Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.9 Коммуникативный аспект изучения речевой культуры




1. 9 Коммуникативный аспект изучения речевой культуры

Традиционное определение риторики – это теория, мастерство и искусство красноречия.

Выде­ляют следующие основные виды современного красноречия: социально-политическое, академическое, социально-бытовое, судебное, богословско-церковное. Искусство красноречия воплощается в форме монологической и диалогической речи. Диалог (полилог) в риторике реализуется в виде спора, дискуссии, диспута, делового совещания, интервью, пресс-конференции и др.

Одним из важнейших качеств речи является ее логичность. Данное качество отражает соотношение языка и мышления и выявляет умение говорящего правильно изложить собственные мысли и построить связный текст.

Эффективность речи требует пропорциональности и соразмерности частей высказывания, композиционной стройности и безупречной логичности. Речь считается логичной, если она соответствует следующим требованиям:

– доказательность, т. е. опора на определенную систему аргументов;

– последовательность, т. е. правильное развертывание высказывания (от частного к общему, от простого к сложному и т. д. );

– непротиворечивость, т. е. соответствие предмета рассуждения основным законам логики.

Формальная логика – учение о законах, позволяющих выстраивать отдельные мысли в суждения и делать из ряда суждений умозаключения. В основе формальной логики лежат четыре закона:

– закон тождества (первый закон);

– закон (не)противоречия (второй закон);

– закон исключенного третьего (третий закон);

– закон достаточного основания (четвертый закон).

Первые три закона открыты Аристотелем, четвертый – немецким философом Г. В. Лейбницем.

Закон тождества гласит: Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.

Закон (не)противоречия. «Две противоположные мысли об одном и том же пред­мете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными, одно из них должно быть необходимо ложным».

Закон исключенного третьего. «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно ис­тинное, другое – ложное, а третьего не дано».

Закон достаточного основания. «Всякая правильная мысль должна быть обоснована дру­гими мыслями, истинность которых доказана».

 

Теория аргументации

 

Теория аргументации исследует многообразные способы убеждения ау­дитории с помощью речевого и иного (визуального, психологического) воздействия.

Современная теория аргументации не сводится к логической теории доказательства, которая опирается на понятие истины и для которой понятия аудитории и убеждения со­вершенно инородны. Истина и добро могут быть промежуточными целями аргумента­ции, но конечная ее задача — убедить аудиторию в справедливости предлагаемого ее вниманию положения, склонить ее к принятию этого положения.

Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, кому эта позиция адресована, называется реципиентом. В споре аргументатора называют пропонентом, а реципиента – оппонентом.

Аргументация в ходе речевого взаимодействия представляет собой совокупность трех элементов – тезиса, аргументов (доводов) и демонстрации.

Тезис – это положение или утверждение, истинность кото­рого следует доказать в процессе аргументации.

Правила по отношению к тезису.

1. Тезис должен быть сформулирован ясно и точно: все ли слова и выражения тезиса вполне понятны? отчетливо ли сформулировано суждение, выражающее те­зис?

2. Тезис должен оставаться постоянным на протяжении всего доказательства. Это требование является частным случаем закона тождества в применении к доказательствам. Основное содержа­ние этого требования обсуждалось нами при рассмотрении зако­на тождества.

Аргументы – это доводы, при помощи которых демонстрируется истинность суждений и умозаключений.

Правила по отношению к аргументам.

1. Аргументы должны быть истинными суждениями.

2. Аргументы не должны противоречить друг другу.

3. Истинность аргументов должна быть установлена независимо от истинности тезиса.

4. Аргументы должны быть достаточными для доказательства тезиса.

Демонстрация – логическая связь между тезисом и аргументами, показывающая достаточность аргументов для доказательства тезиса.

Правило по отношению к демонстрации: ис­пользуемые в демонстрации умозаключения должны быть правиль­ными и должны быть соблюдены условия их применимости.

 

Выступление как разновидность ораторской прозы

 

Современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Современный риторический канон восходит к классическому. Перечислим этапы (составные части) классического риторического канона:

1. Инвенция (лат. Inventio), или «нахождение», «изо­бретение» (in venire quid dicere – «изобрести, что сказать»).

2. Диспозиция (лат. Dispositio) – «расположение» (inventa disponere – «расположить изобретенное»).

3. Элокуция (лат. Elocutio) – «словесное оформление мысли», «собственно красноречие» (ornare verbis – «укра­сить словами»).

4. Запоминание (лат. Memorio). Речи в античности учили наизусть, репетировали; часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем про­износил речь.

5. Произнесение (лат. Actio hypocrisis). Это актер­ское, театральное исполнение речи (греч. hypocrites – ак­тер) – этап, на котором речь не только произносится, но и ра­зыгрывается с соответствующим использованием жеста, ми­мики, голосовых данных оратора.

В современной риторике выделяется еще один этап – рефлексия. Здесь оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Инвенция (изобретение). Замысел речи начинается с определения предмета и концепции выступления. Следующий шаг – поиски источников накопления информации, их внимательное изучение и критическое осмысление (анализ). Поставленная проблема должна иметь решение и быть в компетенции собрания (аудитории): никакая речь не будет успешной, если она не рассчитана на конкретных людей. Оратору необходимо представлять себе или – лучше – иметь портрет (социальный, профессиональный и т. п. ) своей аудитории.

