Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.5 Методы и возрастные особенности развития силовых способностей у юношей 16-17 лет на уроках физической культуры




Главенствующие положение урока физической культуры (как основной формой физических занятий) определяется тем, что в нем заложено возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся их направленной эффективной подготовки к жизни, (трудовой деятельности, военной

                                                                                                                  38

службе и др. ) [18, 40].

Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:

1. Является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;

2. Проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;

3. Осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

4. Способствует направленному развитию и подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.

Требования к уроку. Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению [40].

К основным из них относятся следующие:

1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, освоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т. д).

Формулировка задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся, их возраст, физическое развитие и

                                                                                                                39

Подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и возможно больше отображают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач решаемых на одном уроке не более 2-3.

2. Соответственно состав учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуального обучения.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.

4. Тесная связь уроков последующих с предыдущими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным, только при условии учета индивидуальных особенностей учащихся и учебного материала.

6. Постоянное видоизменение содержание урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение травмо-безопасности урока. Повышенная травмоопастность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без.

                                                                                                             40

Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др. ). Хорошо продуманная организация урока, приемы помощи и страховки, особое внимание упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др. ), позволяют исключить травмирование на уроках.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся [40].

Каждый урок состоит из трех функционально связанных составных частей:

- подготовительной;

- основной;

- заключительной.

Последовательности этих частей отражают закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности организма.

Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. ) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая

                                                                                                                 41

соответствует заключительной фазе урока [40].

Перед каждым уроком должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности:

- Образовательные;

- Оздоровительные;

- Воспитательные.

Педагогические задачи необходимо формулировать конкретнее, образовательные же с указанием уровня овладения техникой движения.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.

Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй – разучивания, третий – совершенствования.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5км» и т. д.

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По признаку преимущественной направленности на решение образовательных,

                                                                                                                  42

оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [40].

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки преимущественно с оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие уроки направленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяют на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные уроки, контрольные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала [40].

Смешанные уроки содержат в себе задачи и элементы, характерны для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип

                                                                                                                  43

урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.

Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определения уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т. п.

Организационное обеспечение урока предусматривает:

1. Создание санитарно-гигиенических условий;

2. Материально техническое обеспечение;

3. Выбор способа организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятия физическими упражнениями.

Материально техническое обеспечение урока предусматривает, обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока [40].

В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке:

1. Фронтальный метод характеризуется выполнение всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, несколько шеренг, в круг).

2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя.

3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагают индивидуальные занятия, которые выполняются самостоятельно.

4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах, как правило расположенных по кругу зала

                                                                                                              44

или спортивной площадки. Обычно в круг включают от 4 до 10 упражнений.

Уже в школьном возрасте начинается спортивная тренировка, которая оказывает влияние на рост и развитие ребенка. Следует учитывать, что рост и развитие организма продолжается до 20-25 лет, происходят не равномерно, с замедлением темпа 14-16 лет.

Увеличение роста и веса у девочек отчетливо замедляется начиная с 14-15 лет. У мальчиков аналогичные сдвиги наблюдаются несколько позже. Пропорции между развитием частей тела изменяются.

Тренировка приводит у детей школьного возраста к стойким прогрессивным структурным изменениям внутренних органов. Это в первую очередь относиться к сердцу, поскольку к этому важнейшему органу спортивная деятельность предъявляет особо высокие требования. В результате тренировки увеличивается размер сердца.  

Спортивная деятельность детей требует высокого уровня функций вегетативных систем. Этот уровень тем выше, чем значительней расход энергии вызывают те или иные физические упражнения.

Увеличенный расход энергии у детей связан с тем, что поверхность тела детей относительно велика по сравнению с его массой.

При одинаковой работе по сравнению со взрослыми у подростков больше повышается обмен веществ. Это объясняется не только соотношением веса и поверхности тела, но и высокой возбудимостью нервной системы подростков.

