Система гласных и согласных фонем
Система гласных и согласных фонем современного русского языка Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки языка. Звук речи – конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве. Звук языка – множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция. Фонема – это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка. Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения (м айка - с айка - ч айка - г айка ) и отождествления ([л’э́ с] - [л’иэс]нό й -[л’ьс]овό д) слов и морфем. Фонема – минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка. Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое), язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука – выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.
Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией. Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Гласные образуются при наличии голоса (чистые тоны), согласные – при наличии шума (акустический аспект). При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект). Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект). Основная функция согласных – передача информации, главная функция гласных – объединение звуков (функциональный аспект). ♦ Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках. В современном русском языке 6 гласных фонем: < а>, < э>, < и>, < ы>, < у>, < о>. Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам: а) по участию губ: • лабиализованные - < у>, < о>, • нелабиализованные - < а>, < э>, < и>, < ы>; б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу: • верхнего подъёма - < и>, < ы>, < у>, • среднего подъёма – < э>, < о>, • нижнего подъёма - < а>; в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка): • переднего ряда - < э>, < и>,
• среднего ряда – < ы>, < а>, • заднего ряда - < у>, < о>. Система гласных фонем современного русского языка
В современном русском языке 37 согласных фонем: < б>, < бʼ >, < в>, < вʼ >, < г>, < гʼ >, < д>, < дʼ >, < ж>, < ͞ жʼ >, < з>, < зʼ >, < j>, < к>, < кʼ >, < л>, < лʼ >, < м>, < мʼ >, < н>, < нʼ >, < п>, < пʼ >, < р>, < рʼ >, < с>, < сʼ >, < т>, < тʼ >, < ф>, < фʼ >, < х>, < хʼ >, < чʼ >, < ц>, < ш>, < ͞ шʼ >. Согласные классифицируются по 4 основным признакам: а) степень участия голоса и шума: • сонорные < н>, < нʼ >, < р>, < рʼ >, < л>, < лʼ >, < м>, < мʼ >, < j>, • шумные звонкие < б>, < бʼ >, < в>, < вʼ >, < г>, < гʼ >, < д>, < дʼ >, < ж>, < ͞ жʼ >, < з>, < зʼ >, • шумные глухие < к>, < кʼ >, < п>, < пʼ >, < с>, < сʼ >, < т>, < тʼ >, < ф>, < фʼ >, < х>, < хʼ >, < чʼ >, < ц>, < ш>, < ͞ шʼ >. б) способ образования преграды (см. табл. ); в) место образования преграды (см. табл. ); г) палатализация: • мягкие – < бʼ >, < вʼ >, < гʼ >, < дʼ >, < ͞ жʼ >, < зʼ >, < j>, < кʼ >, < лʼ >, < мʼ >, < нʼ >, < пʼ >, < рʼ >, < сʼ >, < тʼ >, < фʼ >, < хʼ >, < чʼ >, < ͞ шʼ >, • твердые - < б>, < в>, < г>, < д>, < ж>, < з>, < к>, < л>, < м>, < н>, < п>, < р>, < с>, < т>, < ф>, < х>, < ц>, < ш>. ☻ Запомни! Мягкие непарные: < ͞ жʼ >, < чʼ >, < ͞ шʼ >, < j>. Твердые непарные: < ж>, < ц>, < ш>. Система согласных фонем современного русского языка
♦ Методическое примечание. Наличие разных подходов к решению вопроса о фонеме в лингвистике не может не отразиться на школьной практике преподавания. В школе этот вопрос решается непоследовательно. На первоначальном этапе обучения (букварный период) преобладает ленинградский подход, так как звуки анализируются с акустической точки зрения. Их количество тоже определяется исходя из фонетических различий (гласных -6, т. к. < ы> и < и> признаются самостоятельными фонемами; согласных - 37, т. к. < г’>, < к’>, < x’> рассматриваются как существующие). При изучении орфографии подключается московский критерий, т. к. большинство орфографических правил, изучаемых в начальных классах, основывается на московском понимании фонемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|