53. «Добавим звуки». 69. «Меняем на одном месте».. 70. «Найди ошибку».
53. «Добавим звуки». —Что получится, если к началу слова рот добавим К? —Получится крот. —Чем различаются слова рот - крот по смыслу? —Рот — часть тела, крот — животное. —Чем различаются слова по звуковому составу? —В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три. Другие слова: мех — смех, раны — краны, кот — скот, рак — брак; шар — шарф, вол — волк, спор — спорт... 54. «Буква потерялась». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат... Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей». 55. «Поздоровайся с „соседями" ». Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей». Примеры выполнения задания: грач — две синие фишки (ГР); клюв — синяя и зелёная (К, Ль), хлеб — синяя и зелёная (ХЛь), танк — две синие (НК) и др. 56. «Определи слово». Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема. Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки). 57. «Напиши сам». Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы. 58. «Раздели „соседей" ». Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка... 59. «Что останется? » Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? Примеры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...
60. «Три плюс два». Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает. 61. «Где „соседи"? » Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок. 62. «Поможем „соседям" навести порядок». Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом. 63. «Угадай слово». Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме — от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более картинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы. 64. «Самое длинное слово». Среди пяти-шести картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков. 65. «Самое короткое слово». Среди тех же картинок надо найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков. 66. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок. 67. «Что получится? » Что получится, если в слове сок С заменить на Б, затем на Т; О на А; Т на Р и т. д.: сок — бок — ток — так — рак — лак — лук — сук — тук. 68. «Что заменим? » Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук} Слова для работы по данному заданию: Сеня — Соня — Топя — Толя — Коля — Поля — воля; игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость; лук — жук — сук — сок — кок — кот — тот — пот — пол, кол — вол; кабина — калина — малина — Марина;
кошка — мошка — мышка — мишка — миска — маска — марка; сам — сом — сор — сок — сук — суд — сад — рад — род — кот — кит; сыч — сыр — сор — сон — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам; соль — роль — моль — ноль — боль — быль — бык — бок — бак — рак; пол — вол — кол — кон — кот — рот — бот — быт — бит — бис — бас. 69. «Меняем на одном месте». Звук заменяется только в одной из заданных позиций: бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук; гора — кора — пора — нора, гол — кол — пол — мол — дол; дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень; мал — мол — мул — мел — мил — мыл — мял — мёл; Маша — каша — Саша — Даша — Паша — наша — ваша; майка — гайка — сайка — зайка — лайка — шайка — байка; лей — пей — бей — сей — чей — вей; печки — пачки — почки — пучки; роль — соль — моль — толь — боль; порт — сорт — торт — форт — корт, лепка — репка — щепка. 70. «Найди ошибку». Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку) Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра) На волке сметана, творог, молоко, (полке) И рад бы поесть, да достать нелегко. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес) Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей) На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам) Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом) Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: «Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук) У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов) Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки) Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл) Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла) Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета) Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку) Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками) На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб) Сели в ложку и — айда! По реке туда-сюда. (лодку)
На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу) Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки) Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки) Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне) Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками) Синеет море перед нами, летают майки над волнами. (чайки) 71. «Поменяем начало и конец». Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки — К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: кот— ток. Нос— сон, лес— сел, бук — куб, мол — лом, тик — кит, сор — рос, дар—рад, топ — пот, вес — сев, гул — луг. 72. «Закончи предложение». В конце предложения ставится... точка. С буквой Д растёт у мамы... дочка. Б в начале слова, будет... бочка. С буквой К я на болоте... кочка. О на А заменим, будет... качка. Поставим Т в начале — слово... тачка. После Т поставим У и получим... тучку. Маленькую тучку я возьму за... ручку. 73. «Что же это? » Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Если поменяешь О на букву И, Угощу тебя я в праздничные дни. (Порог— пирог. ) 74. «Где спрятался слог? » Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, пороги, норка, горох, сорока, корова, руки, коробка, дорога. Отобрать картинки со слогом ТА: стакан, капуста, тарелка, вата, каток, таракан, бутылка, боты, тапочки, тачка, ватрушка, катушка, боты, тара. 75. «Найди слово в слове». Укол — кол, экраны — краны — раны; дудочки — удочки — дочки — очки; дубок — дуб; драма — рама; кров — ров; крапива — ива; клён — лён; муха — уха; плуг — луг; спорт — порт; плов — лов; смех — мех; тумбочка — бочка; удача — дача; уход — ход; шарф — шар; шутка — утка. 76. «Отними слог». Фасоль — соль, камыш — мышь, майка — май, чайка — чай, часто — час, радуга — дуга, каток — ток, выход — ход, вызов — зов, рытвина — вина, юноша — ноша, ищи — щи, кусты — ты, обвал — вал. 77. «Добавь звук». Лев — хлев, луг — плуг, лень — олень, мех — смех, оса — коса, ухо — сухо, ура — Шура, стол — столб, пар — парк, пол — полк, пена — пенал, метр — метро, мыл — мыло, ужи — лужи, банк — банка, буква — букварь, спор — спорт.
78. «Добавь слог». Дуга — радуга. Под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|