В растущих трубчатых костях в эпифизарных хрящах и в межпозвоночных дисках уже к 14-17 годам появляются зоны окостенения, что приводит обычно к остановке роста примерно к 25 годам. Контуры позвоночника с выпячиванием назад ( кифозом) в грудном отделе и с изгибом вперед (лордозом) в шейном и в поясничном отделах формируются уже к 7 летнему возрасту. Однако эти контуры оказываются не стойкими вплоть

                                                                                                                     45

до старшего школьного возраста (до 16 лет). Поэтому до 15-16 лет возможно активное влияние на улучшение осанки школьников.

У детей отмечается высокая эластичность мышц и связочно-суставного аппарата. По мере роста и развития мышечной системы, увеличение поперечного сечения мышц повышается их сила и способность к концентрации усилий. Тренировка отчетливо сказывается на топографии мышечной силы и на абсолютном ее увеличении. На развитие силы тех или иных мышечных групп значительно влияет спортивная специализация, а также методика спортивной тренировки [4, 20, 21].

Особого внимания требует развитие функций правой и левой руки.

Как известно у наибольшего числа детей правая рука больше развита по сравнению с левой, что обычно объясняется многовековым развитием, а также некоторыми анатомическими предпосылками: ассиметричным расположением внутренних органов – печени справа, сердце слева и т. д.

Существенное значение наследственности в развитии праворукости легко доказывает наличием детей, родившимися с выраженной тенденцией к леворукости. В месте с тем внимание тренера-педагога всегда привлекает возможность влиять в процессе спортивной тренировки на равностороннее

формирование функций правой и левой руки. Большинство маленьких детей до 2-3 лет обычно одинаково владеют правой и левой рукой, а затем они переключаются на преимущественное использование правой руки.

Большое влияние на развитие функций рук оказывают физические упражнения (особенно упражнения с отягощениями).

В процессе спортивной тренировки совершается нервная регуляция функций. Заслуживает быстрого развития остроты мышечного чувства у школьников, особенно до 13-14 лет, к этому времени достигает совершенства способность ориентироваться в пространстве, обостряется чувство темпа движений, ощущение расстояния, способность к анализу мышечных ощущений при изменении площади опоры [12, 13, 17].

                                                                                                                       46

Сила и выносливость при двигательной деятельности продолжает улучшаться до 20 лет и позже. Высокая пластичность нервной системы в детском возрасте  способствует лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков, подчас даже очень сложных. Многие дети и подростки быстро добиваются относительно высоких спортивных результатов. Вместе с тем у детей легко возникает иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, поэтому во время обучения надо создавать спокойные условия.

У детей школьного возраста имеются все необходимые биологические предпосылки для успешного освоения сложно координированных движений. Исследование способности синхронизировать движения различными сегментами верхних и нижних конечностей показали высокие возможности сочетаний разнообразных движений детьми школьного возраста, не уступающих по уровню взрослым людям. Этим объясняются высокие спортивные достижения школьников в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная гимнастика, прыжки в воду, и др.

При изучении начальной фазы работы оказалось, что у детей врабатывание, тесть переход от покоя к максимальной деятельности, происходит быстрее, чем у взрослых. Своеобразно протекает процесс утомления, который прежде всего является результатом изменений в центральной нервной системе. Замечено, что субъективное проявление утомления – усталость у детей, выражено не ярко при положительном эмоциональном фоне. Если учитывать возрастные особенности детей и использовать кратковременные нагрузки с достаточно большими паузами отдыха, то можно поддерживать работоспособность у детей довольно длительное время.

Однако следует учитывать серьезную опасность в тех случаях, когда дети выполняют физические нагрузки большой интенсивности и длительности, предъявляющие к их организму достаточно высокие требования. Под

                                                                                                                         47

влиянием положительных эмоций работоспособность может быть еще более высокой при критических сдвигах функций организма детей, а чувство усталости оказывается маловыраженным. При этом легко возникает перетренированность, которую можно рассматривать как нарушение баланса нервных процессов, как невроз связанный с нерациональным занятием спортом. Особое внимание дозировке нагрузок следует уделять на начальной фазе полового созревания, когда особенно высока возбудимость и реактивность центральной нервной системы детей. В этот период предстартовые реакции выражены на эмоционально насыщенные упражнения. Вне эмоционального фона, условные раздражители связанные с мышечной работой, у подростков могут вызывать меньшие сдвиги, чем у взрослых.

