Глава 1. Теоретические основы развития. Навыков культуры речи у обучающихся основной школы. 1. 1 сущность понятий «культура речи», «навыки культуры речи»
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 1. 1 Сущность понятий «культура речи», «навыки культуры речи» Развитие навыков культуры речи – важная задача школьного обучения. Во-первых, они свидетельствуют о культуре человека, во-вторых, собеседник по уровню общения может судить об уровне образованности человека, в-третьих, грамотно построенная речь может положительно настроить слушателей по отношению к говорящему. И именно в школьном обучении нужно начинать развивать эти навыки культуры речи, так как дети способны к быстрому усвоению информации. Необходимо создавать условия для полноценного приобретения определённых навыков культуры речи у учащихся, также главное уметь заинтересовывать их. Каждый человек, работающий в любых сферах жизни должен владеть грамотной речью. На важных собеседованиях, форумах, конференциях нужно уметь правильно формулировать свою речь и поток мыслей. Зачастую огромную роль в проведении таких мероприятий имеет значение грамотно поставленная речь. Но также человеку важно помнить о том, что не только нормы устной речи должны быть соответствующие, но и письменные. Для поиска путей развития навыков культуры речи среди обучающихся основной школы считаем важным рассмотреть такие понятия, как «культура речи», «навыки культуры речи». Рассмотрим первое понятие. Обратимся к энциклопедическому словарю, в котором культура речи трактуется как «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [23, с. 151]; «культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы, связанные с совершенствованием языка как орудия культуры в широком смысле этого слова» [5, с. 56]; культура речи – это характеристика, которая отражает совокупность знаний и навыков отдельного человека и степень владения языком [20, c. 30].
Владение такими нормами русского языка способствуют высокому уровню грамотности населения. К сожалению, сейчас в словарном запасе у многих школьников довольно мало слов, посредством того, что в современном мире используются: жаргонизмы, вульгаризмы, иноязычные заимствования, которые разрушают литературный язык. Сейчас у учеников нет необходимости обращаться в словари, потому что уже есть множество готовых работ, домашних заданий. Всё это, к сожалению, находится в свободном доступе. Высокая культура речи, совершенствование языка, приобщение к нему – основная задача не только всего народа, но и каждого человека. Считаем важным отметить, что культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный компонент подразумевает под собой соблюдение норм литературного языка, который считается для людей «идеалом», этот компонент является главным среди других компонентов [22, с. 302]. Коммуникативный компонент – соблюдение норм литературного языка (правильность речи). Этот компонент играет основную роль на достижение целей общения. Этнический компонент – это правила речевого поведения человека в различных ситуациях (прощания, приветствия, просьба и так далее). Культура речи выполняет некоторые функции, которые делятся на частные и общие. Для начала рассмотрим общие функции: 1) коммуникативная; 2) стилистическая; 3) нормативная; 4) образцовая. Коммуникативная функция языка – функция, при которой язык является основным средством общения среди людей. Стилистическая функция языка – функция языка, которая характеризуется выразительным средством общения в тексте. Нормативная функция – функция, где описываются нормы языка. Образцовая функция – функция языка, в которой происходит создание и соблюдение образцовой речи.
Охарактеризуем частные функции: 1) когнитивная; 2) аккумулятивная. Когнитивная функция – средство получения новых знаний о действительности. Аккумулятивная функция – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании. В понимании сущности анализируемого понятия мы разделяем точку зрения тех учёных, которые определяют «культуру речи» как владение нормами, которые отражают совокупность знаний и навыков человека. Следующим понятием, требующим уточнения, является термин «навыки культуры речи». Терминологическое сочетание «навыки культуры речи» является неоднозначным. О. Е. Лебедев отмечает, что навыки культуры речи учащихся это: а) правильность, т. е. нормативность речи; б) мастерство речи, т. е. умение выбрать точный по значению, стилистически уместный, выразительный вариант высказывания (слово, фразеологическая единица, грамматическая форма, сочетание, синтаксическая конструкция)» [16, с. 36]. Иными словами, владение нормами устного и письменного литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения и составляют суть навыков культуры речи. Коммуникативная компетенция проявляется на уровне речевых умений. Различают четыре вида речевых умений: аудирование, говорение, чтение и письмо. Эти навыки вырабатывают усвоение речевых норм, обеспечивают культуру речевой деятельности и, в целом, повышают эффективность общения в социуме. Культура речи, несомненно, развивает навыки как отбора, так и употребление языковых норм в процессе речевого общения, помогает вырабатывать сознательное отношение к самой важной задачи – коммуникативной.
Таким образом, теоретический анализ показывает, что в методической литературе даются различные трактовки понятиям «культура речи» и «навыки культуры речи». Исходя из анализа имеющихся определений, в нашем исследовании употребляем указанные термины в следующей интерпретации: «культура речи» – это раздел лингвистики, изучающий правила пользования языком и различные нормы современного русского литературного языка; «навыки культуры речи» – это определённая последовательность действий, доведённых до автоматизма, при которых вырабатывается грамотность и правильность речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|