Сомневающийся в себе. Когда кажется, что знание опасно. Вопрос равновесия
Сомневающийся в себе Знание того, что мы не идеальны и способны совершать ошибки, полезно. Однако здоровая самооценка может легко превратиться в самоуничижение. Перед лицом критики мы вначале обычно не соглашаемся, а потом приходим к выводу, что наше восприятие неверно. Как мы можем считать себя правыми, если кто-то важный для нас утверждает обратное? Может быть, мы просто ошибаемся. Мы обладаем чувствами и опытом, но не доверяем им и часто отвергаем истинность своих идей, чувств и озарений, позволяя другим решать за нас. Это очень распространенное явление, когда мы взаимодействуем с авторитетными людьми. Снова повторяется: «Отцу виднее». Но на месте отца может стоять любовник или друг, которым мы восхищаемся и который к тому же может оказаться шантажистом. Мы наделяем этих идеализированных людей силой и мудростью и верим, что они хитрее, умнее и не ошибаются. Нам подчас не нравятся их поступки, мы сомневаемся в справедливости их просьб, но при отсутствии уверенности в себе позволяем им добиваться своих целей, не сомневаясь в их версии реальности. (Это особенно относится к женщинам, которым давно внушали, что они — создания эмоциональные, а потому не могут знать ничего важного, в то время как мужчины — существа высшего порядка, разумные и логичные. ) Когда мы приписываем разум и мудрость другому человеку — мы вынуждены делать это, если не доверяем себе, — ему несложно сохранить нашу неуверенность в себе. Им виднее, и, кроме того, они лучше знают, что нужно нам. Когда кажется, что знание опасно Сомнения в себе могут принять форму «Я знаю, но мне нельзя этого знать». Знание кажется нам неудобным, опасным, и мы чувствуем, что не сможем вынести тех изменений, с которыми вынуждены будем жить, если примем свое восприятие как истинное.
Моей клиентке Роберте, которую жестоко избивал отец, было мучительно трудно жить в своей реальности. «Вся семья говорит, что я не права. Что, если это так и есть? Что, если я все это придумала? Что, если я преувеличиваю? » Жертвы насилия часто сомневаются в себе, чтобы отгородиться от ужасов прошлого. Чаще всего я слышала такие утверждения: «Может быть, это было не так плохо, как я думаю», «Может быть, у меня преувеличенная реакция», «Может быть, мне это только кажется». Роберта старалась держаться реальности, но иногда ей это плохо удавалось. Я не могу потерять из-за этого семью. Всю свою жизнь я старалась делать для них что-то важное, чтобы они обратили на меня внимание, но бесполезно. Любимцем отца считался брат, потому что он был первенцем и сыном. Я была для отца лишь девчонкой, и он ненавидел меня с первого дня. Все, что я делаю, для него неправильно. Мне никто не верит. Я всего лишь хотела бы, чтобы меня полюбили, но теперь семья меня ненавидит. Я, наверное, сумасшедшая, если начала все это. Возможно, они правы. Под давлением семьи и выбором: либо отречься, либо стать изгоем, — Роберта чуть не сдалась. Для семьи она стала «козлом отпущения». Нередко в семье один человек становится символом всего негативного, что в ней происходит. Роберта стала представителем семейного отрицания и секретов, она должна была принимать на себя вину, испытывать напряжение и тревогу, чтобы остальные члены семьи могли чувствовать себя нормально. Таким образом, им не нужно было признавать свое нездоровое поведение. Особенно трудно поверить в правильность своего восприятия, когда люди, которых мы любим, говорят, что вы ошибаетесь, больны или сошли с ума, но Роберта, обладая моей поддержкой и усердно работая, все же нашла в себе смелость настоять на своем. Ее выздоровление стало бы невозможным, если бы она не отбросила сомнения, которые так долго испытывала. Как и в случае остальных поведенческих стереотипов, которые мы рассматривали, они не спасали ее — лишь держали в изоляции.
Борьба за свои знания или просто осознание того, что вы не доверяете своим центрам восприятия, может быть не такой драматичной, как в случае с Робертой, но она необходима. Для Роберты признание истинности собственного взгляда на реальность было вопросом психологического выживания, а для большинства из нас — это способ избавиться от эмоционального шантажа. Вопрос равновесия Все рассмотренные нами поведенческие стереотипы — это механизмы выживания, которые мы выбираем для сохранения своей безопасности. Проблема заключается в том, что большинство из них являются устаревшими, а мы не находим времени, чтобы пересмотреть и изменить их. Когда они сочетаются и уравновешиваются с другими моделями, то мы вряд ли станем легкой жертвой эмоционального шантажа. Уход от конфликтов, стремление к миру и даже небольшая неуверенность в себе не повредят, если вы не сделаете эти качества защитой от переживаний, которые, по вашему мнению, не сможете перенести. Если вы «миротворец», но не идете на компромисс, когда то, что просит сделать другой человек, не сообразуется с вашими принципами, — вы в безопасности. Но если вы позволяете этому качеству постоянно руководить собой, оно приведет вас в болото эмоционального шантажа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|