Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Связующие процессы в управлении




Семинар 8. Информационно-коммуникационное обеспечение управления (2 часа)

1. Информация и роль информационных технологий в управлении.

2. Коммуникации в управлении.

3. Процесс коммуникации.

Литература основная

1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 235–240.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учеб. М.: Экономистъ, 2008. С. 420–432.

3. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента. Часть I. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. С. 96–100.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. С. 149–176.

 

Литература дополнительная

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учеб. СПб: Союз, 2002. С. 207–214.

2. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004. С. 647–676.

3. Лазарев С. Преодоление препятствий на пути эффективной коммуникации // Управление развитием персонала. 2008. № 3.

4. Наврузов Ю. Роль коммуникаций в организациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С.26–29.

5. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 128–138.

6. Татаринцева Ю. Менеджмент внутренних коммуникаций // Управление развитием персонала. 2008. № 3.

Контрольные вопросы и задания к теме

1. Информация, ее роль в менеджменте и классификация.

2. Требования, предъявляемые к управленческой информации, и факторы, влияющие на эффективность информационного обеспечения.

3. Дайте понятие коммуникации в организации? Почему эффективные коммуникации важны для деятельности руководителей и организации в целом?

4. Как соотносятся между собой понятия «информация» и «коммуникация»?

5. Какие виды коммуникации вы знаете? Назовите основные типы невербальной коммуникации, приведите примеры. Как, по Вашему мнению, следует менеджеру развивать навыки чтения невербальных сигналов?

6. Какова структура коммуникационного процесса в управлении. Какие составляющие включает в себя эффективная коммуникация.

7. Состав этапа отправления в модели коммуникативного процесса. Дайте их характеристики. Отметьте основные проблемы, возникающие на этих этапах.

8. Состав этапа получения в модели коммуникационного процесса. Дайте их характеристики. Отметьте основные проблемы, возникающие на этих этапах.

9. Дайте понятие шума в коммуникации, их причины и способы устранения.

10. Приведите классификацию коммуникационных сетей в организации. Какая из коммуникационных сетей характеризуется наибольшей централизацией власти.

11. Сравните различные средства телекоммуникаций с точки зрения их эффективности для общения.

12. Дайте характеристику различных коммуникационных стилей.

 

Домашнее задание

1. Попытайтесь на основе наблюдений или социологического исследования составить схему коммуникаций своей учебной группы.

2. Составьте список коммуникативных шумов в учебном процессе. Что, по-вашему, мешает эффективной коммуникации между преподавателем и группой, что может стать преградой при общении?

 

Практикующее упражнение «Испорченный телефон»

Все участники, кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику ведущий передает в устной форме сообщение, содержащее несколько предложений, касающееся какой-либо темы, интересной для участников. Получивший сообщение участник зовет в кабинет следующего и передает сообщение ему, тот — следующему и т. д. При этом неизбежно возникают и накапливаются искажения в передаваемой информации. Обсудите, что вызвало искажения сообщения при его передаче от участника к участнику? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? Насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки».

 

Конкретная ситуация

«Бутики Христодара» [11]

Жанна Христодар только что получила университетскую степень бакалавра по направлению «Менеджмент» и сразу же включилась в работу компании своего отца. Ее отец Богдан Христодар являлся владельцем и президентом компании «Бутики Христодара». Компа­ния владела сетью из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России. Компанию еще в конце перестройки осно­вал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время работавшего в сфере советской торговли, и последние 10 лет деятельности ее отца в облас­ти женской одежды, их умение покупать и продавать эту одежду превратили компанию из одного магазина в центре Москвы в доста­точно большую сеть. Управленческий стиль Богдана Христодара, по сути, был продолжением стиля его отца. Оба получи­ли образование при старой системе, один — торговое, а другой — политехническое. Богдан знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен «держать руку на пульсе» всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазинами. Каждый из менеджеров его ма­газинов, равно как и члены правления, встречались с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Богдан тратил 2–3 дня каждой недели на посещение своих магазинов и работу с их менед­жерами.

Однако главной его заботой было то, как люди коммуницируют и как они смотивированы к работе. Он отмечал, что на заседаниях, которые он проводил, все его менеджеры и специалисты слушают его очень внимательно. Тем не менее от суждений, которые они делали, его начала беспокоить мысль: слышат ли они его или просто внима­тельно слушают. Как результат ряд его указаний точно не выполня­лись магазинами. Он часто сам правил документацию и рекламные проспекты. В некоторых магазинах работники поговаривали о вступ­лении в профсоюз. Нередко приходилось слышать то, что ему совсем не нравилось. Так, ему стало известно, что многие работники компа­нии, включая некоторых менеджеров, знают, что пытается делать его компания, и уверены, что они могли делать дело лучше, если бы имели шанс говорить непосредственно с Богданом и его ближайшим окружением. Сам Богдан чувствовал, что многие его менеджеры, так же как и служащие магазинов, делали свою работу без каких-нибудь реальных усилий в творчестве, без изобретательности и энтузиазма. Его, кроме того, интересовало, почему некоторые его лучшие работ­ники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.

