Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

российская академия образования московский психолого-социальный институт




 

 


российская академия образования московский психолого-социальный институт

артур крафт, гарри лэндрет

РОДИТЕЛИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТЫ

прислушаться к игре своего

ребенка

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

Москва

Московский психолого-социальный институт


ББК 88. 8 Л 92

Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии:

А. А. Бодалев, Г. А. Бордовский, В. П. Борисенков, С. В. Дар- модехин, А. А. Дергач, Ю. И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина, М. И. Кондаков, В. Г. Костомаров, О. Е. Кутафин, В. С. Леднев, В. И. Лубовский, Н. Н. Малафеев, Н. Д. Никандров,

A. И. Подольский, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, Э. В. Сайко,

B. А. Сластенин, И. И. Халеева, В. М. Тиктинский-Шкловский.

Перевод с английского Л. Р. Мошинской

КРАФТ А., ЛЭНДРЕТ Г.

JI 92 Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: пер. с англ. — М.: Москов­ский психолого-социальный институт, 2000—196 с.

ISBN 5—89502—111—5

ББК 88. 8.

Книга посвящена рассказу о том, как можно при­нести пользу наибольшему количеству детей, как уве­личить использование игровых занятий в сотни раз, превращая родителей в психотерапевтов. Эта книга пригодится также специалистам, работающим в обла­сти психического здоровья, чтобы дать им представле­ние о тренинге «Терапия детско-родительских отно­шений».

ISBN 5—89502—111—5                                                         © Московский

психолого-социальный институт, 2000.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

Глава 1 ТАНГО ТАНЦУЮТ ДВОЕ.. 10

Ребенок, который постоянно задирал и дразнил других детей, цеплялся за маму, как репей, и болтал без конца. 10

Глава 2 ЗАИКА.. 18

Ребенок, который заикался и всегда выглядел несчастным. 18

Глава 3 МЫШОНОК.. 28

Чрезмерно беспомощный ребенок, производящий впечатление умственно отсталого. 28

Глава 4 ОРГАНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ МОЗГА.. 41

Ребенок с плохой координацией и малым объемом внимания, к тому же чрезвычайно зависимый. 41

Глава 5 ЗАВЕРШАЯ КАРТИНУ.. 50

КОНФЛИКТ. 50

САМОПОНИМАНИЕ.. 54

ПОНИМАНИЕ РЕБЕНКА.. 55

ПЕРЕМЕНЫ... 57

РЕБЕНОК ИЩЕТ СБЛИЖЕНИЯ.. 62

Глава 6 НЕУДАЧИ.. 70

БЕСПОМОЩНАЯ И НЕАДЕКВАТНАЯ МАТЬ. 70

ОБВИНЯЮЩАЯ МАТЬ. 71

РОДИТЕЛЬ-СОБСТВЕННИК.. 71

РОБКАЯ МАМА С ТРУДНЫМ РЕБЕНКОМ... 72

ПРОВОКАТИВНАЯ МАТЬ. 72

Глава 7 ОСНОВЫ ТРЕНИНГА.. 74

ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ.. 74

ОСНАЩЕНИЕ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ.. 74

ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?. 75

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ.. 75

РОДИТЕЛЬСКИЕ СЕМИНАРЫ... 75

РОДИТЕЛИ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ... 76

ПРИНЦИПЫ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ.. 76

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ РОДИТЕЛИ.. 81

ХОРОШИЙ ПРИМЕР. 84

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.. 84

Глава 8 РУКОВОДСТВО РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППОЙ.. 86

Глава 9 РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ. 89

Глава 11 ЗАНЯТИЕ ПО ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ.. 100

ИССЛЕДОВАНИЯ И БИБЛИОГРАФИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ТЕРАПИИ.. 108

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта книга предназначена для родителей и специалистов, работающих с родителями и семьями.

