Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 6. Делегирование полномочий и мотивация деятельности




(2 часа)

1. Делегирование задач, ответственности и полномочий

2. Основные понятия теории мотивации.

3. Ранние теории мотивации.

4. Экономические и неэкономические способы мотивирования.

Литература основная

1. Бондаренко В.В., Юдина В.А., Алёхина О.Ф. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Гардарика, 2010.

4. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента. Часть I. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008.

5. Менеджмент: учебник. Под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2009.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007.

7. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Сетков В.И. Менеджмент: учебное пособие. М.:КНОРУС, 2012.

9. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации: учебник. М.: КНОРУС, 2011.

10. Тодошева С.Т. Теория менеджмента: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013.

 

Литература дополнительная

1. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008.

2. Сидоренко С. Мотивация персонала: две стороны медали // Человек и труд. 2007. № 7. С. 39–46.

3. Холодков А.В., Карпова Е.В., Сурков С.А. Особенности мотивации персонала крупных промышленных предприятий // Управление персоналом. 2008. № 12. С. 42–46.

 

 

Контрольные вопросы и задания к теме

1. В чем заключается сущность делегирования, каково его значение для руководителей и подчиненных.

2. Определите, какие задачи можно (и нужно) делегировать, а какие нельзя.

3. Дайте определения ответственности и полномочий, какая между ними существует связь?

4. Перечислите виды управленческих полномочий, охарактеризуйте их содержание. Какие факторы определяют разницу между линейными и штабными полномочиями? В чем разница между рекомендательными полномочиями, обязательными согласованиями, параллельными и функциональными полномочиями?

5. Назовите принципы эффективной организации распределения полномочий. Какие факторы влияют на норму управляемости?

6. Назовите причины, по которым руководители и подчиненные избегают ответственности и блокируют делегирование? Как можно их преодолеть.

7. Дайте определение понятия «централизация управления». Какие факторы влияют на степень централизации организаций?

8. В чем состоят преимущества и недостатки централизованных и децентрализованных структур, каковы условия их эффективного применения?

9. Какую роль играет мотивация в эффективном развитии организации и управлении поведением человека?

10. Сравните определения мотивации в работах различных авторов. Выберите наиболее предпочтительное определение, обоснуйте свой выбор

11. Дайте определение основных понятий теории мотивации: нужда, потребность, интерес, мотив, мотивационная структура, стимул, мотивация, мотивирование.

12. Объясните сущность упрощенной модели мотивации поведения человека.

13. Охарактеризуйте два типа мотивирования. Можно ли их противопоставлять друг другу? Существует ли зависимость между мотивацией и результатами труда? Какая из этого вытекает управленческая проблема?

14. Какие виды стимулов используются в современных организациях. Можно ли мотивирование современных работников сводить только к экономическим способам?

15. Какие неэкономические способы мотивирования вы знаете? Приведите примеры.

16. Дайте характеристику ранних теорий мотивации.

 

Домашнее задание

1. Проведите в группе социологическое исследование о причинах возможного отказа от получения дополнительных полномочий и обсудите результат.

2. Назовите по пять наиболее важных, по вашему мнению, мотиваторов для следующих лиц:

1) вас лично на учебе;

2) квалифицированного рабочего;

3) профессионала (врача, социолога, преподавателя);

4) неквалифицированного работника.

 

Практикующие упражнения

1. Конкретизируйте понятия «делегирование» (кому какая задача делегирована) и «ответственность» (какие сотрудники несут ответственность и какие действия предприняты после обнаружения ошибок в работе) в следующих проблемных ситуациях:

1) Сотрудник принят на работу по монтажу печатных плат видеомагнитофонов. В процессе контроля готовой продукции обнаружен брак монтажа печатных плат.

2) Врач-хирург поручил медицинской сестре в ходе процесса проводимой операции перелить кровь больному. Пациент умер из-за неправильно выбранной медицинской сестрой группы крови для переливания.

