Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи. Тема занятия 5. . Гуморальная регуляция физиологических функций. Физиология эндокринной системы.




Ситуационные задачи.

1. Оцените объём плазмы и форменных элементов крови в литрах у здорового человека, если его масса 80 кг, а гематокрит равен 0, 4.

2. При хроническом недоедании, особенно при длительном дефиците белков, у людей развиваются так называемые «голодные отёки». Какие изменения состава крови способствуют возникновению такого состояния?

3. При длительном лечении голоданием в плазме крови уменьшается содержание альбуминов и повышается содержание глобулинов по отношению к норме. Как изменится при этом СОЭ, показатель гематокрита?

4. У человека, принимавшего фенацетин, появились все признаки кислородной недостаточности. Однако клинический анализ крови показал, что число эритроцитов и количество гемоглобина находятся в пределах нормы. Сердце работает нормально, количество кислорода в воздухе достаточно. О какой причине можно думать, какой анализ крови может помочь в установлении причины появления таких симптомов, если известно, что фенацетин – сильный окислитель.

5. На лабораторном столе находятся неподписанные колбы с растворами хлористого натрия. Известно, что в одну из них налит 0, 9 % раствор, в другую 0, 2 % раствор. Как установить концентрацию раствора в каждой колбе, воспользовавшись каплей крови человека?

6. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шарообразный вид. Каковы причины изменения формы эритроцитов? Какова приблизительно концентрация соли в этом растворе? Как называется этот процесс?

7. У кролика ежедневно для исследования брали 15 мл крови. Через 10 дней количество Нв и эритроцитов у него стало больше, чем в начале опыта. Почему?

8. Количество эритроцитов у человека в течение ряда лет колебалось около 4, 8 ´ 1012 /л. После переселения на новое место число эритроцитов в крови увеличилось до 6, 5 ´ 1012 /л. В какую местность переехал человек?

 

9. У спортсмена альпиниста перед тренировочными сборами в горах определили в крови 4, 5 1012 /л. Изменится ли у него количество эритроцитов на высоте 3000 м над уровнем моря? Почему?

10. При морфологическом исследовании крови определили, что некоторые эритроциты содержат ядра. Какие факторы могут привести к появлению в циркулирующей крови ядерных эритроцитов.

11. Содержание эритроцитов в периферической крови составило 7  1012/л, ЦП – 0, 9, показатель гематокрита – 0, 5. Кровь из пальца была взята у женщины, кормящей грудью ребенка. Какие рекомендации дадите этой женщине?

12. Оцените следующий анализ крови: лейкоцитов 7´ 109 /л, лейкоцитарная формула: нейтрофилов 55 %, из них п/я – 4 %, с/я – 55 %, эозинофилов 18 %, лимфоцитов 22 %, моноцитов 5 %.

13. При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация не произошла во всех стандартных сыворотках. Ваш вывод. Обоснуйте ответ.

14. При определении группы крови у больного реакция агглютинации произошла с сыворотками 1 и 2 групп. Какая группа крови у больного и почему?

15. При исследовании групповой принадлежности крови агглютинация произошла в стандартных сыворотках 1, 2, 3 групп. Ваш вывод.

16. Кровь какой группы можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в стандартных сыворотках 1 и 3 групп?

17. Кровь отца резус–положительная, матери резус–отрицательная. Вторая беременность. Существует ли опасность резус–конфликта матери и плода, если плод имеет резус–положительную кровь? Объясните ответ.

18. Как и почему изменится время свёртывания после внутривенного введения гепарина?

19. У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение времени свертывания у этого человека и почему?

20. При переливании цитратной крови больному во время операции одновременно вводят определенное количество хлористого кальция. С какой целью?

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ 5.

ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ.

Актуальность темы: В регуляции функций организма важная роль принадлежит железам внутренней секреции, которые выделяют в кровь особые вещества (гормоны), специфически действующие на обмен веществ, структуру и функцию органов и тканей. Биологически активные вещества (БАВ) аналогичного свойства выделяют также некоторые клетки тканей и крови, осуществляющие регуляцию функций через разные виды жидкостей организма. Гуморальная регуляция (наряду с нервной) является основным способом координации физиологических и биохимических процессов организма через его жидкие среды. Всё перечисленное является предметом более подробного исследования в специальной медицинской науке эндокринологии.

Учебные цели: Изучить закономерности гуморальной регуляции функций организма при участии желез внутренней секреции, взаимосвязь с нервной системой, механизмы действия и функции гормонов.

Изучение темы способствует формированию компетенций:

ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: Уметь: Владеть:
1. Структурно-функциональ-ную организацию эндокрин-ной системы. 2. Виды и функции гормонов желез внутренней секреции: гипофиза и эпифиза, щитовидной, паращитовид-ных, надпочечников, половых, вилочковой, поджелудочной. 3. Механизмы саморегуляции функции эндокринных желёз. 4. Принципы исследования желез внутренней секреции.     Анализировать закономерности функционирования желез внутренней секреции.   Оценивать состояние активности эндокринной железы по проявлению её функций и изменений   показателей внутренней среды.     Общими подходами к оценке активности эндокринной железы на основании анализа её функций, показателей внутренней среды.  

