Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 2. Социальная ответственность и этика управления (2 часа)




ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ

 

Планы и задания

Для проведения практических занятий

Для студентов экономического факультета

Направления «Менеджмент» по дисциплине

«Введение в менеджмент»

 

 

Иваново

Издательство «Ивановский государственный университет»

Составители: доктор экономических наук, профессор В.Н. Еремин

кандидат экономических наук, доцент А.Ю. Роднина

 

 

Включают в себя списки литературы по каждой теме курса, контрольные вопросы и задания, практикующие упражнения, тесты и конкретные ситуации.

Издание предназначается студентам экономического факультета.

 

 

Печатается по решению методической комиссии

экономического факультета

Ивановского государственного университета

 

Рецензент

доктор экономических наук, профессор Е.Е. Иродова (ИвГУ)

 

© Еремин В.Н., Роднина А.Ю., составление, 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел I. Основы управления организацией  
Семинар 1 Менеджмент и менеджеры …………………  
Семинар 2 Социальная ответственность и этика управления  
Семинар 3 Цели и интеграция деятельности  
Раздел II. Природа и состав функций управления  
Семинар 4 Планирование и стратегия организации……………...  
Семинар 5 Организация деятельности как функция управления………...  
Семинар 6 Делегирование полномочий и мотивация деятельности…………………………...………..  
Семинар 7 Регулирование и контроль в системе менеджмента ……….  
Раздел 3   Связующие процессы в управлении  
Семинар 8 Информационно-коммуникационное обеспечение управления  

 


Раздел I. Основы управления организацией

Семинар 1. Менеджмент и менеджеры (4 часа)

 

1. Менеджмент: сущность и содержание.

2. Специфика управленческого труда.

3. Менеджеры и содержание их труда.

4. Разделение управленческого труда.

5. Требования, предъявляемые к менеджерам.

Литература основная

1. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Алёхина О.Ф. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Гардарика, 2010.

4. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента. Часть I. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008.

5. Менеджмент: учебник. Под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2009.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007.

7. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Сетков В.И. Менеджмент: учебное пособие. М.:КНОРУС, 2012.

9. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. М.: КНОРУС, 2011.

10.Тодошева С.Т. Теория менеджмента: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013.

Литература дополнительная

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002.

2. Виханский О.С. «Другой» менеджмент: время перемен // Рос. журн. менеджмента. 2004. Т. 2. № 3. С. 105–126.

3. Виханский О.С. Элитный управленец для науки и бизнеса: кто он? // Знание – сила. 2004. N 1. С. 77–79.

4. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004.

5. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2002.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Мн.: Новое знание, 2002.

7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учеб. М.: Норма, 2004.

8. Основы менеджмента: Учеб. / Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. шк., 2005.

9. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008.

10.Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Объясните, для чего необходимо управление. В чем заключается сущность управления. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Охарактеризуйте менеджмент как особый тип управления.

2. Раскройте суть управленческого воздействия. Покажите на примерах его виды.

3. Объясните, в чем сходство и в чем различие между управляющей и управляемой подсистемами, с одной стороны, и между субъектом и объектом управления – с другой. Дайте определение системы, процесса и механизма управления.

4. Что такое инфраструктура менеджмента? Какие условия необходимы для существования менеджмента?

5. Что общего между менеджментом и искусством?

6. Чем отличается труд менеджеров от труда других работников организа­ции. На конкретных примерах покажите эти отличия. Какими качествами обладает предприниматель и чем он отличается от менеджера. Может ли менеджер быть предпринимателем? Какие профессиональные и социальные роли играют менеджеры в организации.

7. Раскройте состав и содержание функций управления.

8. Какие критерии разделения управленческого труда применяются в органи­зациях. Назовите основные виды разделения управленческого труда. Какие категории работников относятся к управленческому персоналу.

9. Что такое горизонтальное и вертикальное разделение труда. Какова их роль в функционировании организации. Какие виды задач и роли явля­ются главными в работе руководителей разных уровней.