В начальной фазе полового созревания наблюдается повышенная функция желез внутренней секреции, особенно половых желез, и появляются вторичные половые признаки. В это время темп физического развития может значительно ускоряться, возникают временные диспропорции в соотношении длинны и ширины тела, длинны ног и туловища и т. д.

Субъективное стремление подростков к рекордным достижениям при еще не стабилизированном физическом развитии таит в себе опасность перенапряжения. Особенно велика эта опасность при не устоявшемся балансе между работой различных желез внутренней секреции. Так например даже, даже наибольшие усиление функций щитовидной железы может оказать не благоприятное влияние на способность детей переносить большие физические нагрузки.

Но между тем силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13, 18, 19]. Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке

                                                                                                                         48

(например, при подъеме тяжестей), как показали исследования многих авторов, является подростковый и юношеский возраст [11, 17].

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков.

Силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений, а силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма [13, 18, 19, 20].

Специальная, собственно силовая подготовка допустима лишь в юношеском возрасте. В младшем и среднем школьном возрасте развитие силы должно осуществляться в плане укрепления основных мышечных групп. Ведущим и основным методом развития силы у школьников является метод, основанный на применении динамических упражнений. Статические должны служить лишь дополнением к ним.

Во время зан6ятий с детьми и подростками преимущественно применяют упражнения с отягощением собственного тела.

С возрастом учащихся увеличивается роль упражнений с отягощениями. В качестве отягощений применяются набивные мячи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, сопротивление партнера; юношам можно рекомендовать гири, штангу. Эффект применения силовых упражнений зависит от рационального распределения нагрузки на каждом занятии, а также от правильного выбора веса отягощения. На занятиях с детьми и подростками надо использовать преимущественно такой вес, который может быть поднят занимающимся 15-20 раз подряд. И сходя из этого нужно подбирать и вес и отягощения. Упражнения с большими отягощениями вредны для подростков. Во время занятий с ними не допустимы длительные односторонние напряжения, нельзя также злоупотреблять статическими усилиями. Дети и подростки, выполняя

                                                                                                                        49

силовые упражнения не должны доводить мышцы до предельного утомления.

В юношеском возрасте целесообразно применить более значительные нагрузки. Наиболее эффективными силовыми упражнениями для хорошо подготовленных юношей являются такие, которые могут быть выполнены 6-10 раз подряд. При дозировке упражнений с отягощениями важно учитывать подготовленность занимающихся. При слабой подготовленности юношам обычно бывает достаточно выполнить каждое упражнение один раз «до отказа». В дальнейшем, по мере роста тренированности целесообразно на одном занятии выполнить каждое упражнение «до отказа» два и даже три раза. Во время отдыха между очередным повторением рекомендуется проделать несколько упражнений на расслабление, которые можно сочетать с легким самомассажем [16, 18, 24, 25].

Применяя изометрические упражнения с хорошо подготовленными юношами надо стремиться воздействовать одновременно на большое число мышечных групп. Это обеспечивает гармоничное развитие мускулатуры. Изометрические упражнения дают наибольший эффект при постепенном нарастании напряжения. Каждое из таких упражнений целесообразно выполнять в течении 6-7 секунд, постепенно увеличивая напряжение с таким расчетом, чтобы достичь максимума примерно к четвертой секунде. До и после каждого статического упражнения рекомендуется выполнить несколько дыхательных упражнений.

Из седа на гимнастической скамейке, коне или козле, ноги закреплены, наклоны назад с различного положения рук и поворотами туловища.

Хорошо подготовленным юношам рекомендуется выполнять эти упражнения с небольшим отягощением.

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза.

