Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания. по медицинской микробиологии. для самостоятельной подготовки. студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического




  Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

 

Методические указания

по медицинской микробиологии

для самостоятельной подготовки

студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического

факультетов

Часть 1. Общая микробиология

Часть 2. Частная микробиология

 

 

Барнаул – 2009


УДК 616 – 093/ – 098: 616 – 08: 616 – 053. 2: 614. 4 (075. 8)

ББК 52. 64 + 51. 1 (2) + 57. 3

    

Печатается по решению Центрального

координационно-методического совета Алтайского

 государственного медицинского университета

Кафедра микробиологии c вирусологией

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям: 060101(040100) – Лечебное дело, 060103(040200) – Педиатрия, 050104(040300) – Медико-профилактическое дело УМО 733 от 02. 12. 05.

 

Методические указания составил авторский коллектив кафедры микробиологии АГМУ: доцент Л. А. Крафт, доцент Л. Ю. Бутакова, доцент В. А. Юрова, доцент Н. В. Куклина, доцент А. А. Сазанская, к. м. н. Б. В. Илинская, к. б. н. Е. Б. Карабасова, к. м. н. В. В. Прокопьев

Рецензент: заведующий кафедрой педиатрии № 1 с курсом инфекционных болезней д. м. н., профессор А. С. Оберт

 

Методические указания по медицинской микробиологии для самостоятельной подготовки студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов. Ч. 1, Ч. 2  / Л. А. Крафт, Л. Ю. Бутакова, В. А. Юрова и др. – Барнаул: Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2009.  –  132 с.

 

Методические указания рекомендованы студентам 2 и 3 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов.

 

 

© ГОУ ВПО «Алтайский государственный

медицинский университет», 2009

© Коллектив авторов, 2009

 


ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ

 

План практических занятий для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

1. Устройство и оборудование микробиологической лаборатории. Классификация микробов. Морфология бактерий. Простые методы окраски. Строение клеточной стенки бактерий. Окраска по Грамму

2. Строение прокариотической бактериальной клетки: споры, жгутики, пили, включения, рибосомы, мезосомы, методы их выявления. Особенности строения микоплазм, спирохет, хламидий, риккетсий и актиномицетов. Морфология и структура грибов. Микроскопический метод диагностики.

3. Питание и дыхание, рост и размножение бактерий. Ферменты бактерий, их классификация. Питательные среды, их классификация. Культуральные и биохимические свойства. Методы выделения чистых культур бактерий. Методы культивирования анаэробов.

4. Бактериологический метод диагностики, его этапы. Принцип идентификации бактерий.

5. Итоговое занятие по разделу: «Морфология и физиология микроорганизмов».

6. Инфекция, инфекционный процесс, инфекционная болезнь. Патогенность и вирулентность микробов. Критерии патогенности: инфективность, инвазивность и токсигенность.

7. Неспецифические факторы защиты макроорганизма: клеточные (фагоцитоз, естественные киллеры) и гуморальные (комплемент, лизоцим, трансферин, лактоферин, бета-лизины, интерфероны, С-реактивный белок, противовирусные ингибиторы).

8. Виды и формы иммунитета. Центральные и периферические органы иммунитета, клетки иммунной системы. Антигены, их классификация. Антитела, классы иммуноглобулинов. Реакция агглютинация и ее разновидности.

9. Реакция преципитации, ее варианты. Реакция нейтрализации токсина антитоксином, реакция флокуляции, реакция иммунофлюоросценции (прямая и непрямая), область их использования, диагностическая значимость.

10. Реакции иммунного лизиса: гемолиза и бактериолиза. Реакция связывания комплемента, компоненты реакции, область применения.

11. Итоговое занятие по разделу: «Инфекция и иммунитет».

12. Асептика и антисептика. Методы стерилизации и дезинфекции, применение в медицине. Основные группы дезинфектантов и антисептиков, механизм действия.

13. Бактериофаги, их морфология и структура. Умеренные и вирулентные фаги, механизм их взаимодействия с бактериями. Методы культивирования и титрования бактериофагов. Применение в медицине и бактериологии.

14. Генетика микроорганизмов. Мутации, их разновидности. Генетические рекомбинации (трансформация, трансдукция, коньюгация). Плазмиды бактерий, их разновидности. Колициногенность и колициночувствительность, их использование в бактериологии.

15. Антагонизм микробов. Антибиотики, их классификация по источнику получения, механизму действия, химическому составу. Генетические и биохимические механизмы антибиотикорезистентности. Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Рациональная антибиотикотерапия.

16. Итоговое занятие по темам: 13-16.

17. Итоговое тестирование и сдача практических навыков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...