10. Проанализируйте состав и содержание основных требований к профессио­нальной компетенции менеджеров. Каковы основные составляющие организаторских способностей.

11. Какие наблюдаются изменения требований к личностным качествам ме­неджеров в современном российском бизнесе.

 

Практикующие упражнения

Задания выполняются дома индивидуально. На практическом занятии проводится обсуждение и вырабатывается общее видение проблемы.

1.Составьте «портрет» менеджера XXI века, принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.

2. Распределите основные задачи менеджеров по уровням управления, обоснуйте свои взгляды:

§ формулирование целей организации и подразделений;

§ координация работы нижестоящих руководителей;

§ взаимодействие организации с внешней средой;

§ непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью;

§ разработка долгосрочных планов;

§ контроль использования сырья и оборудования;

§ разработка краткосрочных планов;

§ руководство отдельными специализированными подразделениями и функциями;

§ адаптация организации к различным переменам.

Домашнее задание «Мой лучший менеджер»

На основе изучения информационных источников представить описание лучшего, с Вашей точки зрения, менеджера.

Необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у Вас данное представление о нем. Качества должны быть «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям.

Конкретная ситуация

Генри Форд в сравнении с Альфредом П. Слоуном, мл.[1]

 

Генри Форд и Альфред П. Слоун младший были великими руководи­телями. Они противостояли друг другу в 20-х гг., когда впервые возникла концепция управления как профессии и научной дисциплины.

Генри Форд представлял прототип авторитарного предпринимателя прошлого: склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда на­стаивающий на собственном пути, презирающий теории и «бессмысленное» чтение книг, Форд считал своих служащих «помощниками». Если «помощ­ник» осмеливался перечить Форду или самостоятельно принимать важное решение, он обычно лишался работы. На фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Форд расценил пред­ложение Альфреда П. Слоуна о реорганизации «Дженерал Моторс» следую­щим образом: «…картинка с развесистой клюквой посередине…Человек вынужден слоняться взад вперед, и от ответственности каждый увиливает, следуя мудрости лентяев, что две головы лучше одной». Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может полу­чить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным».

У Форда было достаточно оснований насмехаться над новомодными идеями Слоуна для фирмы «Дженерал Моторс». Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек.

Примерно за 12 лет Форд превратил крошечную компанию в гигант­скую отрасль, изменившую американское общество. Более того, он сделал это, постигнув, как построить автомобиль, продаваемый всего за 290 дол., платя своим рабочим одну из самых высоких ставок того времени – 5 дол. в неделю. Так много людей купили модель «Ти», что в 1921 г. «Форд Мотор» контролировала 56% рынка легковых автомобилей и заодно почти весь миро­вой рынок. Фирма «Дженерал Моторс», которая в то время была конгломера­том из нескольких небольших полунезависимых компаний, хаотично пере­мешанных за проволочной оградой, располагала всего 13% рынка и дрейфо­вала к банкротству.

К счастью, семья Дюпонов ради спасения огромных капиталовложе­ний в акции «Дженерал Моторс» приняла на себя ведение ее дел, пока крах еще не разразился. Пьер С. Дюпон, сам крупный сторонник современного управления, назначил президентом фирмы Альфреда П. Слоуна. Слоун бы­стро превратил в реальность планы, над которыми издевался Форд, тем са­мым введя в практику то, что остается до сих пор главным принципом управ­ления крупными компаниями. Реорганизованная «Дженерал Моторс» распо­лагала крупной и сильной группой управления, а множество людей получили право самостоятельно принимать важные решения.

Слоун как личность был полной противоположностью Форду. Послед­ний был несгибаемо жестким, своевольным и интуитивным человеком, а лю­бимыми словами Слоуна стали «концепция», «методология» и «рациональ­ность».

Человек не шлялся взад вперед, как предсказывал Форд. Напротив, на каждого руководителя были возложены определенные обязанности и дана свобода делать все, что необходимо для их выполнения.

