5 Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе
5 Методические рекомендации по написанию и оформлению эссе В рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» эссе как индивидуальная контрольная работа преследует целью формирование навыков самостоятельного, творческого мышления, логически структурированной и стилистически обработанной письменной речи, построенной в соответствии с нормами литературного языка. Предлагаемая тематика эссеистических работ по дисциплине достаточно разнообразна: она может касаться непосредственно вопросов речевой культуры, а также проблем более общего, в том числе социально-культурного и нравственного, содержания. Тема сочинения задается в виде вопроса, суждения, она может быть оформлена афоризмом или цитатой – высказыванием известного деятеля науки, культуры, политики. Задача пишущего эссе – высказать отношение к проблеме, согласиться или нет с предложенным тезисом, изложить собственные размышления, сформулировав собственную позицию. В этом отношении эссе сугубо индивидуально. Его индивидуальный характер может проявляться и в том случае, если автор приходит к выводу, что у него еще не сформировалась окончательная позиция по отношению к проблеме в силу дискуссионности проблемы. Индивидуальность эссе определяется не только субъективностью подхода к проблеме, но и стилистической манерой изложения точки зрения автора. Данная автору свобода в выражении точки зрения предполагает возможность использования всего лексического запаса русского литературного языка, средств выразительности, в том числе образности, афористичности языка. При этом, однако, не следует злоупотреблять исключительным использованием разговорной лексики. Не рекомендуется использование просторечной лексики, жаргонных выражений, т. е. той части лексики, которая лежит за пределами литературного языка. Лексико-стилистическое оформление эссе должно отражать языковую личность, соответствующую статусу студента, а не школьника.
Студенческое эссе должно отличаться известной степенью академизма: избегайте напыщенности, чрезмерной эмоциональности в изложении мыслей, бесполезных стилистических приукрашиваний. Обычно эссе – это трехчастное произведение: вступление (~20% объема), основная часть (~60%), заключение (~20%). Во вступлении дается разработка, актуализация проблемы, отраженной в названии эссе, т. е. автору необходимо кратко выразить существо проблемы. В основной части излагается позиция автора по проблеме. Авторские мысли выражаются в виде собственных тезисов (всего 2-3). Проблема (название темы) может быть сформулирована самым общим образом. Например, тема, облеченная в форму пословицы «Речь вести – не лапти плести», предполагает рассмотрение проблемы языка и красноречия. Формулировка темы и постановка проблемы вряд ли могут стать источником спора, поэтому наши тезисы (подтемы, если угодно) можно обозначить следующим образом: 1. Хорошо говорить – непросто. 2. Хорошая речь должна быть логичной, убедительной, правильной с точки зрения языка, красивой и т. д. 3. Чтобы хорошо говорить, надо учиться. Выдвинутые нами тезисы подкрепляются доводами, т. е. аргументами. Аргументы представляют собой научные доказательства, факты и явления общественной жизни, мнения известных людей, в том числе цитаты из художественных произведений. Для демонстрации тезиса достаточно двух аргументов. В заключительной части резюмируется мнение автора. Здесь же необходимо еще раз процитировать указанную выше пословицу, как-то по-новому обыграв ее смысл. Объем эссе – до 6 000 знаков с пробелами, т. е. не более 4 – 4, 5 страниц текста, набранного 14 кеглем, междустрочный интервал – 1, 5. Параметры страниц: верхнее и нижнее поле – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 1, 5 см.
6 Вопросы к зачету
1. Три составные части понятия культуры речи, их содержание. 2. Функции языка. 3. Язык и речь, отличие языка от речи. 4. Формы реализации национального языка. 5. Признаки литературного языка и литературной нормы. 6. Русский язык среди других славянских языков. 7. Возникновение письменности у славян. 8. Роль старославянского языка в становлении русского литературного языка. 9. Роль М. В. Ломоносова в развитии литературного языка. 10. Дискуссии «карамзинистов» и «шишковистов» о путях развития литературного языка. 11. А. С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка. 12. Экстралингвистические особенности научного стиля. 13. Языковые особенности научного стиля. 14. Экстралингвистические особенности официально-делового стиля. 15. Языковые особенности официально-делового стиля. 16. Особенности публицистического стиля. 17. Особенности разговорного стиля. 18. Особенности художественного стиля (языка художественной литературы). 19. Этапы подготовки устного выступления. 20. Критерии оценки устного выступления. 21. Логико-композиционная стройность выступления. 22. Способы речевого воздействия на аудиторию. 23. Основные признаки логического мышления. 24. Структурно-смысловая схема речи. 25. Основные методы доказательства и изложения материала. 26. Типология аргументов. 27. Софизмы и паралогизмы. 28. Нарушения требований к тезису или аргументу. 29. Ложные суждения и умозаключения. 30. Типология выразительных средств. 31. Языковые средства выразительности. 32. Культура использования неязыковых средств выразительности. 33. Индивидуальные типы ораторов. 34. Взаимоотношения оратора и аудитории. 35. Приемы привлечения, поддержания и восстановления утраченного внимания. 36. Дискурс; речевое событие; речевая ситуация. 37. Основные этапы осуществления речевой деятельности для адресата и адресанта. 38. Принцип кооперации Г. Грайса. Принцип вежливости Дж. Лича. 39. Принцип равной безопасности. Принцип децентрической направленности.
40. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Признаки деструктивности в общении и пути их устранения. 41. Слушание нерефлексивное и рефлексивное. Приемы рефлексивного слушания. 42. Стратегия и тактика проведения деловых бесед и переговоров. 43. Культура делового телефонного разговора. 44. Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, справочно-информационной документации. 45. Особенности старомосковской произносительной нормы и ее присутствие в современной речи. 46. Особенности русского ударения. 47. Род аббревиатур и сложносоставных слов. 48. Род несклоняемых заимствований. 49. Склонение топонимов типа Тушино, Комарово. 50. Синонимы и антонимы. 51. Омонимы и паронимы. Их отличие. 52. Архаизмы и историзмы. В чем их отличие? 53. Способы образования новых слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|