 

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия (в академических часах): 4   часа (180 мин)

Оснащение:

1. Дидактический материал: Таблицы с указанием функций гормонов, схемы гипоталамо-гипофизарных связей, набор ситуационных задач.

2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Содержание занятия:

1.  Контроль исходного уровня знаний: ответы на тестовые задания по теме, представленные на сайте университета, и письменные домашние задания, блиц-опрос по основным учебным элементам темы – 60 мин.

2. Проведение практических работ и оформление протоколов - 60 мин.

3. Контроль усвоения материала темы: собеседование по ситуационным задачам, проверка протоколов практических работ – 60 мин.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Нормальная физиология. Учебник. Под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна.

–М Литтерра, МО РФ, 2015. – 768с.

2. Нормальная физиология. Учебник. Ч. 2  Под ред. А. И. Кубарко  - Минск: Высшая школа: МО, 2014. – 607 с. ЭБС IPRbooks

3. Нормальная физиология. Учебник. Кубарко А. И., Семенович А. А., Переверзев В. А. – Минск: Высшая школа, МО, 2013. – 543 с. ЭБС IPRbooks

4. Нормальная физиология. Краткий курс. Учебное пособие. Зинчук В. В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю. М.   Минск: Высшая школа, МО, 2014. – 432 с. ЭБС IPRbooks

5. Нормальная физиология. Учебник. Под. ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. –М: ГЕОТАР-Медиа, 2012. – 736с. ЭБС Консультант студента.

6. Практикум по нормальной физиологии. Беляков В. И., Громова Д. С. – Самара: РЕАВИЗ, 2011. – 93 с.  ЭБС IPRbooks

7. Нормальная физиология. Практикум.     Под ред. К. В. Судакова  - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

Дополнительная литература:

8. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. к– 160с.

9. Нормальная физиология. Учебник. Яковлев В. Н., Есауленко И. Э., Сергиенко А. В. М.: Академия, 2006.   Т. 1– 240 с., Т. 2– 288 с., Т. 3– 224 с.  

10. Физиология человека. Учебник. Под ред. В. М. Покровского  – М.: Медицина, 2007.

11. Банк тестовых заданий по теме.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения темы:

Из курсов биологии, анатомии и гистологии:

1. Строение эндокринных желёз.

2. Структурно-функциональная характеристика гормонов.

3. Общие механизмы регуляции функций организма.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Виды гуморальной регуляции функций организма. Характеристика и классификация биологически активных веществ (БАВ). Общие свойства и функции гормонов. Основные механизмы действия гормонов на органы - мишени. Особенности хеморецепции.

2. Структурно–функциональную организация эндокринной системы. Виды регуляции деятельности эндокринных желез.

3. Характеристика нейро-гуморальной регуляции эндокринной системы. Функциональные связи гипоталамуса и аденогипофиза. Роль релизинг–факторов: либеринов и статинов.

4. Функции гормонов аденогипофиза. Понятие обратной связи в механизмах гуморальной регуляции. Роль нейрогипофиза.

5. Значение щитовидной железы и тиреоидных гормонов в регуляции энергообмена, процессов роста и развития организма. Механизмы регуляции выделения тироксина.

6. Структурно–функциональная характеристика коры надпочечников. Функции гормонов коркового вещества надпочечников, механизмы регуляции их выделения.

7. Функции гормонов мозгового вещества надпочечников. Особенности регуляции их выделения.

8. Саморегуляция обмена кальция в организме. Роль кальцитонина, паратирина и кальцитриола в поддержании оптимального уровня кальция в крови.

9. Характеристика эндокринной функции поджелудочной железы, значение её гормонов в регуляции углеводного, липидного и белкового обменов.

10. Структурно-функциональные особенности половых желез, мужских и женских половых гормонов, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Характеристик полового цикла. Особенности эндокринной функции плаценты.

11. Роль гормонов эпифиза в регуляции функций организма.

12. Особенности функций вилочковой железы.

13. Характеристика гормонов диффузной эндокринной системы: тканевых гормонов, регуляторных пептидов, их функции.

14. Общая характеристика методов исследования желез внутренней секреции.

В тетради для практических занятий выполнить задания:

1. Представьте характеристику основных гормонов человека в виде таблицы по образцу:

Гормон, химиче-ская структу-ра Располо-жение клеток–проду-центов гормона, факторы увеличи-вающие и уменьша-ющие сек-рецию гормона Механиз-мы внут-риклеточ-ного влия-ния на клетки-мишени Физиологи-ческие эффекты гормона Признаки гипофункции Призна-ки гипер-функции

2. Распечатайте или оформите в виде протокола по второй работе практического занятия таблицу 8 «Гормоны и их физиологические эффекты» для её заполнения на занятии.

Тематика рефератов:

1. Возрастные особенности эндокринной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...