Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Анатомо – физиологическая характеристика детей 16 – 17 лет




Чтобы развить определенные физические качества специальные воздействия на человека необходимо координировать с ходом возрастной эволюции организма. В процессе развития любого человека есть периоды, когда определенные качества формируются легче и проще закрепляются, а есть периоды, когда физические качества развиваются затруднительно или вовсе не вырабатываются [1, 2].

Работоспособность у детского и юношеского организма меньше, чем у взрослого. Как видно, это результат незавершенного возрастного развития,

                                                                                                              14

так как не достигли расцвета функциональные способности органов и систем и взаимосвязь их деятельности. Только в зрелом возрасте при окончании возрастного формирования организма, появляются возможности для максимального развития выносливости. Детский, подростковый и юношеский организмы еще не достаточно приспособлены к выполнению длительной работы, особенно если она ведется с увеличенной интенсивностью. Это связано с тем, что такая работа – это значительное бремя для энергетических ресурсов организма, обеспечивающих в этот период процессы роста, а также с недостаточным развитием дыхательного аппарата и сердца. Также способности организма к длительным напряжениям ограничены состоянием нервной системы, ее неустойчивостью и возбуждаемостью в этом возрасте. Все это не вычеркивает возможность и необходимость развития выносливости путем корректного подбора методов и средств [13].

Серьезная специальная работа по развитию выносливости требует начинания только после завершения полового созревания. Но можно начинать эту работу и в подростковом возрасте и в юношеском периоде, только ее размер в общем и в объеме применяемых средств не велик.

16-17 лет – это период среднего школьного возраста, так называемый переходный возраст – период пред полового и полового созревания, который длится 2-3 года. У мальчиков он наблюдается в пределах 13-14 лет до18 лет, у девочек от 12-13 до 16 лет. В ряде случаев различные годы полового созревания убирают границы между средним и старшим школьным возрастом. У одних биологические изменения в 12-13 лет могут быть такие же, как у некоторых в 16-17 лет.

В это время происходит развитие эндокринной системы, которая оказывает влияние на функции головного мозга. Стимулирующим образом гипофиз

                                                                                                               15

Действует на половые железы. В нервной системе происходят изменения, которые характеризуют все большее усовершенствования протекания основных нервных процессов. Нарастает внутреннее торможение, но возбуждение продолжает оставаться доминирующим. Вторая сигнальная система получает развитие и усложнение. Проявляется стремление к сложным видам труда, а также и к занятиям спортом. Вместе с общим развитием с началом периода полового созревания приходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Благодаря повышенной двигательной деятельности происходит усиленное развитие сердца, начинающееся в 12-14 лет, а к 15 годам увеличивается почти в 15 раз по сравнению с новорожденным. В этом периоде энергия развития склонна к индивидуальным колебаниям. У девочек этот период начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков [25].

Просвет легочной артерии у детей соответствует просвету аорты, а шире чем аорта становится после полового созревания. Поперечник сердца, увеличиваясь, достигает в среднем 8, 5-9, 5 см (от 7, 5 до 12 см). Темп роста сердца в период полового созревания выше темпа роста кровеносных сосудов. Благодаря сопротивлению относительно узких сосудов увеличивается артериальное давление (АД). Максимальное АД в 13 лет в среднем равно 103мм и минимальное- 62мм, а в 15 лет – 110мм и 70мм соответственно. Реже становиться пульс. В 13 лет он равен в среднем 80 ударам, а в 16 лет – 74 ударам в минуту. Устанавливается ритм. В это время происходит усиленное развитие мышечных и эластичных волокон в сосудах, что нужно рассматривать с анатомо – физиологических представлений как компенсаторное явление. Остается легкая возбудимость сердца в связи преобладаний симпатических влияний над парасимпатическими.

                                                                                                            16

 

 

Сердцебиение, экстрасистолии, функциональные систолические шумы, дыхательные аритмии нередко наблюдаются у мальчиков и девочек. Все эти явления проходят, как правило, с периодом полового созревания. У детей более редкое дыхание, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная емкость легких возрастает с 1900см3 в 13 лет до 2700см3 в 16 лет. На 1см роста в 12-14- летнем возрасте приходится 13-15см3 жизненной емкости легких.

У подростков состав крови не так сильно отличается от взрослых. У них понижен гемоглобин (73-84%), повышены лейкоциты (8000-9000 вместо 6000-9000 у взрослых людей) и лимфоциты (23-30% вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов.

Значительно изменяется физическое развитие в процессе полового созревания. В 13 – 14 лет происходит интенсивный рос в длину. Годичные добавки в росте доходят до 8см, а в отдельных случаях 18-20 см. Вес увеличивается менее активно: до 14-15 лет на 1-2 кг в год, после до 18 лет годичное увеличение бывает 8 и более кг [26].

Грудная клетка растет в переднем, боковом и заднем размерах, но отстает в сравнении с ростом в длину. В 13-14 лет физическое развитие у девочек превосходит мальчиков. В 16-17 лет у мальчиков начинается энергичный рост и они сравниваются и перегоняют девочек. В 14-16 лет возникают очаги окостенения, происходит дальнейшие увеличение мускулатуры. В некоторых видах спорта подростки способны достичь высокой тренированности. Они начинают участвовать в соревнованиях. Продолжает оставаться плохая переносимость напряженной длительной работы лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам. В основе занятий с подростками должно лежать строгое соблюдение последовательности,

                                                                                                              17

постепенности и индивидуального подхода.

