Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные техники рисования




Вопрос.

Изобразительная деятельность и как один из ее видов — рисование привлекает каждого ребенка.

Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчётливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предметаи оценивает их.

Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Сакулиной Н.П. показывают, что необходимо учить детей определённому способу восприятия предмета, его обследованию. В процессе восприятия педагог учит детей выделять свойства предметов, которые затем будут переданы в изображении. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей. При этом рука ощущает движение, его характер. Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графическойформена плоскости листа бумаги, подчинить движение рукизадаче изображения.

Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однакоэто не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная для ребенка задача.

Вопрос

Техника - это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести зрителя замысел своегопроизведения.

В изобразительном искусстве под техникойпонимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала.

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения.

Художники в своем творчестве используют разные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель, темперу), соус, уголь, сангину, пастель, графитный карандаш и многие другие.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник.

Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши (две последние ближе к живописи).

И в детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, карандаш, сухая и масляная пастель и т.п. И необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними.

Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей вырази­тельности.

 

Вопрос 4

Рассмотрим особенности каждого инструмента (см. таблицу).

 

Правила рисования карандашом

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее.

Правила рисования краской

1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кистьнадо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в, одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.

 

Эти правила должны усвоить дети. Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному.

Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности.

Требовать запоминания правил детьми 4-го года жизни нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей.

Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования.

Усвоение правил даёт возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно её применять.

 

Комарова Т.С. предложила классификацию компонентов техники рисования, которая делится на три группы (Навыки и умения владения инструментом; Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке; Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций), включающие в себя навыки и умения.

Навыки будут отрабатываться пу­тем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения.

Уме­ния же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять.

В 1 мл.гр. – рисовальные движения отрабатываются путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные дви­жения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движе­ния по прямой в случайном направлении. Основной тех­нический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придер­живая сверху указательным) не слишком близко к концу. Необходимо поддерживать постоянный положительный эмо­циональный настрой на занятии: хвалить малыша за по­пытку правильно взять карандаш, в случае необходимос­ти спокойно и мягко поправить. Что­бы краска хорошо набиралась на кисть, перед рисованием педагог должен смочить ворс кистей в воде, иначе краска покроет лишь сухой ворс и при рисовании быстро закончится.

Во 2 мл.гр. – закрепляется навык правильного удержания кисти, карандаша - общего показа недостаточно, эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последую­щих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как надо его держать.

Учат обмакивать кисть в крас­ку всем ворсом, затем снимать о край баночки лиш­нюю каплю одним касанием; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. Если кисть про­мыта, на тряпочке не остается следа от краски (если ребёнок забыл, напомнить ему). Отрабатывается правильное положение кисти при проведении ли­ний: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги. При рисовании линий и прямоугольных форм отрабатывается навык произвольного прекращения движения в нужной точке. Отработка связана с повтором (одно и то же изображение несколько раз). Отрабатывается плавность, непрерывность движений, а также сохранение направления движения по окружности и прямой (действие сопровождается словесным комментарием).

Отрабатывается умение закрашивать рисунок – сложное умение, есть разница в работе кистью и карандашом.

В сред.гр. навыки усложняются осознанное уме­ние менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования - широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изобра­жения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следуетдер­жать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.

Необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий (при рисовании вертикальных линий карандашом – рука сбоку, горизонтальных – внизу; при рисовании краской – по ворсу) – показ и объяснение, рисование в воздухе.

Продолжается отработка умения закрашивать изображение. Отрабатывается навык изменения направления движения (от одной дуги к другой – овал).

В старш.гр. -дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Овладевают регу­ляцией силы нажима на карандаш при создании контура рисунка простым каран­дашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изобра­жаемого предмета. Перед детьми ставится задача изобра­жения предметов более сложного контура, чем в предше­ствующих группах. Для этого необходимы: различные по­вороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направ­лении к движению в другом направлении. Изображение пространственных свойств предметов тре­бует умения соразмерять движения с длиной линий, вели­чиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цвет­ными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М (рисуют легко, проводя линии один раз, не закрашивать изображение, прорисовывать только главное). Овладевают акварелью (сначала по сырому).

В подгот.гр. – добавляется освоение движений, быстро изменяю­щих направление на противоположное, например, при рисо­вании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декора­тивное рисование), криволинейных форм (например, раз­личные вазы, керамические фигурки животных). Продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на ка­рандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре. Продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорци­ям ( при обследовании предме­тов перед их изображением применять внешние разверну­тые практические действия (смерить разведенными паль­цами, полоской бумаги ит.д.), на основе которых и будет формироваться глазомер). Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят нецветущие комнатные растения (аспарагус, тра­десканция, сансивьера и др.). Дети передают светлые и тем­ные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Обо­гащаются приемы рисования акварелью (способом размывки, по сырому фону используется в сюжетном и декоративном рисовании), тонируют листы для будущих рисунков.

