Тема занятия 3. . Группы крови. Резус-фактор. Физиология гемостаза
Тема занятия 3. ГРУППЫ КРОВИ. РЕЗУС-ФАКТОР. ФИЗИОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА Актуальность раздела: Определение таких иммунологических свойств крови, как групповая принадлежность и резус-фактора, является основным показателем при подготовке к переливанию крови в клинической практике, а также при наблюдении за беременными женщинами. Важное значение для развития многих патологических процессов имеет состояние гемостаза, системы свёртывания пациента, показатели которых необходимо вовремя исследовать и оценить. Учебные цели: Освоить принципы определения групп крови по системе АВО, резус–фактора и времени свертывания крови. Изучить медицинское значение правила переливания крови с учетом групповой принадлежности крови и резус–фактора, физиологические механизмы гемостаза, роль свертывающей и антисвертывающей систем. Изучение темы способствует формированию компетенций: ОПК-1: готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно- коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. ОПК-7: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач ОПК-9: способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. В результате изучения темы студенты должны:
Вид занятия: практическое занятие. Продолжительность занятия (в академических часах): 4 часа (180 мин) Оснащение: 1. Дидактический материал: Видеофильм «Форменные элементы крови». Образцы агглютинаций эритроцитов при определении групп крови по системе АВО и резус-фактора с помощью стандартных сывороток. Керамические планшеты для определения групп крови. Цоликлоны Анти-А, Анти-В и Анти-Д. Схемы гемостаза и свёртывания крови, схемы ФУС регуляции агрегатного состояния крови. 2. Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор). Содержание занятия: 1. Контроль исходного уровня знаний: ответы на тестовые задания по теме, представленные на сайте университета, и письменные домашние задания, блиц-опрос по основным учебным элементам темы – 40 мин. 2. Проведение практических работ и оформление протоколов - 100 мин. 3. Контроль усвоения материала темы: собеседование по ситуационным задачам, проверка протоколов практических работ – 40 мин. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Нормальная физиология. Учебник. Под ред. Л. З. Теля, Н. А. Агаджаняна. –М Литтерра, МО РФ, 2015. – 768с. 2. Нормальная физиология. Учебник. Ч. 2 Под ред. А. И. Кубарко - Минск: Высшая школа: МО, 2014. – 607 с. ЭБС IPRbooks 3. Нормальная физиология. Учебник. Кубарко А. И., Семенович А. А., Переверзев В. А. – Минск: Высшая школа, МО, 2013. – 543 с. ЭБС IPRbooks
4. Нормальная физиология. Краткий курс. Учебное пособие. Зинчук В. В., Балбатун О. А., Емельянчик Ю. М. Минск: Высшая школа, МО, 2014. – 432 с. ЭБС IPRbooks 5. Нормальная физиология. Учебник. Под. ред. В. П. Дегтярёва, С. М. Будылиной. –М: ГЕОТАР-Медиа, 2012. – 736с. ЭБС Консультант студента. 6. Практикум по нормальной физиологии. Беляков В. И., Громова Д. С. – Самара: РЕАВИЗ, 2011. – 93 с. ЭБС IPRbooks 7. Нормальная физиология. Практикум. Под ред. К. В. Судакова - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с. Дополнительная литература: 8. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. Под ред. Ю. И. Савченкова. Ростов н/ Д. Феникс, 2007. к– 160с. 9. Нормальная физиология. Учебник. Яковлев В. Н., Есауленко И. Э., Сергиенко А. В. М.: Академия, 2006. Т. 1– 240 с., Т. 2– 288 с., Т. 3– 224 с. 10. Физиология человека. Учебник. Под ред. В. М. Покровского – М.: Медицина, 2007. 11. Банк тестовых заданий по теме. 12. Видеоматериалы. Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы: 1. Из курса гистологии – гистология тромбоцита. 2. Из курса биологии – генетика групп крови. Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Понятие групповой принадлежности крови. 2. Характеристика основных групп крови в системе АВО по соотношению агглютиногенов и агглютининов. 3. Методика определения групп крови. Механизмы реакции гемагглютинации. 4. Определение резус-фактора. Понятие резус–конфликта при переливании крови и в акушерской практике. 5. Правила переливания крови с учетом групп крови и резус–фактора. Значение пробы на индивидуальную совместимость и биологической пробы. 9. Особенности правила разведения по Оттенбергу. 10. Гемостаз как комплекс механизмов, способствующих предупреждению и остановке кровотечения, а также сохранению жидкого состояния крови. 11. Характеристика плазменных факторов свертывания крови. 12. Характеристика тканевых факторов свертывания крови. 13. Физиология первичного (сосудисто-тромбоцитарного) гемостаза: 13. 1. Роль сосудистой стенки в стабилизации крови. 13. 2. Функции тромбоцитов. 14. Физиология вторичного (гемокоагуляционного) гемостаза: 14. 1. Механизмы первой фазы свертывания крови.
14. 2. Характеристика второй фазы свертывания крови. 14. 3. Характеристика третьей фазы свертывания крови. 15. Функциональные свойства антикоагулянтов и декоагулянтов. 16. Механизмы фибринолиза. 18. Физиологические предпосылки развития ДВС-синдрома В тетради для практических занятий выполнить задания: 1. Обозначить состав групп крови по системе АВО. 2. Нарисовать схему совместимости крови по правилу Оттенберга. Объяснить принцип её действия. 3. Схематически представить этапы свёртывания крови. 4. Указать виды антикоагулянтов и механизмы их действия. 5. Указать значение и механизмы фибринолиза, активации плазминогена. Тематика рефератов: 1. История учения о переливании крови. Донорство в России. 2. Онтогенез системы свертывания крови. 3. Роль печени в процессах свертывания крови. 4. Генетика групп крови. 5. Группы крови и тканевая совместимость у человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|