Диспозиция (расположение изобретенного) – это композиция речи. Речь, как правило, трехчастна – вступление, основная часть, заключение. Определим функции каждой из частей и задачи говорящего на каждом этапе.

Основные задачи оратора во вступлении:

а) установить контакт со слушателями, вызвать их распо­ложение и доверие;

б) привлечь их внимание к своей теме, заинтересовать аудиторию не только интеллектуально, но и эмоционально, показать, что предмет речи актуален для всех присутствую­щих и лично для каждого.

Относительный объем вступления не может при этом быть большим – не более 1/8 всей речи.

Несколько рекомендаций по исполнению вступления.

· Не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему.

· Обратитесь к важности темы для слушателей.

· Задайте хороший риторический вопрос, это привлекает внимание, активизирует мысль (вспомните оратора из фильма «Карнавальная ночь»: Есть ли жизнь на Марсе? ).

· Используйте остроумную, уместную цитату или по­словицу, это помогает установить контакт с аудиторией. Помните при этом о том, что это должно быть сказано кратко и в связи с темой!

Во вступлении четко называется тема (можно ее повторить, чтобы она ос­талась в памяти слушателей), а также указываются основной тезис и подразделения (краткий план) речи.

Основная часть речи не долж­на включать более пяти основных положений Это связано с механизмами запоминания: известно, что память че­ловека может удержать одновременно не более 7 ± 2 единиц хранения.

Самые частые ошибки на этапе основной части:

1) выход за пределы рас­сматриваемых вопросов («вокруг да около», но не по делу);

2) перекрывание пунктов плана («то об одном, то о другом»);

3) усложнение отдельных положений речи, когда они реально включают сразу несколько вопросов.

Основные советы:

1) Обосновывая свое мнение, рассмотрите воз­можные возражения сами, не дожидаясь, пока вам их выскажут – сравнивайте вашу точку зрения с другими, покажите, чем именно она выгодно отличается от прочих.

2) Тактика расположения доказательств определяется ситуацией речи. Если вы сами уверены в своей правоте, идите от самого слабого аргумента последовательно к наиболее сильному.

Заключение. Цель этой части речи – «генеральный штурм» аудитории. Основные задачи:

1) дать возможность слушателям припомнить, о чем и что вы говорили (поэтому здесь нужно повторить самое главное, причем с усилением).

2) «закруглить» речь, активизировать аудиторию. В подав­ляющем большинстве случаев уместно не просто оборвать речь, а закончить ее чем-то вроде призыва к слушателям. Можно воспользоваться цитатой или образом, от­ражающим главную идею всего, что было сказано.

Элокуция (словесное выражение). Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразитель­ные средства. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выра­зительные (стилистические) средства, используемые в воздействующей публичной речи. Среди них фразеологизмы, пословицы и поговорки, тропы и фигуры речи (риторические фигуры).

Использование фразеологизмов, пословиц и поговорок в речи делают ее эмоционально-выразительной и образной.

Характеристика основных тропов. Слова, употребленные в переносном значении с целью создания образа, называются тропам и (от греч. tropos – оборот, образ).

Метафора – это перенос одного названия на другой на основании их сходства: Горит восток зарею новой (Пушкин). И золотеющая осень листвою плачет на песок (Есенин).

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: Парк качался и стонал (Паустовский). Забормотал спросонок гром (Паустовский).

Аллегория – иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса – хитрость, Волк – жадность.

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: Фарфор и бронза на столе (предметы из материала). Лес поёт (вм. поют птицы в лесу). Ликует буйный Рим, т. е. жители Рима.

Синекдоха – замена множественного числа единственным или замена большего меньшим: С берёз слетает желтый лист (вм. слетают листья). Пропала моя головушка (вм. пропал я).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого. Это простейшая и наиболее действенная форма образной речи, которая используется ораторами: Замысел – это молния. Если молния – замысел, то ливень – это воплощение замысла.

Гипербола – преувеличение для создания более полного, сильного впечатления: Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ). Литоту называют еще обратной гиперболой.

Характеристика основных риторических фигур. Это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, степень ее воздействия на адресата. Среди них:

Риторический вопрос – это утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали / Его свободный, смелый дар / И для потехи раздували чуть затаившийся пожар? (Лермонтов).

Анафора – параллельные синтаксические конструкции с идентичным началом: Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы (Лермонтов).

Эпифора – параллельные синтаксические конструкции с повторением последних слов предложения: Силы даны мне судьбой; удача дана мне судьбою, / И неудача – судьбой; всё в мире вершится судьбою.

Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достига­ется актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей кон­струкции в целом: Я действительно очень устал. Устал от тяжелых, напряженнейших матчей, от длительных, утомительных перелетов, от смены часовых поясов, постоянного психологического напряжения и просто от всего, что вокруг.

Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего. Благодаря ис­пользованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Каламбур. Основа каламбура – игра значениями слов. В ка­ламбуре может использоваться полисемия (многозначность), омони­мия, синонимия. В XIX в. был популярен каламбур: Ноги́ такой и талии / Нет во всей Италии. Русскому поэту и переводчику XIX в. принадлежит каламбур: Ценят золото по весу, / А по шалостям – повесу. У Маяковского находим: Лет до ста расти / Нам без старости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...