Методы, позволяющие овладеть техникой рисунка:

- обследование (обследующий жест)

-сравнение движений руки при рисовании предметов близких по форме – круг и эллипс

-словесные указания

- словесная инструкция двигательного навыка

- метод подражания (пассивных движений)

- специально организованный упражнения

- индивидуальный подход в обучении.

Вопрос

Нетрадиционные техники рисования

Название Возраст Средства выразитель-ности Материалы Способ получения изображения
Тычок жёсткой полусухой кистью Любой   фактурность окраски, цвет. жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикаль­но. При работе кисть в воду не опускается. Так заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колю­чей поверхности.
Рисование пальцами от 2 лет пятно, точка, короткая линия, цвет мисочки с гуашью, плотная бумага лю­бого цвета, небольшие листы, салфетки. ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, зятем гуашь легко смывается.
Рисование ладошками от 2 лет пятно, цвет, фанта­стический силуэт широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого форма­та, салфетки ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помо­щью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бу­маге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются сал­феткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой от 3 лет пятно, фактура, цвет мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из пробки. ребенок прижима­ет пробку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля от 3 лет пятно, фактура, цвет мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из картофеля. ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Обрыва-ние бумаги от 3 лет фактура, объем салфетки илицветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цвет­ной картон для основы. ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длин­ные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобра­зить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В резуль­тате изображение получается объемным. Путем обры­вания можно также изготовить крупные части изобра­жения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохна­тым. В данном случае части изображения намазыва­ются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид рабо­ты используется на занятиях с детьми старшего до­школьного возраста.
Скатыва-ние бумаги от 3 лет фактура, объем салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. ребенок мнет в ру­ках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скаты­вает из нее шарик. Размеры его могут быть различны­ми: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опус­кается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном от 4 лет пятно, фактура, цвет мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки поролона. ребенок прижима­ет поролон к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.  
Оттиск пенопла-стом от 4 лет пятно, фактура, цвет мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, кусочки пенопласта. ребенок прижима­ет пенопласт к штемпельной подушке с краской и на­носит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.  
Оттиск печатками из ластика от 4 лет пятно, фактура, цвет мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия). ребенок прижима­ет печатку к штемпельной подушке с краской и нано­сит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.  
Оттиск мятой бумагой от 4 лет пятно, фактура, цвет. блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага лю­бого цвета и размера, смятая бумага. ребенок прижима­ет смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.  
Восковые мелки и акварель от 4 лет цвет, линия, пятно, фак­тура.   восковые мелки, плотная белая бума­га, акварель, кисти.   ребенок рисует вос­ковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча и акварель от 4 лет цвет, линия, пятно, фак­тура свеча, плотная бумага, акварель, кисти ребенок рисует све­чой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету от 5 лет. пятно, фактура, цвет.   мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. ребенок прижима­ет печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помо­щью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.  
Моноти-пия предмет-ная от 5 лет пятно, цвет, симмет­рия.   плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. ребенок складыва­ет лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбира­ются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова склады­вается пополам для получения отпечатка. Затем изо­бражение можно украсить, также складывая лист пос­ле рисования нескольких украшений.
Знакомая форма-новый образ от 5 лет. изменчивость знакомой формы простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру. ребенок обводит ка­рандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
Чёрно-белый граттаж от 5 лет линия, штрих, кон­траст. полукартон либо плотная бумага бело­го цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос­ка. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается ту­шью без добавок. После высыхания палочкой проца­рапывается рисунок.  
Кляксо-графия обычная от 5 лет пятно бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи­мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Да­лее верхний лист снимается, изображение рассматри­вается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксо-графия с трубочкой от 5 лет пятно.   бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (со­ломинка для напитков).   ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, де­лая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура по­вторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксо-графия с ниточкой от 5 лет пятно бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает дру­гой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг от 5 лет точка, фактура бумага, гуашь, жесткая кисть, кусо­чек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).   ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бу­магу.
Отпечатки листьев от 5 лет фактура, цвет бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получе­ния отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение от 5 лет фактура, цвет тонкая бумага, цветные карандаши, пред­меты с рифленой поверхностью (рифленый картон, пла­стмасса, монетки и т.д.), простой карандаш ребенок рисует про­стым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), це­лесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой по­верхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и накле­ить на общий лист.
Акварель-ные мелки от 5 лет пятно, цвет, линия плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.   ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор­цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается
Тычкование от 5 лет фактура, объем квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2х2 см), журнальная и газетная бу­мага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.   ребенок ставит ту­пой конец карандаша в середину квадратика из бума­ги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ре­бенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квад­ратик остается на бумаге. Процедура повторяется мно­гократно, пока свернутыми квадратиками не запол­нится желаемый объем пространства листа.
Цветной граттаж от 6 лет линия, штрих, цвет цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо флома­стерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос­ка. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процара­пывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная от 6 лет пятно, тон, вертикаль­ная симметрия, изображение пространства в компози­ции.   бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. ребенок складыва­ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред­назначенная для отпечатка, протирается влажной губ­кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отли­чался от отпечатка. Для монотипии также можно ис­пользовать лист бумаги и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накры­вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 

