Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система гласных и согласных фонем




Система гласных и согласных фонем

современного русского языка

Понятие о фонеме. Различают звуки речи и звуки языка.

Звук речи – конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае. Человек не может воспроизвести один и тот же звук в точности дважды. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве.

Звук языка – множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество. Звук языка – это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих. Как и всякое множество, звук языка уже не конкретный звук, а абстракция.

Фонема – это мельчайшая, далее линейно не членимая единица звуковой системы языка, способная дифференцировать оболочки значимых единиц языка.

Фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения айка - с айка - ч айка - г айка ) и отождествления ([л’э́ с] - [л’иэс]нό й -[л’ьс]овό д) слов и морфем.

Фонема – минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка.

Фонемы существуют в нашем сознании как единые комплексы звуков. Говорящие обычно не обращают внимания на разницу между звуками, относящимися к одной фонеме, отождествляют их. Фонема это ряд позиционно чередующихся звуков.

В образовании звуков принимают участие голосовые связки, язычок, задняя стенка глотки, нёбо (твёрдое и мягкое), язык, зубы и губы. Всё это вместе составляет речевой аппарат. Материальная сторона звука – выдыхаемый воздух, который вместе с работой речевого аппарата и создает звуки речи.

Движение органов речи при образовании каждого конкретного звука строго индивидуально. Работа органов речи, необходимая для образования конкретного звука, называется артикуляцией.

Гласные и согласные звуки. Все звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные образуются при наличии голоса (чистые тоны), согласные – при наличии шума (акустический аспект).

При образовании гласных воздушная струя в ротовой полости не встречает препятствий; при образовании согласных на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда в виде сближенных или даже сомкнутых органов речи (артикуляционный аспект).

Гласные образуются с помощью голоса при обязательном участии голосовых связок. Главную роль в образовании согласных играет ротовая полость (физиологический аспект).

Основная функция согласных – передача информации, главная функция гласных – объединение звуков (функциональный аспект).

Методическое примечание. Различение гласных и согласных звуков младшими школьниками и старшими дошкольниками должно строиться главным образом на акустическом и артикуляционном признаках.

В современном русском языке

6 гласных фонем:

< а>, < э>, < и>, < ы>, < у>, < о>.

Гласные фонемы классифицируются по трём основным признакам:

а) по участию губ: • лабиализованные - < у>, < о>,

                                 • нелабиализованные - < а>, < э>, < и>, < ы>;

б) по степени подъёма языка по вертикали по отношению к нёбу:

                                  верхнего подъёма - < и>, < ы>, < у>,

                                 • среднего подъёма – < э>, < о>,

                                 • нижнего подъёма - < а>;

в) по степени продвинутости языка вперёд или отодвинутости назад по горизонтали (напряжённость языка):

                                  • переднего ряда - < э>, < и>,

                                       • среднего ряда – < ы>, < а>,

                                  • заднего ряда - < у>, < о>.    

Система гласных фонем современного русского языка

← подъём→

верхний и ы у
средний э   о
нижний а  
передний средний задний

← ряд→

В современном русском языке

37 согласных фонем:

< б>, < бʼ >, < в>, < вʼ >, < г>, < гʼ >, < д>, < дʼ >, < ж>, < ͞ жʼ >, < з>, < зʼ >, < j>, < к>, < кʼ >, < л>, < лʼ >, < м>, < мʼ >, < н>, < нʼ >, < п>, < пʼ >, < р>, < рʼ >, < с>, < сʼ >, < т>, < тʼ >, < ф>, < фʼ >, < х>, < хʼ >, < чʼ >, < ц>, < ш>, < ͞ шʼ >.

Согласные классифицируются по 4 основным признакам:

а) степень участия голоса и шума:

• сонорные < н>, < нʼ >, < р>, < рʼ >, < л>, < лʼ >, < м>, < мʼ >, < j>,

• шумные звонкие < б>, < бʼ >, < в>, < вʼ >, < г>, < гʼ >, < д>, < дʼ >, < ж>, < ͞ жʼ >, < з>, < зʼ >,

• шумные глухие < к>, < кʼ >, < п>, < пʼ >, < с>, < сʼ >, < т>, < тʼ >, < ф>, < фʼ >, < х>, < хʼ >, < чʼ >, < ц>, < ш>, < ͞ шʼ >.

б) способ образования преграды (см. табл. );

в) место образования преграды (см. табл. );

г) палатализация: • мягкие – < бʼ >, < вʼ >, < гʼ >, < дʼ >, < ͞ жʼ >, < зʼ >, < j>, < кʼ >, < лʼ >, < мʼ >, < нʼ >, < пʼ >, < рʼ >, < сʼ >, < тʼ >, < фʼ >, < хʼ >, < чʼ >, < ͞ шʼ >,

• твердые - < б>, < в>, < г>, < д>, < ж>, < з>, < к>, < л>, < м>, < н>, < п>, < р>, < с>, < т>, < ф>, < х>, < ц>, < ш>.

☻ Запомни!

Мягкие непарные: < ͞ жʼ >, < чʼ >, < ͞ шʼ >, < j>.

Твердые непарные: < ж>, < ц>, < ш>.

Система согласных фонем современного русского языка

Уровень шума

Способ

 обр      

     Место  обазования

Губные

Переднеязычные

Среднеязычн. Задне- язычн.
Губно- губные Губно- зубные Зубные Передне- небные    

шумные

звонкие  

взрывные (смычные)

б б’     д д’       г г’  
глухие   п п’   т т’     к к’
звонкие  

щелевые

(фрикативные)

  в в’   з з’   ж ͞ ж’        
глухие   ф ф’ c c’ ш ͞ ш’   х х’
глухие   аффрикаты     ц ч’    

сонорные

смычно-проходные м м’  носовые   н н’ носовые л л’ боковые   j  
Дрожащие (вибранты)       р р’    

Методическое примечание. Наличие разных подходов к решению вопроса о фонеме в лингвистике не может не отразиться на школьной практике преподавания. В школе этот вопрос решается непоследовательно. На первоначальном этапе обучения (букварный период) преобладает ленинградский подход, так как звуки анализируются с акустической точки зрения. Их количество тоже определяется исходя из фонетических различий (гласных -6, т. к. < ы> и < и> признаются самостоятельными фонемами; согласных - 37, т. к. < г’>, < к’>, < x’> рассматриваются как существующие). При изучении орфографии подключается московский критерий, т. к. большинство орфографических правил, изучаемых в начальных классах, основывается на московском понимании фонемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...