2.2 Дидактический материал по развитию навыков культуры речи у обучающихся основной школы
В данном параграфе представлен дидактический материал, который может быть использован на уроках русского языка для развития у учащихся навыков культуры речи. Класс: 5. Тема: Ударение. Упражнение 1. Прочитай слова. Проверь себя по орфоэпическому словарю. А) Творог, километр, свёкла, алфавит. Б) В словах с неподвижным ударением: кран – краны шофер – шоферы торт – торты туфля – туфли шарф – шарфы инженер – инженеры бант – банты стакан – стаканы в) В словах с подвижным ударением: директор – директора облако – облака доктор – доктора столяр – столяры Упражнение 2. Найди слова в орфоэпическом словаре. Узнай правильное ударение и верно произнеси слова. Было, начал, звала, понял. Упражнение 3. По образцу образуй формы глагола. Поставь ударение. Взять, начать. Упражнение 4. Узнай слово по его значению, запиши и поставь ударение. Водитель автомобиля. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса. Класс: 6. Тема: Синонимы. Упражнение1. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду. Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. Томительный, утомительный, томный, пятитомный. Собака, Бобик, животное, Барбос. Упражнение2. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка». Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель. (Темнота – потёмки, сумерки. Отметка – оценка, балл) Упражнение 3. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака (градация синонимов). Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный. (Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
Класс: 7. Тема: Употребление предлогов. Упражнение 1. Вставьте предлог от или для. Лосьон (от/для) защиты от укусов комаров; Состав (от/для) выведения пятен; Жидкость (от/для) растяжки обуви; Таблетки (от/для) кашля; Крем (от/для) чистки обуви; Капли (от/для) бессонницы. Упражнение 2. В чём состоит ошибка? В воскресенье я в новом костюме и в хорошем настроении поехал в гости. (Разные качества человека характеризуются: внешний вид и настроение. Нужно изменить падеж второй характеристики. Правильно будет: В воскресенье я в новом костюме и с хорошим настроением поехал в гости. ) Упражнение 3. Лексическая работа. Работа со словарями. - В чём разница между словами воскресенье и воскресение? (В значении и написании слов. ) - Для того чтобы выяснить разницу, нужно обратиться к словарю. Каким словарём мы будем пользоваться? (Толковым. ) Воскресение – возвращение к жизни; возрождение. Воскресенье – день недели. Класс: 6 Тема: Паронимы. Упражнение 1. Объясните разницу в значении словосочетаний. молодой советник — молодой советчик; опасный человек — опасливый человек; кардинальное решение — кардинальское решение; осудить поступок — обсудить поступок; соседний дом — соседский дом; хозяйские интересы — хозяйственные интересы; мелкие придирки — мелочные придирки; абсолютный невежа — абсолютный невежда; годовой отпуск — годичный отпуск. Упражнение 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения. поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный); дипломант — дипломат (хладнокровный, юный, конкурса); описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
советник — советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабрикат — фабрикант (дешёвый, богатый, зарубежный, высококачественный); кожный — кожаный (портфель, заболевание); классный — классовый (характер, руководитель, строй); удачный — удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный — расчётливый (человек, книжка, характер, система); экономичный — экономический (базис, машина, метод, закон, затраты); нетерпимый — нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение); исполнительный — исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера). Упражнение 3. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. отдельный — отдельский; диктат — диктант; демократичный — демократический; запасный — запасливый; осудить — обсудить; генеральный — генеральский; скрытый — скрытный; экономия — экономика; безответный — безответственный; злой — злостный; явный — явственный; остатки — останки; рыбий — рыбный; логичный — логический; покупательный — покупательский; представить — предоставить; оклик — отклик; эффектный — эффективный; невежа — невежда. Класс: 5. Тема: Грамматические формы. Упражнение 1. Говорите правильно: Одевать (кого-то во что-то): одеть ребёнка, одеть куклу, одеться. Надевать (что-то на кого-то или что-то): надеть пальто, надеть шапку, надеть варежки. Упражнение 2. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор. Я (допишу, дописываю) письмо и отнесу его на почту. Ты (прочитаешь, читаешь) книгу и вернешь её товарищу. Он хорошо (думает, продумает) свой план и выполнит его в срок. Миша (надел, одел) куртку и пошёл гулять в парк. Я (положу, покладу) продукты в холодильник и пойду на работу. Упражнение 3. Отметьте предложения, в которых есть ошибки, связанные с употреблением глаголов. Исправьте эти ошибки. 1. Не клади, пожалуйста, мне много картошки. 2. Поклади все книги в сумку. 3. Мы положили цветы к подножию памятника. 4. Ложи все вещи на место. 5. Рыбак споймал большую щуку. Упражнение 4. Выберите соответствующее контексту слово из тех, которые даны в скобках. 1. Английскую грамматику удалось (освоить, усвоить) в короткий срок.
2. Те, кто спускался в глубь Баренцева моря, (одели, надели) тë плое бельë. 3. Когда слово (представили, предоставили) известному поэту, зал зааплодировал. 4. Бухгалтерия должна (оплатить, платить) зарплату сотруднику. Упражнение 5. Говорите правильно: Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут, беги, бегите.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|