«Что посеешь, то и пожнешь» — эту формулу можно рассматривать как утверждение о том, что паттерны поведения, приобретенные детьми в детстве, как правило, сопровождают их всю жизнь. Личные дела детей, хранящиеся в школе, полны доказательствами в пользу этого положения. Ребенок, который был неуправляемым в первом классе, неоднократно исключался из школы за неподобающее поведение в шестом и был окончательно исключен из одиннадцатого за угрозы в адрес учителя. Или другой пример: ученик, бывший очень внимательным и трудолюбивым в первом классе, заканчивает двенадцатый класс с отличием. Многие родители могут рассказать, как черты характера, возникшие у ребенка в первые годы жизни, проявляются в его поведении спустя сорок лет.

Если паттерны закрепляются в первые несколько лет жизни, следовательно, все, что происходит в области детско-родительских отношений и способствует развитию этих паттернов, чрезвычайно важно.

И все же, как ни странно, родители получают мало помощи в деле воспитания детей. Да, существуют Спок, Гезелл и другие. Но они не помогают родителям справиться с такими вопросами как: Что мне делать, если мой ребенок слишком агрессивен или недостаточно смел? слишком требователен или слишком зависим? негативист или конформист? слишком ревнует к братьям и сестрам? странно ведет себя? наслаждается тем, что сводит меня с ума? слишком боится — боится практически всего? (И что ранит больнее всего — такому ребенку всего четыре или пять лет, и нам трудно утешать себя мыслью, что во всем виновата школа, в которую ребенок еще даже не ходит! )

Собственно, источник такой помощи существует уже в течение нескольких десятилетий, но использовался он только в исключительных обстоятельствах: это психотерапия. Некоторые родители, серьезно обеспокоенные проблемами своих детей, вели их к детскому психологу или консультанту. Психолог или консультант обычно проводил занятия, известные под названием детской терапии— используя не только язык, по и игру — из-за возраста ребенка. Маленькие дети чувствуют себя довольно свободно с куклами, глиной, рисовальными принадлежностями; это их способ жизни. И то, что их заботит, может скоро открыться взгляду внимательного наблюдателя.

Если предположить, что эти техники приносят пользу, зачем же ограничивать их применение только теми случаями, когда дети сильно нуждаются в помощи, и их родители, к тому же, верят в психотерапию, могут себе позволить платить за психотерапию и живут в городе, где психотерапия доступна? Нет ли какого-то способа расширить использование психотерапии в работе с детьми так, чтобы можно было принести пользу любому ребенку?

Книга «Родители как психотерапевты» как раз и посвящена рассказу о том, как можно принести пользу наибольшему количеству детей. Она о том, как увеличить использование игровых занятий в сотни раз. Как? Превращая родителей в психотерапевтов, которые могут проводить занятия со своими собственными детьми.

Возможно ли это? Может ли любой родитель превратиться в детского психолога? Нет. Но каждый родитель может научиться проводить игровые занятия с собственным ребенком, занятия, выстроенные на техниках, которыми пользуется детский психолог.

Действительно, если занятие проводит психолог, он, скорее всего, сделает это более профессионально, чем родитель. Но когда занятие оканчивается, психолог уходит, и ребенок не увидит его до следующего занятия, которое, возможно, состоится только на следующей неделе. Родители чувствуют себя брошенными — это в лучшем случае, а в худшем — виноватыми в том, что являются, как им кажется, причиной всех проблем ребенка. Напротив, когда занятие проводит родитель, он становится источником помощи для ребенка. И родитель всю неделю живет под одной крышей с ребенком. Когда новые проявления поведения, родившиеся на игровом занятии, распространяются и на остальные дни недели, — а это неизбежно происходит — родитель находится рядом и может принять их с пониманием н способствовать их конструктивному развитию.

Существует еще один аспект таких игровых занятий, который еще более важен: сами родители тоже меняются. Профессиональный психолог не станет меняться на протяжении терапии, а если вдруг и изменится, ребенку это не принесет никакой пользы. А родителю очень важно измениться самому.

Еще одно соображение: если кто-то упал плашмя на тротуаре, и вы помогаете ему встать — безусловно, это естественное человеческое побуждение — вы даете ему таким образом понять, что он нуждается в помощи, что без вашей помощи он не сможет подняться. Помогая ему подняться в физическом плане, вы, возможно, роняете его в плане психологическом! Но предположим, что вы оба упали. И вы пытаетесь подняться вместе — помогая друг другу. Это действительно помощь — физическая и психологическая. Это и есть — расти вместе.

