ва­ет в Седь­мом раз­мыш­ле­нии. Транс­цен­ден­таль­ное и ра­цио­наль­ное не­раз­рыв­но свя­за­ны. “Транс­це­нден­таль­ное соз­на­ние - это соз­на­ние субъ­ек­та, ко­то­рый мо­жет быть на­ми ре­кон­ст­руи­ро­ван в ка­че­ст­ве ко­неч­но­го и окон­ча­тель­но­го ис­точ­ни­ка всех тех зна­ний, ко­то­ры­ми он об­ла­да­ет. То есть те­зис де­кар­тов­ско­го ра­цио­на­лиз­ма (или, что то же са­мое, транс­цен­ден­та­лиз­ма), - го­во­рит М. К., - сво­дит­ся к то­му, что зна­ни­ем счи­та­ет­ся толь­ко то зна­ние, ко­то­рое по­ро­ж­да­ет­ся субъ­ек­том” (с. 158). В транс­цен­ден­таль­ном соз­на­нии нет ни­че­го, что по­ро­ж­да­лось бы иным це­лым, вме­ша­тель­ст­вом че­го-то от­лич­но­го от соз­на­ния - " зло­го ду­ха" у Де­кар­та, или " ве­щи в се­бе" у Кан­та.

В хо­де об­су­ж­де­ния сущ­но­сти ра­цио­наль­но­сти Ме­раб Кон­стан­ти­но­вич, идя от эти­мо­ло­гии сло­ва ratio (счет, от­но­ше­ние, со­от­но­ше­ние, про­пор­ция), от­кры­ва­ет его тай­ные сто­ро­ны. Он по­ка­зы­ва­ет, что " ра­цио­наль­ная струк­ту­ра или ра­цио­наль­ная мысль, со­глас­но Де­кар­ту, это сред­нее ме­ж­ду тем, что не под­да­ет­ся ни­ка­ко­му на­гляд­но­му вы­ра­же­нию или не­вы­ра­зи­мо во­об­ще (без­объ­ект­ная мысль), и тем, что под­да­ет­ся вы­ра­же­нию и на­гляд­ной реа­ли­за­ции" (с. 156-157. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). М. К. по­сто­ян­но воз­вра­ща­ет­ся к идее о том, что мысль тре­бу­ет от че­ло­ве­ка уси­лия, не­об­хо­ди­мо дер­жать мысль, что “зна­чит по­сто­ян­но, сно­ва и сно­ва воз­ро­ж­дать ее” (с. 155). И это воз­ро­ж­де­ние мыс­ли осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не со­дер­жа­ни­ем мыс­ли, не пред­мет­ным соз­на­ни­ем, а соз­на­ни­ем без­объ­ект­ным. Без­объ­ект­ное соз­на­ние - это сам ход мыс­ли, ко­то­рый не име­ет пред­ме­та, по­это­му его и нуж­но все вре­мя дер­жать. Без­объ­ект­ное соз­на­ние есть ус­ло­вие то­го, что мы мо­жем по­ни­мать то, о чем мы ут­вер­жда­ем в на­шем пред­мет­ном соз­на­нии, го­во­рит М. К. (см. Там же).

От­ку­да же бе­рет­ся без­объ­ект­ное соз­на­ние? " Объ­ек­тив­ным" ос­но­ва­ни­ем " без­объ­ект­но­го соз­на­ния", ко­то­рое вме­сте с " пред­мет­ным соз­на­ни­ем" нау­ки кон­сти­туи­ро­ва­ло ра­цио­наль­ность но­во­вре­мен­ной нау­ки, яви­лось, как спра­вед­ли­во счи­та­ет М. К., де­кар­тов­ское ото­жде­ст­в­ле­ние про­тя­жен­но­сти и ма­те­рии. " Ес­ли пред­мет не име­ет внут­рен­не­го, т. е. вы­вер­нут на­ру­жу, ар­ти­ку­ли­ро­ван, то он объ­ек­тив­но по­зна­ва­ем. А что та­кое вы­вер­ну­тость на­ру­жу? Это - про­тя­же­ние", - го­во­рит М. К. (с. 162). И Де­карт, как по­ка­зы­ва­ет М. К., по­сто­ян­но это дер­жал в уме, счи­тая, что толь­ко про­стран­ст­вен­но ар­ти­ку­ли­ро­ван­ные ве­щи дос­туп­ны по­зна­нию. М. К. фор­му­ли­ру­ет транс­цен­ден­таль­ное пра­ви­ло (пра­ви­ло ра­цио­наль­но­го рас­су­ж­де­ния): “Мож­но иметь яс­ные и объ­ек­тив­ные по­ня­тия лишь о та­ких пред­ме­тах в мыш­ле­нии, ко­гда од­но­вре­мен­но (вме­сте с эти­ми пред­ме­та­ми) нам да­на и на­ми осоз­на­на, до­ве­де­на до соз­на­ния схе­ма их дан­но­сти соз­на­нию” (с. 164). Клас­си­че­ская ра­цио­наль­ность на­уч­но­го по­зна­ния стро­ит­ся на ос­но­ве схе­мы про­стран­ст­вен­но­сти пред­ме­тов: в этом смыс­ле про­стран­ст­во есть не ка­кое-то фи­зи­че­ское яв­ле­ние, а ус­ло­вие на­ше­го по­зна­ния (с. 160).

Ин­ди­ви­ду­аль­ность и цен­но­сти, во­об­ще куль­тур­ные об­ра­зо­ва­ния не ар­ти­ку­ли­ро­ва­ны про­стран­ст­вен­но, по­это­му они не по­сти­га­ют­ся мыш­ле­ни­ем в рам­ках клас­си­че­ской ра­цио­наль­но­сти. В кни­ге " Клас­си­че­ский и не­клас­си­че­ский идеа­лы ра­цио­наль­но­сти" Ма­мар­да­шви­ли пи­сал: яв­ле­ния соз­на­ния " ус­коль­за­ют от нас, от на­ше­го на­блю­де­ния, ко­то­рое сфор­ми­ро­ва­но клас­си­че­ски­ми пра­ви­ла­ми, т. е. от то­го, ко­то­рое мо­жет быть вы­де­ле­но (от­де­ле­но от пред­ме­тов) в ка­че­ст­ве внеш­не­го про­стран­ст­ва на­блю­де­ния" (Указ. соч. С. 11. Кур­сив ав­то­ра - В. К. ). Зна­чит, то " без­объ­ект­ное соз­на­ние", ко­то­рое вхо­дит со­став­ной ча­стью в ра­цио­наль­ность и ко­то­рое нуж­но по­сто­ян­но дер­жать, при мыш­ле­нии о цен­но­стях и не­про­стран­ст­вен­ном бы­тии долж­но быть дру­гим. Схе­ма дан­но­сти цен­но­ст­но­го бы­тия соз­на­нию долж­на быть не про­стран­ст­вом, как в слу­чае ра­цио­наль­но­го по­зна­ния ма­те­ри­аль­ных тел, а иной.

Как из­вест­но, в фи­ло­со­фии ХХ сто­ле­тия ак­тив­но об­су­ж­да­ет­ся про­бле­ма но­вой ра­цио­наль­но­сти, ко­то­рая тре­бу­ет­ся при по­зна­нии и по­ни­ма­нии пред­ме­тов не­клас­си­че­ско­го ти­па. На ка­ких пу­тях мо­жет быть най­де­на эта но­вая схе­ма мы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...