Важно и то, что Слоун разработал хитроумную систему контроля, по­зволяющую ему и другим руководителям высшего уровня всегда быть в курсе того, что происходит в их гигант­ской организации.

В то время как «Форд Мотор» сохраняла верность черной мо­дели «Ти» и традиции, согласно которым босс командует, а остальные выполняют, управленческая команда Слоуна быстро воплотила в жизнь новые концепции в соответствии с изменяющимися потребно­стями американцев. Фирма «Дже­нерал Моторс» ввела в практику час­тые замены моделей, предлагая потреби­телю широкий ассортимент стилевых и цветовых оформлений и доступный кредит.

Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руково­дителей сильно снизился. В 1927 г. фирма была вынуждена остановить сбо­рочный конвейер, чтобы переоснастить его под выпуск весьма запо­здавшей модели «А». Это позволило «Дженерал Моторс» захватить 43,5% автомо­бильного рынка, оставив «Форду» менее 10%.

Несмотря на жесткий урок, Форд так и не смог прозреть. Вме­сто того, чтобы учиться на опыте «Дженерал Моторс», он продолжал действовать по старинке.

В следующие 20 лет фирма «Форд Мотор» едва удерживалась на третьем месте в автомобильной промышленно­сти и почти каждый год теряла деньги. От банкротства ее спасало только обращение к резерву наличных в 1 млрд. долл., который Форд скопил в удачливые времена.

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. Кто был лучшим менеджером - Форд или Слоун? Почему?

2. Какие внутренние и внешние факторы содействовали успеху фирм «Форд Мотор» и «Дженерал Моторс»? Какие факторы оказали влияние на упа­док фирмы «Форд Мотор»?

3. Какова важнейшая причина поражения Форда?

Тест. Могу ли я быть руководителем [2]

Предлагается ряд вопросов — управленческих ситуаций. Необходимо в каждом из них выбрать и отметить правиль­ный, с Вашей точки зрения, вари­ант.

1. Поведение руководителя зачастую определяется, с одной стороны, опасе­нием не выполнить задание в срок, с другой — вступить в конфликт с подчи­ненными. Представьте себе, что с завтрашнего дня Вам предстоит руководить большой группой сотрудников. Чего Вы больше всего опасаетесь в этом слу­чае?

а) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;

б) что у Вас могут возникнуть конфликты, и сотрудники будут оспари­вать принимаемые Вами решения;

в) вы боитесь за конечный результат, что Вам не удастся выполнить ра­боту на том уровне, как Вам хотелось бы.

2. Предприятие, руководителем которого Вы являетесь, получило ответствен­ное задание. Его необходимо выполнить в сжатые сроки. Как Вы поступите?

а) соберете наиболее компетентных работников и коллек­тивно вырабо­таете наиболее эффективный вариант выпол­нения задания;

б) за основу возьмете несколько предложенных специа­листами вариан­тов и из них выберете наилучший;

в) примете решение единолично без привлечения других специалистов.

3. На совещании возникла конфликтная ситуация, в ко­торой наиболее эффек­тивный вариант решения проблемы, по Вашему мнению, предложен моло­дыми специалистами, большинство же "маститых" специалистов отвергли этот ва­риант и выдвинули свой. Как Вы поступите?

а) согласитесь с большинством;

б) поддержите молодых специалистов и разъясните суть заблуждений "маститых" специалистов;

в) попытаетесь найти компромиссное решение.

4. Какие, по Вашему мнению, знания в работе руководи­теля должны преобла­дать?

а) специальные знания (технологии и условий производ­ства, оборудова­ние и пр.);

б) знания в области управления.

5. Вы передали исполнителю полномочия на решение про­блемы. В работе допущена ошибка. Какую долю ответствен­ности перед лицом вышестоящего руководства Вы возьмете на себя?

а) возьмете максимум ответственности на себя;

б) разделите ее с исполнителем;

в) полностью переложите на исполнителя.

6. Вы должны провести важное совещание. Как Вы посту­пите?