На практике же получается так, что родитель просит помощи потому, что у него возникают трудности с ребенком. Ребенок излишне агрессивен, излишне послушен, излишне упрям, излишне робок, излишне — что-нибудь еще. Родитель хочет «выровнять» ребенка. Где-то на заднем плане у него мелькает мысль о том, что ребенок ведет себя таким образом не в вакууме, а в системе отношений с родителем, в системе, в которой он воспитывался. Однако такие мысли вызывают у родителя чувство вины и беспомощности, поэтому он предпочитает вернуться к прежней идее «выравнивания». Но эта мысль, мелькающая на заднем плане, и есть реальный смысл проблемы. Каким образом ребенок ведет себя по отношению к родителям — вот где собака зарыта. Танго всегда танцуют двое.

Когда родитель проводит игровое занятие, он начинает вести себя совершенно по-другому, сначала следуя указаниям по проведению получасового занятия; позже, постепенно — в большей степени понимая своего ребенка, в большей степени сочувствуя ему и в то же время мало-помалу ослабляя эмоциональную связь с ним. Таким образом, и родитель, и ребенок растут и развиваются.

Что же именно представляет из себя игровое занятие? Это тридцать минут в неделю, когда родитель не раздает указаний и приглашает ребенка «раскрыться»— такой короткий и вместе с тем такой эффективный промежуток времени.

На тридцать минут в неделю родитель остается с ребенком наедине. Один, без всяких помех. (Это само по себе не так просто, как кажется. ) Родитель следует указаниям ребенка, делает то, что хочет ребенок, кроме того, что может ему повредить. Родитель принимает и понимает ребенка. (Это примерно в десять раз тяжелее сделать, чем сказать. ) Родитель учится понимать смысл, скрывающийся за тем, что происходит на занятии, и становится гораздо более проницательным наблюдателем.

Все это требует практики. Вот почему в эту книгу включены не только указания по проведению игрового занятия, которые описываются в главе 7. Эта книга рассказывает о том, что происходит на серии семинаров (обычно их десять) для группы родителей, каждый из которых в промежутке между семинарами приходит домой и проводит игровое занятие с ребенком. Она рассказывает о том, что происходит с родителями, когда они рассказывают о том, что происходило на занятиях с их детьми.

О каких же событиях идет речь? В главе 1 мама жалуется, что ее шестилетний сын постоянно цепляется за нее. В результате занятий мать приходит к пониманию того, что она полностью втянута в борьбу с сыном за власть, и каждый из них пытается «поддеть» другого на крючок эмоциональной зависимости. Игровые занятия помогли матери не только уяснить положение вещей, но и стать более объективной. Как только она спускается с эмоционального пьедестала, ребенок может позволить себе отделиться. Когда она начинает принимать его таким, какой он есть, он может начать жить собственной жизнью — и она тоже. В главе 2 проблемой, будто бы лежащей на поверхности, является заикание. На самом деле в основе этого заикания лежит ревность. Когда ревность всплывает на поверхность, ребенок может расслабиться и продолжать расти и развиваться, при этом заикание постепенно исчезает. В главе 3 рассказывается о девочке, которую считают умственно отсталой, на самом же деле она необычайно робкая. Когда она начинает давать выход подавляемым ранее чувствам и проявлять скрытую прежде агрессию, она постепенно становится более открытой и делает первые шаги к обучению в школе. В главе 4 мама понимает, что ее собственная потребность быть нужной сдерживала развитие ее дочери. В последующих эпизодах читатель встретится с ребенком, который боится ходить в школу, но на самом деле это происходит потому, что он хочет получить от родителей больше внимания; с девочкой, которая ведет себя странно и хочет, чтобы мама поняла ее бесконечный страх, вместо того, чтобы самой волноваться по этому поводу.

Как раз об этом и написана эта книга: о родителях, которые начинают понимать, начинают беспокоиться и изучать своего ребенка, и поступаться чем-то во имя возможности наслаждаться процессом. его роста. Должен ли, в таком случае, родитель прочесть эту книгу и — вперед, на игровые занятия с ребенком? Что ж, может быть — да, а может быть — нет. Мы считаем, что здесь требуется специалист по игровой терапии. Он может научить родителей необходимым навыкам игровой терапии и показать, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях. Большинству родителей очень трудно научиться «считывать» поведение своих детей без помощи специалиста, который помог бы им развить умение интерпретировать то, что они наблюдают в игре ребенка. Тогда зачем же читать эту книгу?

