Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности




Совместно-индивидуальная деятельность является одной из са­мых простых форм организации работы над коллективной компо­зицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совме­стного труда осуществляется в начале урока, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании даль­нейшей работы, и в конце урока, на последнем этапе, когда состав­ляется и обобщается коллективная композиция.

Несмотря на кажущуюся простоту организации совместно-ин­дивидуальной деятельности, учителю на уроке изобразительного искусства необходимо продумать ряд вопросов, от решения кото­рых будет зависеть успешность творческой работы над составле­нием совместной композиции и ее эстетическое качество.

Коллективную де­ятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их ин­дивидуальная изобразительная деятельность.

Методы и приемы организации совместно-индивидуальной дея­тельности разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

— продумать заранее композицию коллективной работы, вы­брать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

— выбрать единый изобразительный материал и технику изоб­ражения как для фона, так и для деталей коллективной ком­позиции;

— определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выпол­няемых элементах

— определить технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться или кре­питься отдельные детали к общему фону;

— продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

К достоинствам совместно-индивидуальной формы организа­ции деятельности относит­ся и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу всех детей. Каждый участвую­щий в совместной деятельности, выполняя свою часть, знает, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ребёнка.

На рисунке 3 показаны схемы, отражающие основные принци­пы организации совместно-индивидуальной формы работы над коллективной композицией на примере выполнения панно с изоб­ражением цветов.

Первый из принципов, самый простой — принцип свободного раз­мещения, т.е. когда элементы будущего коллективного панно раз­мещаются свободно на общем фоне. Например, при работе над кол­лективной композицией «Цветочная поляна» (см. рис. 3) на лист цветной бумаги наклеиваются индивидуально нарисованные цве­ты, размеры и цвет изображения могут быть разные. Размещение их на общей плоскости ничем не обусловлено. Дети, выполняя за­дание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, появив­шаяся в конце урока на доске, становится для них приятной нео­жиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чув­ство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы. По такому принципу организована работа над коллективными панно следующей тематики: «Цветочная поляна» (см. рис. ЗА), «Ковер из осенних листьев», «Наш аквариум», «Бабоч­ки», «Вальс снежинок», «Зимняя ярмарка», «Выстав­ка дымковской игрушки», «Цирк» и др.

Главным условием успеха совместно-индивидуальной деятель­ности над такими коллективными композициями являются пред­ставление детей о предмете изображения, их умения и навыки ра­боты в заданной технике. Здесь даже не требуется согласование размера изображений, их положения в пространстве индивидуаль­ного листа. В младших классах могут использоваться шаблоны для изображения формы изделия или: заготовки, которые дети распи­сывают или украшают самостоятельно (бабочек, силуэты гжель­ской посуды, филимоновской игрушки, варежек, шапочек и т.п.).

Два последующих принципа организации коллективной компо­зиции — принцип фриза и принцип мозаики — предполагают зна­комство детей с будущей композицией до их практической деятель­ности, так как следует соблюдать ряд условий, которые бы способ­ствовали получению композиционной целостности.

Основная проблема при создании декоративно-орнаментально­го фриза — соблюдение единого языка декоративной стилизации элементов-узоров в орнаментальной композиции фриза. Эта про­блема отчасти решается тем, что учитель выдает ученикам опреде­ленного цвета бумагу и шаблоны узоров, как показано на примере организации совместно-индивидуальной работы учеников над де­коративным фризом «Цветы».

Легче организовать работу детей над фризовой коллективной композицией, не связанной с декоративной стилизацией, а постро­енной с учетом декоративного обобщения, которое свойственно реалистическому рисунку младших школьников. Например, ком­позиции «Первый снег», «Мир динозавров». Но, несмотря на кажущуюся легкость организации фризовой коллективной композиции, и здесь при выполнении индивидуаль­ного фрагмента коллективной работы необходимо соблюдать сле­дующие условия:

— единство изобразительного материала и техники;

— определенную палитру цвета, если работа выполняется крас­ками или цветными мелками;

— определенный размер изображения;

— точное место размещения элемента на листе (линия горизон­та, плоскости и т. п.).

С такими же проблемами сталкивается учитель при организа­ции совместной работы учеников, над композицией, которая состав­ляется по принципу мозаики. Условия совместно-индивидуальной работы над такими композициями могут быть различными. Напри­мер, в композиции панно «Цветочная поляна», созданной по принципу мозаики, основными условиями выполнения инди­видуальных фрагментов является единство материала и цвет фона, хотя учитель может выдать детям листы заранее затонированной или цветной бумаги для индивидуального изображения цветов. По такому принципу создан фон для коллективных композиций

«Какого цвета лето», «Подводный мир». В ком­позиции «С праздником!» основным условием становит­ся не цвет фона, а размер изображения и его размещение на инди­видуальном листе. Так, все изображения мам, составляющие кол­лективную композицию, должны быть не только крупными, но и представлять собой рисунок головы с плечами. И также сохраняет­ся требование — единство материала и техники.

В коллективной композиции «Изразцовая печь» пред­усматривается большее количество условий, которые необходимо соблюдать при выполнении элемента-фрагмента общей компози­ции. Основными из них являются соблюдение единства языка де­коративной стилизации природной формы (например, стиль гжель­ской росписи), соблюдение условной цветовой гаммы, общего цве­тового фона для узоров.

Таким образом, условия индивидуальной работы, которая явля­ется составляющим элементом коллективной композиции, созда­ваемой по принципу мозаики, те же, что и при выполнении фраг­мента фризовой коллективной композиции:

— единство материала и техники изображения;

— единство языка и приемов стилизации в декоративной ком­позиции;

— соразмерность элементов изображения;

— единство цветового решения (особенно при изображении фона);

— соблюдение правил размещения изображения на листе ин­дивидуальной работы.

Четвертый принцип организации совместного труда над коллек­тивной композицией также предполагает осведомленность детей об участии в совместной деятельности, так как в начале урока анали­зируется будущая коллективная композиция. Она задается каким-либо предметом или изображением окружающей среды, и школь­никам предлагается закончить начатую учителем композицию, что способствует подъему активности детей. По этому принципу вы­полнена композиция «Букет цветов», где размещение ин­дивидуальных рисунков цветов обусловлено и организовано изоб­ражением вазы. По этому же принципу можно организовать работу детей над коллективными панно «Дары осени» (корзина для овощей и фруктов), «Уроки мастера Филимона» (мастер), «Елка в школе» (ель), «Цирк» («арена»), «Чаепитие» (стол с самоваром) и др.

Индивидуально выполненные иллюстрации к книге можно со­брать в единую композицию и оформить макет книги. Но для ус­пешной работы над макетом необходимо с самого начала направить изобразительную деятельность детей на коллективный результат, тре­буя соблюдения следующих условий: единство изобразительного ма­териала, техники, стиля и композиционной структуры «страницы». Объединяет иллюстрации детей обложка книги, которая может быть выполнена группой учащихся на уроке или учителем до урока. На рисунке 31 представлены тематика и виды макетов книг.

Достоинством совместно-индивидуальной деятельности является не только простота ее организации, но и возможность проследить вклад каж­дого ребёнка в коллективный результат и достойно оценить его ра­боту, что очень сложно сделать в итоге совместно-последователь­ной и совместно-взаимодействующей деятельности. Потому очень важно развивать у детей самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки кол­лективной композиции, причем не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллектив­ную композицию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...