Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бережное отношение к процессу и результату творчества.




К любому достижению в области изобразительного искусства ребе­нок относится как к маленькой победе, поэтому равнодушие или небрежение к его результатам не только способствует отрицательно­му эмоциональному настрою по отношению к дальнейшей деятель­ности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Ребенок как формиру­ющаяся личность очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, поэтому для него важна оценка роди­телей и педагога.

Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.

Педагогические условия развития детского изобразительного творчества во многом определяются отношением педагогов, роди­телей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребенка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохраняются и отражаются традиции самого искусства, передавае­мые из поколения в поколение. В том случае когда средства искус­ства используются только ради самих средств, а не для формирова­ния на их основе художественно-выразительного образа у дошколь­ников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к упражнениям, утрачивая свою сущностную характери­стику.

 

 

На этой основе можно выделить ряд направлений развития творческой личности ребенка средствами искусства:

1. Для творческого становления ребенка значим не только конеч­ный результат, но и сам процесс творчества.

2. Обучение с помощью искусства необходимо строить на раз­витии восприятия и визуальной грамотности. В этом случае ребен­ка важно научить соотносить воспринимаемые объекты окружающей действительности с их отображением в собственном творчестве.

3. В ходе обучения следует поощрять желание малыша экспери­ментировать с материалами, формами, выразительными средствами, техниками, идеями. Если такого желания у него не возникает, это превращает творческий процесс в репродуктивную деятельность.

4. В ходе обучения средствами искусства целесообразно обеспе­чение межпредметных связей. Усваивая законы перспективы на за­нятиях по изобразительному искусству, ребенок легче ориентирует­ся на плоскости листа, в процессе подготовки к письму и освоения элементарных математических представлений.

5. Необходимо бережное отношение к результатам детского изо­бразительного творчества как средству общения детей с окружающи­ми. Вербальные возможности многих детей ограниченны из-за воз­растных особенностей. В связи с этим детские работы становятся каналом общения между взрослыми и детьми, расширяющим по­знавательную сферу школьников.

6.Обучение средствами искусства повышает самооценку ребенка, его уверенность в себе. Сомневающийся в своих силах, он становит­ся уязвимым и очень зависимым от мнения окружающих, что нега­тивно сказывается на становлении личности. Изобразительное ис­кусство способствует его раскрепощению, духовному укреплению, развитию волевых качеств.

7.Благодаря искусству ребенок познает мир и себя в нем.

8. Занятия искусством компенсируют интенсивную умственную нагрузку.

9. Занятия изобразительным творчеством могут стать хорошим средством приобретения детьми трудовых навыков, чувства ответ­ственности, аккуратности.

Рассмотренные условия и аспекты развития творчества успешнее реализуются в том случае, когда рационально и педагогически целе­сообразно организована развивающая среда.

 

11. Содержание и структура способностей к изобразительной деятельности.

Способности это индивидуально – психологические особенности, обеспечивающие относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.

Л. А. Венгер понимает способности как ориентировочные действия. Он указывает, что в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решении, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; ЗУН относятся к исполнительской части деятельности, будь то практическая или познавательная.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. Ответьте на вопрос, что такое задатки?

Задатки – некоторые генетически – детерминированные анатомо – физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуальной природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы (характеризую­щие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования времен­ных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки являются предпосылками возможного развития спо­собностей. Сами способности формируются в процессе деятельно­сти при взаимодействии ребенка с другими людьми, в обучении.

В.А.Крутецкий, определяет значение задатков:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявления способностей.

Задатки даны от рождения.

В. И. Шадриков классифицирует способности в соответствии с психическими процессами. Он выделяет общие и специальные способности.

Общие способности -способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Каждый человек от природы наделен общими способностями. На них строятся все виды деятельности. У каждого человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность,полнота, новизна, быстрота.

Способность воображения – новизна, оригинальность, осмысленность.

Психомоторная способность по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность.

Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Необходимо помнить, что развитие способностей человека на основе задатков происходит при условии постоянной и упорной тренировки.

Попытка определить содержание способностей к изобрази­тельной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. Все подходы разные и определяются исходя из специфики деятельности.

Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выпол­нять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. В художественном образе сочетаются 2 функции – изображение и выражение, что придает деятельности художественно – творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Процесс создания образа складываеться из двух частей:

Ориентировочной части деятельности – формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина).

Исполнительской (Л. А. Венгер, И. П. Сакулина).

Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т. Е. способностей.

А.Г. Ковалев говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. Первый компонент - ведущее свойство и два опорных. Ведущее свойство - художествен­ное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии). Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие мо­торной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений. Кроме этого выделяется фон способности - эмоциональная на­строенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованно­сти, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотне­сенности с дошкольным возрастом.

