Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-индивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы над составлением совместной композиции и ее эстетическое качество. Коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность. Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений: — продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона; — выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции; — определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах
— определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться или крепиться отдельные детали к общему фону; — продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске. К достоинствам совместно-индивидуальной формы организации деятельности относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу всех детей. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка. На рисунке 3 показаны схемы, отражающие основные принципы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией на примере выполнения панно с изображением цветов. Первый из принципов, самый простой — принцип свободного размещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно размещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над коллективной композицией «Цветочная поляна» (см. рис. 3) на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цветы, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появившаяся в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы. По такому принципу организована работа над коллективными панно следующей тематики: «Цветочная поляна» (см. рис. ЗА), «Ковер из осенних листьев», «Наш аквариум», «Бабочки», «Вальс снежинок», «Зимняя ярмарка», «Выставка дымковской игрушки», «Цирк» и др.
Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятельности над такими коллективными композициями являются представление детей о предмете изображения, их умения и навыки работы в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуального листа. В младших классах могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или: заготовки, которые дети расписывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжельской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.). Два последующих принципа организации коллективной композиции — принцип фриза и принцип мозаики — предполагают знакомство детей с будущей композицией до их практической деятельности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способствовали получению композиционной целостности. Основная проблема при создании декоративно-орнаментального фриза — соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов-узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта проблема отчасти решается тем, что учитель выдает ученикам определенного цвета бумагу и шаблоны узоров, как показано на примере организации совместно-индивидуальной работы учеников над декоративным фризом «Цветы». Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, не связанной с декоративной стилизацией, а построенной с учетом декоративного обобщения, которое свойственно реалистическому рисунку младших школьников. Например, композиции «Первый снег», «Мир динозавров». Но, несмотря на кажущуюся легкость организации фризовой коллективной композиции, и здесь при выполнении индивидуального фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать следующие условия: — единство изобразительного материала и техники; — определенную палитру цвета, если работа выполняется красками или цветными мелками; — определенный размер изображения; — точное место размещения элемента на листе (линия горизонта, плоскости и т. п.).
С такими же проблемами сталкивается учитель при организации совместной работы учеников, над композицией, которая составляется по принципу мозаики. Условия совместно-индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными. Например, в композиции панно «Цветочная поляна», созданной по принципу мозаики, основными условиями выполнения индивидуальных фрагментов является единство материала и цвет фона, хотя учитель может выдать детям листы заранее затонированной или цветной бумаги для индивидуального изображения цветов. По такому принципу создан фон для коллективных композиций «Какого цвета лето», «Подводный мир». В композиции «С праздником!» основным условием становится не цвет фона, а размер изображения и его размещение на индивидуальном листе. Так, все изображения мам, составляющие коллективную композицию, должны быть не только крупными, но и представлять собой рисунок головы с плечами. И также сохраняется требование — единство материала и техники. В коллективной композиции «Изразцовая печь» предусматривается большее количество условий, которые необходимо соблюдать при выполнении элемента-фрагмента общей композиции. Основными из них являются соблюдение единства языка декоративной стилизации природной формы (например, стиль гжельской росписи), соблюдение условной цветовой гаммы, общего цветового фона для узоров. Таким образом, условия индивидуальной работы, которая является составляющим элементом коллективной композиции, создаваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фрагмента фризовой коллективной композиции: — единство материала и техники изображения; — единство языка и приемов стилизации в декоративной композиции; — соразмерность элементов изображения; — единство цветового решения (особенно при изображении фона); — соблюдение правил размещения изображения на листе индивидуальной работы. Четвертый принцип организации совместного труда над коллективной композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анализируется будущая коллективная композиция. Она задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды, и школьникам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъему активности детей. По этому принципу выполнена композиция «Букет цветов», где размещение индивидуальных рисунков цветов обусловлено и организовано изображением вазы. По этому же принципу можно организовать работу детей над коллективными панно «Дары осени» (корзина для овощей и фруктов), «Уроки мастера Филимона» (мастер), «Елка в школе» (ель), «Цирк» («арена»), «Чаепитие» (стол с самоваром) и др.
Индивидуально выполненные иллюстрации к книге можно собрать в единую композицию и оформить макет книги. Но для успешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, требуя соблюдения следующих условий: единство изобразительного материала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы». Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может быть выполнена группой учащихся на уроке или учителем до урока. На рисунке 31 представлены тематика и виды макетов книг. Достоинством совместно-индивидуальной деятельности является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каждого ребёнка в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у детей самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|