Семинар 7. Контроль и регулирование (2 часа)
1. Контроль и его виды. 2. Процесс контроля. 3. Поведенческие аспекты контроля. 4. Условия эффективного контроля.
Литература основная 1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 371–379. 2. Вортман М.А., Роднина А.Ю. Основы менеджмента. Часть I. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. С. 80–82. 3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. С. 365–397. 4. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 266–277.
Литература дополнительная 1. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 38–50. 2. Дафт Р. Менеджмент. СПб: Питер, 2004. С. 717–746. 3. Любовцева Е.Г. Место и роль внутреннего контроля в процессе управления организацией // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 7. С. 55–59. 4. Основы менеджмента: Учеб / Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. шк., 2005. С. 238–243. 5. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учеб. М.: ИТК «Дашков и К», 2008. С. 122–125. 6. Шэффер У. Должен ли контроллинг выполнять функцию контроля? // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 5. С. 62–67. Контрольные вопросы и задания к теме 1. Дайте определение понятия «контроль». Какова роль контроля в управлении современной организацией. Назовите основные виды контроля в организации, дайте их характеристику. 2. Определите основные задачи предварительного, текущего и заключительного контроля. Проиллюстрируйте данные виды контроля на примере университета. 3. Дайте характеристику основным объектам контроля по функциональным подсистемам. 4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы процесса контроля. 5. Как происходит установление стандартов и критериев, которые подлежат контролю? Назовите основные виды нормативов, приведите примеры. Какие требования предъявляются к нормативам?
6. Особенности этапа сбора информации в процессе контроля. 7. Дайте понятие масштабов допустимых отклонений. В чем заключается метод контроля по принципу исключения? 8. Дайте характеристику внешнего и внутреннего контроля, определите их достоинства и недостатки, назовите факторы, обуславливающие целесообразность их применения. 9. Какие факторы оказывают влияние на эффективность контроля.
Домашнее задание Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей.
Практикующие упражнения 1. Сравните с точки зрения преобладания внутреннего и внешнего контроля вуз и школу. 2. Определите, что является объектами контроля в университете. 3. Предложите оригинальную форму контроля в университете.
Конкретная ситуация I «Производство компьютеров «Dell» Предприятие со звучным названием Dell Focalpoint, как и другие соседние заводы размещено в невысоком здании, раскинувшемся на довольно большой территории. На фасаде крупный логотип компании. Внутри здания находятся механизированный склад комплектующих, три линии сборки настольных систем компьютеров, линия упаковки, сортировки и комплектации заказов. Все они связаны пересекающимися на разных уровнях транспортерами и конвейерами. Где-то вне производственных цехов находится центр, куда ежеминутно в режиме on-line поступают заказы со всей Европы. Они обрабатываются и передаются операторам сборочной линии. С этого момента на каждый заказанный компьютер оформляется индивидуальный бланк заказа, который сопровождает его по всему пути следования. Уникальный штрих-код позволяет автоматизированной системе следить за перемещениями изделия по участкам и рабочим местам. В бланке заказа указаны все параметры комплектации компьютера, включая устанавливаемое на него программное обеспечение, что исключает ошибки – сборщик получает лишь те комплектующие, которые заказаны. На основе анализа последних заказов завод формирует собственные заказы на комплектующие – склад завода обновляется каждые две недели.
Каждая операция на конвейере совершается одним специально подготовленным и имеющим сертификат работником, который устанавливает в собираемом блоке вполне определенный компонент. Он же обязан при обнаружении любого, самого незначительного дефекта его фиксировать и направлять сборку в инженерную группу для устранения дефекта. На стенде каждого участка сборки наглядно отображается появление дефектов в течение рабочей смены. При фиксации более пяти дефектов за смену линия останавливается, и инженерная группа выясняет причины появления дефектов. У снятых с линии компьютеров производится замена неисправных комплектующих, после чего они возвращаются на сборку. После сборки компьютер проходит несколько стадий тестирования. В процессе такого многоэтапного тестирования проверяется работоспособность компьютера и происходит дополнительная отбраковка ненадежных узлов и блоков. Компьютерная система фиксирует количество брака по всем комплектующим и вычерчивает гистограммы. В случае превышения допустимых значений по количеству брака тех или иных узлов данные сообщаются поставщикам-изготовителям. Вопросы к конкретной ситуации 1. Каким образом осуществляется предварительный контроль на фирме? Какой документ при этом заполняется? 2. Как осуществляется текущий контроль? Что при этом контролируется? 3. Чему равно допускаемое значение отклонений от нормы комплектующих? 4. Когда контроль работы осуществляется самим рабочим, как бы Вы назвали такой вид контроля? 5. Есть ли итоговый контроль? Как он осуществляется? 6. Как проявляется обратная связь в данном случае?
