Традиционный принцип орфографии заключается в том, что используется не мотивированное в современном языке, а закрепленное традицией написание: сапог, шило, калач.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Традиционный принцип орфографии заключается в том, что используется не мотивированное в современном языке, а закрепленное традицией написание: сапог, шило, калач. ♦ Методическое примечание. В школе такие слова называются словарными словами. Дифференцирующие написания разграничивают на письме словоформы, имеющие одинаковый фонемный состав ( ожог – ожёг, туш – тушь, орёл – Орёл, плач – плачь, рож – рожь, компания – кампания, бал – балл ). Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма. Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу. Орфограмма имеет два основных признака: 1) Наличие по крайней мере двух вариантов написания. 2) Необходимость обосновать, объяснить выбор одного из возможных вариантов. Схема орфографического разбора 1) Выделите морфемы в слове. 2) Назовите орфограмму и ее тип. 3) Сформулируйте правило. 4) Определите принцип написания, лежащий в основе написания выделенной морфемы (фонематический, фонетический, традиционный, дифференцирующий). Образцы орфографического разбора • Свечό й свеч - безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы гласная оказалась под ударением. Проверка: свé чи. Принцип написания: фонематический. ой - правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после шипящих. Правило: в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется «о», без ударения - «е».
Принцип написания: фонетический. • Разбег раз - правописание безударной гласной в приставках раз-/рас-, - роз-/рос-. Правило: в приставках раз-/рас-, - роз-/рос- под ударением пишется «о», без ударения «а». Принцип написания: фонетический. раз - правописание «з» и «с» в приставках на з/с. Правило: в приставках на з/с пишется «з» перед гласными и звонкими согласными и пишется «с» перед глухими согласными. Принцип написания: фонетический. бег - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова. Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной. Проверка: бегать. Принцип написания: фонематический. • Ошибкой ошиб - непроверяемая безударная гласная в корне. Правило: правописание непроверяемых гласных в корне устанавливается по словарю и запоминается. Принцип написания: традиционный. ошиб - правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих «ж», «ш», «щ» не пишутся буквы «ы», «ю», «я», а пишутся «и», «у», «а». Принцип написания: традиционный. ошиб - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова. Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной. Проверка: ошибочный. Принцип написания: фонематический. ой - правописание безударных окончаний существительных. Правило: чтобы проверить безударную гласную в окончании, нужно подобрать однотипное слово с ударным окончанием. Проверка: головό й. Принцип написания: фонематический. • Плач плач - написание ь на конце слова после шипящих. Правило: на конце слова после шипящих буква «ь» пишется только в существительных женского рода в форме именительно-винительного падежа и не пишется в других случаях.
Принцип написания: дифференцирующий, т. к., во-первых, отсутствие «ь» указывает, что это существительное мужского рода (разграничение грамматических классов); во-вторых, отсутствие «ь» помогает разграничить на письме словоформу существительного мужского рода, стоящего в именительном (винительном) падеже единственного числа, и словоформу глагола «плакать» в повелительном наклонении единственного числа (разграничение на письме словоформ, совпадающих по фонемному составу).
Упражнение1. Прочитайте текст и укажите имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки. Чем они объясняются? В соответствии с какими из действующих в русской орфографии принципов эти слова пишутся? Приезжайте ко мне дорогой соседушка, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям разным поучите. Я недавно читал у одного французского учёного, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают учёныи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтобы Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь, я Вам скажу, даёт себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудетбрат мой Иван (маёр ), человек хороший, но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезёт его пожже, то побейте его по щекам, по-профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак, анафема, заходил. Обычай ездить к соседям на нами выдуман, не нами и окончится, а потому непременно приежжайте с машинками и книгами. Я бы сам к вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня, негодника, за беспокойство. Остаюсь, уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов (А. Чехов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|