Когда дочь пришла к нему, чтобы занять должность его специаль­ного помощника, он сказал: «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Очевидно, что это проблема коммуникации и мотива­ции. Я знаю, что ты изучала менеджмент в университете. Я слышал, как ты говорила о проблемах барьеров и техники коммуникации. Ты называла имена Маслоу, Герцберга, Врума, МакКлелланда и других, кто много знает в области мотивации. Конечно, я сомневаюсь, что эти «психологи» знают достаточно много о бизнесе. Вместе с тем я знаю о мотивации людей то, что главное — деньги, хороший начальник и хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь что-то еще, что поможет мне? Я надеюсь на это. За твое обучение в университете я заплатил немало денег. Мне это недешево обошлось. Так что ты могла бы мне предложить?»

Вопросы к конкретной ситуации

1. Как тот бизнес, в котором находилась компания, определял политику в области коммуникации?

2. Как стиль управления деда и отца Жанны влиял на решение проблем межличностной и организацион­ной коммуникации в компании?

3. Какие формы коммуникации с подчиненными преимуществен­но использовал Христодар-отец?

4. Где у Христодара-отца происходил сбой в коммуникационном процессе?

5. Какие коммуникационные барьеры имели место в компании? Какие меры вы предложили бы для их устранения?

6. Какие коммуникационные сети использовались Христодаром-отцом во взаимодействии с подчиненными?

7. Какой коммуникационный стиль преимущественно использо­вал Христодар-отец в общении с подчиненными?

8. Какие невербальные формы коммуникации использовал Хрис­тодар-отец и были ли они эффективными?

9. Как решение вопросов коммуникации в данной ситуации свя­зано с решением проблем мотивации?

10. Как бы вы на месте Жанны ответили ее отцу на его монолог?

Тест

1. Что не включают в характеристику информации?

1) количество информации;

2) информационный массив;

3) стоимость информации;

4) качество информации;

5) поток информации.

2. Какие факторы не оказывают существенного влияния на эффективность информационного обеспечения?

1) качество информации;

2) интенсивность движения информации;

3) цена информации;

4) физический объем информации;

5) право собственности на информацию.

3. Определите неправильное утверждение.

1) коммуникация – это склонность, способность к установлению контактов и связей;

2) коммуникация включает в себя и то, что передается и как это передается;

3) коммуникация – это передача информации с целью достижения взаимопонимания;

4) коммуникация – это совокупность информационных каналов, позволяющих передавать сведения интеллектуального и эмоционального содержания.

4. Что относится к основным типам невербальной коммуникации:

1) время; 4) погода;

2) настроение; 5) речь;

3) выражение лица; 6) письменный текст.

5. Назовите преграды и барьеры в организационных коммуникациях:

1) искажение сообщений;

2) информационные перегрузки;

3) неудовлетворительная структура организации;

4) плохая организация делегирования.

6. На каком этапе происходит кодирование значения?

1) на этапе посылки;

2) на этапе формулирования значения;

3) на этапе восприятия.

7. Почему возникают шумы (искажение информации)?

1) из-за стереотипов;

2) из-за предвзятого отношения и подозрительности;

3) разного языка поз и жестов;

4) разного жизненного опыта и взглядов;

5) неумения слушать.

8. Чем определяется эффективность коммуникационной сети организации:

1) быстротой передачи сообщений по назначению;

2) степенью сохранения адекватности информации;

3) принятием членами организации данной коммуникационной сети;

4) все ответы верны.

9. Неформальные коммуникации отличаются тем, что (выберите верное):

1) следуют должностным инструкциям данной организации;

2) существуют в силу личных отношений между членами организации;

3) осуществляются по формальным каналам;

4) определяются политикой фирмы.

10. Обмен информацией между организациями, подразделениями и людьми называется:

1) информационная сеть; 3) коммуникации;

2) связь; 4) сообщение.

11. Какой из коммуникационных стилей обладает наибольшей потребностью в обратной связи:

1) открытие себя; 3) торговля за себя;

2) замыкание в себе; 4) защита себя.

12. Что такое коммуникационные сети:

1) соединение участников коммуникационного процесса;

2) совокупность управленческой информации;

3) информация и коммуникации в управлении;

4) совокупность участников процесса коммуникации.

13. Какая из коммуникационных сетей является лучшей для инструктирования диспетчеров:

1) «цепочка»; 3) «вертушка»;

2) «колесо»; 4) «кружок».

14. Элементом процесса коммуникации является:

1) отправитель; 3) сообщение;

2) канал связи; 4) верны все ответы.

15. В какой информационной сети один руководитель контролирует деятельность нескольких подчиненных, информационные потоки исходят из одного центра, что позволяет быстро приступить к действиям:

1) «Y»; 3) «круг»;

2) «звезда»; 4) «палатка».

 

 


[1] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. С. 159–160.

[2] Юкаева В. С. Менеджмент: Практикум. М.: ИКЦ "Маркетинг", МУПК, 2001. С.52–56.

[3] См. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. С. 147.

[4] На основе: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. С. 154.

[5] На основе: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. С. 151.

[6] Цыренова А.А. Менеджмент: Учеб. пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2006. С. 23–24.

[7] На основе: Эксперт. 2002. № 39. С. 46.

[8] См.: Костина Г. Шкурная эпопея // Эксперт. 1999. № 42. С. 34–38.

[9] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ. 2008. С. 411–412.

[10] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999. С. 484–485.

[11] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2008. С. 516–517

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...