Анализ предложений. 7. «Где ошибка?». 11.«Напиши предложение». Игры на закрепление написания заглавных букв. 1.«Имя — кличка».
Анализ предложений 1. «Кто лучше скажет? » Знакомство с предложением. Предлагается сюжетная картинка: «Девочка читает книгу». Обучающий вместо предложения перечисляет слова: читать, девочка, книга. Правильно я сказал? Кто лучше скажет? —Девочка читает книгу. —Таня сказала предложение. Взрослый показывает фишку — предложение, объясняет, что выступ у фишки обозначает большую букву, с которой начинается каждое предложение, а в конце ставится точка. 2. «Послушай и посчитай». По сюжетным картинкам составляются предложения с определением в них количества слов (без предлогов, союзов и частиц). 3. «Придумай предложение». Перед детьми сюжетная картинка. Проводится анализ предложения: «Определяем каждый раз, сколько слов в предложении — два, три». —Кто? Что делает? — Маша рисует. Петя догоняет. —Рисует что? Догоняет кого? — Маша рисует солнце. Петя догоняет Сашу. 4. «Придумай и напиши». Дети составляют предложение по картинке и изображают его схемой в тетради. 5. «Удлиним». Составление предложения из четырёх слов (при ответе на вопрос какой? ) Например, при изучении темы о животных можно спросить: —Какую пользу приносит корова? —Корова даёт молоко. —Какое бывает молоко? —Вкусное, тёплое, парное... Дети составляют предложение: Корова даёт вкусное молоко. Далее определяется количество слов, их порядок. 6. «Придумай и посчитай». Ребёнок придумывает предложение: а) на заданную тему из трёх-четырёх слов; б) на любую тему, с любым количеством слов, условие одно — назвать это количество. 7. «Где ошибка? » Знакомство с маленькими словами — предлогами. Обучающий называет предложение, пропуская предлог. Например, «Лампа стоит... столе». Где ошибка?
После ряда примеров делается вывод: на, в, под, над, из... — это маленькие слова, в школе их называют предлогами. Кто запомнит, повторяет — «предлог». Фишка-предлог отличается от других фишек-слов тем, что она заштрихована полоской. 8. «Что я делаю? » Обучающий или ребёнок производит действия с двумя предметами, например ручкой и книгой: кладёт ручку на книгу, под книгу... Остальные дети сопровождают все действия предложениями, выделяя предлоги. 9. «Сумей выделить». Ребёнок составляет предложение и по просьбе обучающего выделяет третье, второе, четвёртое и другие слова; выделенное слово делит на слоги, делает полный звуковой анализ, затем составляет его из букв. 10. «Закончи предложение»: а) по изучаемой теме; б) по сюжетной картинке; в) на свободную тему. Пример — предложение на тему о продуктах питания: Я люблю: сладкий чай, сок... 11. «Напиши предложение». Дети придумывают предложение и составляют схему, выделяя слово-предлог фишкой в полоску. По заданию ребёнок составляет из букв отдельные слова или предложение. Знакомясь с печатными буквами, дети часто спрашивают: «Почему буквы бывают большие и маленькие? » Лучше сразу объяснить (пока упрощенно), что большая буква пишется в трёх случаях: 1) в начале каждого предложения; 2) в начале имён людей и кличек животных; 3) в начале разных географических названий: стран, городов, сёл, улиц (мест проживания людей); океанов, морей, рек, озер; гор и т. д.
Игры на закрепление написания заглавных букв 1. «Имя — кличка». Обучающий называет имена и клички, а дети определяют, что это: тя — имя девочки, Мурка — кличка кошки, Жучка — кличка собаки. 2. «Определи название». Умение отличать названия (имена собственные) от других слов. На- имер: река Волга — Волга; озеро Байкал, Чёрное море, город Ростов и др.
3. «Назови большую букву»: а) в словах: гора Казбек — К, улица Николаева — Н, село Гизель — Г; б) в предложениях: Сестра живёт в Москве. Примерный ответ: «Боль- я буква С — это начало предложения, М — название города». 4. «Придумай клички животным». Обучающий предлагает детям назвать собаку, кошку, корову... 5. «Твой адрес». Дети называют свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры; определяют, какие слова напишут с заглавной буквы. Итак, работа над звукослоговым анализом и синтезом слов и предложений включает в себя усвоение в игровой форме и некоторых правил правописания: написание звукосочетаний ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; заглавных букв в предложениях. Вызвано это простой необходимостью: невозможно обойтись без этих правил при чтении и «написании» предложений, особенно придуманных детьми самостоятельно. В остальных случаях обучающий подсказывает написание слов, заметив, что об этом дети узнают в школе. В процессе развития фонематического слуха и овладения звуковым анализом и синтезом слов и предложений впервые понимание детей переключается со смысловой стороны речи на звуковую. Уже в средней группе детей четырёх лет учат выделять гласный звук, но только в начале слова. Это связано с тем, что многие из них в этом возрасте затрудняются даже с помощью взрослых в усвоении абстрактных понятий: начало, середина и конец слова. Вплотную заниматься звуковой стороной речи необходимо с детьми пятилетнего возраста. Умение слышать и выделять все звуки в словах по порядку предупреждает в будущем замены, пропуски, перестановки букв, недописывание окончаний, позволяет избежать такого сложного нарушения письма, как дисграфия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|