3) В результате ошибки инженера не заказаны комплектующие для производства подъемных механизмов, поэтому обязательства завода по отгрузке готовой продукции не выполнены в срок.

2. Объясните, какие принципы эффективной организации распределения полномочий нарушены в следующих ситуациях: а) подчиненный получает указания от двух руководителей – своего непосредственного и вышестоящего; б) указания от директора непосредственно получает начальник участка; в) руководитель функционального подразделения дает указание начальнику цеха.

3. Обсудите, какие методы стимулирования успеваемости можно эффективно использовать в учебном процессе.

4. Сопоставьте экономические и неэкономические методы стимулирования студентов и обсудите, какие из них эффективнее.

 

Конкретная ситуация I

«Стимулирование бригады наладчиков»

 

По итогам работы за год предприятие выделило для материального стимулирования бригады наладчиков 10 тысяч рублей. В бригаде 5 человек, бригадир распределил средства поровну (по 2000 рублей на каждого), чем вызвал большое недовольство работников и конфликтную ситуацию в бригаде.

Бригада имеет следующий состав:

Алексей, самый молодой работник, 20 лет. Не женат, увлекается спортом, музыкой, в отношении карьеры не определился, профессию выбрал случайно. Полученную работу старается выполнить хорошо, но безынициативен, оценка работы средняя.

Борис, молодой рабочий, 25 лет. Из рабочей династии, работает по призванию. Семья, маленький ребенок. Очень сильны мотивы удачной карьеры, достижения цели. Инициативен, полностью отдает себя работе, оценка работы высокая. Имеет большое желание учиться, повышать квалификацию. Его цель в ближайшей перспективе – стать бригадиром, в дальнейшей – стать вице-президентом, управляющим корпорацией.

Валерий, рабочий, 40 лет. Семья, двое детей-студентов. Работает стабильно хорошо, оценка работы высокая. К моральным стимулам равнодушен, так же как и к карьере. Преимущество отдает материальным стимулам, т.к. оплачивает учебу детей и лечение жены, страдающей хроническим заболеванием. Свободное время проводит на даче, увлекается садоводством.

Григорий, бригадир, 43 года. Тщеславен, своей карьерой недоволен, должность бригадира считает не соответствующей своим способностям. Активно участвует в общественной жизни предприятия, работе клубов, движений, комитетов. Активно самоутверждается, что отнимает много времени, поэтому результаты работы средние. Разведен, не испытывает особых материальных затруднений. Регулярно и с большим желанием повышает квалификацию на курсах, увлекается туризмом.

Дмитрий, пожилой работник, 3 года до пенсии. Большой профессиональный опыт, знания, навыки, не снижающаяся физическая активность. Незаменим при консультировании в сложных ситуациях, но сам физически не может справиться с их решением. Дети, внуки, жена на пенсии. Главная задача работника – спокойно доработать до пенсии. Показатели работы средние, является наставником самого молодого работника, увлекается историей.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Какие мотивационные механизмы нарушены?

2. Какие идеи теории мотивации можно применить в данных ситуациях?

3. Что следует предпринять, чтобы разрешить создавшиеся конфликты?

4. Как можно предупредить появление подобных ситуаций на предприятии?

 

Конкретная ситуация II

Молодой специалист Петров был назначен начальником цеха предприятия. Со всей энергией он отдался своей работе: он постоянно вмешивается в работу отдельных подразделений, дает прямые указания бригадирам и рабочим, и обращается к мастерам как к приемщикам приказов, которые должны их передавать дальше.

Через некоторое время один мастер уволился с обоснованием, что он чувствует себя «мальчиком на побегушках». Вскоре пожаловался другой мастер, что его должность вскоре будет совершенно не нужна, так как начальник цеха все делает сам.

