Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Психолого-педагогические основы развития навыков культуры речи у учащихся среднего школьного возраста




В данном параграфе выделены и охарактеризованы психолого-педагогические аспекты проблемы развития навыков культуры речи у учащихся среднего школьного возраста Психологами и педагогами установлено, что формирование у учащихся исследуемых навыков культуры речи – процесс длительный, сложный и многоэтапный и что на рубеже среднего школьного возраста в сфере культуры речи личности ребёнка происходят серьёзные изменения, обусловленные как его возрастными особенностями, так и общими закономерностями высшей нервной деятельности человека. Отметим важным, что психолого-педагогические основы развития навыков культуры речи в средней школе раскрываются на разных этапах: 1) мотивационно-ознакомительный; 2) этап формирования действий; 3) этап реализации действий; 4) этап усвоения и контроля знаний. Рассмотрим названные этапы более подробно.

1. Мотивационно-ознакомительный этап. На данном этапе происходит предварительное ознакомление учащихся и создание у них познавательной мотивации. Для формирования познавательной мотивации школьникам необходимо осмыслить для чего им нужны языковые знания и умения. Сначала происходит общее ознакомление, а затем – ориентирование в выполнении. На мотивационно-ознакомительном этапе ученик разбирается в содержании и главной цели усваиваемого действия, анализирует требования к нему, знакомится с примерным выполнением заданий. Главная задача педагога на данном этапе – сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале и оказать помощь в выполнении заданий.

2. Этап формирования действия. На данном этапе обучающийся подробно разбирается в содержании действия, в чётком порядке выполнения необходимых заданий и составлением задач, способствующих выполнению самого действия. Задачи должны быть конкретными и понятными для школьников. Главная задача педагога на этом этапе – дать школьникам представление о структуре и последовательности выполнения составляющих действия.

3. Этап реализации действия. На данном этапе сначала действие формируется в громкой речи, когда вслух проговаривается то задание, которое ученик осваивает в данный момент. Важно, чтобы учащиеся подробно комментировали вслух каждый этап выполнения действия для лучшего усвоения алгоритма его выполнения. После этого ученики проговаривают алгоритм действия про себя, то есть этапы выполнения переходят во внутреннюю речь. Главная задача педагога на данном этапе – проработать со школьниками алгоритм действия на уровне громкой речи, а впоследствии на уровне внутренней речи.

4. Этап контроля усвоения знаний. На этом этапе происходит контроль усвоения знаний. Существует три типа контроля усвоения знаний: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика), взаимный (осуществляется учеником над деятельностью другого ученика) и самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью). Для того чтобы оценить уровень усвоенного материала, учащимся следует провести рефлексию. Это необходимо для того, чтобы школьник мог выявить усвоенные им знания и умения, а также обнаружить какие проблемы или непонятные моменты, которые нужно повторно разобрать и проработать. Данный этап помогает педагогу узнать уровень усвоения учащимися материала и определить эффективность методов и приёмов, используемых в процессе обучения. Главная задача педагога на данном этапе – показать школьникам способы самоконтроля и проверки усвоенных знаний и умений.

Итак, проведённый нами теоретический анализ показывает, что развитие навыков культуры речи – сложный и длительный процесс, включающий следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, деятельностный и этап формирования контроля. Границы между этапами условны, но каждый из них сохраняет свою специфику и характеризуется особой деятельностью учителя и учащихся.

 Психолого-педагогические навыки также зависят от возрастной психологии учащихся: 1) мышления; 2) памяти; 3) восприятия; 4) внимания. Рассмотрим подробнее особенности развития данных психических процессов у детей среднего школьного возраста, которые, на наш взгляд, являются существенными для построения экспериментальной методики по развитию навыков речи.

Мышление в среднем возрасте происходят существенные изменения в мыслительной деятельности. Мышление – это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности. [13, c. 262]. Психический процесс становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. [21, c. 68].

Средний школьный возраст – наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Чаще встречаются предложения со сложной синтаксической структурой, речь становится образной и выразительной.

Память – это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений. Основными аспектами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Виды памяти разделяются на три вида: 1) по характеру психической активности; 2) по характеру целей деятельности (образная и словесно-логическая); 3) по продолжительности запоминания материала – кратковременная и словесно-логическая [28, с. 205].

В среднем школьном возрасте, в связи с изменением характера и содержания предметов, интенсивно развивается словесно-логическая память, подростки уже могут запомнить закономерности. Изменяется и образная память: дети запоминают не только единичные представления, но и общие. Расширяется круг запоминаемого. Подростки уже пользуются приемами осмысленного запоминания, воспроизводят обобщенно и сокращенно, умеют излагать своими словами.

Восприятие в ассоциативной психологии понималось как ассоциированная совокупность ощущений [11, c. 235]. Организм подростка развивает свою нервную систему, его восприятие мира более планомерно, организованно и целенаправленно, в отличие от восприятия младшего школьника.

Восприятие в этом возрасте характеризуется целенаправленностью. Совершенствуется и развивается умение переключать и распределять внимание. Это сказывается на растущем умении одновременно и слушать учителя, и конспектировать лекции, следя при этом за формой и содержанием своих ответов. Традиционно выделяют пять видов восприятия: 1) визуальное; 2) аудиальное; 3) осязательное (тактильное); 4) вкусовое; 5) обонятельное; 6) осознание.

Внимание – это познавательный психический процесс. Отечественный ученый Л. С. Выготский полагал, что существует два типа внимания – заложенное природой и обусловленное культурой. [7, c. 153]. Внимание развивается опосредованно, через определенные знаки и символы.

В среднем школьном возрасте у учеников есть характерная особенность внимания – специфическая избирательность, когда подросток предпочитает выбирать интересные для него занятия или уроки, на которых они могут долго сосредотачиваться. Но присущая подросткам быстрая смена концентрации приводит к непроизвольному переключению внимания. В этих случаях нужно будет так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы у подростка не оставалось ни времени, ни желания отвлекаться на другие дела.

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить, что психолого-педагогические основы развития навыков культуры речи у среднего школьного возраста заключаются, во-первых, в необходимости чёткого представления всей системы умственных действий. В этой системе выделяются следующие этапы: 1) мотивационно-ознакомительный; 2) этап формирования действий; 3) этап реализации действий; 4) этап усвоения и контроля знаний. Во-вторых, в учёте возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что средний школьный возраст – это благоприятный период для развития навыков культуры речи. Именно в этом возрасте начинают формироваться элементы мышления, памяти, восприятия, внимания. В этот период внимание обретает специфическую избирательность, которая характеризуется тем, что ученик в данном возрасте может уже выбирать то, чем он будет заниматься. Концентрироваться больше на изучении тех предметов, которые ему интересны.  Целенаправленным становится и восприятие, обучающийся также в период среднего возраста умеет распределять и фокусировать своё внимание. В исследовании исходим из того, что выявленные психолого-педагогические закономерности позволят сделать процесс развития навыков культуры речи учащихся более эффективным и результативным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...