Интонация. ♦ Методическое примечание. Слог как минимальная произносительная единица языка. • по началу: а) неприкрытые (начинающиеся слоговым звуком): ус [ýс], ум [ýм];
Интонация Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений и эмоционально-экспрессивной окраски. Она зависит от мелодики речи (изменения высоты тона во фразе), ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорения и замедления в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз и тембра речи, который в зависимости от целевой установки может быть «мрачным», «весёлым», «игривым» и т. п. Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразу, различные синтаксические конструкции и предложения, но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявлений людей. ♦ Методическое примечание Знания о функциях интонации, о её видах и компонентах являются теоретической базой для организации работы по воспитанию у дошкольников и младших школьников культуры устной речи. Слог как минимальная произносительная единица языка Существует несколько теорий слога, трактующих сущность этого явления. Артикуляционная теория учитывает работу органов произношения. По этой теории слог – такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Поэтому пламя свечи, перед которой произносится слово, отклонится столько раз, сколько в слове слогов: са́ д (1 раз), садово́ д (3 раза). Но некоторые случаи слогоделения не укладываются в эту теорию. Например, при произнесении односложного слова тка́ ть пламя свечи отклонится два раза, а при произнесении двусложного слова ау́ – один раз. Сонорная теория основывается на акустических критериях. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. Слог включает звуки разной звучности, из которых самый звучный является слогообразующим, или слоговым.
Обозначим по степени звучности: гласные – 4, сонорные согласные – 3, звонкие согласные – 2, глухие согласные – 1 и составим график сонорности слов беспозвоночные и жизнь. Б Е / С П О / З В О / Н О /Ч Н Ы / Е Ж И / З Н Ь 4___ь•____ ъ•______α •____ό •______ы•___ь•____________ы́ •__________ 3_____________________н•______н•____j•____________________н̓ •____ 2_б̓ • ________ з•_в•_________ч̓ •_________________________з•_______ 1_____с•_п•_____________________________________ж•______________
На графике получились волны сонорности. Каждый пик, вершина на графике соответствует слогу. В первом слове шесть пиков и шесть слогов [б̓ ь-спъ-звα -но́ -ч̓ ны-jь]. Слоговые звуки – гласные. Во втором слове два пика, следовательно, два слога. Первый слоговой звук – гласный, второй – сонорный согласный (жи́ -знь). Таким образом, по теории сонорности слоговыми могут быть не только гласные, но и сонорные согласные. Но они выполняют такую функцию, только находясь в группе согласных и при полном стиле произношения (медленное, тщательное проговаривание), поэтому то же слово жизнь может быть и односложным при неполном стиле произношения. Виды слогов: • по началу: а) неприкрытые (начинающиеся слоговым звуком): ус [ý с], ум [ý м]; б) прикрытые (начинающиеся неслоговым звуком): я-ма [já /мъ], дом [дό м]; • по концу: а) открытые (оканчивающиеся слоговым звуком): ли-са [лʼ и/сá ]; б) закрытые (оканчивающиеся неслоговым звуком): зай-чик [зα ṷ /чʼ ик], пень [пʼ э́ нʼ ]. В современном русском языке строение слога подчиняется закону восходящей звучности: начальный звук наименее звучный, конечный - наиболее звучный, т. е. слоговой (гласный). Поэтому большинство слогов в русском языке - открытые.
При наличии в слове группы согласных • все они относятся к последующему слогу, если это: а) шумные согласные (ку-сты); б) сонорные согласные (во-лна); в) шумный+сонорный (ма-трос, ти-гр). • к предыдущему слогу из группы согласных относится: а) первый сонорный звук, если за ним следует шумный (кар-та); б) первый звук [j] независимо от качества следующих за ним согласных (вой-на, тай-га). ♦ Методическое примечание Фонетическое членение слов на слоги не совпадает в ряде случаев с делением слов на слоги в учебниках для начальных классов, где группа согласных всегда членится ( нит-ка, сос-на, кош-ка, без-вод-ный). Можно дать два объяснения этому несоответствию. Первое - особенность механизма чтения: звук вне слияния легче причитать к предыдущему слогу-слиянию (ни¦т |ка). Второе - подготовка к морфемному членению слов (без - вод - ный). Такие варианты деления на слоги не мешают пониманию смысла слова, так как слог - незначимая единица. В начальных классах слоговыми считаются только гласные, поэтому открытые слоги оканчиваются гласными звуками, а закрытые - любыми согласными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|