Теперь вмешивается руководство предприятия. Начальнику цеха объясняют, что он должен уважать зоны делегирования своих работников. Однако все остается по-старому. Петров объясняет, что его методы успешны, так как он всегда выполняет производственные задания. Руководство еще раз указывает ему на то, что оно заинтересовано в использовании инициативы всех работников. К деятельности Петрова относительно производственных заданий у руководства нет претензий; однако его метод, как оказалось, приводит к тому, что уходят способные кадры, и что большая часть знаний и умений его мастеров остается без применения. С этим руководство согласиться не может.

Петров, который эту позицию руководства рассматривает как начетничество, отвергает эти упреки и действует по-прежнему. Когда мастера вновь обращаются к руководству с жалобой, оно решает расстаться с Петровым.

Вопросы к конкретной ситуации

Обоснуете обвинение Петрова в двойном нарушении своих обязанностей:

а) по отношению к подчиненным;

б) по отношению к руководству.

Конкретная ситуация III

Сотрудник отдела социального обеспечения Шеллер, который имеет право самостоятельно предоставлять социальную помощь до 1000$, однажды получает заявку руководителя филиала предприятия на социальную помощь в размере 800$. Заявка одобрена директором завода.

Обычно поступают заявки на сумму не выше 500$. Поэтому Шеллеру сумма кажется слишком высокой, но он не хотел бы ссориться с директором завода.

Шеллер обращается к своему начальнику, чтобы представить ему «проблему, с которой он не знает, что делать». Он говорит: «Я чувствую себя неловко при мысли, что при одобрении такой заявки практически создается прецедент. Я не могу избавиться от впечатления, что сумма слишком высока. Во всяком случае, я не хотел решать, не поговорив предварительно с вами». Начальник дружелюбно ответил: «Это, конечно, очень правильно. Я считаю, что директор слишком щедр и забывает о последствиях, которые возникнут, когда об этом узнает персонал. Я согласен с вами, здесь надо быть осторожным».

После этого г-н Шеллер отклонил заявку. Как и следовало ожидать, появилась жалоба. В особенности был рассержен директор, что его согласие просто проигнорировали. Г-н Шеллер вежливо объяснил, что это решение принято не им, а его начальником.

 

Вопросы к конкретной ситуации

1. Должен ли был начальник отдела соцобеспечения принимать решение по этой заявке?

2. Как теоретически называется поведение г-на Шеллера в данной ситуации?

3. Какие полномочия использовал Шеллер при отклонении данной заявки?

 

Конкретная ситуация IV

Руководитель отдела после долгих усилий принял, наконец, на работу новую старшую продавщицу. Она очень умелая и старательная. К сожалению, до этого никогда самостоятельно не вела торговые ведомости. Руководитель отдела не видит другого выхода, как самому взять на себя эту задачу. Вздыхая, он делает эту работу каждый вечер и думает о других делах, которые теперь в его отделе остаются невыполненными.

Через некоторое время руководство магазина обратило на это внимание.

Руководитель отдела объясняет, что он должен сам вести торговые ведомости, т.к. его новая старшая продавщица еще не в состоянии делать это, а он же, наоборот, несет ответственность за то, чтобы его отдел работал без помех. Руководство магазина недовольно таким решением.

Вопросы к конкретной ситуации

1. Разделяете ли вы мнение руководства магазина?

2. Какой метод лучше для обучения нового неопытного работника: «бросить его в воду, чтобы научился плавать», «плавать поблизости» или «оставить его на берегу, а самому демонстрировать умение плавать»?

3. Какое отрицательное качество менеджера проявил в этом случае руководитель отдела?

 

 

Тест

1. Что означает участие в управлении:

1) руководитель сам принимает решения;

2) руководитель определяет условия принятия решений;

3) руководитель и подчиненный вместе принимают решения;

4) подчиненный принимает решение.

2. Как называется процесс делегирования полномочий в организации:

1) дифференциация;

2) диверсификация;

3) децентрализация;

4) декомпозиция.

3. Структура управления представляет собой:

1) группу руководителей организации;

2) совокупность управленческих подразделений и должностей;

3) оборудованный всем необходимым офис;

4) систему связей между руководителем и подчиненным.

