Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Средства и методы развития силовых способностей у юношей 16-17 лет.




Старший школьный возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (9-11 классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Особенности возрастного развития. Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется рост тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различие между юношами и девушками в размерах формах тела

                                                                                                              21

достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши в среднем выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее чем у девушек [40].

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен вынести значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие ( с большим уклоном на левую сторону ) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек в отличии от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развивается тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/ мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает большой выброс крови в сосуды и боле высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на100см3 меньше [18, 40].

                                                                                                              22

В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности.

У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, пространственные и временные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в движении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных способностей (у юношей среднегодовой прирост составляет 14%).

Задачи физического воспитания:

1) Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умения использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.

2) Приобретение двигательного опыта по средствам овладения новыми двигательными действиями и формировании уметь их применять в различных по сложности условиях.

3) Дальнейшие развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др. ) способностей.

                                                                                                          23

4) Формирование знаний: о закономерности двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии.

5) Закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями в выбранном виде спорта.

6) Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

7) Дальнейшие содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.

Средства физического воспитания. Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщена и разнообразна[40].

Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются:

Гимнастические и акробатические упражнения:

1) Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении.

2) Общеразвивающие упражнения с предметами: юноши - с мячами 3-5 кг, гантелями до 8 кг, гирями 16 и 24 кг; упражнения на тренажерах; девушки – с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами.

3) Упражнение на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнение на бревне и разновысоких брусьях (девушки).

4) Опорные прыжки через гимнастического коня.

5) Акробатические упражнения: юноши – длинный кувырок через препятствие высотой до 90см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега: девушки - сед углом, стойка на лопатках (мост), кувырки вперед и назад.

6) Ритмическая гимнастика.

7) Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием

                                                                                                          24

гимнастического инвентаря и др.

Гимнастические и акробатические упражнения включены в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность и нацелены они прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости[19].

Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направленны на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функции материнства.

Легкоатлетические упражнения:

1. Беговые упражнения;

2. Бег с ускорением;

3. Бег с высокого и низкого старта до 40м;

4. Бег на 60 и 100м с максимальной скоростью;

5. Эстафетный бег;

6. Бег в равномерном и переменном темпе: юноши – 20-25мин; девушки – 5-20мин;

7. Кросс: юноши – 3-5км, девушки – 2-3км;

8. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега;

9. Прыжки в высоту с 9-10 шагов разбега;

10. Метание малого мяча и гранаты в цель с расстояния 18-20 метров (юноши) и 12-14 метров (девушки) и на дальность с разбега;

11. Челночный бег 10*10 метров;

Лыжная подготовка:

1. Повторное прохождение отрезков: для развития скорости: юноши 150-200м, девушки – 100-150м; для развития скоростной выносливости:

                                                                                                            25

юноши – 300-600м, девушки – 300-450м;

2. Эстафеты на отрезках от 50 до 200 метров;

3. Прохождение учебных дистанций: юноши – 5км, девушки – 3км

Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуется баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол.

Регулярное использование спортивных игр в старших классах значительно повышает интерес к занятиям физической культурой.

Плавание:

1. Повторное  проплывание отрезков 25-100 метров;

2. Плавание в умеренном и переменном темпе до 600 метров (развитие выносливости);

3. Игры и эстафеты на воде;

Элементы единоборств:

1. Силовые упражнения и единоборства в парах;

2. Подвижные игры типа < < сила и ловкость> >, < < борьба всадников> >, борьба < < двое против двоих> >;

3. Приемы самостраховки;

4. Приемы борьбы лежа и стоя;

5. Учебные схватки;

Наряду с юношами элементы единоборств могут осваивать и девушки, проявившие интерес. Физическая подготовленность юношей и девушек старшего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических качеств.

Особенности методики физического воспитания. В старшем школьном возрасте уроки физкультуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки [19, 40].

                                                                                                                 26

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большим повышением кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках [40].

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др. ). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координированные способности, а также упражнения, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества. Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного увеличивается [40].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...