 

  Цветные карандаши Графитный ка­рандаш. Инструменты и материалы  
  Карандашом можно резко очер­чивать контур изображаемых предметов. Можно производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменени­ем силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; полу­чение более широкой линии требует неоднократного дви­жения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения. Больше использовать карандаш для изобра­жения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (зда­ния, транспорт). Техника работы ими  
  1. Для небольшого карандашного рисунка даются такие же большие листы бумаги, как и для рисования красками. 2.Для работы цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой изображение плохо смотрит­ся. Не учитывается тип карандаша Возможные ошибки  
  В 1 младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем — карандаши двух цветов, а потом — весь набор карандашей в 6 цветов. Детям 2 младшей группы и в начале года детям средней группы дается коробка карандашей в 6 цветов. К концу года на занятиях по рисованию в средней группе нужно пользоваться наборами каранда­шей из 12 цветов. А в старшей и подготовительной груп­пах для рисования следует готовить коробки карандашей по 24 цвета. Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке каран­дашей. А детей старшей груп­пы (к концу года) и детей подготовительной группы сле­дует учить затачивать карандашисамостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Следует приучать детей, попользовавшись карандашом, класть его в коробку и после этого выбирать другой — нужного цвета. Со 2 младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном ка­ком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи. В подготовитель­ной группе нужно показать детям при­ем закрашивания изображений по форме. Для достижения большей выразитель­ности дети должны уметь использовать штрих разного ха­рактера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально распо­ложенными штриха­ми. Если она занимает широкое поле, то штрихи распола­гаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже.   Давать его детям на занятии нужно со старшей группы. Предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Кисть Инструменты и материалы  
  Работа кистью и краской не требует сильного на­жима, позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быст­ро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без зат­раты особых усилий. Линия контура при ри­совании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. Необходимо научить детей владеть различными спо­собами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, по­степенным переходом от рисования концом кисти к ри­сованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола де­рева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуе­мые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. См. Правила рисования краской. Мягкость кисти больше соответствует изображению пла­стичных форм: птиц, животных. Техника работы ими  
  Нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму. Возможные ошибки  
  Круглые, мягкие кисти - для детей младших и средних групп — одного, лучше всего среднего размера, с 10-го по 14-й номер - для детей подготовитель­ной группы — двух размеров: маленькие (со 2-го по 6-й номер) и большие (с 12-го по 16-й номер). Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т.п.) можно использовать флейц(кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти). Щетинную кисть можно использовать для изображе­ния листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны. А при рисовании тычком (кисть вертикально опус­кается на бумагу) можно получить пятно с просветом — листва, россыпи цветов и т.п. Рекомендации по применению в разных возрастных группах  
  Гуашь – водная краска, обладающая большими кроющими возможностями.   Инструменты и материалы
  Краска эта густая, и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану). Гу­ашь — кроющая краска, непрозрачная, поэтому после вы­сыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы полу­чить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.   Техника работы ими
    Возможные ошибки
  Можно использовать крас­ки в специальных наборах или в отдельных флаконах Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах дет­ского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать 2 краски (при этом следует давать две кисти). Во второй младшей группе вначале детям даются 2—3 краски, а к концу года их может быть 4—6. Такое же, а в некоторых случаях и большее количество красок необ­ходимо готовить и для рисования в средней группе (конеч­но, есть занятия, требующие меньшего количества кра­сок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета. В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5—6 цветов. Не­достающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого ка­феля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сна­чала Дети делают это с помошью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чис­тую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть. Рекомендации по применению в разных возрастных группах
  Акварель- водно-клеевая краска из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Инструменты и материалы
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...