ЗАНЯТИЕ № 12. Тема: Асептика и антисептика. Методы стерилизации. и дезинфекции. Вопросы для подготовки. Задания к практической работе студентов
ЗАНЯТИЕ № 12 Тема: Асептика и антисептика. Методы стерилизации и дезинфекции Вопросы для подготовки 1. Определение асептики и антисептики. 2. Стерилизация и дезинфекция, их отличия. Методы стерилизации и дезинфекции (физические, химические, механические, биологические). 3. Устройство и принцип работы парового стерилизатора и воздушного стерилизатора. 4. Стерилизация шприцев, металлических инструментов, бактериальных петель, бумаги, марли, ваты, резиновых изделий, патогенных культур, питательных сред с углеводами и без них, сывороток, витаминов, антибиотиков, оптических приборов, применяемых для эндоскопических методов исследования. 5. Термическая стерилизация (сухим жаром, паром под давлением, текучим паром, дробная стерилизация, пастеризация, тиндализация), механизм действия, режим стерилизации при каждом из этих методов, область применения. 6. Подготовка к стерилизации лабораторной посуды. 7. Методы контроля стерилизации в паровых и воздушных стерилизаторах (физический, химический, биологический). 8. Механическая стерилизация (фильтры Зейтца, фарфоровые свечи Шамберлена и мембранные фильтры), объекты стерилизации. 9. Физическая стерилизация (УФЛ, ультразвук, гамма- и рентгеновские лучи), механизм действия, область применения. 10. Химическая стерилизация (газовая и погружной метод), механизм действия, область применения. Недостатки этого метода. 11. Основные группы дезинфектантов и антисептиков, механизм действия, способы и цель использования.
Задания к практической работе студентов Задание №1 Изучить действие УФЛ на жизнедеятельность бактерий. Разные виды бактерий (кишечная палочка, золотистый стафилококк, бациллы) засеваются газоном в чашки Петри с МПА. Затем чашка наполовину открывается и ставится под кварцевую лампу на 5 и 15 минут.
Учесть результаты опыта и проанализировать их (для этого подсчитывается число колоний, выросших на разных половинках чашек). Все полученные данные оформить в виде таблицы. Как действуют УФЛ на бациллы и бактерии, на пигментные и непигментные бактерии, при прямом действии на микробы и через стекло? Механизм действия УФЛ? Задание №2 Учесть результаты посевов на стерильность резиновых пробок и тампонов, проведенные в аэробных и анаэробных условиях. Необходимо проанализировать полученные результаты и сделать заключение об эффективности проведенной стерилизации. При наличии роста в посевах проанализировать возможные варианты нарушения режима стерилизации, а также сделать рекомендации для предотвращения этих нарушений. Задание №3 Определить клиническую устойчивость штаммов-возбудителей гнойно-септических заболеваний, выделенных от больных в стационаре к дезинфектантам и антисептикам. Для этого микробы, выделенные из больничной среды и от больных данного отделения, помещают на 10 минут в растворы дезинфектантов и антисептиков. Затем отмывают и помещают в МПБ. Если отмечается рост микроба – это клинически устойчивый штамм и применять данные препараты в отделении нецелесообразно. Даны для исследования 5 клинических штаммов – возбудителей гнойно-септических заболеваний и 5 антисептиков и дезинфектантов. Определить к каким препаратам наиболее часто определяется устойчивость. Все сведения по данной работе внести в общую таблицу и проанализировать. Задание №4 Определить чувствительность различных видов бактерий к нескольким антисептикам. Для этого микроб-возбудитель засевается на чашку Петри с МПА газоном. На посев наносят по капле исследуемые антисептики. Если микроб чувствителен к данному антисептику, то в месте его нанесения образуется стерильная зона – отсутствие роста бактерий.
Даны культуры кишечной, синегнойной палочки, капсульной палочки и золотистого стафилококка и 5 антисептиков. Учесть результаты чувствительности и занести их в таблицу. Полученные данные проанализировать. Задание №5 Проведение бензидиновой пробы. Она ставится для выявления следов белка в иньекционных аппаратах после проведения предстерилизационной подготовки и стерилизации. Для этого игла промывается дистиллированной водой (1мл) и капля воды наносится на фильтровальную бумагу. Сюда же наносят 3 капли бензидина 0, 3% и 3 капли 3% перекиси водорода. При наличии белка на месте нанесения капель появляется пятна синего или зеленого цвета.
ЗАНЯТИЕ № 13 Тема: Бактериофаги, их природа, строение, формы существования, механизмы взаимодействия с бактериальными клетками Вопросы для подготовки 1. Бактериофаги, их природа, строение, формы существования. 2. Типы взаимодействия бактериофагов с бактериальной клеткой. Лизогения, лизогенная конверсия. 3. Методы культивирования и титрования бактериофагов (по Грациа и Аппельману). 4. Практическое использование бактериофагов в диагностике: а) для индикации бактерий б) для идентификации бактерий в) для установления идентичности культур бактерий, выделенных из разных источников, при эпидемиологическом анализе ситуации. 5. Лечебно-профилактическое использование бактериофагов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|