Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

79. «Кто больше добавит?»




Сок — кусок, носок, песок, часок, висок, лесок, брусок, басок.

Точки — уточки, ниточки, веточки, косточки, листочки, ласточки, кис­точки, деточки, меточки, ленточки, моточки, сеточки, шуточки, чёрточки, корточки.

Утки — дудки, будки, сутки, шутки, незабудки.

80. «Назови последнее слово». На деревьях весной распустились... почки. Мы напишем ТА в начале и получим... тапочки. Слогом ША заменим ТА, прочитаем... шапочки. Л А поставили в начале — появились... лапочки.

81. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот — туф­ли— иголка— апельсин...

82. «Начни со слога». Последний слог становится первым в следующем слове: насос— соска — каша — шары — рыба бабушка...

83. «Переставь слоги». Насос — сосна, кабан байка, камыш — мышка, жало — ложа, рано нора, жилы — лыжи, навес — весна, качай — чайка, наши — шина, рады — дыра.

84. «Построй цепочку». Как получить из слова лук слово сон? Из слова пол — слово кит? Лук — сук — сок — сон; пол — кол — кот — кит.

85. «Лесенка». Даётся звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М — МА — мак — Маша — марка — машина.

86. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА — рубашка; слоги для нескольких слов: ГО, ПА, Л А, РЫ, ЖА, ЛУ — горы, лапа, лужа.

87. «Добавим „соседям" ». Обучающий произносит два звука, а дети должны добавить другие, чтобы получилось слово: КР — крап, крот, круг, крик, краб, кружка... БР — брат, брод, брак, брать, брови, брось, бравый, брысь, бродит...

88. «Что есть у „соседей"? » На карточке три рисунка, в названии которых есть стечения соглас­ных: лампа, трусы, носки. К ним предлагается одна схема из пяти клеток, соответствующих одному слову цветов. Например: синяя, красная, синяя, синяя, красная. По схеме определить, какой предмет есть у «соседей». В данном случае это лампа, схема соответствует звуковому составу этого слова.

89. «Найди, где живут „соседи" ». Задание усложняется: на карточке — три рисунка. Для каждого слова предлагаются только две клетки определённого цвета, символизирующие «соседей». По этим клеткам следует определить название картинки. При­меры: книга— синяя и зелёная фишки; коньки — две зелёные; редька— зелё­ная и синяя; булка — две синие фишки.

90. «Кто в домике живёт? » Задание ещё больше усложняется: предлагаются слова со сложной звукослоговой структурой (апельсин, трактор, эскалатор, пристань). В схе­мах к каждому из этих рисунков количество клеток соответствует числу звуков в слове, причём одна или две клетки заштрихованы нейтральным цветом. Нужно определить: кто живёт в этих домиках-клетках, какой звук? Например: к слову абрикос дана схема из семи клеток, заштрихованы четвёртая и шестая. Это звуки И, О.

91. «Как зовут „соседей"? » Игра аналогична предыдущей, но в схемах отмечаются клетки лишь со стечением согласных — «соседями», следует назвать оба звука.

92. «Что ты знаешь о звуке? » Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в нача­ле слова сом звук С — согласный, твёрдый, глухой; в начале слова зима звук Зь — согласный, мягкий, звонкий.

Перед детьми выставляется карточка с нарисованными символами, используемыми при характеристике звуков. В верхнем ряду: красная клет­ка — символ гласного и клетка, половинки которой закрашены в синий и зелёный цвета, — символ любого согласного звука; в среднем ряду: синяя и зелёная клетки, обозначающие твердый и мягкий согласные; в нижнем ря­ду: колокольчик и шарик — символы звонкого и глухого согласных звуков.

По этой схеме ребёнок рассказывает всё о согласном звуке, а гласный звук просто называет.

Ребёнок выделяет звук в заданной позиции и рассказывает о нём (ха­рактеризует), каждый раз выбирая название одного символа из двух: глас­ный или согласный (верхний ряд); твёрдый или мягкий (средний ряд); звонкий или глухой (нижний ряд).

93. «Пиши правильно! » Задание по звуковому анализу совмещается с отработкой правильно­го написания сочетаний: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

На карточке наклеены три картинки, например: чашка, чулки, шина; жираф, щука, шишка; роща, туча, мыши; ножи, машина, щавель. Задание: определить позицию сочетания звуков в слове (начало, се­редина или конец) и объяснить его написание. Примерный ответ: ШИ в середине слова машина; пишется всегда с буквой И: ШИ, ЖИ пиши с бук­вой И. Это надо запомнить.

94. «Какой? » Правильное произношение звука Й в конце слова; фиксация его при составлении слова. Дети получают картинки или им показывают предметы: красный шар, белый платок, синий кубик или квадраты, прямоугольники разных цветов и слоговые схемы первого слова (прилагательного), в них последний слог со звуком Й разделён на клетки по количеству звуков в слове.

Задание: заполнить схему фишками, обозначающими звуки, или на­писать всё слово из букв; предварительно следует убедиться, что слово правильно разделено на слоги. Так, в слове красный во втором слоге три клетки.

Если звук Й в конце слова пропущен — клетка остаётся открытой.

95. «Чудесный мешочек». В мешочке разные мелкие игрушки, в названиях которых есть назван­ный, родственные или другие звуки. Ребёнок достаёт игрушку и выполня­ет одно из заданий:

а) узнаёт игрушку на ощупь, называет её, а затем показывает детям;

б) вместо названия даёт описание игрушки, другие дети отгадывают, что это;

в) при дифференциации начального или других звуков в соответствии с характером звука кладёт её налево или направо;

г) делит слова на слоги; выделяет звук из заданной позиции; называть только звонкие или глухие, твёрдые или мягкие звуки, сочетания согласных («соседей») или гласные, а также делает полный звуковой анализ на­звания игрушки.

96. «Часы». В центре круглого диска диаметром пятнадцать — двадцать санти­метров на оси — стрелка с тонким и толстым концами. По краю одной половины диска расположены картинки с определённым звуком в на­звании, а напротив — с родственным. Ребёнок определяет направление вращения стрелки, называет два рисунка, на которые показывают оба конца стрелки, и выполняет любое задание, как и в предыдущей игре.

97. «Лото». У взрослого — маленькие картинки, у детей — большие карты. Услышав название своего рисунка, ребёнок поднимает руку и произносит, например: «У меня шар» или «У меня санки, дайте, пожалуйста, картинку». Получив её, он прикрывает соответствующий рисунок, называя, что он прикрывает. Их названия могут быть сходного звукового состава (лак — рак) для закрепления или дифференциации звуков.

98. «Домино». Проводится так же, как игра в обычное домино, но с чётким назы­ванием картинок и выполнением определённого задания по усмотре­нию обучающего.

99. «Магазин». Вмагазине разные игрушки. При «покупке» ребёнок должен вежливо попросить, объяснить, что ему нужно и для чего, выполнить одно из выше­названных заданий по звуковому анализу, а получив «покупку», поблагода­рить и попрощаться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...