Н.П. Сакулина выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношении, положения в про­странстве).

Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

2 группаспособность к художественному выражению.

можно выделить некоторые качества (свойства), составляющие способность к об­разному выражению:

1. Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. не просто
сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но и эстети­ческая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него. Способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п. И рисунок становится не просто изображением, позволяющим уз­нать явление, а дает последнему яркую характеристику, подчерки­вает в нем особенно впечатляющее, т.е. создается художественно-вы­разительный образ, а не просто графическое изображение. А это, как отмечает Н.П. Сакулина, ступень более высокая, чем выполнение графического изображения. Явно, что в этом свойстве проявляются личностные моменты (ценностные ориентиры, мотивы личности).

2. Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на создание нового, ориги­нального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина, по существу, выделяет такие свойства, как ак­тивность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков.

Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой разработана структура сенсорных способностей, проявляющих­ся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей:

1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.

2. Способность формирования обобщенного представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изо­бразительным возможностям данного вида деятельности.

4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

5.Способность восприятия создаваемого и законченного изо­бражения и сенсорной оценки его согласно имеющемуся представ­лению.

6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорно­го опыта, и преобразование его при помощи воображения.

Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения.

Позднее Т.С.Комарова отметила ручную умелость как своеоб­разную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются три компонента: техника рисования, (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна); формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета) и регуляция рисо­вальных движения по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима); плавность движения, непрерывность; удержание на­правления движения по прямой, дуге, окружности, умение изме­нять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять дви­жение соразмерению отрезков по длине, изображений или их час­тей по величине.

На основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно – выразительного образа и которые можно отнести к категории способностей к изобразительной деятельности, а именно к художественно – творческим способностям.

1. Способность образного видения окружающего (умения на­блюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира - высший уровень развития этой способности.

2. Способность создавать разнообразные, относительно непо­вторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Таким образом, подведем итог нашего занятия. Наиболее полно отражает способности структура Н. П. Сакулиной и Т.С.Комаровой. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них можно выделить две группы: способ­ность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности).

Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей, свойств психики с конкретными операци­онными механизмами.

К настоящему времени структура способности к изображе­нию определена довольно полно и четко. Структура художест­венно-творческих способностей требует дальнейшего изучения и уточнения.

Однако в практике обучения детей изобрази­тельной деятельности есть типичные ошибки (в плане формиро­вания способностей). Каковы эти ошибки и их причины?

Программное содержание и методика работы с детьми на заня­тиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, т.е. носят узкодидактический характер. Потому о формировании способности говорить не при­ходится, ее развитие стихийно, бессистемно. Например, обследова­ние (восприятие) используется только с целью формирования пред­ставления об изображаемом предмете, т. е. как метод обучения, и не осознается как одна из специфических и важнейших задач обучения, конечный смысл которой в развитии у детей наблюдательно­сти, творческого нестандартного видения окружающего мира. По­этому нередко организованное восприятие проводится формально или заменяется показом детям образца работы. Педагоги не развивают способность к замысливанию образа, а значит, не развивают воображение; не создают на занятии условий для возникновения соответствующих чувств; не формируют у детей способности переноса знаний, умений в новые условия и пр.

Дальнейшее изучение данной проблемы, очевидно, будет связано с решением ряда вопросов:

  • уточнением содержания и структуры художественно-творческих способностей;
  • изучением закономерностей их формирования (как складываются, как возникают);
  • дальнейшим поиском оптимальных путей и методов их раз­вития и диагностики.

 

12. Особенности организации продуктивной деятельности по замыслу, по представлению.

Изменился подход к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровым формам образования детей отводится особая роль.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей

По методу (способу) изображения

- По представлению (по воображению). Строится на комбинаторной способности воображения, в процессе чего происходит переработка образов, впечатлений

- По памяти. На основе представлений конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и хотят точнее изобразить

- С натуры. Создание образа на основе непосредственного восприятия предмета

По характеру выбора тем выделяют:

- На тему, предложенную воспитателем

- На свободную тему, выбранную самим ребёнком

По источнику тем замыслов:

- На литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения)

- На музыкальные темы

На темы окружающей действительности

Дадим краткую характеристику каждому из указанных видов

Изображение по представлению (по воображению) – создаётся на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников.

Этот вид изображения характерен для дошкольника, поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения и должен занимать ведущее место во всех возрастных группах.

Именно он предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества.

Чем больше самостоятельности будет предоставлено в организованной деятельности, тем необходимее предварительная работа, направленная на формирование изобразительного представления.

Методика организации данного вида изображения, выбор ведущих методов строится соответственно источнику тем.