Подростки во время физических занятий быстро утомляются, хотя и быстро восстанавливают работоспособность. Поэтому нужно укорачивать время занятий до 40-45 мин и давать чаще отдыхать. Должна быть ниже, чем у взрослых, тренировочная интенсивность. Применение однообразных упражнений с использованием статических напряжений и задержке дыхания необходимо свести к минимуму. Особенно полезна в этом периоде разносторонняя тренировка.

Подростки стараются проявить свою силу, гордятся ею и переоценивают свои возможности. Порой подростки для достижения отличных результатов неверно употребляют максимальные напряжения, забывая о последовательности, постепенности. Произвольные движения у них часто идут наперекор чувству самосахранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива.

У некоторых подростков в период полового созревания, показывающих неплохие спортивные результаты, возможно их резкое снижение. Чаще это наблюдается у лиц с приростом длинны тела.

В работе по развитию у подростков силовых качеств важно умение корректно оценить уровень физического развития подростка в целом. Масса и длинна тела, обхват грудной клетки являются показателями физического развития, которые несут значимую информацию индивидуального биологического развития человека и находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма [34].

По этой схеме в зависимости от уровня физического развития дети подразделяются на четыре группы:

1. Дети, у которых хорошее физическое развитие, то есть имеющее

                                                                                                        18

среднее, выше и ниже средних, высокие показатели роста и среднее и выше средних показатели массы тела и окружности грудной клетки.

2. Дети, у которых чрезмерное физическое развитие, то есть имеющие те же показатели роста, что и в первой группе, но высокие показатели массы тела и окружности грудной клетки или только один из них.

3. Дети, у которых развитие ниже среднего, то есть имеющие среднее, выше среднего и высокие показатели роста и ниже среднего показатели массы тела и окружности грудной клетки или только одно из них.

4. Дети, у которых низкое физическое развитие, то есть имеющие среднее, выше средних и высокие показатели роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, показатели роста ниже среднего и ниже среднего и низкие показатели массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, низкие показатели роста.

Данные о закономерности развития выносливости, как известно составляют основу долголетнего планирования развития выносливости у подростков во всех видах спорта и особенно в циклических видах. Наиболее активна выносливость у девочек среднего физического развития формируется с 13 до 15 лет. С 16 до 17 лет отмечается рост на 2, 5с, но он статически не достоверен [13, 35].

У мальчиков и подростков со средним физическим развитием активный рост выносливости наблюдается в течении всего школьного возраста. С 12 до 13 лет нет явного увеличения формирования выносливости, это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит не значительное, но достоверное уменьшение в показателях выносливости в возрасте от 15 до 16 лет, а с 16 до 17 лет - активный рост.

Из-за этого считается, что есть основания для целенаправленного

                                                                                                              19

воспитания выносливости в возрасте 13-14 лет, а также с 14-15 лет и с 16-17 лет. В любом возрасте мальчики со средним физическим развитием превосходят акселератов в развитии выносливости, однако достоверность этих различий видна в 12, 13, 17 лет. Ретардантов они превосходят в 13-15 лет, а в16-17 лет их результаты почти одинаковы.

Акселераты в выносливости проигрывают своим ровесникам, хотя 13-14 лет достоверно повышение данной способности. Значительным возрастным периодом: 12-13, 15-16 и 16-17 лет – соответствует стабилизация. Для возрастного интервала 13-14 и 14-15 лет характерен прирост в развитии. В возрасте 12, 13, 17 лет акселераты отстают в развитии выносливости от школьников со средним развитием и школьников - ретардантов [13, 37].

Ретарданты в развитии выносливости с 12 до 13 лет обгоняют как школьников со средним, так и с ускоренным физическим развитием. Но с 13 до 16 лет наблюдается определенная стабилизация в развитии выносливости, завершающая скачком в сторону увеличения. У подростков с замедленным физическим развитием по ежегодному темпу прироста выносливости нет четких преимуществ перед сверстниками. Если у подростков с ускоренным и средним физическим развитии с 14 до 16 лет темп равен 7, 5 и 8, 4 соответственно, то у ретардантов такой темп наблюдается в возрасте 16-17 лет.

С учетом индивидуальных развитий возрастной рост физических способностей школьников показывает, что развитие выносливости и иных физических качеств у детей с различным физическим развитием подчиняется единым закономерностям. Ему характерно наличие < < критических периодов > > на отдельных этапах возрастного развития. Все это учитывается спортивными преподавателями и тренерами во время

                                                                                                              20

работы с детьми и подростками. Не учитываются индивидуальные различия в развитии выносливости подростков разного возраста и пола, не возможно сделать рациональный и корректный выбор методов и средств для развития общей выносливости, а тем более специальной.

Известно, что высоких спортивных достижений может добиться человек, который обладает некоторыми способностями к этому виду спорта. С помощью большого трудолюбия под управлением высокообразованного педагога способности могут развиться в спортивный талант.

Большое значение имеет развитие сердечно – сосудистой системы, верхних дыхательных путей и носоглотки. 15-17 – летний (подростковый) период наиболее благоприятен для начала специализации. Но это не значит, что всю подготовку нужно начинать в этом возрасте. Систематические занятия физической культурой должны начинаться намного раньше. Вполне может быть, что и на этом временном отрезке возможны индивидуальные отличия и их нужно рассматривать при развитии выносливости [26, 27].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...