а) заранее определите круг участников, докладчика и содокладчика, круг вопросов, по которым они должны выс­тупить, обеспечить подготовку про­екта решения;

б) сообщите тему и предложите прибыть на совещание со своими пред­ложениями.

7. В руководимом Вами коллективе стали часто наблюдать­ся случаи наруше­ния трудовой дисциплины. Что, по Вашему мнению, принесет наибольший успех в подъеме дисциплины?

а) воспитательные меры (убеждение);

б) административные меры (выговор, взыскание);

в) осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда (улучшение условий труда, более четкое распределение обязанностей между сотрудниками);

г) сокращение материального поощрения.

8. Вы должны подписать важный документ. Как Вы посту­пите?

а) лично примете исполнителя для подписания документа;

б) получите документ через секретаря, а неясные вопро­сы уточните у исполнителя по телефону.

9. Ежедневно на имя директора предприятия приходит в среднем 100—200 документов и писем (в том числе и личных). Как Вы поступите?

а) единолично рассмотрите все документы и примете решение;

б) из числа поступивших документов выделите главные, первоочеред­ные и поручите разбор их специалистам;

в) разобьете все документы на группы и направите соот­ветствующим специалистам для подготовки доклада;

г) поручите референту сделать предварительный разбор документов и направите в соответствующие подразделения для разработки предложений.

10. В руководимом Вами коллективе имеется неформаль­ный лидер. Коллек­тив во многих вопросах прислушивается к его мнению. Ваше поведение в данной ситуации?

а) постараетесь избавиться от него;

б) оставите все без внимания;

в) постараетесь найти с ним общую точку зрения.

11.В Вашем коллективе работает сотрудник, обладающий незаурядными ор­ганизаторскими и деловыми качествами, но склочный и неуживчивый по на­туре. В связи с этим многие сотрудники руководимой Вами орга­низации вы­ражают недовольство и требуют его увольнения. Как Вы поступите?

а) уволите этого сотрудника;

б) убедите его вести себя в коллективе по-другому;

в) оставите все без внимания;

г) предложите какой-либо другой выход.

Ключ к тесту дается преподавателем.

Тест

1. Деятельность каких лиц можно отнести к менеджменту:

1) капитан корабля;

2) министр;

3) участник общего собрания акционеров;

4) преподаватель в студенческой группе;

5) президент компании;

6) руководитель космического полета;

7) продюсер шоу-звезды.

2. Каково соотношение понятий «управление» и «менеджмент»:

1) понятие «менеджмент» шире;

2) понятие «управление» шире;

3) понятие «менеджмент» значительно шире;

4) эти понятия тождественны.

3. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

1) в XIX в. 4) в XVIII в.

2) на рубеже XIX и XX вв. 5) в середине XX в.

3) в средние века.

4. Что такое управление?

1) специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления;

2) воздействие субъекта на объект управления;

3) подчинение объекта субъекту управления;

4) единство субъекта и объекта управления.

5. Какие функции управления называют общими:

1) производство, маркетинг, финансы, сбыт;

2) планирование, организация, мотивация, контроль и координация;

3) производство, инновации, информация, принятие решений.

6. Предметом труда менеджера являются:

1) сырье, материалы; 3) станки, оборудование.

2) люди, информация;

7. Что является продуктом управленческого труда?

1) власть; 3) информация;

2) средства оргтехники; 4) управленческие решения.

8. Что означает профессионализм менеджера:

1) управленческую подготовку;

2) знание технологий отрасли;

3) опыт практической работы в отрасли;

4) работу на постоянной профессиональной основе.

9. Руководители какого уровня основную часть рабочего времени должны заниматься решением оперативных задач:

1) всех уровней; 3) высшего;

2) среднего; 4) низового.

10. Как вы понимаете искусство менеджмента?

1) это способности менеджеров, которые реализуются в их практической деятельности;

2) это комплекс знаний и опыта управления;

3) это интуиция и предвидение ситуации;

11. К какому виду разделения управленческого труда относится вертикальное и горизонтальное разделение труда?

1) функциональное;

2) структурное;

3) профессионально-квалификационное.

