Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема занятия 3. . Группы крови. Резус-фактор. Физиология гемостаза




Тема занятия 3.

ГРУППЫ КРОВИ. РЕЗУС-ФАКТОР. ФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА

Актуальность раздела: Определение таких иммунологических свойств крови, как групповая принадлежность и резус-фактора, является основным показателем при подготовке к переливанию крови в клинической практике, а также при наблюдении за беременными женщинами. Важное значение для развития многих патологических процессов имеет состояние гемостаза, системы свёртывания пациента, показатели которых необходимо вовремя исследовать и оценить.  

Учебные цели: Освоить принципы определения групп крови по системе АВО, резус–фактора и времени свертывания крови. Изучить медицинское значение правила переливания крови с учетом групповой принадлежности крови и резус–фактора, физиологические механизмы гемостаза, роль свертывающей и антисвертывающей систем.

Изучение темы способствует формированию компетенций:

ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности.

ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.

В результате изучения темы студенты должны:

Знать: Уметь: Владеть:
1. Понятие групп крови и их характеристику по системе АВО. Значение для медицинской практики. 2. Понятие резус–фактора и его медицинское значение. 3. Методики определения групп крови по системе АВО и резус–фактора.  4. Физиологические механизмы гемостаза и его этапы. Анализировать результаты агглютинаций эритроцитов при определении групповой принадлежно-сти крови и резус–фактора.   Оценивать состояние свертывающей системы крови по временным показателям гемостаза.     Принципами определения групп крови по системе АВО и резус–фактора.  

 

Вид занятия: практическое занятие.

Продолжительность занятия (в академических часах): 4   часа (180 мин)

Оснащение:

1. Дидактический материал: Видеофильм «Форменные элементы крови». Образцы агглютинаций эритроцитов при определении групп крови по системе АВО и резус-фактора с помощью стандартных сывороток. Керамические планшеты для определения групп крови. Цоликлоны Анти-А, Анти-В и Анти-Д. Схемы гемостаза и свёртывания крови, схемы ФУС регуляции агрегатного состояния крови.

2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Содержание занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний: ответы на тестовые задания по теме, представленные на сайте университета, и письменные домашние задания, блиц-опрос по основным учебным элементам темы – 40 мин.

2. Проведение практических работ и оформление протоколов - 100 мин.

3. Контроль усвоения материала темы: собеседование по ситуационным задачам, проверка протоколов практических работ – 40 мин.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Нормальная физиология. Учебник. Под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна.

–М Литтерра, МО РФ, 2015. – 768с.

2. Нормальная физиология. Учебник. Ч. 2  Под ред. А. И. Кубарко  - Минск: Высшая школа: МО, 2014. – 607 с. ЭБС IPRbooks

3. Нормальная физиология. Учебник. Кубарко А. И., Семенович А. А., Переверзев В. А. – Минск: Высшая школа, МО, 2013. – 543 с. ЭБС IPRbooks

4. Нормальная физиология. Краткий курс. Учебное пособие. Зинчук В. В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю. М.   Минск: Высшая школа, МО, 2014. – 432 с. ЭБС IPRbooks

5. Нормальная физиология. Учебник. Под. ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. –М: ГЕОТАР-Медиа, 2012. – 736с. ЭБС Консультант студента.

6. Практикум по нормальной физиологии. Беляков В. И., Громова Д. С. – Самара: РЕАВИЗ, 2011. – 93 с.  ЭБС IPRbooks

7. Нормальная физиология. Практикум.     Под ред. К. В. Судакова  - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

Дополнительная литература:

8. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. к– 160с.

9. Нормальная физиология. Учебник. Яковлев В. Н., Есауленко И. Э., Сергиенко А. В. М.: Академия, 2006.   Т. 1– 240 с., Т. 2– 288 с., Т. 3– 224 с.  

10. Физиология человека. Учебник. Под ред. В. М. Покровского  – М.: Медицина, 2007.

11. Банк тестовых заданий по теме.

12. Видеоматериалы.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

   1. Из курса гистологии – гистология тромбоцита.

   2. Из курса биологии – генетика групп крови.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Понятие групповой принадлежности крови.

2. Характеристика основных групп крови в системе АВО по соотношению агглютиногенов и агглютининов.

3. Методика определения групп крови. Механизмы реакции гемагглютинации.

4. Определение резус-фактора. Понятие резус­–конфликта при переливании крови и в акушерской практике.

5. Правила переливания крови с учетом групп крови и резус–фактора. Значение пробы на индивидуальную совместимость и биологической пробы.

9. Особенности правила разведения по Оттенбергу.

10. Гемостаз как комплекс механизмов, способствующих предупреждению и остановке кровотечения, а также сохранению жидкого состояния крови.

11. Характеристика плазменных факторов свертывания крови.

12. Характеристика тканевых факторов свертывания крови.

13. Физиология первичного (сосудисто-тромбоцитарного) гемостаза:

13. 1. Роль сосудистой стенки в стабилизации крови.

13. 2. Функции тромбоцитов.

14. Физиология вторичного (гемокоагуляционного) гемостаза:

14. 1. Механизмы первой фазы свертывания крови.  

14. 2. Характеристика второй фазы свертывания крови.

14. 3. Характеристика третьей фазы свертывания крови.

15. Функциональные свойства антикоагулянтов и декоагулянтов.

16. Механизмы фибринолиза.

18. Физиологические предпосылки развития ДВС-синдрома

В тетради для практических занятий выполнить задания:

1. Обозначить состав групп крови по системе АВО.

2. Нарисовать схему совместимости крови по правилу Оттенберга.

 Объяснить принцип её действия.

3. Схематически представить этапы свёртывания крови.

4. Указать виды антикоагулянтов и механизмы их действия.

5. Указать значение и механизмы фибринолиза, активации

плазминогена.

Тематика рефератов:

1. История учения о переливании крови. Донорство в России.  

2. Онтогенез системы свертывания крови.

3. Роль печени в процессах свертывания крови.

4. Генетика групп крови.

5. Группы крови и тканевая совместимость у человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...