Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ предложений. 7. «Где ошибка?». 11.«Напиши предложение». Игры на закрепление написания заглавных букв. 1.«Имя — кличка».




Анализ предложений

1. «Кто лучше скажет? » Знакомство с предложением. Предлагается сюжетная картинка: «Де­вочка читает книгу». Обучающий вместо предложения перечисляет слова:

читать, девочка, книга. Правильно я сказал? Кто лучше скажет?

Девочка читает книгу.

—Таня сказала предложение.

Взрослый показывает фишку — предложение, объясняет, что выступ у фишки обозначает большую букву, с которой начинается каждое предло­жение, а в конце ставится точка.

2. «Послушай и посчитай». По сюжетным картинкам составляются предложения с определением в них количества слов (без предлогов, союзов и частиц).

3. «Придумай предложение». Перед детьми сюжетная картинка. Проводится анализ предложения: «Определяем каждый раз, сколько слов в предложении — два, три».

—Кто? Что делает? — Маша рисует. Петя догоняет.

—Рисует что? Догоняет кого? — Маша рисует солнце. Петя догоняет Сашу.

4. «Придумай и напиши». Дети составляют предложение по картинке и изображают его схемой в тетради.

5. «Удлиним». Составление предложения из четырёх слов (при ответе на вопрос какой? )

Например, при изучении темы о животных можно спросить:

—Какую пользу приносит корова?

Корова даёт молоко.

—Какое бывает молоко?

Вкусное, тёплое, парное...

Дети составляют предложение: Корова даёт вкусное молоко. Далее определяется количество слов, их порядок.

6. «Придумай и посчитай». Ребёнок придумывает предложение:

а) на заданную тему из трёх-четырёх слов;

б) на любую тему, с любым количеством слов, условие одно — назвать это количество.

7. «Где ошибка? »

Знакомство с маленькими словами — предлогами. Обучающий назы­вает предложение, пропуская предлог. Например, «Лампа стоит... столе». Где ошибка?

После ряда примеров делается вывод: на, в, под, над, из... — это ма­ленькие слова, в школе их называют предлогами. Кто запомнит, повто­ряет — «предлог».

Фишка-предлог отличается от других фишек-слов тем, что она за­штрихована полоской.

8. «Что я делаю? » Обучающий или ребёнок производит действия с двумя предметами, например ручкой и книгой: кладёт ручку на книгу, под книгу... Остальные дети сопровождают все действия предложениями, выделяя предлоги.

9. «Сумей выделить». Ребёнок составляет предложение и по просьбе обучающего выделяет третье, второе, четвёртое и другие слова; выделенное слово делит на слоги, делает полный звуковой анализ, затем составляет его из букв.

10. «Закончи предложение»:

а) по изучаемой теме;

б) по сюжетной картинке;

в) на свободную тему. Пример — предложение на тему о продуктах питания: Я люблю: сладкий чай, сок...

11. «Напиши предложение».

Дети придумывают предложение и составляют схему, выделяя слово-предлог фишкой в полоску. По заданию ребёнок составляет из букв от­дельные слова или предложение.

Знакомясь с печатными буквами, дети часто спрашивают: «Почему буквы бывают большие и маленькие? » Лучше сразу объяснить (пока упро­щенно), что большая буква пишется в трёх случаях:

1) в начале каждого предложения;

2) в начале имён людей и кличек животных;

3) в начале разных географических названий: стран, городов, сёл, улиц (мест проживания людей); океанов, морей, рек, озер; гор и т. д.

 

Игры на закрепление написания заглавных букв

1. «Имя — кличка».

Обучающий называет имена и клички, а дети определяют, что это: тя — имя девочки, Мурка — кличка кошки, Жучка — кличка собаки.

2. «Определи название».

Умение отличать названия (имена собственные) от других слов. На- имер: река Волга — Волга; озеро Байкал, Чёрное море, город Ростов и др.

3. «Назови большую букву»:

а) в словах: гора Казбек — К, улица Николаева — Н, село Гизель — Г;

б) в предложениях: Сестра живёт в Москве. Примерный ответ: «Боль- я буква С — это начало предложения, М — название города».

4. «Придумай клички животным».

Обучающий предлагает детям назвать собаку, кошку, корову...

5. «Твой адрес».

Дети называют свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры; определяют, какие слова напишут с заглавной буквы.

Итак, работа над звукослоговым анализом и синтезом слов и предложений включает в себя усвоение в игровой форме и некоторых правил правописания: написание звукосочетаний ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; заглавных букв в предложениях. Вызвано это простой необходимостью: невозможно обойтись без этих правил при чтении и «написании» предложений, особенно придуманных детьми самостоятельно.

В остальных случаях обучающий подсказывает написание слов, заме­тив, что об этом дети узнают в школе.

В процессе развития фонематического слуха и овладения звуковым анализом и синтезом слов и предложений впервые понимание детей пере­ключается со смысловой стороны речи на звуковую. Уже в средней группе детей четырёх лет учат выделять гласный звук, но только в начале слова. Это связано с тем, что многие из них в этом возрасте затрудняются даже с помощью взрослых в усвоении абстрактных понятий: начало, середина и конец слова.

Вплотную заниматься звуковой стороной речи необходимо с детьми пятилетнего возраста.

Умение слышать и выделять все звуки в словах по порядку пре­дупреждает в будущем замены, пропуски, перестановки букв, недописыва­ние окончаний, позволяет избежать такого сложного нарушения письма, как дисграфия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...