12. Назовите группы основных ролевых функций менеджера:

1) лидерские роли;

2) межличностные роли;

3) информационные роли;

4) роли распределителя ресурсов;

5) роли, связанные с принятием решений.

13. Отметьте характеристики, соответствующие понятию «менеджер»:

1) член организации;

2) человек, владеющий акциями;

3) наемный работник;

4) инженер, юрист, экономист;

5) член организации, прошедший специальную проф. подготовку;

6) лицо, принимающее решения, организующее их выполнение и несущее ответственность за их выполнение.


Семинар 2. Социальная ответственность и этика управления (2 часа)

 

1. Социальная ответственность и три фазы в ее понимании и развитии.

2. Аргументы в поддержку и против социальной ответственности.

3. Этика современного менеджмента.

4. Социальное предпринимательство

 

Литература основная

1. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента. Часть I. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008.

2. Тодошева С. Т. Теория менеджмента. М.: КНОРУС, 2013.

3. Зараменских М. Месторождение идей//Аргументы и факты, 2013. № 13.

4. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учеб. пособие. М.: ИТК «Дашков и К», 2007.

5. Стрижов С. Социальная ответственность как требование времени // Гос. служба. 2005.

 

Литература дополнительная

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002. С. 252–254.

2. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Рос. журн.менеджмента. 2004. №3. С. 17–34.

3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Ботторф Д. Л. Этика организации: от обеспечения соответствия к результативности // Стандарты и качество. 2007. № 1. С. 102–108.

5. Ботторф Д.Л. Управление этикой деловых отношений // Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. 2005. № 1. С. 50–56.

6. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004. С. 178–201.

7. Житенев С.Л. Ответственность бизнеса в решении социально-экономических проблем персонала и общества // Управление персоналом. 2008. № 3. С. 52–53.

8. Житенев С.Л. Этика российского бизнеса // Управление персоналом. 2008. №4. С. 50–51.

9. Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 3. С. 112–122.

10. Лапина Н. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее для России? // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 6. С. 31–38.

11. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Учеб. пособие. М.: Дело, 2004.

12. Рамазанов А. Концепция корпоративной социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12. С. 38–46.

13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 386–396.

 

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Дайте понятие социальной ответственности. Почему социальную ответственность нередко называют «заботливым капитализмом»?

2. Сравните юридическую и социальную ответственность.

3. Сопоставьте две основные точки зрения на социальную ответственность.

4. Рассмотрите три фазы восприятия социальной ответственности и соответствующие им философские идеи.

5. Приведите аргументы в пользу и против социальной ответственности. Три подхода к социальной ответственности.

6. Каковы ваши личные взгляды на проблему «надлежащей роли бизнеса в обществе»?

7. Влияние социальных факторов на эффективность менеджмента.

8. Опишите взаимосвязь между моральными ценностями и социальной ответственностью.

9. Рассмотрите различные типы социальной ответственности, проиллюстрируйте их примерами из жизни различных компаний.

10. Дайте понятие этики управления. История формулирования принципов делового поведения.

11. Каким образом личностные ценности влияют на поведение человека на рабочем месте?

12. Какие существуют подходы к оценке этичности принимаемых решений? Эталоны этичного поведения в менеджменте.

13. Каким образом организация может повысить показатели этичности поведения своих работников?

14. Что понимается под социальным предпринимательством? Привести примеры.

 

Конкретная ситуация I

«Сотрудники компании помогают местным сообществам» [3]

Пожертвования компаний на местные благотворительные нужды – не новое дело. Сегодня, однако, компании все чаще предпочитают более прямые, личные формы участия в оказании помощи сообществам, вкладывая труд своих работников. Свыше 500 фирм, значительно больше, чем 10 лет назад, разработали программы, позволяющие их сотрудникам участвовать в проектах на благо сообщества. Подходы компаний к этому делу существенно различаются. Некоторые фирмы разрабатывают программы, реализуемые в сообществе их же сотрудниками. Другие освобождают своих людей от основной работы, чтобы те обслуживали сообщество. Третьи вознаграждают добровольцев, работающих на сообщество, дополнительными днями к отпуску или публично отмечают заслуги этих людей, а иногда делают пожертвования от их имени.