Во-первых, эта книга написана для родителей, которые занимаются на специальных семинарах с тем, чтобы лучше понять процесс игрового занятия.

Во-вторых, что еще более важно, мы полагаем, что эта книга окажется полезной для родителей даже в том случае, если у них нет намерения участвовать в тренинге. Кто знает, найдется ли такая группа в радиусе пятисот миль? Не все родители могут попасть на такие занятия. Таким образом, мы написали эту книгу так, чтобы ее было легко читать, чтобы можно было учиться на примерах.

Если родители прочтут эту книгу, дух новых отношений между родителями и детьми непременно скажется на воспитании ребенка. Возможно, они станут больше понимать их, больше принимать, станут чаще позволять детям то, что кажется им целесообразным, став в то же время — и это тоже ничему не противоречит — более твердыми в соблюдении необходимых правил.

Если нет возможности посещать родительский семинар, мы советуем родителям проводить игровые занятия по образцу описанных в книге и пытаться тщательно следовать предлагаемым принципам. Такая работа методом проб и ошибок обычно протекает очень медленно, и родители должны вооружиться терпением. Но такие занятия действительно могут доставить удовольствие и принести много пользы. Хочется предостеречь родителей против ловушки: не стоит думать, что все, что от них требуется — это раздобыть игрушки и расположиться с ребенком на полу. Решающим моментом, как подчеркивается в этой книге, являются отношения с ребенком, которые выстраивает родитель, а это зависит от того, как родитель реагирует на поведение ребенка.

Если родители сумеют усвоить основные принципы, описанные в этой книге: терпимость, принятие, приемлемые действия, ограничения и интуицию — время, проведенное за ее чтением, пойдет на пользу как родителям, так и детям.

Эта книга выдержана в духе теории, рассматривающей воспитание детей как часть общей концепции существования. Игровые занятия, изначально невербальные для ребенка, могут легко перейти в важную вербальную коммуникацию, по мере того, как ребенок подрастает. Родители могут научиться уважать желания ребенка точно так же, как они ожидают от ребенка уважения родительских желаний. Родители должны поддерживать ребенка, но без эмоционального с ним слияния — оставляя пространство как для роста ребенка, так и для роста взрослого: вместе, но порознь.

Если родители усвоят такой игровой подход, они тем самым сделают гигантский шаг в направлении к тому, чтобы помочь своему ребенку вырасти в здоровой обстановке. Им удастся подхватить ребенка в юном, открытом для впечатлений возрасте и научить его паттернам поведения, которые останутся с ним на всю жизнь.

Значение, которое имеет воспитание в духе игровых занятий, выходит далеко за пределы жизни семьи. Если дети могут выражать враждебность открыто, экспрессивно и встречать понимание в раннем возрасте, то, научившись жить, а не пробираться по жизни, подавляя свои чувства и притворяясь, что они не существуют, дети, возможно, станут более приспособленными взрослыми; более хорошими родителями, более хорошими соседями, более удачливыми предпринимателями, более умными руководителями — добьются больших успехов в жизни! Загрязнение окружающей среды, преступления, расовые проблемы... Да, и это изменится тоже. Дети, которые вырастут, привыкнув решать проблемы немедленно по их возникновении, не будут до такой степени погружены в свои собственные трудности, что у них не найдется времени и сил взглянуть на проблемы общества. Они смогут решать большие проблемы так же, как они справляются с личными.

Как отмечалось вначале, эта книга предназначается также специалистам, работающим в области психического здоровья, чтобы дать им представление о тренинге, известном под названием «Терапия детско-родительских отношений». Это не обычный учебник. Тем не менее, материал, представленный в книге, действительно учит этому новому динамическому процессу — подготовке родителей в качестве психотерапевтов для собственных детей путем овладения навыками игровой терапии, центрированной на ребенке, в процессе занятий с собственными детьми.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...