4. Что характеризует норма управляемости:

1) трудоемкость работ менеджера;

2) уровень оплаты труда руководителя;

3) правила поведения менеджеров;

4) количество подчиненных сотрудников;

5) условия субординации отношений.

5. Дайте определение делегирования:

1) передача ответственности другому лицу;

2) передача задач, ответственности и полномочий другому лицу;

3) форма власти и влияния.

6. Полномочия, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее к другим подчиненным, называются:

1) административными;

2) рекомендательными;

3) функциональными;

4) линейными;

5) делегированными.

7. Ограниченное право использовать определенныересурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач называется:

1) делегирование;

2) ответственность;

3) власть;

4) полномочия.

8. Какие задачи не могут быть делегированы:

1) принятие решения о ликвидации предприятия;

2) принятие Устава предприятия;

3) утверждение отчетов о работе;

4) все ответы верны.

9. Какую работу руководитель должен деле­гировать своим подчиненным:

1) рутинную работу;

2) частные вопросы, которые могут мотивировать сотруд­ника и способствовать росту его профессионализма;

3) установление целей;

4) экспертизу качества выпускаемой продукции.

10. Кому в первую очередь руководитель дол­жен делегировать полномочия:

1) самым способным;

2) сотрудникам, способным взять дополнительную работу или имеющим свободное время;

3) сотрудникам, чьи способности надо проверить или рас­крыть шире;

4) работникам, которые хотят взять на себя трудные за­дачи и желают приобрести опыт.

11. Мотивацию можно определить как:

1) реакцию окружения на действия человека;

2) совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности;

3) то же самое, что и стимулирование;

4) принципы, которым человек следует в своей жизни.

12. Какое из определений точнее всего поясняет термин «потребность»?

1) чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо;

2) необходимость в чем-либо, в условиях жизнедеятельности;

3) нужда, принимающая конкретную специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.

13. Какая из классификаций потребностей является наиболее полной?

1) физиологические, причастности, принадлежности, власти;

2) врожденные, признания, самореализации;

3) врожденные и приобретенные.

14. Что понимается под «мотивацией человека к деятельности»?

1) необходимость в чем-либо, в определенных условиях жизнедеятельности, которые обеспечивают нормальное функционирование и развитие человека;

2) совокупность движущих внутренних и внешних сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, направленных на достижение личных целей или целей организации;

3) совокупность мотивов, в которой мотивы находятся в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека.

15.Какие из перечисленных типов вознаграждений, предоставляемых организацией, могут удовлетворить потребность работников в безопасности:

1) продвижение по службе;

2) медицинское страхование;

3) пенсионное обеспечение;

4) высокая оплата труда.

16. Потребность в принадлежности и причастности может проявляться в следующих желаниях:

1) иметь диплом престижного университета;

2) работать с людьми, которые дружелюбны и готовы к сотрудничеству;

3) иметь возможность контролировать информацию или ресурсы;

4) избегать конфликтов.

17. Что относится к ранним теориям мотивации?

1) теория человеческих отношений к работникам;

2) психологическая теория мотивации;

3) «кнута и пряника».

18. Какой из экспериментов Элтона Мейо получил определение парадокса?

1) Хотторнский;

2) Филадельфийский;

3) Канзасский;

4) Сан-францисский.

19. Что относится к косвенным способам мотивирования?

1) оплата транспортных расходов;

2) сокращенный рабочий день;

3) гибкий график работы?

4) организация медицинского обслуживания;

5) предоставление отгулов.

20. Выделите из различных способов экономического стимулирования прямые стимулы.

1) заработная плата;

2) бонусы;

3) субсидии на питание;

4) дивиденды;

5) 13-я зарплата;

6) скидки на покупку товаров фирмы;

7) помощь в оплате расходов на образование;

8) различные формы страхования;

21. Согласно теории менеджмента комплексным показателем мотивации может служить;

1) повышение по службе;

2) высокая заработная плата;

3) признание заслуг и авторитета личности;

4) интересная работа.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...