Труд добровольцев приносит выгоду компаниям в той мере, в какой его оценивает принимающее такой вклад сообщество. Помимо очевидной выгоды в форме улучшения отношений с местным сообществом, у добровольцев, по сообщениям фирм, появляется более позитивное отношение к своей основной работе, а также к их работодателям. Итак, протягивая руку помощи, фирма в той же мере помогает себе самой.

Совсем иначе повела себя фирма «Форд Мотор» в деле с «Пинто» - не выпускаемой более моделью. После того, как три женщины погибли в своих автомобилях модели «Пинто» выпуска 1973 г. из-за возгорания машин после наезда на них сзади, компания «Форд» была привлечена к суду. Руководители фирмы утверждали, что в точности следовали федеральным правилам, проведя экономический анализ и показав, что добавление 11-долларовой детали, которая могла бы предотвратить загорание топливной системы, - это лишние расходы по сравнению с оценкой низкой вероятности гибели людей или получения ими телесных повреждений по указанной причине. Однако другие свидетельства по делу гласили, что: 1) руководители фирмы должны были знать об опасности со стороны топливной системы по отчетам о результатах испытаний на наезды; 2) модель «Пинто» не могла выдержать наезд на скорости 50 км/ч без высоковероятного разрушения бензобака; 3) главный инженер проекта указал, что его неоднократные письменные и устные напоминания руководству фирмы о недостаточной безопасности «Пинто» были, по сути дела, проигнорированы и привели к его перемещению на работу, не связанную с проблемами соблюдения федеральных стандартов.

Примером социальной ответственности в связи с повышением образовательного уровня в обществе служит фирма «Эппл Компьютер», подарившая компьютерные системы более чем 9 тыс. начальным и средним школам. Фирма «АйБиЭм» также дарила компьютерные системы многим американским университетам. Вообще направление руководителей фирм, расположенных рядом с университетами, читать там лекции и участвовать в групповых дискуссиях, - общепринятая практика. Эти предприятия ежегодно пополняют бюджет университетов миллионами долларов.

К другим сферам участия корпораций в жизни общества относятся пожертвования на обновление городов, оказание помощи инвалидам, подготовка и найм представителей меньшинств, поддержка искусства.

 

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. О каких типах социальной ответственности идет речь в ситуации?

2. К каким последствиям (позитивным и негативным) для организации может привести социально ответственное и социально безответственное поведение?

3. На примере ситуации проиллюстрируйте аргументы в поддержку и против социальной ответственности.

 

Конкретная ситуация II

«Современная этика: дело Э.Ф. Хаттона» [4]

 

2 мая 1985 г. Уолл-Стрит впал в состояние шока, узнав, что пятая в США по величине брокерская фирма «Э.Ф. Хаттон энд Ко» признана виновной в 2000 подделок почтовых и телеграфных отправлений. Фирма согласилась уплатить штраф в размере 2 млн долл., возместить издержки в связи с государственным расследованием и возместить убытки банкам, ставшим жертвами мошенничества. Фирма призналась в систематическом завышении остатков на своих счетах в 400 банках и получении таким путем для краткосрочного использования 10 млрд долл. без выплаты процентов. Фирма избежала продолжительного судебного процесса, признав себя виновной. Однако широко распространившаяся информация о случившемся повредила прекрасной до того времени репутации фирмы. Вскоре после признания своей вины она начала терять клиентов.

Министерство юстиции в своих обвинительных материалах не назвало по имени ни одного виновного, хотя, по словам прокурора, в мошенничестве участвовало 25 работников фирмы. По сообщениям, государство решило не наказывать конкретных лиц, поскольку потребовался бы длительный судебный процесс и действовал скорее «корпоративный механизм», а не группа сговорившихся между собой преступников.