Различные виды ходьбы (на носках, пятках, внешнем крае стопы). Из

                                                                                                                 50

разных исходных положений (стоя на одной ноге, сидя и др. ) сгибание и разгибание стопы, круговые движения стопой внутрь и наружу. Поднимание на носки, пружинящие покачивания на носках. Из полу-приседа перекатывание на ступнях вправо и влево, круговые движения коленями. Из основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без помощи рук. Из стойки ноги скрестно, опускаясь, сесть и возвратиться в исходное положение без опоры руками о пол. Из разных исходных положений сгибание и разгибание ног, поднимание и опускание прямой ноги, круговые движения ногой внутрь и наружу. Приседание на носках и на всей стопе (ноги вместе и врозь). Пружинистые движения в приседе. Приседание на одной ноге с опорой и без опоры руками. Выпады (вперед, назад, в стороны) на месте и с продвижением. Ходьба в полу приседе и приседе. Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, скрестно), на одной ноге, чередованием прыжков на одной и двух ногах, прыжки в полу-приседе и приседе.

Укреплению мышц ног (особенно мышц бедра) и таза способствуют также многие из перечисленных упражнений мышц туловища.

Парные упражнения с партнером.

Упражнения преимущественно для мышц рук и плечевого пояса.

Стоя лицом к друг другу и упираясь ладонями о ладони партнера, попеременно сгибание и разгибание рук с сопротивлением. Тоже, но один из партнеров лежит на спине. Из разных исходных положений, держась за руки, движения руками вперед, назад, в стороны, верх, вниз, оказывая и преодолевая сопротивление. В стойке на руках сгибание и разгибание рук с помощью партнера. Стоя лицом к друг другу и держа гимнастическую палку перед собой на вытянутых руках, перетягивание друг друга, сгибая руки; поднимание и опускание, выкручивание палки, преодолевая сопротивление партнера.

Упражнения преимущественно для мышц туловища и шеи.

                                                                                                                 51

Из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя) сгибание и разгибание в тазобедренных суставах, преодолевая сопротивление партнера. Тоже, но партнер оказывает сопротивление, удерживая выполняющего за шею.

Упражнения различных статических положений (наклон вперед прогнувшись, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом в верх и лицом вниз, наклон в сторону, сед углом на полу и др. ), преодолевая сопротивление партнера, создающего различные по характеру и направлению дополнительные нагрузки.

Упражнения преимущественно для мышц ног и таза.

Из разных исходных положений (стоя на одной ноге, лежа на спине) сгибание и разгибание стопы, преодолевая сопротивление партнера, удерживающего стопу руками. Сидя лицом друг к другу, упираясь стопами согнутых ног и держась за руки, не отпуская рук, поочередное и одновременное разгибание и сгибание ног, оказывая и преодолевая сопротивление. Стоя спиной к друг другу, держась за руки, опускание на пол и возвращение в исходное положение. Лежа на спине, полусогнутые ноги подняты, сгибание и разгибание ног в коленях преодолевая вес партнера, опирающегося руками на стопы поднятых ног. Стоя на коленях ( партнер прижимает руками стопы к полу), наклоны вперед, увеличивая угол между бедрами и голенями и возвращаясь в исходное положение [4, 7, 11, 16, 23].

В практике физического воспитания количественно силовые возможности оцениваются двумя способами:

1. С помощью измерительных устройств – динамометров, динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств;

2. С помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерить силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгибание и

                                                                                                                  52

разгибание сегментов тела), а также в статических и динамических усилиях.

В массовой практике для оценки уровня силовых качеств наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует специального инвентаря и оборудования. Для определения максимальной силы используют простые по технике выполнения упражнения, например, жим штанги лежа, приседания со штангой и т. п. Результат в этих упражнения в малой степени зависит от техники выполнения. Максимальная сила определяется по наибольшему весу, который может поднять занимающийся.

Для определения уровня скоростно-силовых способностей и силовой выносливости используют следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания, отжимания от брусьев, пола или скамейки, поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями, висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжки в длину с места с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу, поднимание и опускание прямых ног до ограничителя, прыжок в верх со взмахом и без взмаха рук, метание набивного мяча (1-3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой. Критериям оценки служат число повторений, время удержания, дальность прыжков.

 

                                                                                                               53

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...