Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец фонетико-фонологического разбора




Образец фонетико-фонологического разбора

I. Просьба [прό з’бъ], < прό с’ба>.

II. Ударение на первом слоге, неподвижное (прό сьбы, прό сьбе, прό сьбу и т. д. ).

III. Два слога [прό |з’бъ]. По началу оба слога прикрытые, по концу – открытые. Первый слог – ударный, второй – заударный.

IV. [п] - < п> - согласная, шумная, глухая, парная ей < б>, губно-губная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей < п’>, по звонкости-глухости находится в сильной позиции (перед сонорной), по мягкости-твердости находится в сильной позиции (твёрдая перед твёрдой), не изменяется, реализуется в звуке [п];

[р] - < р> - согласная, сонорная, непарная, преднеязычная, передненебная, дрожащая (вибрант), твёрдая, парная ей < р’>, находится в абсолютно сильной позиции (т. к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [р];

[о] - < о> - гласная, заднего ряда, среднего подъёма, лабиализованная, ударная, в сильной позиции, не изменяется, реализуется в звуке [о];

[з’] - < с’> - согласная, шумная, глухая, парная ей < з’>, переднеязычная, щелевая, мягкая, парная ей < с>, находится в слабой позиции по звонкости - глухости (т. к. перед согласным звуком противоположного качества: глухая перед звонкой) и в слабой позиции по мягкости - твердости (т. к. перед согласным звуком противоположного качества: мягкая перед твёрдой), подвергается ассимиляции по звонкости, реализуется в звуке [з’];

[б] - < б> - согласная, шумная, звонкая, парная ей < п>, губно-губная, смычно-взрывная, твёрдая, парная ей < б’>, в абсолютно сильной позиции (т. к. перед гласной непереднего ряда), не изменяется, реализуется в звуке [б];

[ъ] - < а> - гласная, среднего ряда, нижнего подъёма, нелабиализованная, во II слабой заударной позиции, качественно редуцируется, реализуется в звуке [ъ].

V. В слове 7 букв: «пэ», «эр», «о», «эс», «мягкий знак», «бэ», «а»; 6 звуков, так как мягкий знак не обозначает отдельного звука, а указывает на мягкость [з’].

 

ГРАФИКА

Графика (греч. graphō – пишу) – это наука, изучающая совокупность всех средств, с помощью которых звучащая речь передается на письме.

Совокупность букв, расположенных в определенном порядке, называется алфавитом. В современном русском алфавите 33 буквы.

Буквенные графические средства: буквы.

Небуквенные графические средства: знак ударения, дефис, знаки препинания, апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, абзацами, главами, шрифтовые выделения (курсив, полужирный шрифт, разрядка и т. п. ), подчеркивание, использование цвета и др.

Современное русское письмо восходит к кириллице – алфавиту, который был создан на основе греческого во второй половине IХ века византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием для перевода греческих церковных книг на старославянский язык. На Руси кириллическое письмо появилось в конце Х века после официального принятия христианства (988 г. ).

В русском алфавите все буквы, кроме Ь и Ъ, обозначают звуки. Однако с помощью букв фиксируются не все звуки, а только основные – фонемы. Отсюда следует, что одна и та же буква русского алфавита может иметь разное звуковое значение, по-разному читаться в зависимости от положения в слове (холод –[хό лът] и холодный – [хα лό д]ный). Иначе говоря, русские буквы многозначны – одна и та же буква обозначает разные по качеству звуки.

Различают главные (основные) и второстепенные значения букв.

Главное и второстепенное значение буквы

Главное значение буквы то, которое не может быть обозначено другой буквой: дом, тень.

Второстепенное значение буквы то, которое можно обозначить другой буквой: нож (буква «ж» в этом слове обозначает звук [ш] и может быть заменена буквой «ш»).

♦ Методическое примечание. Буквы во второстепенном значении являются основным источником орфографических ошибок. Имея варианты обозначения данного звука, дети могут сделать неправильный выбор.

С точки зрения главных значений все буквы русского алфавита делятся на 2 группы: однозначные и двузначные.

Однозначные и двузначные буквы

Однозначные буквы Двузначные буквы
«а» < а>, «о» < о>, «э» < э>, «у» < у>, «ы» < ы>; «ж» < ж>, «ш» < ш>, «ц»< ц>, «ч»< ч’>, «щ» < ͞ ш’>; «й» < j>; «ъ» (функция разделительности).     «я»< ’а> и < ja>, «e» < ’э> и < jэ>, «ё» < ’o> и < jo>, «ю» < ’у> и < jу>, «и» < ’и> и < jи>; «б» < б’> и < б>, «в» < в’> и < в>, «г» < г’> и < г>, «д» < д’> и < д>, «з» < з’> и < з>, «к» < к’> и < к>, «л» < л’> и < л>, «м» < м’> и < м>, «н» < н’> и < н>, «п» < п’> и < п>, «р» < р’> и < р>, «с» < с’> и < с>, «т» < т’> и < т>, «ф» < ф’> и < ф>, «х» < х’> и < х>; «ь» (функции разделительности, смягчения, грамматическая).

Слоговой принцип русской графики

Слоговой, или позиционный, принцип графики заключается в том, что значение буквы можно установить только с учетом её позиции – соседних букв и других графических знаков.

Сферы применения слогового принципа:

I. Обозначение мягкости и твердости согласных фонем.

• Мягкость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и».

• Твердость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «э», «о», «у», «а», «ы».

Например: сэр – сер, мол – мёл, лук – люк, рад – ряд, мыл – мил.

• Мягкость согласных перед согласными или на конце слова обозначается буквой «ь».

• Твердость согласных перед согласными или на конце слова обозначается отсутствием буквы «ь».

Например: угол – уголь, полка – полька.

♦ Отступления от слогового принципа: ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧО-ЩО, ЖЕ-ШЕ-ЦЕ, ЖИ-ШИ-ЦИ, ЖЮ-ШЮ-ЦЮ, ЖЁ-ШЁ, ШЬ-ЖЬ; кафе – ка[фэ́ ], пюре – пю[рэ́ ].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...