Высшее руководство фирмы побуждало начальников отделений увеличивать доходы от системы контроля и регулирования денежных операций. Тех, кто добивался этого, хвалили. Однако в период расследования высшее руководство утверждало, что начальники отделений действовали так без ведома высшего звена. Внутренняя документация показала, что руководители высшего звена могли знать о крупных овердрафтах. Однако в отчете по делу утверждалось, что президента фирмы нельзя считать за это ответственным, поскольку контроль и регулирование денежных операций не были в его ведении, а сам он не сделал ничего противозаконного.

У многих возникли сомнения в правоте министерства юстиции, обвинившего фирму в целом, но не ее конкретных работников. Помощник генерального прокурора США Элберт Мюррей сказал: «Оказалось исключительно трудно доказать, что люди из главной конторы знали о происходившем, поскольку руководители региональных и отраслевых отделений наделены значительной свободой в выборе способов ведения своих операций». Он указал также, что не хотел формирования ситуации, в которой «несколько человек понесли бы наказание за методы, ставшие результатом распространившейся в компании философии». Некоторые специалисты министерства считают, что сотрудников корпорации нельзя обвинять в преступлениях, если они не имеют личной выгоды от незаконных операций. Другие же полагают, что таким путем министерство юстиции хочет заключить сделку с теми, кто совершает серьезные корпоративные преступления.

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. Согласны ли вы с решением министерства юстиции обвинить только фирму «Э.Ф. Хаттон», а не ее конкретных работников в преступлениях, или считаете, что конкретные виновники должны отвечать за свои действия? Поясните свой ответ.

2. Что фактически сообщает работникам фирмы «Э.Ф. Хаттон» и других компаний принятое министерством решение?

3. Согласны ли вы с тем, что президента компании нельзя считать ответственным, поскольку контроль и регулирование денежных операций не были в его ведении, и он не контролировал бухгалтерско-ревизорскую систему?

4. Какие добровольные действия могла бы предпринять фирма, чтобы стать более социально ответственной организацией?

Тест на этику организации [5]

 

Определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен – СС; согласен – С; не согласен – НС; совершенно не согласен – СНС.

1. Не следует ожидать, что рабочие будут сообщать о своих ошибках руководству.

2. Бывают случаи, когда руководитель должен игнорировать требования контракта и нарушать стандарты безопасности, чтобы справиться с делом.

3. Не всегда возможно вести точную регистрацию расходов для отчетности; иногда поэтому необходимо давать примерные цифры.

4. Бывают случаи, когда нужно скрыть неблагоприятную информацию от начальства.

5. Нам следует делать так, как велят наши руководители, хотя мы можем сомневаться в правильности этих действий.

6. Иногда необходимо заняться личными делами в рабочее время.

7. Психологически иногда целесообразно задавать цели, немного превышающие норму, если это поможет стимулировать усилия работников.

8. Клиенту фирмы можно дать доверительную информацию, если это приносит определенные выгоды мне.

9. Можно пользоваться служебной линией связи для личных телефонных разговоров, когда ею не пользуется компания.

10. Руководство должно быть ориентированным на конечную цель, поэтому цель обычно оправдывает средства.

11. Если ради получения крупного контракта потребуется устройство банкета или легкая деформация политики компании, я дам на это разрешение.

12. Без нарушения политики компании и существующих инструкций жить невозможно.

13. Отчеты по контролю товарных запасов нужно составлять так, чтобы по полученным товарам фиксировались «нехватки», а не «излишки». (Аналогично, если кассир сдает меньше сдачи, это терпимо).

14. Использовать время от времени копировальную машину компании для личных целей – вполне приемлемо.

15. Унести домой то, что является собственностью компании (карандаши, бумага, ленты для пишущей машины и т.п.), для личных нужд – приемлемая дополнительная льгота.

 

Оценка ответа в баллах: СНС – 0, НС – 1, С – 2, СС – 3.

 

Подсчитайте сумму набранных вами баллов.

Результат теста оглашает преподаватель.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...