Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что используется не мотивированное в современном языке, а закрепленное традицией написание: сапог, шило, калач.




Традиционный принцип орфографии заключается в том, что используется не мотивированное в современном языке, а закрепленное традицией написание: сапог, шило, калач.

♦ Методическое примечание. В школе такие слова называются словарными словами.

  Дифференцирующие написания разграничивают на письме словоформы, имеющие одинаковый фонемный состав ( ожог – ожёг, туш – тушь, орёл – Орёл, плач – плачь, рож – рожь, компания – кампания, бал – балл ).

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма.

Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу.

Орфограмма имеет два основных признака:

1) Наличие по крайней мере двух вариантов написания.

2) Необходимость обосновать, объяснить выбор одного из возможных вариантов.

Схема орфографического разбора

1) Выделите морфемы в слове.

2) Назовите орфограмму и ее тип.

3) Сформулируйте правило.

4) Определите принцип написания, лежащий в основе написания выделенной морфемы (фонематический, фонетический, традиционный, дифференцирующий).

Образцы орфографического разбора

• Свечό й

свеч - безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы гласная оказалась под ударением.

Проверка: свé чи.

Принцип написания: фонематический.

ой - правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после шипящих.

Правило: в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется «о», без ударения - «е».

Принцип написания: фонетический.

• Разбег

раз - правописание безударной гласной в приставках раз-/рас-, - роз-/рос-.

Правило: в приставках раз-/рас-, - роз-/рос- под ударением пишется «о», без ударения «а».

Принцип написания: фонетический.

раз - правописание «з» и «с» в приставках на з/с.

Правило: в приставках на з/с пишется «з» перед гласными и звонкими согласными и пишется «с» перед глухими согласными.

Принцип написания: фонетический.

бег - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова.

Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной.

Проверка: бегать.

Принцип написания: фонематический.

• Ошибкой

ошиб - непроверяемая безударная гласная в корне.

Правило: правописание непроверяемых гласных в корне устанавливается по словарю и запоминается.

Принцип написания: традиционный.

ошиб - правописание гласных после шипящих.

Правило: после шипящих «ж», «ш», «щ» не пишутся буквы «ы», «ю», «я», а пишутся «и», «у», «а».

Принцип написания: традиционный.

ошиб - правописание парных звонких-глухих согласных в корне слова.

Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной или сонорной согласной.

Проверка: ошибочный.

Принцип написания: фонематический.

ой - правописание безударных окончаний существительных.

Правило: чтобы проверить безударную гласную в окончании, нужно подобрать однотипное слово с ударным окончанием.

Проверка: головό й.

Принцип написания: фонематический.

• Плач

плач - написание ь на конце слова после шипящих.

Правило: на конце слова после шипящих буква «ь» пишется только в существительных женского рода в форме именительно-винительного падежа и не пишется в других случаях.

Принцип написания: дифференцирующий, т. к., во-первых, отсутствие «ь» указывает, что это существительное мужского рода (разграничение грамматических классов); во-вторых, отсутствие «ь» помогает разграничить на письме словоформу существительного мужского рода, стоящего в именительном (винительном) падеже единственного числа, и словоформу глагола «плакать» в повелительном наклонении единственного числа (разграничение на письме словоформ, совпадающих по фонемному составу).

 

Упражнение1. Прочитайте текст и укажите имеющиеся орфографические и пунктуационные ошибки. Чем они объясняются? В соответствии с какими из действующих в русской орфографии принципов эти слова пишутся?

Приезжайте ко мне дорогой соседушка, ей-богу. Откроем что-нибудь вместе, литературой займемся и Вы меня поганенького вычислениям разным поучите.

Я недавно читал у одного французского учёного, что львиная морда совсем не похожа на человеческий лик, как думают учёныи. И насщот этого мы поговорим. Приежжайте, сделайте милость. Приежжайте хоть завтра например. Мы теперь постное едим, но для Вас будим готовить скромное. Дочь моя Наташенька просила Вас, чтобы Вы с собой какие-нибудь умные книги привезли. Она у меня эманципе, все у ней дураки, только она одна умная. Молодеж теперь, я Вам скажу, даёт себя знать. Дай им бог! Через неделю ко мне прибудетбрат мой Иван (маёр ), человек хороший, но между нами сказать, Бурбон и наук не любит. Это письмо должен вам доставить мой ключник Трофим ровно в 8 часов вечера. Если же привезёт его пожже, то побейте его по щекам, по-профессорски, нечего с этим племенем церемониться. Если доставит пожже, то значит в кабак, анафема, заходил. Обычай ездить к соседям на нами выдуман, не нами и окончится, а потому непременно приежжайте с машинками и книгами. Я бы сам к вам поехал, да конфузлив очень и смелости не хватает. Извените меня, негодника, за беспокойство.

Остаюсь, уважающий Вас Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов (А. Чехов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...