Работа строится в 2 этапа:

1. Эстетическое восприятие литературного (музыкального) образа, непосредственное восприятие предметов и явлений (предварительная работа)

2. Формирование изобразительного представления, создание изображения в продуктивной деятельности.

Изображение по замыслу – изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребёнком или предложенную воспитателем.

Как разновидность может быть изображение на свободную тему с ограниченной тематикой («На чём хочу покататься», «Кем я буду») –ограничение делает деятельность ребёнка более целенаправленной.

Отличие данного вида изображения в том, что замыслы формируются заранее в системе общевоспитательной предварительной работы (в старшей группе примерно за неделю), которая близка к процессу «вынашивания» замысла зрелой художественной деятельности. Уточнение замыслов происходит накануне создания изображения, выясняется, что, где и как будет изображено. Непосредственно перед началом продуктивной деятельности создаётся интерес и мотивация, в исполнительской части воспитатель уточняет замыслы в индивидуальном общении.

В младших группах – предварительно можно обыграть предметы, которые дети смогут нарисовать самостоятельно.

В средних группах – предварительно накануне, утром или непосредственно в организованной деятельности проводят индивидуальные беседы.

В старших группах – 1-2 раза в месяц проводят данный вид изображения, самостоятельное замысливание, интерес к определённым темам, что позволяет достичь высокого уровня творчества.

 

13. Особенности организации продуктивной деятельности с натуры, по памяти.

Изменился подход к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игровым формам образования детей отводится особая роль.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей

По методу (способу) изображения

- По представлению (по воображению). Строится на комбинаторной способности воображения, в процессе чего происходит переработка образов, впечатлений

- По памяти. На основе представлений конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и хотят точнее изобразить

- С натуры. Создание образа на основе непосредственного восприятия предмета

Изображение с натуры – это изображение предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора как можно более точной и выразительной его передачи.

Вводят со старшей группы. Детям доступно изображение предмета без передачи объёма и перспективы.

В качестве натуры используют реальные предметы (комнатные растения, посуда, игрушки, овощи, фрукты). В подборе натуры учитывают их выразительные достоинства, реалистичность окраски, с чётким строением и правильными пропорциями.

Устанавливают натуру на уровне глаз или чуть выше, в профиль или фас на подставке, можно на контрастном фоне (цветная бумага).

В старшей группе изображают 1-2 предмета, сходной формы, в подготовительной – 2-3 предмета разной формы.

Методика обучения детей изображению с натуры включает следующие компоненты:

- Эстетическое восприятие предмета, его деталей, цвета

- Выполнение наброска простым карандашом или краской

- Помощь воспитателя в передаче сходства с натурой (совет, указание)

- Устранение допущенных ошибок

- Закрашивание изображения

- Анализ детских работ

Перед исполнением можно наметить последовательность работы, вспомнить технику, в процессе изображения – сравнивать изображение с натурой.

Изображение по памяти – воспроизведение какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Чаще всего проводится в старшей, подготовительной группах.

Подбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные. Возможно изображение природы. Важно, чтобы объект хорошо запоминался.

Данный вид изображения организуют чаще всего после целенаправленного наблюдения или обследования, где даётся установка внимательно рассмотреть, запомнить, чтобы как можно похоже изобразить. Обращается внимание на особенности предмета, его детали. Такая предварительная работа может быть организована утром или накануне организованной деятельности.

Перед изображением предлагается вспомнить и представить картину, продумать, с чего начать работу. Во время анализа детских работ отмечается качество запоминания и исполнения образа. Можно сравнить полученные изображения с тем предметом, который рассматривали накануне.

 

14. Способы организации коллективной продуктивной деятельности.

Коллективная деятельность определяется педа­гогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с це­лью достижения высокого уровня активности, коллективной общ­ности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потен­циала и комфортности.

В конце 90-х гг. вышло учебное пособие Т.С.Комаровой и А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей», в котором кол­лективная деятельность рассматривается как эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Авторы пишут: «Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирова­ния общественно ценностных мотивов». Совместный труд, по их мнению, обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую актив­ность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится рабо­тать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного вос­питания детей.

Учебное пособие, разработанное Т.С.Комаровой и А.И.Савенко­вым, предназначено для педагогов дошкольных учреждений. В нем рассматриваются разнообразные формы и методы организации кол­лективной деятельности на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, раз­работанной Т.С.Комаровой и А.И.Савенковым. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выде­ленные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-пос­ледовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого за­мысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого стано­вится частью общей композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда резуль­тат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совмест­но-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной дея­тельности, проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей в коллективную деятельность, выделим приемы организации процес­са коллективного творчества и принципы составления коллектив­ных композиций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...