Задание 6. Приведите значения слов, определите их род, подберите к ним прилагательные.
Задание 6. Приведите значения слов, определите их род, подберите к ним прилагательные. Такси (ср. р. ) – «наемный автомобиль с оплатой по счетчику»: зеленоглазое такси. Слова, сходные по словообразовательной модели, но разные по значению, называются паронимами. Смешение значений слов-паронимов ведёт к речевым ошибкам. Толкование данных слов можно приводить по толковому словарю или словарю паронимов.
Задание 7. Объясните различия в значении слов. Топор – топорище. Топор – орудие труда. Топорище – рукоятка топора. Неправильное образование форм слова характеризует неграмотную речь. Для выяснения норм правильного образования форм слова необходимо обратиться к словарю трудностей русского языка. Правила склонения числительных содержатся в любом пособии по русскому языку и культуре речи.
Задание 8. Поставьте данные слова и словосочетания в нужную падежную форму. Им. п. мн. ч.: лектор – лекторы; Р. п. мн. ч.: яблоко – яблок; Управление: вопреки (угроза) – вопреки угрозе; полка с (54 книги) – полка с пятьюдесятью четырьмя книгами. Ошибки в построении предложения также часто встречаются в речи людей. Для того чтобы понять, какая норма литературного языка нарушена, необходимо ознакомиться с их разновидностями. Эти сведения можно получить из учебных пособий, указанных в списке рекомендуемой литературы в разделе «Литература по культуре речи и стилистике».
Задание 9. Найдите в предложениях нарушения лексических, грамматических и стилистических норм, исправьте ошибки, укажите причины их возникновения. Дети играются на улице. Правильно: Дети играют на улице. (Нарушена грам. норма: смешение возвратных и невозвратных форм глагола).
Задание 10. При выполнении задания №10, нацеленного на проверку знаний стилистических норм, необходимо обратиться к учебным пособиям по культуре речи, в которых содержатся примеры составления текстов различных стилей.
Значения фразеологических оборотов при необходимости можно уточнить в словаре фразеологизмов и крылатых слов. Задание 11. Замените следующие фразеологизмы близкими по значению словами и словосочетаниями. Души не чаять в ком-то – очень любить.
Значения слов-омонимов содержит либо «Словарь омонимов», либо «Толковый словарь русского языка». Задание 12. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений. «Игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси» – «волчонок» = волчок.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть оформлена в печатном виде на листах формата А4. Тексты по орфографии и пунктуации должны быть отпечатаны, а орфограммы и знаки препинания вписаны от руки цветной пастой. Объём контрольной работы должен составлять 6 страниц печатного текста (1 интервала, шрифт обычный, Times New Roman, размер шрифта – 14 pt, размеры полей: левое-30 мм, правое-10 мм, верхнее и нижнее -15 мм) или 10 листов рукописного текста. В конце работы должны быть указаны использованные источники. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре зачётной книжки. Конечная цифра 10 соответствует десятому варианту. Пример оформления титульного листа контрольной работы приведён в Приложении 1. Варианты контрольных работ
Вариант 1. Задание 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы. Тяж.. лый, суш.. ный плод; снов…, занов…, зажив…, запрост…, спрост.., влев.., свеж.., исподтишк.., сплош.., вскач.., наотмаш..; .. делать (по) хорошему, (по) прежнему весел, (по) прежнему пути; (в) начале века, (в) начале думай; как (будто), (из) за, точ.. (в) точ.., (давным) давно, (в) течение, (в) продолжение, (пол) дня, (пол) лукошка, (пол) лужи, (пол)Иртыша; на небе (н.. ) облачка, куда (н.. ) кинешь взор, везде поля; (н.. ) когда (н.. ) унывай; там (н.. ) когда бл.. стал и я; н.. (у) кого (н.. ) было, (н.. ) кто видел, (н.. ) кто (н.. ) знал.
Задание 2. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку выбранных пунктуационных знаков. 1. Эй, ямщик! закричал я. Смотри: что там такое чернеется? 2. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам-голышам. 3. В степи за рекой по дорогам везде было пусто. 4. Павел чувствует чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя. Задание 3. Спишите слова, расставляя ударения. Там, где необходимо, укажите варианты. Тефтели, буржуазия, бомбардировать, валовой, воспринять, введенный, квартал, километр, комбайнер, красивее. Задание 4. Частично затранскрибируйте слова. Любо вь, двое чн ик, мо де ль, му жч ина. Задание 5. Приведите значения слов, определите их род, подберите к ним прилагательные. Зебу, Юнгфрау, интервью, рантье, царь-пушка, КНР, кредо.
Задание 6. Объясните различия в значении слов. Пожар – пожарище Невежа – невежда Представить – предоставить Субъективный – субъектный Пожар – пожарище Турник – турникет Эмалевый – эмалированный. Задание 7. Определите по толковому словарю, в каких значениях употребляется слово «стиль» в следующих словосочетаниях: 1) стиль построек 2) восточный стиль 3) стиль рококо 4) одеваться в английском стиле 5) лаконичный стиль 6) авторитарный стиль 7) 20 декабря по новому стилю
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|