Конкретная ситуация II «Контроль в корпорации «Дженерал Электрик Кредит» [10]
Наверное, нет управленца, в чьем лексиконе отсутствовало бы слово «система». Не признавать систему – все равно, что отрицать необходимость чистить зубы по утрам. Нынче каждый говорит: «У меня своя система!»
...И этот начальник цеха уверен, что работает «по системе». Во всяком случае, не сомневается, что его практика опирается на ее столпы: - Итак, поехали! Шайба ноль десятая у кого? На шлифовке? А сколько получили? Двадцать? Мало, где остальные? Пардон, ты мне уже говорил, что запустил сорок штук. Ладно, поверю. Где трубка сороковая? Как не знаете? Так запускали или нет? Реплика: «Кажется, у Леновича на участке ведел. Наверное, перед отпуском сдать забыл». - Шуточки! Выходит неделю партия валялась без движения. Найти и немедленно в работу! А червяк девяностый сдали на склад? Около часа, а то и больше начальник цеха таким образом разыскивает местонахождение деталей на маршрутах, «вспоминая», где, у какого станка их последний раз видели. Несколько сот наименований деталей выискивается, проталкивается, теряется и находится на пути к туманной дымке плана. Между тем у каждого мастера есть месячное задание, накладные, по которым сдаются детали, сменные задания, по которым должны выдаваться сроки и количества рабочим. Есть и в тоже время словно бы нет. Нет потому, что начальник цеха как «истый» производственник презирает бумаги. И еще более презирают их мастера. Зачем выписывать сменные задания, да еще их нормировать? Предрассудки! Вести журналы сдачи – еще чего! Обо всем можно договориться устно, вспомнить, сориентироваться на месте. Первая заповедь, которую получает мастер в цехе, гласит: «Постарайся как можно быстрее запомнить названия и шифры деталей и их маршруты».
Вопросы к конкретной ситуации Оцените представленный вид контроля по шести характеристикам его эффективности.
Тест 1. В чем заключается назначение контроля? 1) выявить проблемы и скорректировать деятельность организации после того как проблемы перерастут в кризис; 2) вовремя фиксировать ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации; 3) предотвратить ошибки; 4) выявить положительные тенденции; 5) уличить работника в неверных действиях и поступках.
2. Задачами проведения текущего контроля в теории менеджмента не могут быть: 1) сопоставление итоговых фактических результатов с запланированными; 2) выявление нарушений и нарушителей; 3) проверка эффективности и оптимальности выбранного варианта действий; 4) исследование морально-психологического климата в коллективе. 3. Какой вид контроля дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем? 1) предварительный; 2) текущий; 3) заключительный; 4) стратегический. 4. Что происходит на первом этапе процесса контроля? 1) установление стандартов; 2) установление масштаба допустимых отклонений; 3) проведение контрольных измерений; 4) выявление причин отклонений.
5. Меняется ли поведение людей под влиянием контроля? 1) да; 2) нет. 6. Какие обстоятельства должны учитываться при выборе внутреннего контроля? 1) авторитарный стиль управления; 2) демократический стиль управления; 3) возможность получить надежную оценку работы каждого сотрудника; 4) творческий характер работников; 5) индивидуальные формы организации и оплаты труда; 6) хороший морально-психологический климат. 7. Когда контроль считается эффективным? 1) если он обеспечивает дисциплину; 2) если он предотвращает отклонения от плана; 3) если результаты контроля превышают затраты на него; 4) если он способствует выработке новых стандартов. 8. Под границами контроля в управлении следует понимать: 1) объем работ, за выполнение которых несет ответственность определенное лицо; 2) количество функций, выполняемых руководителем; 3) количество уровней управления в организационной структуре управления; 4) число функциональных специалистов в структурном подразделении. 9. Собеседование с кандидатом на вакантную должность можно отнести к следующему виду контроля: 1) предварительному; 2) текущему; 3) заключительному; 4) все ответы неверны. 10. Побочными эффектами внешнего контроля являются: 1) возможная потеря самостоятельности подчиненными; 2) стремление «выглядеть хорошо» при проверке; 3) срывы в поведении людей; 4) появление чувства ответственности за свои действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|